Раздел 2.2 Анализ отрасли производства зерновых культур
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отразить роль производства в основе питания человека или как источник производства продукции животноводства (в качестве корма) и других продуктов.

Пример:

Зерновые культуры среди продуктов питания по биологиче­ской ценности стоят на первом месте. Это связано с тем, что они дают основную массу белка и углеводов, а также витаминов группы В и ми­неральных солей. Так, содержание белка в зерновых культурах состав­ляет: в рисе – 7,3 %, во ржи – 9,9, в овсе –10,1, в пшенице – 12,7 %, при его усвояемости у риса 95 %, а пшеницы 87 %. Основные виды зерновых культур содержат около 2 % жира и 65-67 % углеводов [113] (табл. 12).

Непосредст­венно за счет продуктов переработки зерна (хлеб, мука, крупа) обеспе­чивается около 40 % общей калорийности питания, почти 50 % по­требности в белках, 60 % потребности в углеводах. Потребление хлеба и хлебных продуктов в России на душу населения составляет около 120 кг при рациональной норме 110 кг [113].

Таблица 12 – Содержание питательных веществ в зерновых культурах

 

Виды

зерновых культур

Содержание в зерне, %

белков жира углеводов, кроме клетчатки клетчатки золы

Пшеница

мягкая 12 1,7 68,7 2 1,6
твёрдая 13,8 1,8 66,6 2,1 1,7

Рожь

11 1,7 69,6 1,9 1,8

Ячмень

10,5 2,1 66,4 4,5 2,5

Овёс

10,1 5,2 58,9 9,9 2

Кукуруза

10 4,6 67,9 2,2 1,3

Гречиха

11,3 2,7 58,3 11,3 2,4

Рис

6,6 1,9 62,3 10,2 5,1

Горох

23,4 2,4 53,1 4,7 2,4

Фасоль

23,2 2,1 53,8 3,6 3,3

Соя

34 18,4 24,6 4,5

 

Но следует учитывать еще и зернофураж, который используется для производства продукции животноводства. Тогда доля зерновых культур и продуктов их переработки в совокупной калорийности питания достигнет 55-60 %, в потребляемых бел­ках– 80%, в углеводах – 62 %.

Определить долю производства или посевов культуры в России (в последние пять лет) в общей площади под урожай; динамику урожайности сельскохозяйственных культур за последнее десятилетие, рост показателя по отношению к предыдущему году; динамику валовых сборов данной культуры в последние годы. Ожидаемый валовой сбор по прогнозам Минсельхоза. Сделать соответствующие выводы по проведенному анализу.

Провести анализ структуры земельных угодий в регионе, занятых в производстве данной организационно – правовой форме собственности. Дать оценку долевого уровня производства определенного вида продукции в региональном производстве. Рассчитать рентабельность производства культуры (продукции) в области за последние годы.

Орловская область располагает благоприятными агроклиматическими условиями для ведения устойчивого зернового производства: из полутора миллионов гектаров пашни, выщелоченные и оподзоленные черноземы, составляют 43%. В Российской Федерации эффективность зернового хозяйства во многом определяется территориально-отраслевым разделением труда [113].

Экстенсив­ным фактором, оказывающим непосредст­венное влияние на объем производства зерна, является площадь посева. Данный фактор зависит лишь от условий хозяйст­вования аграрных предприятий. Каждое предприятие АПК самостоятельно решает, ка­кими культурами и на каких площадях за­сеять свои земельные угодья. Следует от­метить, что в последние годы площадь по­сева зерновых культур не снижается (табл. 13).

