Особенности программы по литературе УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литература. 5 класс

Методические рекомендации

Аннотация:

Методическое пособие является частью УМК по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной. В пособии даны рекомендации по работе со всеми разделами учебника, материал для изучения теоретико-литературных понятий, проведения творческих работ учащихся и занятий по внеклассному чтению, а также приведены планы-конспекты уроков, составленные учителями Ярославской области: список

Благодарность

Авторы УМК выражают глубокую признательность за поддержку и плодотворное сотрудничество учителям г. Ярославля и Ярославской области, чьи разработки уроков вошли в данное пособие: список

Содержание

Программа 5 класса ……………………………………………………………………………..

Особенности программы по литературе УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной …………………………………………………………………………………

Как и для чего мы изучаем литературу в 5 классе …………………………………………..

Общие принципы работы по учебнику ……………………………………………………….

Методический комментарий к изучению основных разделов учебника ……….………....

Разработки уроков ……………………………………………………………………………..

Методические рекомендации к работе по развитию речи ………………………………….

Уроки внеклассного чтения ………………………………………………………………..

Планирование как основа творческого преподавания ……………………………………..

Рабочая программа ……………………………………………………………………………..

Ответы к рабочей тетради ……………………………………………………………………..



Особенности программы по литературе УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной

Программа по литературе для 5-11 классов направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования первого и второго поколений, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе 2004 г. и примерной программы по литературе 2010 г.

Особенностью данной программы является гибкое сочетание общих базовых требований и возможность их творческой педагогической и методической интерпретации. Успешное выполнение программы обеспечит компетентностный подход, применяемый с учетом познавательного и деятельностного видов компетенции.

Программа построена по принципу последовательного и обоснованного развития учебного процесса, организованного двумя ведущими положениями: преемственность этапов обучения и определением для каждого этапа актуальной теоретико-литературной и методической идеи.

При этом программа 5-8 классов построена на сочетании проблемно-тематического, хронологического и концентрического принципов. Историко-хронологический принцип вводится на этапе 9-11 классов.

Учебно-методический комплект для 5 класса средней школы состоит из учебника в 2 частях, рабочей тетради, методического пособия для учителя, а также хрестоматии по внеклассному чтению и дополнительных наглядных материалов на CD-ROM.

Методический комментарий к изучению основных разделов учебника

Часть I.

Литература как искусство слова (1 час)

Вводное занятие, цель которого – определить специфику предмета литературы, показать отличие нового предмета от изучавшегося в начальной школе (литературное чтение). Здесь необходимо охарактеризовать «вымысел» как неотъемлемую составляющую литературы, определить соотношение вымышленной реальности в литературном произведении и реальной жизни. Для наглядности можно привести определение Ожегова или Даля.

Методический комментарий. Задание А.1 (стр. 5). Поможем учащимся осознать, что предмет Литература предполагает не только чтение, но и осмысление художественного текста.

Задание Е (стр. 6). Можно завести специальный словарик или выделить страницы в тетради по литературе для записи ключевых понятий. Необходимо помнить: указанные понятия следует включать в активный словарь пятиклассников. Предостерегаем от заучивания толкований! Работаем над их осмыслением!

Реальность и вымысел. <виньетка, как в Программе>

Фольклор

В разделе «Фольклор» в 5 классе изучаются следующие жанры:

Загадки, пословицы, поговорки (малые жанры фольклора) – 1 час

Русские народные сказки – 3 часа

Внеклассное чтение: Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – 1 час

В качестве примеров сказок в учебник включены: «Хрустальна гора» - волшебная сказка, «Как старик домовничал» - бытовая сказка, «Лиса и тетерев» - сказка о животных. 

Выбор именно этих сказок обусловлен тем, что они, с одной стороны, являются типичными примерами этих видов сказок, наглядно демонстрируют особенности каждого из них; с другой стороны, они достаточно новы в школьной программе.

Задачи данного раздела – развить представление учащихся о фольклоре, полученное в начальной школе; сформировать представление о художественном вымысле, поскольку именно фольклорные произведения, прежде всего, сказки служат для этого наглядным материалом.

«Фольклор» – тема, отчасти известная пятиклассникам из начальной школы. Приведенные в этом разделе тексты доступны для понимания, теоретически материал адаптирован к восприятию пятиклассниками, поэтому полагаем, что приведенные в данном разделе вопросы и задания не вызовут особых проблем. Даже те задания (В и Ж), которые ориентированы не на всех учащихся, могут быть адресованы всему классу.

Методический комментарий. Особое внимание в этом разделе обращаем на задания Г – формирование коммуникативных (речевых) умений. Зачастую начальная школа не выполняет задачу формирования этих умений, а без свободного владения речью невозможно постижение литературного произведения.

Поэтому возьмем за правило:

· большие по объему тексты читаем дома, но читаем выразительно в классе необходимые для анализа фрагменты;

· категорически не принимаем односложные ответы. На уроке литературы надо рассказывать, рассуждать, читать выразительно (в том числе наизусть);

· учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Изучение литературы – это диалог, беседа;

· при оценке ответа опираемся на приведенные в приложении памятки. Приучим учащихся пользоваться этими памятками при выполнении коммуникативных заданий;

· учим пятиклассников слушать. Постепенно (не вводя терминов) начинаем овладевать приемами глобального, детального, критического слушания. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)

Задания Д устанавливают общность и различие между разными видами искусства. Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Отметим особо: иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его.

