И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и моська» – 2 часа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Краткая биография.

Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Внеклассное чтение: Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот» – 1 час

Легенда

В этом разделе собраны литературные произведения, имеющие в своей основе легендарное событие, как событие имеющее реальную основу. Таким образом, это следующий этап развития основной идеи курса 5 класса – соотношение реального и фантастического в произведении. Легенда как жанр фольклора намеренно не рассматривается. В разделе представлены произведения разной жанровой природы. 


А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (1 час)

Это философское стихотворение обычно изучается в 9 классе, однако главная его идея – добро и зло – вполне, если не гораздо лучше, чем в более старшем возрасте, понятно 5классникам.

Историко-культурная основа стихотворения (подавление декабристского восстания, навеянные, в частности и этим, размышления поэта о проблеме человеческой власти, природе добра и зла).

Образ дерева в мировой мифологии. Древо познания добра и зла в христианстве. Анчар как редуцированная идея древа познания добра и зла – древо зла, стоящее «как грозный часовой» на границе мира людей.

Композиция стихотворения: состоит из двух идейных частей, противопоставленных при помощи союза «но». В первой части – зло в природном мире, во второй – в мире людей. Жажда власти как причина зла в человеческом мире. Образы двух людей в стихотворении. Обратить внимание на изменение их номинаций (от «человека человек» до «раб» VS «непобедимый владыка»).

Методика: Это произведение целесообразно прочитать в классе, используя прием медленного чтения. Целесообразно задавать вопросы, акцентирующие внимание на частях важных идейных частях стихотворения и стимулирующие размышление. Например: «Что делает часовой? Почему часовой?» Ожидаемый ответ: «Сторожит что-то», «Отмечает границу между чем-то и чем-то…» В зависимости от степени подготовленности класса можно намекнуть на идею «древа зла» вместо «древа познания», «день гнева» - день грехопадения. Другие возможные вопросы для подготовленной аудитории: «Почему зверь и птица не идут?» - «Они не знают плод древа зла, а человек знает». И обязателен вопрос: «Кто больше боится, тот, кто посылает, или тот, кого посылают?» Ответ очевиден: «Тот, кто посылает». «А стрелы вернутся?» - «Вернутся». Таким образом можно показать круговорот зла в мире.

Итак, главные идеи для 5 класса – появление, существование и распространение зла в мире. Здесь можно вспомнить понятие притчи, если оно вводилось.

Задание А (стр. 215). Для полноценного понимания литературного произведения необходимы фоновые знания, важнейшими из которых являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении. Пятиклассники, к сожалению, не обладают такими знаниями. Практика преподавания истории сегодня предусматривает изучение в 5 классе истории древнего мира. Частично восполнить этот пробел помогают вопросы, подобные указанному выше вопросу А. Организовать работу учитель может по-разному (с учетом особенностей класса и уровня его подготовки): беседа с учащимися перед чтением текста, самостоятельные поиски ответа на вопрос дома (как предлагается в учебнике) и индивидуальные сообщения учащихся, слово учителя. Можно завести специальные страницы в тетради для кратких записей исторических сведений.

Добавить задания на лексику – трудно идет.

 

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы»  (1 час)

Историко-культурная основа стихотворения (арабский восток в русской поэзии начала XIX в. как пространство, ассоциированное с философскими вопросами, проблемой судьбы).

Основная проблема произведения – проблема жизненного выбора, ропот на судьбу, отказ от своего назначения. Образы главных героев – трех пальм, человеческие черты. Роптание на судьбу как причина гибели трех пальм. Идея приятия бытия.

Это стихотворение, как и «Анчар», имеет перспективное значение для старших классов. О них обязательно вспомним, когда будем изучать «Преступление и наказание».

Задания Г.1, Г.2 (стр. 221). Эти вопросы могут стать основой самостоятельной научно-исследовательской (проектной) работы учащихся.  