Таблица 13 – Удельный вес посевной площади зерновых культур

Годы

Вся посевная площадь, тыс. га

Зерновые культуры, тыс. га

Удельный вес посевов зерновых в общей площади, %

Орловская область Россия Орловская область Россия Орловская бласть Россия
2003 953,3 78297 641,6 42072 67,3 53,7  
2004 1060,8 77323 711,8 43597 67,1 56,4  
2005 1079,9 75837 717,8 43593 66,5 57,5  
2006 996,0 75277 640,2 43174 64,3 57,4  
2007 957,9 74759 629,4 44265 65,7 59,2  
2008 1025,8 76923 746,9 46742 72,8 60,8  
2009 1082,5 77805 796,2 47553 73,6 61,1  
2010 1076,5 75188 781,8 43194 72,6 57,4  
2011 1083,1 76662 764,7 43572 70,6 56,8  
2012 1099,1 76325 774,4 44439 70,5 58,2  
2013 1123,1 78057 805,5 45826 71,7 58,7  

                                                                                                                  

Однако, несмотря на достаточно устойчивую тенденцию роста федеральных и региональных посевных площадей зерновых культур, наблюдается заметные колебания в оценке движения данного показателя. Среднегодовой темп роста площади посева в Орловской области составляет 11,2%, в России остановился на 10,4%. На фоне этого происходит увеличение удельная доля посевов зерновых в общей площади, что обусловлено в основном ростом посевных площадей зерна в их совокупной структуре.

Следует заметить, что произошли изме­нения в структуре посевов зерновых. Если до 2008 г. яровые зерновые занимали в Ор­ловской области более половины посевов зерновых культур, то начиная с 2009 г. озимые культуры составляли большую часть посевов. Причем свыше 90% посевов озимых культур представляет собой озимая пшени­ца. Но по данным на 2013 г. характер распределения посевной площади зерна в среднем на двух уровнях почти пропорциональный – 51,8% занимают озимые зерновые, оставшиеся 48,2% принадлежат яровым культурам.

В научных трудах отмечается, что на объем производства зерна во многом оказывает влияние его качественный параметр – урожайность [1, 27, 47]. Ее формирование подвержено воздействия ряда факторов, таких как качество почвы, погодные усло­вия, технология и т.д. На рисунке 2 представ­лена динамика урожайности зерновых культур в Орловской области и РФ.

 

Рисунок 1. – Динамика урожайности зерновых культур в Орловской области и РФ в период с 2003-2013 гг.

 

Важным показателем динамики процессов является темп наращивания, который в условиях интенсификации зерновой отрасли измеряет наращивание во времени ее производственного потенциала. Он показывает, что тенденция ряда возрастающая, что свидетельствует об ускорении производство зерна в расчете на 1 га в Орловской области и России.

Большое влияние на урожайность зерновых с 1 га оказывает качество семян. В сельскохозяйственных организациях поля в основном засеивают семенами 1-го класса. Однако не менее 30 % семян относятся ко 2-му классу, обладающему более низкой всхожестью, примерно 92 %.

В результате низкой всхожести семена перерасходуются в размере 15-20 % от нормы высева. Посев только семенами высшего качества в будущем должен позволить сельхозтоваропроизводителям сократить их расход и повысит урожайность на 20 %.

Позитивные сдвиги в интенсификации зернопроизводства произошли главным образом за счет применения более эффективных средств производства, совершенных форм организации труда и технологических процессов, лучшего использования наличного производственного потенциала, внедрением инновационных и ресурсосберегающих технологий в сельскохозяйственных организациях.

Максимальный прирост урожайности зерна по РФ наблюдается в 2011 г. (4,1 ц/га). В структуре региональной структуры высший рубеж достигнут в 2008 г. с уровнем прироста 8,4 ц/га. Природные катаклизмы в виде засухи, стойко сохранявшейся летом 2010 г., существенно повлияли на уровень урожайности зерна. Именно в этот период зафиксирован наивысший спад и в Орловской области, и в России – 4,4 и 9,1 ц/га соответственно.

Обещающим показателем производства зерна является валовой сбор, который представляет общее количество продукции зерна, собранной со всей площади ее посева (табл. 14).

Несмотря на то, что урожайность зерна имеет тенденцию к росту колебания валового сбора очень существенны. Практически каждый год происходит чередование возрастания и снижения совокупного объема производства зерновых культур. Как показывает факторный анализ, рост валового сбора зерна из года в год обеспечивается количественным фактором – устойчивыми темпами увеличения площадей засева. При этом, невзирая на успешность интенсификации, урожайность пока не влечет к новым рубежам сбора зерносырья.

