Учебник-хрестоматия для учащихся пятого класса открывает серию учебников по литературе, охватывающих программу 5-11 классов общеобразовательной школы. Цель учебника – введение в учебный предмет «литература», развитие умений чтения художественной литературы, заложенных в начальной школе.
Методическая основа изучения литературы в 5 классе предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов.
Компетентностный подход подразумевает последовательное формирование у учащихся интеллектуально и личностно обусловленного опыта социально-профессиональной жизнедеятельности, основанного на знаниях. Перечислим основные компетенции, которые учитываются и развиваются в ходе реализации данной программы по литературе:
· понимание целей своей деятельности;
· умение контролировать свою деятельность;
· вовлечение эмоций в процесс деятельности;
· готовность и способность обучаться самостоятельно;
· поиск и использование обратной связи;
· самостоятельность мышления, оригинальность;
· критическое мышление;
· готовность решать сложные вопросы;
· готовность работать над чем-либо спорным;
· готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
· отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
· способность принимать решения;
· способность к совместной работе ради достижения цели;
· способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
· способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
· способность разрешать конфликты и смягчать разногласия и др.
Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится явный (или скрытый) вопрос или познавательное противоречие.
Деятельностный подход направлен на формирование речевых умений, соответствующих возрастным возможностям учащихся и характеру учебного материала. Под речевыми умениями мы понимаем владение всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом.
Пятиклассники учатся воспринимать художественный текст; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть; выделять смысловые части художественного текста; составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному.
Содержание курса литературы 5 класса соответствует требованиям стандартов первого и второго поколений. Ведущей историко-литературной и методической идеей является осознание природы художественного образа, специфики литературного вымысла. Не случайно два основных раздела учебника называются «Реальность и вымысел» (часть 1) и «Этот необычный мир» (часть 2). Последовательность произведений выстроена так, что от начала учебника к концу вымысел «убывает».
Вторая важная идея 5 класса – дать пропедевтическое представление о родах и жанрах литературы, поэтому в учебнике представлены произведения всех трех родов литературы и разных жанров, что также отражено в названиях подразделов учебника (например, «Басня», «Лирическое стихотворение», «Роман, повесть, рассказ»). Следует отметить, что термины «род», «жанр» встречаются в тексте учебника, заострять внимание учащихся на их теоретическом определении не стоит. Они приводятся в рамках общей стратегии постепенного «выращивания» теоретической базы, будут повторяться на этапах 6 и 7 классов, когда и получат теоретическое определение.
Основные теоретическими идеями для 5 класса является пропедевтическое представление об основных литературных родах и жанрах: рассказ, повесть, роман, стихотворение и пьеса. Основные теоретические понятия для 5 класса - искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).
Учебник состоит из следующих разделов:
· Фольклор. Здесь приведены произведения малых жанров (пословицы, поговорки, загадки) и эпических жанров (сказка).
· Авторская сказка. Составители программы выбрали именно это обозначение (а не «Литературная» сказка), преследуя определенную цель: от коллективного творчества перейти в творчеству индивидуальному.
· Басня. Раздел продолжает идею «убывания» вымысла.
· Легенда. Понятие «легенда» дается, безусловно, в расширительном смысле. Главная идея: в основе легенды реальная ситуация, но она смешивается с вымыслом. Кроме того, одна из задач раздела – через «поэтические» легенды («Анчар» и «Три пальмы») подготовить введение следующего – «Лирическое стихотворение», где намеренно подобраны несюжетные произведения.
· Лирическое стихотворение. Этот раздел представляет лирику как род литературы.
· Роман, повесть, рассказ. Этот раздел представляет эпос как род литературы, основные эпические жанры.
В учебнике используются 2 основных типа текста:
Теоретический текст – помещен в начале каждого раздела, обозначает основную теоретическую идею данного раздела. После этих текстов обязательно приводится задание «Е» («Проверь себя…»), в которые вынесены ключевые для данной темы слова и словосочетания. Цель этих заданий – расширить лексический запас учащихся, тем самым помочь им выполнят устные задания. Кроме того, в рабочей тетради приведены задания на контроль усвоения этих выражений. Их целесообразно делать в классе.
Текст об авторе – краткая биография писателя. В тех случаях, если творчество писателя изучается из класса в класс (Крылов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Фет, Некрасов, Тургенев, Бунин, Есенин, Платонов, Астафьев, Зощенко) приводится только информация, актуальная для изучения конкретного произведения. На этапе 8-9 классов эта информация суммируется в целостную картину.
В случае, если к изучению данного автора программа больше не возвращается (Шварц, Гофман, Пришвин, Гаршин, Дефо, Грин, Казаков, Лондон, ОГенри), в учебнике дается краткая, но целостная информация о писателе. Она может быть дополнена по усмотрению учителя.
Кроме того, в текстах об авторе кратко обозначены основные идеи, которые обсуждаются в художественном произведении. Это сделано, чтобы нацелить учащихся на рассуждения, но ни в коем случае не подменить формулировками учебника собственное рассуждение учащихся. Послетекстовые вопросы («В») часто содержат формулы «Согласен ли ты…» и под. Задача учителя здесь – не дать учащимся соскользнуть в простое повторение прочитанного. Провоцируем и симулируем выработку самостоятельной точки зрения!
В конце каждого раздела приводится подраздел Внеклассное чтение. В нем даны краткий биографический текст о писателе, предлагаемом к изучению произведении, а также задания к нему. На усмотрение учителя авторы или произведения могут быть заменены.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.