В задании Б.1 (стр. 9) учащиеся впервые встретятся с заданиями, начинающимися со слова «Объясни…». Следует обратить на это внимание пятиклассников. От них требуется не просто пересказать фрагмент текста, а ответить, рассуждая, на поставленный проблемный вопрос. Чтобы облегчит задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника, того, кому он будет объяснять, или представит вымышленного собеседника.

 

Малые жанры фольклора

Основное содержание раздела. Фольклор как выражение народного миропонимания. Время возникновения фольклора. Понятие о малых жанрах фольклора. Фольклористика – наука, изучающая фольклор, которая возникла в XIX в. Необходимо упомянуть известных отечественных фольклористов, заложивших основу этой науки – Федор Иванович Буслаев, Александр Николаевич Афанасьев (сборник «Народные русские сказки»).

Пословицы. В учебнике приведено адаптированное к детскому пониманию определение пословицы: «пословица – это краткое изречение, в котором высказывается суждение (мысль) о жизненных явлениях или дается им оценка. Поговорка придает речи выразительность, она делает ее красочной и точной»[2]. На усмотрение учителя можно ввести более сложное: словарь фолькл терм. Следует подчеркнуть отражение в пословицах исторических событий, обычаев и верований русского народа; назвать основные группы пословиц: исторические, бытовые (оценка жизненным явлениям), поучительные и т.д.

Поговорки. Как и в случае пословиц, определение, данное в учеьнике, может быть расширено: словарь фолькл терм. Следует отметить конструктивное и функциональное отличие поговорки от пословицы: пословица как логическое построение обычное двучленна, а поговорка одночленна; пословица выступает как самостоятельное высказывание, а поговорка лишь дополняет сказанное.

Загадки. Адаптированное к детскому восприятию определение загадки: «краткое иносказательное наименование или описание предмета (явления), содержащее в себе отгадку»[3], - может быть расширено словарь фолькл терм. Иносказание как основа загадки. Загадка развивает в человеке сообразительность, догадливость. Загадка – один из древнейших жанров фольклора, появившийся еще в первобытное время. Прибегая к иносказанию древний человек желал скрыть свои намерения от окружающего мира и тем самым обеспечить себе удачное завершение задуманного. Позднее крестьянский быт предписывал загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. Например, вплоть до XIX в. загадки были обязательной частью свадебного обряда.

Подводя итог изучению данной темы следует отметить роль фольклора в национальной культуре и литературе, современном языке и речи.

Методический комментарий. Задание А.2 (стр. 10). Можно попросить пятиклассников составить таблицу или схему, помогающую различать пословицы и поговорки. Объяснять различие будет удобнее с помощью составленной таблицы.

Задание В.5 (стр. 14). Особое внимание уделим ответу на данный вопрос. «Иносказательность» текста может быть трудна для восприятия пятиклассниками. Однако без осознания этого свойства художественного образа невозможно дальнейшее изучение литературы.

На уроках по изучению малых жанров фольклора важно организовать игровую и творческую деятельность учащихся, например: собери «рассыпавшиеся» пословицы, узнай пословицу по началу; аукцион пословиц и поговорок на тему…; конкурс загадок и др. Творческие работы учащихся могут быть представлены в виде собственных сборников пословиц и загадок, рисунков, иллюстрирующих какую-либо загадку или пословицу, кроссворды по сказкам и др.

 

Русские народные сказки

Основное содержание раздела. В тексте «Русские народные сказки»[4] приводится описательное определение сказки. В конце занятии следует подытожить это определение: сказка – один из основных жанров фольклора, как правило прозаическое произведение с установкой на вымысел. Говоря о сказках, следует отметить их исходно устное бытование.

В разделе представлены основные типы сказок: волшебные, о животных, бытовые, охарактеризованы художественные особенности каждого типа сказок.

Волшебная сказка представлена в учебнике сказкой «Хрустальная гора». Выбор именно этой сказки обусловлен тем, что при своей лаконичности она содержит все основные структурные элементы волшебной сказки (зачин, прием троекратного повторения, присказка, концовка; волшебные, сказочные герои, волшебные помощники, волшебные предметы и средства и т.д.), динамична по сюжету и не изучалась в младшей школе, т.е. интересна для чтения. Добродетель и добро как нравственная основа волшебной сказки.

После текста сказки «Хрустальная гора» в учебнике помещен учебный текст «Как строится сказка», в котором в доступной форме излагаются основные идеи работ В.Я.Проппа «Морфология сказки» и «Как строится сказка». Задача – ненавязчиво дать представление о структуре сказки, устойчивости и повторяемости ее элементов, а через это выйти на другую важную идею – дать понятие об устойчивых эпитетах (например, «добрый молодец», «красна девица»), объяснить, почему они возникают именно в сказках. Дело в том, что сказки существуют по определенным «правилам»: в них жестко разграничены добро и зло, отсюда – устойчивое разделение героев на добрых и злых и, следовательно, устойчивые определения как проявление положительных (обратить внимание учащихся, что нет устойчивых эпитетов для отрицательных черт) качеств, при том, что характеры героев в сказке подробно не описаны. Удобно ввести понятие устойчивый эпитет (на материале сказок), а затем эпитет (на материале авторской литературы).

Сказка о животных представлена сказкой «Лиса и тетерев». Говоря об этом типе сказок, следует подчеркнуть иносказательность как основу сказок о животных и поучительность как обязательную черту сказок этого типа. 