Неотъемлемой частью зернопродуктового подкомплекса является обеспеченность организаций АПК необходимой техникой. Данные расчётов показали, что за анализируемый период наблюдается очень большое выбытие техники. Так темп снижения численности тракторов в России составил 11%, в Орловской области – 15%, а зерноуборочных комбайнов – 16,3 и 10,4% соответственно [Кр.,Сух Плыг] (табл. 15).

 

Таблица 14 – Влияние основных количественно-качественных факторов на колеблемость валового сбора зерна в РФ и Орловской области

Годы

Валовой сбор,

тыс. тонн

Отклонение от предшествующего периода, тыс. тонн (+/-)

в том числе за счет изменения:

структуры посевных площадей

урожайности

Орловская область Россия Орловская область Россия Орловская область Россия Орловская область Россия
2003 1571,9 74888,2
2004 1658,5 81962,4 86,6 7074,2 15867,2 701138,4 -15780,6 -694064,2
2005 1722,7 80647,1 64,2 -1315,3 15066,2 737586,0 -15002,0 -738901,3
2006 1542,9 81598,9 -179,8 951,8 13642,1 718071,9 -13821,9 -717120,1
2007 1447,6 87644,7 -95,3 6045,8 13625,6 755009,6 -13720,9 -748963,8
2008 2345,3 111246,0 897,7 23601,3 15731,1 837846,9 -14833,4 -814245,6
2009 2444,3 107945,3 99,0 -3300,7 22655,4 1020515 -22556,4 -1023816,1
2010 1688,7 79045,0 -755,6 -28900,3 21557,0 872558,5 -22312,6 -901458,8
2011 1712,9 97601,3 24,2 18556,3 14828,8 718322,6 -14804,6 -699766,3
2012 2106,4 81323,4 393,5 -16277,9 15633,7 897832,3 -15240,2 -914110,2
2013 2625,9 100817,2 519,5 19493,8 19803,2 757292,4 -19283,7 -737798,6

 

Как для России, так и для Орловской области в настоящее время характерен самый высокий показатель нагрузки на единицу техники, причем в разрезе регионального АПК он превышает средний по стране. Основной причиной такой динамики является изнашивание парка факторов и комбайнов и списание их. Сложившаяся тенденция привела к росту количества пашни на один трактор в РФ и Орловской области в среднем на 28,4 %, а посевов зерновых на один зерно­уборочный комбайн на 16,6 % [113].

Таблица 15 – Обеспеченность сельскохозяйственных организаций техникой для производства зерна

Показатели

Годы

2013 г. к 2011 г.,% п.п. (+/-)

2011

2012

2013

Орловская  область Россия Орловская область Россия Орловская область Россия Орловская область Россия
Тракторы, шт 3964 338400 3796 318900 3384 301200 85,4 89,0
Степень обновления тракторов, % 2,2 5,4 2,5 4,3 1,6 4,0 -0,6 -1,4
Зерноуборочные комбайны, шт 1243 80700 1206 76600 1040 72300 83,7 89,6
Степень обновления зернокомбайнов, % 6,6 9,1 3,7 9,0 3,3 8,7 -3,3 -0,4
Приходится пашни на 1 трактор, га 247 230 258 278 341 273 138,1 118,7
Приходится посевов зерновых на 1 зерноуборочный комбайн, га 444 540 461 580 514 633 116,0 117,2
Энергообеспеченность на 100 га посевной площади, л.с. 168 227 165 212 157 211 93,5 93,0

 

Однако, как показывает практика, большинство крупных сельхозтоваропроизводителей отказываются от 2-3 старых комбайнов или тракторов, ради покупки одного, но современного. Таким образом, несмотря на дина­мику снижения обеспеченности сельскохозяйственной техники, общая эффективность зернопроизводства растёт, о чём свидетельствует и рост урожайности и динамика обеспеченности региона зерном соб­ственного производства [113].