 

«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) (2 часа)

История и время создания. Нестор летописец (краткие сведения о нем). Летопись как один из истоков древнерусской литературы, соединение в ней явлений разной природы (историческое, юридическое, дидактическое, легендарное). Фольклорные элементы.

Особенность стиля летописи – нацеленность на передачу информации. Поэтому нет характера героев, оценки их поступков.

Добавить задания на лексику

 

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (2 часа)

Историко-культурная основа стихотворения: интерес к теме истории в литературе 20-х гг. XIX в. Источник сюжета – легенда об Олеге, пересказанная Н.М.Карамзиным в «Истории государства российского» (в свою очередь Карамзин опирался на летописи).

Главные герои – князь Олег и кудесник. Они имеют явные черты характеров. Сравнение этих образов.

Композиция «Песни»: идейно-смысловые части (описание князя Олега, встреча с кудесником и предсказание, пир через много лет, князь Олег навещает могилу коня и гибнет, похороны князя Олега) не соотносятся во времени так жестко, как в «повести временных лет». Сравнить язык двух произведений. Выводы: в «Повести» внимание на изложении фактов, в «Песни» – на художественной идее, т.е. именно художественный вымысел дает возможность автору выразить свои идеи. Основные темы (судьба, вера и неверие, мужество и слабость, свобода выбора или несвобода, верность другу или предательство).

Трудно читать и выучить наизусть – задания на лексику.

 

Внеклассное чтение. Легенда о Томасе Лермонте – 1 час

 

Ответы к итоговым заданиям учебника. Часть I (стр. 237)

Задание В.

В1. Что мы называем искусством слова? (литература)

В2. Как называется сказка, сочиненная и записанная одним или несколькими авторами? (авторская)

В3. Каким словом обозначают прием, когда предмет или явление названо не так, как обычно, а другими словами? (иносказание)

В4. Какое произведение устного народного творчества является кратким изречением, выражающим суждение о жизненном явлении? (пословица)

В5. Каким термином обозначают произведение, написанное в форме разговора действующих лиц и предназначенное для постановки на сцене? (драма)

Часть 2

Обосновать порядок следования авторов в разделе «Роман, повесть, рассказ»:

Дефо

Грин                      сильный характер, необычный человек

Платонов

 

Тургенев               детская фантазия / воображения

Казаков

 

Лондон                 ребенок в мире взрослых / воля

Астафьев

 

О’Генри                юмор

Зощенко

 

Часть 2

Этот необычный мир…<виньетка, как в Программе>



Лирическое стихотворение

Мир чувств

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

Цель литературного образования – воспитание личности, развитой духовно и нравственно. Важным фактором решения этой задачи становится формирование умения воспринимать лирическое произведение, т.к. именно лирика непосредственно воздействует на чувства человека. В кратком словаре литературоведческих терминов (Под. ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева) дается следующее определение лирики: «Один из трех родов литературно-художественных произведений. Лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями». Одна из форм существования лирики – лирическое стихотворение. Это небольшое по форме поэтическое произведение, цельность, красоту и мелодичность которому дают ритм и рифма. Такое определение дается в учебнике в статье «Лирическое стихотворение»[12] (часть 2, с.20)

Знакомя учащихся с этим жанром, авторы учебника указывают, что истоками лирических переживаний могут быть любовь, дружба, природа, отношение к жизни, родине. Если учесть особенности данного возрастного периода, то становится ясна логика выстраивания литературного материала.

Открывают тему послания А.С.Пушкина. В них поэт обращается к миру чувств, самыми доступными среди которых являются дружба и привязанность. До пятиклассников важно донести, что основой данных поэтических произведений стали жизненные впечатления. Иначе, контрастно звучат мотивы одиночества и грусти в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. Ребенок получает первое представление о настроении поэтического произведения, учится разнообразию чувств.