Бытовая сказка представлена сказкой «Как старик домовничал». Следует отметить отражение в бытовых сказках народного уклада жизни и нравов, поучительность бытовой сказки.

Методический комментарий. Задание Г (стр. 22). Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории».

Задание А (стр. 25). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст».

Для расширения читательского кругозора по данной теме предлагается обсудить на уроке внеклассного чтения волшебную сказку «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Если класс хорошо и много читающий, учитель может расширить задачи урока, предложенного авторами, и провести работу не по одной сказке, а по нескольким. Тогда творческими формами урока внеклассного чтения могут быть конкурс «Знатоки русских народных сказок», викторина «Знаешь ли ты сказки?», инсценирование сказки или фрагментов разных сказок, конкурс рисунков и поделок к любимым сказкам и т.д.

Изучение данной темы продолжается при организации внеклассной работы по предмету. Пример организации праздника по теме «Фольклор» «Где каша, там и наши» приводится в разделе «Внеклассные мероприятия».

 

Продолжая общую идейную тенденцию учебника, произведения внутри раздела расположены в порядке последовательного убывания явно выраженного вымысла: «Мертвая царевна..» - явный вымысел, и расписать все ост

В разделе представлены произведения русских и зарубежных авторов, в частности, «Щелкунчик»[5]. Это позволяет представить параллельно образцы отечественной зарубежной литературы. Кроме того, в раздел включены произведения разных литературных форм: «Мертвая царевна» - поэтическая форма, «2 клена» - драматургическая, все остальные – прозаические.

Таким образом основные задачи данного раздела – во-первых, сформировать представление об отличии фольклорной сказки от литературной сказки, т.е. произведения, имеющего автора; во-вторых, дать самое общее представление о формах литературных произведений (поэтическая, драматургическая, прозаическая). Эта информация вводится на уровне созерцания, теоретическое оформление она получит на этапе 7 класса.

Произведения, включенные в данный раздел, не входят в кодификатор ЕГЭ. Однако в них есть элементы содержания, проверяющие знания учащихся по теории и истории литературы: фольклор и жанры фольклора (код 1.2), художественный вымысел, фантастика (код 1.5), литературные роды: драма (код 1.7), авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция (код 1.8), изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, гипербола (код 1.12).

На примере этих сказок можно отрабатывать выразительное чтение наизусть фрагментов из художественной прозы и драмы: это могут быть описания природы («Ночь перед Рождеством», «Кладовая солнца»), диалога («Два клёна», «То, чего не было»), монолога («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

 

В разделе «Авторская сказка» появляется не встречавшийся ранее тип текста – текст об авторе. Он тоже содержит предваряющие задания. Обязательно выполняем их.


А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (2 часа)

Нравственная проблематика сказки: проблема добра и зла, истинного и ложного. Образы героев. Черты фольклорной сказки (волшебные предметы, герои-помощники, фольклорные эпитеты (красна девица, месяц ясный, красно солнце), повторы, пословицы: аль товар не по купцам, спрос не грех). Поэтическое мастерство Пушкина, соединившего в своем произведении черты фольклора и литературы. Можно расширить представление учащихся о Пушкине-сказочнике, спросив, какие еще сказки им знакомы:

· «Жених» (1825) – Пушкин включил ее в собрание сочинений в разделе сказок. Написана по сюжету братьев Гримм.

· «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830 г.) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. [6]

· «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831 г.) начата еще в 1828 году, написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной.

· «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833 г.) – сюжет широко распространен в фольклоре разных народов. Непосредственный источник – сказка «О рыбаке и его жене» из сборника сказок братьев Гримм.

·  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833 г.) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. Сходные сюжеты в сказке Ш.Перро «Спящая красавица» и В.А. Жуковского «Спящая царевна».

· «Сказка о золотом петушке» (1834 г.) – сюжет взят из «Легенды об арабском звездочете» сборника новелл Вашингтона Ирвинга «Сказки Альгамбры».

Idea: Можно обратить внимание учащихся на то, что большинство сказок Пушкина написано по сюжетам сказок, рассказанных его няней – Ариной Родионовной. Сказать несколько слов о ней. Это даст возможность связать данную тему с материалом из 2й части учебника, когда речь зайдет о жанре лирического послания – стихотворении «Няня».

Сказка чрезвычайно удобна для продолжения темы «устойчивые эпитеты» и «эпитеты». Кроме того, следует обратить внимание на сходство элементов фольклорной сказки и авторской сказки. Для этого предложить учащимся найти в сказке Пушкина компоненты фольклорной сказки – повторы, подхваты и т.п. См. соответствующее задание в рабочей тетради.

При чтении текста «Сказки о мертвой царевне» учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски.

Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (задание Ж, стр. 57). Подчеркнем, что это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельного выполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера. Это будет прообразом проектной деятельности.

В качестве наглядного материала можно использовать м/ф или фильм. 


Е.Л.Шварц. Сказка «Два клена» (2 часа) увеличить до 3 часов?

Краткая биография Шварца.

Задачи: пьеса выбрана для того, чтобы дать учащимся представление о драме как роде литературы. Понятие о родах литературы очень важно для 5 класса, чтобы дальше это было в порядке вещей. В тексте «Что такое драма» слово «род» вводится. Учитель может в самых общих чертах (на этапе 6-7 классов об этом будет говориться подробнее) дать определение «род литературы» следующим образом: «Это способ, при помощи которого автор…», - и предложить (например, написать на доске)учащимся выбрать из 3 вариантов продолжения: «отражает», «отображает» или «порождает» «действительность». Ответы могут быть разными, наша же цель – привлечь внимание к тому, что «род» и «порождать» - однокоренные слова. Таким образом, мы намекаем, что форма зависит от идеи. 