В процессе анализа тенденций производства зерновых необходимо рассмотреть один из показателей эффективно­сти потребления ресурсов. Этим показателем является себестоимость 1 ц продук­ции. Анализ структуры себестоимости зерна позволяет наглядно отразить статьи расходов, которые формируют основную долю затрат (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Усредненная структура себестоимости 1 ц зерна в РФ и Орловской области

 

Как видно из представленного мате­риала основную долю в затратах на произ­водство зерна занимают удобрения (18%) и со­держание основных средств (21%), то есть затра­ты на приобретаемые ресурсы. Также от­метим тенденцию роста удельных затрат на средства защиты растений.

 И обобщающим показателем тенденций производства зерна являются результаты конечной финансовой и экономической деятельности сельскохозяйственных орга­низаций с зерновой концентрацией производства. Они во многом определяются объема­ми, прибылью и уровнем рентабельности от реализованной продукции (табл. 16).

 

Таблица 16 – Эффективность производства и реализации зерна

Показатели

Годы

2013 г. к 2011 г.,% п.п. (+/-)

2011

2012

2013

Орловская область Россия Орловская область Россия Орловская область Россия Орловская область Россия
Объем производства, тыс. тонн. 1676,9 97601,3 2072,3 81323,4 2558,9 100817,2 152,6 103,3
Объем реализации, тыс. тонн. 1010,4 57847,0 1514,5 55578,0 1481,5 59279,0 146,6 102,5
Уровень товарности, % 60,3 59,2 73,1 68,3 58,0 58,8 -2,3 -0,4
Себестоимость 1 ц, руб. 475,9 491,2 469,3 443,9 432,4 470,2 90,9 95,7
Прибыль на 1 ц, руб. 79,5 76,9 219,5 172,8 159,2 281,7 200,3 366,3
Цена реализации 1 ц, руб. 555,4 568,1 688,8 616,7 591,6 751,9 106,5 132,4
Уровень рентабельности, % 16,7 15,7 46,7 38,9 36,8 59,9 20,1 44,2

 

Показатели товарности зерна колеблются неравномерно по годам. Максимальное значение и в Орловской области, и в России отмечается в 2012 г. Однако по отношению к уровню 2011 г. он несколько сократился, что обусловлено увеличением валового производства зерна и несовершенством каналов его реализации, вследствие чего большой объем зерна не реализован. Еще одной причиной является снижение госзакупок зерна.

Себестоимость 1 ц зерна снижается за счет роста урожайности. На фоне снижения себестоимости с одновременным увеличением цен реализации зерна отмечается рост прибыли в расчете на 1 ц – в Орловской области в 2 раза, в России более чем в 3,5 раза. Данный факт позволил достичь максимального уровня рентабельности производства, как на федеральном, так и на региональном уровнях [113].

Таким образом, сегодняшние тенденции производства зерна характеризуют больше положительную ситуацию в отрасли. Для дальнейшего увеличения объемов производства и повышения эффективности возделывания зерновых культур необходима последовательная интенсификация на базе развития химизации и мелиорации, внедрение прогрессивных технологий выращивания и уборки зерна, применение новых более продуктивных сортов и гибридов и зерновых культур.

Немаловажное значение в повышении эффективности производства зерна должно отводиться и выбору каналов реализации, повышению качества продукции, государственной поддержке зернового производства, а также совершенствование механизма вознаграждения работников, ведущих трудовую деятельности в зерновом хозяйстве.

Предположить сможет ли в достаточной степени сгладить действие негативных факторов государственная поддержка посредством реализации Государственной программы федерального уровня и (или) областная целевая программа.

Раздел 2.3 Анализ рынка продукции (работ или услуг предложенных в бизнес-плане).

 

В данном разделе необходимо дать наглядное и убедительное представление товара (или услуг), которые будут произведены в рамках разработанного проекта. Для лучшего представления о продукте можно привести фотографию или рисунок. В случае, если предполагается производить несколько видов продукта или его модификаций, необходимо дать отдельные описания по каждому виду.