Дальше авторы программы переносят читателя в мир природы. Эта тема не нова: учащиеся знакомятся с пейзажной лирикой еще в начальной школе. Задача данного этапа – показать, как мир природы связан с миром человека. Введение понятия «лирический герой» способствует выявлению этой взаимосвязи. Именно настроение лирического героя становится путеводной нитью, ведущей от одного стихотворения к другому.

Начинается разговор о мире природы со стихотворений А.А.Фета. В них через образ природы раскрываются такие важные философские темы, как тема родины, дома, детства (понятие «философские» уже знакомо учащимся по легендам). Картины природы помогают почувствовать настроение лирического героя: покой, радость, упоение жизнью.

Стихотворения А.А.Фета созвучны по настроению поэтическим произведениям Ф.И.Тютчева. В них гармония природы и человека, разнообразие чувств, насыщенность действием. Эти лирические произведения могут стать основой для разговора о красоте природы родного края, о смене времен года. Но не следует избегать разговора о философском подтексте пейзажной лирики Тютчева: в жизни человека, как и в природе, бывают разные этапы, каждый из которых по-своему прекрасен.

На первый взгляд, кажется, что стихотворение Н.А.Некрасова нарушает выстроенную концепцию подбора лирических произведений. Однако это не так. Стихотворение «Крестьянские дети» не только позволяет подвести некоторый итог, но и расширяет представления учащихся о лирическом стихотворении. Разговор вновь возвращается к жизненным впечатлениям как основе литературного произведения. Анализ сюжета и композиции стихотворения помогают раскрыть замысел автора, идею произведения: показать две «стороны медали» жизни крестьянских детей. Природа здесь не храм, а мастерская, фон, на котором четче проступают черты их нелегкой участи. В финале образ природы приобретает символическое звучание и выражает авторскую позицию. Таким образом, пятиклассники получают представление о том, что лирическое стихотворение может иметь не только философскую, но и социальную направленность.

Следующие два стихотворения – И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» и С.А.Есенина «Береза» – могут стать основой для самостоятельной работы по анализу лирического стихотворения, т.е. закрепления полученных знаний. Образы природы, созданные этими поэтами, понятны и доступны воображению учащихся. Задания учебника обращают нас к исследованию изобразительно-выразительных средств языка. На ознакомительном уровне вводятся понятия «контраст», «композиция стихотворения», «эпитеты», «лексический повтор», «олицетворение».

Урок внеклассного чтения предполагает обращение к произведениям Гете и Гейне. Авторы учебника предлагают сравнить переводы, выполненные русскими поэтами разных эпох. Это позволяет вернуться к проблеме лирического героя, к роли пейзажа в раскрытии авторского замысла.

Таким образом, в теме «Лирические стихотворения» мир природы представлен во всем многообразии. Учащиеся получают первое представление о роли пейзажа в литературном произведении, о его художественном своеобразии. Приобретая навыки анализа поэтического текста, пятиклассники, прежде всего, учатся чувствовать настроение стихотворения, а потом выявлять средства, которыми оно создается. Умение воспринимать лирическое стихотворение способствует развитию духовного мира ребенка, обогащению его эмоциональной сферы.

Несомненная заслуга авторов учебника в том, как выстроена система заданий. Она позволяет познакомить учащихся с такими литературоведческими понятиями, как: лирическое стихотворение, лирический герой, ритм, рифма, лирическое послание, тема и идея стихотворения, композиция и сюжет, контраст, эпитеты, сравнения, олицетворение, лексические повторы, звукопись. Понятия, обозначенные курсивом, вводятся в данной теме, работа с остальными носит пропедевтический характер и направлена на формирование навыка анализа поэтического текста.

В заключение следует заметить, что стихотворения А.С.Пушкина «Няне», М.Ю.Лермонтова «Молитва», Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» включены в стандарты общего образования по литературе и в кодификатор по ЕГЭ 2010 года. Они же рекомендованы к заучиванию наизусть («Крестьянские дети» - отрывок).

А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину»1 час

Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») 2 часа

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворений.Мир природы

А.А.Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику» – 2 часа

Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворений.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 167.