Необходимо обратить внимание учащихся на особенность поэтики Шварца: в своих произведениях автор опирается на героев известных сказок, прежде всего, Г.Х.Андерсона. Например, «Снежная королева», «Голый король».

Образы героев. Черты сказки: волшебные герои, ситуация путешествия и испытания главных героев. Черты реальности: отражение событий недавней войны: муж Василисы погиб в бою со Змеем-Горынычем. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. Рассмотреть подробнее образ Бабы-Яги (ее речевые характеристики), характеристика персонажа.

Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Структура драматургического произведения: разделенность на действия (акты, явления), авторские ремарки, реплики героев. Каждое действие организовано вокруг ключевого эпизода.

«Два клена» – одна из наиболее популярных детских пьес. По возможности отвести детей посмотреть спектакль в театр. Можно сделать постановку. 

Задание Е (стр. 60). Уделим особое внимание работе с терминами. Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен. Без включения этих понятий в активный словарь школьников невозможно дальнейшее изучение драмы на уроках литературы. Например, можно на уроке предложить ребятам разгадать чайнворд:

1, 7. Большая часть драматического произведения.

2. Речь героя драматического произведения.

3, 5, 6. Более мелкие части драматического произведения.

4. Короткие замечания автора пьесы.

 

      1.            
      ìд       3    
  2 êр е п л И ìк а  
      й       а    
      с   4   р    
      т   ìр   т    
  5 êя в л е Н и е  
      и   м   н    
6 êс ц е н а 7 êа к т
          р        
          к        
          а        
                   

 

      1.            
      ìд       3    
  2 êр е п л и ìк а  
      й       а    
      с   4   р    
      т   ìр   т    
  5 êя в л е н и е  
      и   м   н    
6 êс ц е н а 7 êа к т
          р        
          к        
          а        



Басня

Начиная изучать данный раздел целесообразно обсудить разницу между сказкой Гаршина и собственно баснями, чтобы понять специфику жанра.

Структура авторской программы совершает переход от мира сказки к миру басни неслучайно: у этих двух жанров много общего. Кроме того, учащиеся знакомятся с басней еще в начальной школе и уже имеют представления о ее художественном своеобразии. Наличие в авторской программе басен «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська» не перегружает содержание, т.к. данные басни изучались в начальной школе (в большинстве программ, особенно в программах развивающего обучения). Планируя свою работу, следует это учитывать.

Авторская концепция изучения басни раскрывается в определении, данном в учебнике литературы для 5 класса: «Басня – это краткий критический и поучительный рассказ, переданный в иносказании с применением аллегорических образов и содержащий мораль как обращение к читателю или слушателю»[8].

Программа рекомендует учителю ознакомить учащихся с такими понятиями, как образы и сюжеты басни, аллегория, мораль. Желательно сравнить басни и сказки о животных. Расширение и углубление знаний о басне происходит в процессе работы с теоретическим материалом учебника. Учащиеся получают представление о басне как эпическом жанре литературы, особенностях ее композиции, видах комического. Задание «Проверь себя»[9] предлагает следующий понятийный перечень: аллегория, аллегорический образ, аллегорический смысл, иносказательная речь, иносказательный смысл, комическая ситуация, сатирический смех, сатира. Кроме того, школьники знакомятся с историей жанра, с именами наиболее известных баснописцев (Эзоп, Лафонтен, И.И.Дмитриев). В статье о творчестве И.А.Крылова авторы также касаются вопроса об оригинальных произведениях и авторских переложениях широко известных басен.

Первая басня – «Ворона и Лисица» - переложение басни Эзопа. Она хорошо известна и любима школьниками с начальной школы. Поэтому работу с ней следует построить в ином ключе: провести сравнительный анализ басни И.А.Крылова со сказкой «Лиса и тетерев», а также с басней Эзопа «Ворон и Лисица». В ходе этой работы учащиеся учатся не только выявлять жанровые черты, анализировать композицию, язык и образы басни, но и делать выводы о своеобразии басен И.А.Крылова. Раскрывая комизм ситуации, необходимо заострить внимание пятиклассников на том, какой вид смеха использует в своем произведении баснописец, объяснить, почему, подсмеиваясь над слабостями человека, И.А.Крылов шутит легко и добродушно.

Басня «Свинья под Дубом» отличается от предыдущей не только оригинальностью сюжета, но и характером смеха. В чем отличие юмора от сатиры? На этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в вопросе В 3[10]. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество. Таким образом, мы раскрываем значение выражения «критический и поучительный рассказ» (см. определение басни).

Анализируя миниатюры «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Слон и Моська», учащиеся углубляют свои знания об иносказательности басни, аллегоричности ее языка, дают характеристику героев, определяют виды смеха. Задания учебника помогают выстроить работу так, чтобы актуализировать полученные знания.

Учебник содержит ряд заданий творческого и игрового характера. Например, после изучения басни «Лебедь, Щука и Рак» учащимся предлагается привести в качестве примера жизненные ситуации, в которых уместно было бы вспомнить мораль этой басни. Как итоговое задание Ж[11] к теме предлагается чайнворд по высказываниям героев басен.