В этом разделе указывается следующая информация:

1. Описание характеристик товара (услуги): набор свойств (новые или уникальные), качество, внешнее оформление и т.д.

2. Размер товара, вес, срок службы, патентная ситуация.

3. Какую потребность удовлетворяет товар (услуга) – дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать товар (услугу).

4. Как реализуется этот товар или оказывается услуга .

5. Для кого он предназначен.

6. Сильные и слабые стороны товара.

7. Жизненный цикл товара (услуги) – его жизнеспособность на рынке. Возможности для дальнейшего развития продукта.

В случае, если предполагается производить несколько видов продукта или имеется возможность для дальнейшего его развития, то есть модификации, необходимо дать отдельные описания по каждому виду.

Пример:

В рамках настоящего проекта К(Ф)Х планирует возделывать 578 га земельных угодий с получением следующих видов растениеводческой продукции:

 

Таблица 17. Основные виды продукции

Наименование продукции   Область применения
  Озимая пшеница   Получаемая из зёрен пшеницы мука идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура, входит в некоторые рецепты приготовления пива и водки.
Гречиха Хлебное и медоносное растение, семена которого идут в пищу человека и отчасти животных (свиней, лошадей и др).
Ячмень Зерно ячменя в настоящее время широко используют для продовольственных, технических и кормовых целей, в том числе в пивоваренной промышленности, при производстве перловой и ячневой круп. Ячмень относится к ценнейшим концентрированным кормам для животных, так как содержит полноценный белок, богат крахмалом
Сахарная свекла Сахарная свекла является важнейшей сахароносной культурой умеренного пояса. Современные сорта сахарной свеклы содержат 18 - 20% сахара. В настоящее время 40% от всего сахара в мире изготавливается из свеклы. Технически зрелые корнеплоды содержат в среднем 75% воды и 25% сухих веществ, основную часть которых (17,5%) составляет сахароза, а 7,5% – несахара
Сахар Сахар относится к одним из самых популярных продуктов питания. Сахар чаще всего используют в качестве добавок в различные продукты питания, а не как самостоятельный продукт. Среднестатистический житель России съедает примерно 100-140 грамм сахара в течение одного дня. Это примерно 1 кг сахара в неделю. Необходимо отметить тот факт, что в человеческом организме потребности в сахаре никакой нет.

 

Описать отличительные особенности и преимущества (какую потребность удовлетворяет товар, то есть описать его полезный эффект – ради чего потребители будут приобретать продукцию), определить конкретных потребителей (для кого предназначен), оригинальность упаковки и дизайна.

Таблица 18 – Преимущества и недостатки продукции

№ п/п Преимущества Недостатки Способы устранения недостатков Примечание
1        
2        
       

 

Определить конкурентоспособность проектируемой продукции на основании балльной системы оценок. Определение конкурентоспособности продукции проводится в три этапа. На первом этапе на основе анкетирования потребителей данной продукции выявляются свойства, которым потребитель отдает предпочтения при приобретении изделия. На втором этапе также на основе анкетирования определяется вес (значимость) каждого свойства. На третьем этапе проводится оценка свойств проектируемого изделия и изделия конкурента и рассчитываются оценочные показатели по каждому свойству и в целом по проектируемому изделию и изделию конкурента.

 

Таблица 19 - Набор свойств продукта и их весомость (%)

Свойства

Варианты

1 2 3 4 5 6
Качество 50 40 50 45 20 43
Функциональность 20 10 10 5 30 19
Торговая марка 15 20 5 10 30 12
Дизайн 10 10 25 10 10 20
…… 5 20 20 30 10 6
Итого 100 100 100 100 100 100

Балльные оценки по проектируемому изделию и изделию конкурента приведены в табл.3 (исходные данные).

