В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было»  (1 час)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Краткая биография (без упоминания о душевном расстройстве и самоубийстве).

Задачи. Это произведение представляет другую сторону сказки. Необходимо вспомнить сказки о животных, их нацеленность на поучение и иносказательность как ведущий художественный принцип. Эта сказка логически подготавливает работу со следующим разделом учебника - «Басня».

Методика: Фантастическое в сказке (герои – животные, насекомые и птицы, их беседа) разворачивается на фоне реальности (двор, кучер Антон). Главный вопрос героев – «Что есть мир?» (его задала ящерица) – о высоком. Высокое немедленно снижается сравнением мира (земной шар) с навозным шаром жука-навозника. Противопоставление – один из основных приемов сказки: герои разделены на пары антагонистов, т.е. все главные вопросы в сказке рассматриваются с 2 противоположных точек зрения. Пары антагонистов: гусеница – кузнечик (что ценнее, настоящее или будущее); старый гнедой – улитка (путешествовать или сидеть на месте); навозный жук – муравей (труд ради цели (потомства) или труд ради труда (без явной цели)); мухи - ящерица (мухи как сниженная идея круга жизни, «бытовой герой»; ящерица как сниженная идея высокого героя).

Это сказка-притча. Определение притчи можно вводить или не вводить на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Главное – обратить их внимание на философское обобщение, которое достигается в сказке посредством иносказания: общество беседующих животных – образ человеческого мира. Если класс достаточно подготовлен, можно при изучении «Анчара» и «Трех пальм» сказать об элементах притчи в этих произведениях.

Задние А.2 (стр. 205). Можно дать индивидуальное задание одному (нескольким) учащимся перечитать и подготовиться рассказывать сказку «Лягушка-путешественница». Если в классе знают сказку хорошо, предложим пятиклассникам рассказать ее «по цепочке».

Задание В.3 (стр. 211). В случае необходимости поясним значение слова «трагический» – связанный с большим несчастьем, безнадежный, обреченный, полный страдания, глубоких переживаний. С этим словом учащиеся в дальнейшем неоднократно будут встречаться на уроках литературы.

В качестве творческого задания можно предложить учащимся создать портретную галерею героев рассказа, нарисовав их портреты.

 

Внеклассное чтение:  В. Гауф. Сказка «Холодное сердце» (1 час)

Басня

Начиная изучать данный раздел целесообразно обсудить разницу между сказкой Гаршина и собственно баснями, чтобы понять специфику жанра.

Структура авторской программы совершает переход от мира сказки к миру басни неслучайно: у этих двух жанров много общего. Кроме того, учащиеся знакомятся с басней еще в начальной школе и уже имеют представления о ее художественном своеобразии. Наличие в авторской программе басен «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська» не перегружает содержание, т.к. данные басни изучались в начальной школе (в большинстве программ, особенно в программах развивающего обучения). Планируя свою работу, следует это учитывать.

Авторская концепция изучения басни раскрывается в определении, данном в учебнике литературы для 5 класса: «Басня – это краткий критический и поучительный рассказ, переданный в иносказании с применением аллегорических образов и содержащий мораль как обращение к читателю или слушателю»[8].

Программа рекомендует учителю ознакомить учащихся с такими понятиями, как образы и сюжеты басни, аллегория, мораль. Желательно сравнить басни и сказки о животных. Расширение и углубление знаний о басне происходит в процессе работы с теоретическим материалом учебника. Учащиеся получают представление о басне как эпическом жанре литературы, особенностях ее композиции, видах комического. Задание «Проверь себя»[9] предлагает следующий понятийный перечень: аллегория, аллегорический образ, аллегорический смысл, иносказательная речь, иносказательный смысл, комическая ситуация, сатирический смех, сатира. Кроме того, школьники знакомятся с историей жанра, с именами наиболее известных баснописцев (Эзоп, Лафонтен, И.И.Дмитриев). В статье о творчестве И.А.Крылова авторы также касаются вопроса об оригинальных произведениях и авторских переложениях широко известных басен.

Первая басня – «Ворона и Лисица» - переложение басни Эзопа. Она хорошо известна и любима школьниками с начальной школы. Поэтому работу с ней следует построить в ином ключе: провести сравнительный анализ басни И.А.Крылова со сказкой «Лиса и тетерев», а также с басней Эзопа «Ворон и Лисица». В ходе этой работы учащиеся учатся не только выявлять жанровые черты, анализировать композицию, язык и образы басни, но и делать выводы о своеобразии басен И.А.Крылова. Раскрывая комизм ситуации, необходимо заострить внимание пятиклассников на том, какой вид смеха использует в своем произведении баснописец, объяснить, почему, подсмеиваясь над слабостями человека, И.А.Крылов шутит легко и добродушно.

Басня «Свинья под Дубом» отличается от предыдущей не только оригинальностью сюжета, но и характером смеха. В чем отличие юмора от сатиры? На этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в вопросе В 3[10]. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество. Таким образом, мы раскрываем значение выражения «критический и поучительный рассказ» (см. определение басни).

Анализируя миниатюры «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Слон и Моська», учащиеся углубляют свои знания об иносказательности басни, аллегоричности ее языка, дают характеристику героев, определяют виды смеха. Задания учебника помогают выстроить работу так, чтобы актуализировать полученные знания.

Учебник содержит ряд заданий творческого и игрового характера. Например, после изучения басни «Лебедь, Щука и Рак» учащимся предлагается привести в качестве примера жизненные ситуации, в которых уместно было бы вспомнить мораль этой басни. Как итоговое задание Ж[11] к теме предлагается чайнворд по высказываниям героев басен.

В заключение следует отметить, что в кодификаторе по ЕГЭ данных произведений нет. Однако есть элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ:

· жанры устного народного творчества (код 1.2),

· роды и жанры литературы (код 1.7),

· речевая характеристика героя (код 1.8),

· сюжет и композиция (код 1.8),

· виды комического – юмор и сатира (код 1.11);

аллегория (код 1.12).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.