В заключение следует отметить, что в кодификаторе по ЕГЭ данных произведений нет. Однако есть элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ:

· жанры устного народного творчества (код 1.2),

· роды и жанры литературы (код 1.7),

· речевая характеристика героя (код 1.8),

· сюжет и композиция (код 1.8),

· виды комического – юмор и сатира (код 1.11);

аллегория (код 1.12).

 

Легенда

В этом разделе собраны литературные произведения, имеющие в своей основе легендарное событие, как событие имеющее реальную основу. Таким образом, это следующий этап развития основной идеи курса 5 класса – соотношение реального и фантастического в произведении. Легенда как жанр фольклора намеренно не рассматривается. В разделе представлены произведения разной жанровой природы. 


А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (1 час)

Это философское стихотворение обычно изучается в 9 классе, однако главная его идея – добро и зло – вполне, если не гораздо лучше, чем в более старшем возрасте, понятно 5классникам.

Историко-культурная основа стихотворения (подавление декабристского восстания, навеянные, в частности и этим, размышления поэта о проблеме человеческой власти, природе добра и зла).

Образ дерева в мировой мифологии. Древо познания добра и зла в христианстве. Анчар как редуцированная идея древа познания добра и зла – древо зла, стоящее «как грозный часовой» на границе мира людей.

Композиция стихотворения: состоит из двух идейных частей, противопоставленных при помощи союза «но». В первой части – зло в природном мире, во второй – в мире людей. Жажда власти как причина зла в человеческом мире. Образы двух людей в стихотворении. Обратить внимание на изменение их номинаций (от «человека человек» до «раб» VS «непобедимый владыка»).

Методика: Это произведение целесообразно прочитать в классе, используя прием медленного чтения. Целесообразно задавать вопросы, акцентирующие внимание на частях важных идейных частях стихотворения и стимулирующие размышление. Например: «Что делает часовой? Почему часовой?» Ожидаемый ответ: «Сторожит что-то», «Отмечает границу между чем-то и чем-то…» В зависимости от степени подготовленности класса можно намекнуть на идею «древа зла» вместо «древа познания», «день гнева» - день грехопадения. Другие возможные вопросы для подготовленной аудитории: «Почему зверь и птица не идут?» - «Они не знают плод древа зла, а человек знает». И обязателен вопрос: «Кто больше боится, тот, кто посылает, или тот, кого посылают?» Ответ очевиден: «Тот, кто посылает». «А стрелы вернутся?» - «Вернутся». Таким образом можно показать круговорот зла в мире.

Итак, главные идеи для 5 класса – появление, существование и распространение зла в мире. Здесь можно вспомнить понятие притчи, если оно вводилось.

Задание А (стр. 215). Для полноценного понимания литературного произведения необходимы фоновые знания, важнейшими из которых являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении. Пятиклассники, к сожалению, не обладают такими знаниями. Практика преподавания истории сегодня предусматривает изучение в 5 классе истории древнего мира. Частично восполнить этот пробел помогают вопросы, подобные указанному выше вопросу А. Организовать работу учитель может по-разному (с учетом особенностей класса и уровня его подготовки): беседа с учащимися перед чтением текста, самостоятельные поиски ответа на вопрос дома (как предлагается в учебнике) и индивидуальные сообщения учащихся, слово учителя. Можно завести специальные страницы в тетради для кратких записей исторических сведений.

Добавить задания на лексику – трудно идет.

 

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы»  (1 час)

Историко-культурная основа стихотворения (арабский восток в русской поэзии начала XIX в. как пространство, ассоциированное с философскими вопросами, проблемой судьбы).

Основная проблема произведения – проблема жизненного выбора, ропот на судьбу, отказ от своего назначения. Образы главных героев – трех пальм, человеческие черты. Роптание на судьбу как причина гибели трех пальм. Идея приятия бытия.

Это стихотворение, как и «Анчар», имеет перспективное значение для старших классов. О них обязательно вспомним, когда будем изучать «Преступление и наказание».

Задания Г.1, Г.2 (стр. 221). Эти вопросы могут стать основой самостоятельной научно-исследовательской (проектной) работы учащихся.  


 

«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) (2 часа)

История и время создания. Нестор летописец (краткие сведения о нем). Летопись как один из истоков древнерусской литературы, соединение в ней явлений разной природы (историческое, юридическое, дидактическое, легендарное). Фольклорные элементы.

Особенность стиля летописи – нацеленность на передачу информации. Поэтому нет характера героев, оценки их поступков.

Добавить задания на лексику

 

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (2 часа)

Историко-культурная основа стихотворения: интерес к теме истории в литературе 20-х гг. XIX в. Источник сюжета – легенда об Олеге, пересказанная Н.М.Карамзиным в «Истории государства российского» (в свою очередь Карамзин опирался на летописи).

Главные герои – князь Олег и кудесник. Они имеют явные черты характеров. Сравнение этих образов.

Композиция «Песни»: идейно-смысловые части (описание князя Олега, встреча с кудесником и предсказание, пир через много лет, князь Олег навещает могилу коня и гибнет, похороны князя Олега) не соотносятся во времени так жестко, как в «повести временных лет». Сравнить язык двух произведений. Выводы: в «Повести» внимание на изложении фактов, в «Песни» – на художественной идее, т.е. именно художественный вымысел дает возможность автору выразить свои идеи. Основные темы (судьба, вера и неверие, мужество и слабость, свобода выбора или несвобода, верность другу или предательство).

Трудно читать и выучить наизусть – задания на лексику.

 

Внеклассное чтение. Легенда о Томасе Лермонте – 1 час

 

Ответы к итоговым заданиям учебника. Часть I (стр. 237)

Задание В.

В1. Что мы называем искусством слова? (литература)

В2. Как называется сказка, сочиненная и записанная одним или несколькими авторами? (авторская)

В3. Каким словом обозначают прием, когда предмет или явление названо не так, как обычно, а другими словами? (иносказание)

В4. Какое произведение устного народного творчества является кратким изречением, выражающим суждение о жизненном явлении? (пословица)

В5. Каким термином обозначают произведение, написанное в форме разговора действующих лиц и предназначенное для постановки на сцене? (драма)

Часть 2

Обосновать порядок следования авторов в разделе «Роман, повесть, рассказ»:

Дефо

Грин                      сильный характер, необычный человек

Платонов

 

Тургенев               детская фантазия / воображения

Казаков

 

Лондон                 ребенок в мире взрослых / воля

Астафьев

 

О’Генри                юмор

Зощенко

 

Часть 2

Этот необычный мир…<виньетка, как в Программе>



Лирическое стихотворение

Мир чувств

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

Цель литературного образования – воспитание личности, развитой духовно и нравственно. Важным фактором решения этой задачи становится формирование умения воспринимать лирическое произведение, т.к. именно лирика непосредственно воздействует на чувства человека. В кратком словаре литературоведческих терминов (Под. ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева) дается следующее определение лирики: «Один из трех родов литературно-художественных произведений. Лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями». Одна из форм существования лирики – лирическое стихотворение. Это небольшое по форме поэтическое произведение, цельность, красоту и мелодичность которому дают ритм и рифма. Такое определение дается в учебнике в статье «Лирическое стихотворение»[12] (часть 2, с.20)

Знакомя учащихся с этим жанром, авторы учебника указывают, что истоками лирических переживаний могут быть любовь, дружба, природа, отношение к жизни, родине. Если учесть особенности данного возрастного периода, то становится ясна логика выстраивания литературного материала.

Открывают тему послания А.С.Пушкина. В них поэт обращается к миру чувств, самыми доступными среди которых являются дружба и привязанность. До пятиклассников важно донести, что основой данных поэтических произведений стали жизненные впечатления. Иначе, контрастно звучат мотивы одиночества и грусти в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. Ребенок получает первое представление о настроении поэтического произведения, учится разнообразию чувств.

Дальше авторы программы переносят читателя в мир природы. Эта тема не нова: учащиеся знакомятся с пейзажной лирикой еще в начальной школе. Задача данного этапа – показать, как мир природы связан с миром человека. Введение понятия «лирический герой» способствует выявлению этой взаимосвязи. Именно настроение лирического героя становится путеводной нитью, ведущей от одного стихотворения к другому.

Начинается разговор о мире природы со стихотворений А.А.Фета. В них через образ природы раскрываются такие важные философские темы, как тема родины, дома, детства (понятие «философские» уже знакомо учащимся по легендам). Картины природы помогают почувствовать настроение лирического героя: покой, радость, упоение жизнью.

Стихотворения А.А.Фета созвучны по настроению поэтическим произведениям Ф.И.Тютчева. В них гармония природы и человека, разнообразие чувств, насыщенность действием. Эти лирические произведения могут стать основой для разговора о красоте природы родного края, о смене времен года. Но не следует избегать разговора о философском подтексте пейзажной лирики Тютчева: в жизни человека, как и в природе, бывают разные этапы, каждый из которых по-своему прекрасен.

На первый взгляд, кажется, что стихотворение Н.А.Некрасова нарушает выстроенную концепцию подбора лирических произведений. Однако это не так. Стихотворение «Крестьянские дети» не только позволяет подвести некоторый итог, но и расширяет представления учащихся о лирическом стихотворении. Разговор вновь возвращается к жизненным впечатлениям как основе литературного произведения. Анализ сюжета и композиции стихотворения помогают раскрыть замысел автора, идею произведения: показать две «стороны медали» жизни крестьянских детей. Природа здесь не храм, а мастерская, фон, на котором четче проступают черты их нелегкой участи. В финале образ природы приобретает символическое звучание и выражает авторскую позицию. Таким образом, пятиклассники получают представление о том, что лирическое стихотворение может иметь не только философскую, но и социальную направленность.

Следующие два стихотворения – И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» и С.А.Есенина «Береза» – могут стать основой для самостоятельной работы по анализу лирического стихотворения, т.е. закрепления полученных знаний. Образы природы, созданные этими поэтами, понятны и доступны воображению учащихся. Задания учебника обращают нас к исследованию изобразительно-выразительных средств языка. На ознакомительном уровне вводятся понятия «контраст», «композиция стихотворения», «эпитеты», «лексический повтор», «олицетворение».

Урок внеклассного чтения предполагает обращение к произведениям Гете и Гейне. Авторы учебника предлагают сравнить переводы, выполненные русскими поэтами разных эпох. Это позволяет вернуться к проблеме лирического героя, к роли пейзажа в раскрытии авторского замысла.

Таким образом, в теме «Лирические стихотворения» мир природы представлен во всем многообразии. Учащиеся получают первое представление о роли пейзажа в литературном произведении, о его художественном своеобразии. Приобретая навыки анализа поэтического текста, пятиклассники, прежде всего, учатся чувствовать настроение стихотворения, а потом выявлять средства, которыми оно создается. Умение воспринимать лирическое стихотворение способствует развитию духовного мира ребенка, обогащению его эмоциональной сферы.

Несомненная заслуга авторов учебника в том, как выстроена система заданий. Она позволяет познакомить учащихся с такими литературоведческими понятиями, как: лирическое стихотворение, лирический герой, ритм, рифма, лирическое послание, тема и идея стихотворения, композиция и сюжет, контраст, эпитеты, сравнения, олицетворение, лексические повторы, звукопись. Понятия, обозначенные курсивом, вводятся в данной теме, работа с остальными носит пропедевтический характер и направлена на формирование навыка анализа поэтического текста.

В заключение следует заметить, что стихотворения А.С.Пушкина «Няне», М.Ю.Лермонтова «Молитва», Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» включены в стандарты общего образования по литературе и в кодификатор по ЕГЭ 2010 года. Они же рекомендованы к заучиванию наизусть («Крестьянские дети» - отрывок).

А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину»1 час

Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») 2 часа

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворений.Мир природы

А.А.Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику» – 2 часа

Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворений.

Роман, повесть, рассказ

Задача темы «Роман, повесть, рассказ» - подробнее познакомить учащихся с наиболее распространенными эпическими жанрами, выявить их особенности. Выбор произведений обусловлен не только рекомендациями стандарта и Примерной программы, но и внутренней логикой всего раздела авторской программы. Все названные произведения имеют некоторые общие черты, позволяющие говорить о единстве методической задачи. Проблемы, поднятые в этих произведениях, можно разделить на три основные группы:

· человек в необычной ситуации (Д.Дефо «Робинзон Крузо», А.С.Грин «Зеленая лампа», А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире», Ю.П.Казаков «Оленьи рога», Дж.Лондон «Сказание о Кише», В.П.Астафьев «Васюткино озеро», О,Генри «Вождь краснокожих»);

· человек и природа (Д.Дефо «Робинзон Крузо», И.С.Тургенев «Бежин луг», Ю.П.Казаков «Оленьи рога», Дж.Лондон «Сказание о Кише», В.П.Астафьев «Васюткино озеро»);

· комическое в произведении (О,Генри «Вождь краснокожих», М.М.Зощенко Рассказы из цикла «Лелька и Минька»).

Кроме того, главными героями большинства названных произведений являются дети, что повышает непосредственный читательский интерес.

Каждому из изучаемых произведений предшествует небольшая статья, содержащая сведения о личности и творчестве писателя, а также короткий комментарий к произведению. В программе этот материал носит наименование «Слово о писателе».

Знакомство с эпическими жанрами начинается с романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Следует отметить, что школьникам предлагаются лишь некоторые главы из большого произведения. Это облегчает задачу учителя. Понятие романа как «произведения большого объема» дается во вводной статье, а литературный материал дополняет представления об этом жанре. Школьники выясняют, что события романа могут разворачиваться в течение долгого времени, а предметом изображения становится жизнь человека во всех ее проявлениях. Образ Робинзона Крузо доступен и понятен пятиклассникам. Они легко выявляют положительные и отрицательные стороны его характера, с интересом следят за тем, как герой преодолевает трудности, выпавшие на его долю. Анализ глав заканчивается творческой работой, предложенной авторами учебника: сравнить цитату из Библии об изгнании Адама из рая и содержание романа.

Проблема испытаний и преодоления их является ведущей в произведениях А.С.Грина «Зеленая лампа» и А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире». Сила духа, умение противостоять жизненным невзгодам, любовь к жизни – вот черты, которые объединяют героев этих произведений. Задача учителя - показать, как под влиянием чрезвычайных обстоятельств раскрываются их характеры. Следуя за сюжетом, школьники учатся анализировать проблематику произведения, отбирать материал для характеристики образов героев. Одновременно продолжается работа над своеобразием эпических жанров. Учащиеся находят различия между изученными произведениями и делают самостоятельные выводы о своеобразии жанров рассказа и повести.

Надежда Николаевна! Неувязочка: в программе «Зеленая лампа» названа повестью, а в учебнике – рассказом.

Варианты уроков по произведениям И.С.Тургенева, Дж.Лондона и В.П.Астафьева широко представлены в методической литературе. Отметим только, что данная авторская программа рекомендует сделать акцент на взаимоотношениях человека и природы. О роли пейзажа в художественном произведении подробно говорилось при изучении произведений Н.В.Гоголя и М.М.Пришвина, а также в разделе «Лирическое стихотворение».

Чувство природы пронизывает рассказы И.С.Тургенева «Бежин луг» и Ю.П.Казакова «Оленьи рога». В них пейзаж выступает как средство раскрытия внутреннего мира человека. Он не только подчеркивает сказочно-поэтическое восприятие мира главными героями, но и становится своего рода декорацией для событий, которые разворачиваются по ходу действия. В контексте изучения этих произведений возможно возвращение к проблеме переплетения реальности и вымысла, которая была центром авторской концепции в первом разделе программы. Кроме того, расширяются представления учащихся о жанровом разнообразии рассказа. Например, «Оленьи рога» характеризуются как рассказ-фантазия. С особенностями этого жанра пятиклассники знакомились в процессе работы над сказкой В.М.Гаршина «То, чего не было». Таким образом, происходит актуализация знаний, что помогает сформировать у учащихся устойчивые навыки самостоятельного анализа художественного текста.

В качестве письменных работ, завершающих изучение этих произведений, можно порекомендовать следующие задания:

· сопоставить рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» и стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (задание Г на с. 161);

· написать отзыв на рассказ Ю.П.Казакова «Оленьи рога»;

· дать письменный ответ на вопрос: «Какую роль играет фантазия в жизни человека?»

Выбор заданий может зависеть от уровня подготовки учащихся и их читательских предпочтений.

Следующая группа произведений по-иному раскрывает тему «Человек и природа».

Действия повести Дж.Лондона «Сказание о Кише» и рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» разворачиваются на фоне суровой северной природы. Непростые жизненные условия формируют такие человеческие качества, как сила воли, решительность, находчивость. Приключения главных героев вызывают неизменный интерес у пятиклассников.

Работу над художественными текстами, несомненно, следует вести с учетом жанровых особенностей. «Сказание о Кише» корнями уходит в традиции устного народного творчества. Образ легендарного героя уже рассматривался в теме «Легенда». Почему Киш стал героем народных преданий? Что сделал он для своих соплеменников? Что общего между ним и другими известными легендарными героями? – вот небольшой перечень вопросов, которые могут использоваться в процессе анализа повести Дж.Лондона. Почему это небольшое по объему произведение относится к жанру повести, объясняется в статье «Роман, повесть, рассказ» (с. 66-67).

Также материал учебника предлагает сравнить жанр «Васюткина озера» В.П.Астафьева с жанром «Кладовой солнца» М.М.Пришвина (задание В-2 с.212). Особенностью рассказа В.П.Астафьева является то, что в основу произведения положены реальные события из жизни писателя. На уроке учащиеся впервые знакомятся с понятием «автобиографичность прозы».

В качестве домашнего задания можно предложить пятиклассникам составить небольшой приключенческий рассказ на основе своих жизненных впечатлений (задание Г с. 212).

Произведения О'Генри и М.М.Зощенко относятся к жанру юмористического рассказа. Поэтому программа рекомендует подробнее остановиться на понятии «комическое». Учащиеся уже имеют представление о двух видах смеха: осуждающий, язвительный – сатирический и мягкий, добродушный – юмористический. Кроме того, знают о том, какую роль играет смех в художественной литературе (см. тему «Басня»).

Расширить имеющиеся знания позволяют рассказы «Вождь краснокожих» О'Генри и несколько рассказов из цикла «Лелька и Минька» М.М.Зощенко. В процессе работы над этими произведениями учащиеся знакомятся со способами создания комического. Перед ребятами можно поставить задачу найти в тексте примеры смешного и постараться аргументировать свой выбор. Таким образом, создается основа для анализа произведений (рассматриваются особенности речи, характеры и поступки героев, комизм ситуаций, смешение веселого и грустного). Завершить работу можно инсценировкой одного из рассказов М.М.Зощенко (задание Г с.246). В помощь учащимся даны авторские рекомендации. Пятиклассники на своем опыте смогут понять, как тяжело создать по-настоящему смешное произведение.

В теме «Роман, повесть, рассказ» учащиеся работают с такими понятиями, как:

· устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества. (код 1.2),

· художественный вымысел, фантастика (код 1.5),

· литературные роды: эпос. Жанры литературы: роман, повесть, рассказ (код 1.7),

· тема, идея, проблематика, сюжет, пейзаж (код 1.8),

комическое. Сатира, юмор (1.11).

Литература. 5 класс

Методические рекомендации

Аннотация:

Методическое пособие является частью УМК по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной. В пособии даны рекомендации по работе со всеми разделами учебника, материал для изучения теоретико-литературных понятий, проведения творческих работ учащихся и занятий по внеклассному чтению, а также приведены планы-конспекты уроков, составленные учителями Ярославской области: список

Благодарность

Авторы УМК выражают глубокую признательность за поддержку и плодотворное сотрудничество учителям г. Ярославля и Ярославской области, чьи разработки уроков вошли в данное пособие: список

Содержание

Программа 5 класса ……………………………………………………………………………..

Особенности программы по литературе УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной …………………………………………………………………………………

Как и для чего мы изучаем литературу в 5 классе …………………………………………..

Общие принципы работы по учебнику ……………………………………………………….

Методический комментарий к изучению основных разделов учебника ……….………....

Разработки уроков ……………………………………………………………………………..

Методические рекомендации к работе по развитию речи ………………………………….

Уроки внеклассного чтения ………………………………………………………………..

Планирование как основа творческого преподавания ……………………………………..

Рабочая программа ……………………………………………………………………………..

Ответы к рабочей тетради ……………………………………………………………………..



Особенности программы по литературе УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной

Программа по литературе для 5-11 классов направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования первого и второго поколений, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе 2004 г. и примерной программы по литературе 2010 г.

Особенностью данной программы является гибкое сочетание общих базовых требований и возможность их творческой педагогической и методической интерпретации. Успешное выполнение программы обеспечит компетентностный подход, применяемый с учетом познавательного и деятельностного видов компетенции.

Программа построена по принципу последовательного и обоснованного развития учебного процесса, организованного двумя ведущими положениями: преемственность этапов обучения и определением для каждого этапа актуальной теоретико-литературной и методической идеи.

При этом программа 5-8 классов построена на сочетании проблемно-тематического, хронологического и концентрического принципов. Историко-хронологический принцип вводится на этапе 9-11 классов.

Учебно-методический комплект для 5 класса средней школы состоит из учебника в 2 частях, рабочей тетради, методического пособия для учителя, а также хрестоматии по внеклассному чтению и дополнительных наглядных материалов на CD-ROM.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 388.