Таблица 20 - Оценка свойств продукта в баллах

Свойства

Варианты

1

2

3

4

5

6

П К П К П К П К П К П К
Качество 5 5 4 3 4 3 5 4 5 5 4 5
Функциональность 5 4 4 3 4 5 5 4 5 4 5 4
Торговая марка 4 4 5 4 4 5 4 5 5 4 5 5
Дизайн 4 5 5 4 4 3 4 5 4 5 4 5
…… 2 4 3 3 4 3 2 4 3 4 3 5

П – проектируемая продукция, К – продукция конкурента

 

Оценочные показатели по каждому свойству каждого изделия рассчитываются как произведение балла по данному свойству на его вес. Например, оценочный показатель дизайна по проектируемому изделию составляет 4*0,43 = 1,72 (оценка в баллах – 4, вес 43%, или 0,43).

Приведен расчет оценочных показателей по каждому свойству и в целом по изделиям (вариант 6).

Таблица 21 - Оценка свойств продукции по варианту 6

Свойства Вес свойств, %

Оценка в

баллах

Оценочные

показатели

    П К П К
Качество 43 4 5 1,72 2,15
Функциональность 19 5 4 0,95 0,76
Торговая марка 12 5 5 0,60 0,60
Дизайн 20 4 5 0,80 1,00
…… 6 3 5 0,18 0,30
Итого 100     4,25 4,81

 

Такие расчеты позволяют выявить слабые и сильные стороны проектируемого изделия по сравнению с товарами конкурентов. Соотношение оценочных показателей используется в маркетинговом плане при формировании цены на проектируемое изделие.

Сделать соответствующие подробные выводы.

Анализ рыночной ситуации должен давать ясное представление о перспективах сбыта продукции (услуг), производимой в рамках проекта, а также закладывать основу для разработки стратегии и оперативного плана по маркетингу. В зависимости от характера проекта, это исследование может включать изучение одного или нескольких из следующих вопросов (см. лекцию 5 Учебное пособие по «Бизнес-планирование» [44]):

· Анализ социально-экономической среды

 

· Анализ потребителей и сегментация рынка

 

· Анализ рынка

 

· Анализ каналов сбыта

 

· Анализ конкуренции

Далее обучающиеся представляют все объективные данные о конкуренции на рынке [85]:

- кто является крупнейшим производителем товаров,

- как идут их дела, объем продаж, доходы, выпуск новых видов продукции,

- каков уровень цен на продукцию конкурентов,

- имеется ли реклама, какие средства информации используются для рекламы,

- привлекательна ли упаковка товара,

- какие преимущества имеет товар конкурентов.

- что представляет собой их продукция: уровень качества, внешний вид, мнение покупателей.

Таблица 22 - Основные конкуренты

Название организаций

Рыночная доля,%

Региональный рынок Районный рынок
1 2 3
     
     

 

Определить емкость рынка изделий и целесообразность создания предприятия по их производству в данном регионе. Исходные данные по вариантам приведены в табл. 23.

Таблица 23 – Исходные данные для оценки рынка продукции в регионе

Показатели

Ед. измерения

Вырианты

1 2 3 4 5 6
1.Численность потребителей в регионе тыс. чел. 1200 10400 8500 4200 3110 1200
2. Норма душевого потребления шт/чел. в год 3,5 0,5 3,2 4,2 2,0 2,1
3.Мощность местных предприятий тыс.шт. 1200 2200 6000 4600 1200 1020
4. Ввоз аналогичных товаров в год тыс.шт. 2000 1600 1520 10400 4000 400
5. Вывоз продукции из региона тыс.шт. 500 400 1200 600 400 300

 

Создавая новое предприятие или расширяя действующее, предприниматель должен знать, найдет ли сбыт его продукция в регионе, в котором предполагается реализовывать данную продукцию. Чтобы выяснить это, необходимо рассчитать емкость рынка и определить наличие дефицита данного товара. Величина дефицита является ориентиром для определения вновь создаваемой мощности. Если дефицит отсутствует и рынок насыщен данной продукцией, создавать новые мощности нецелесообразно.

 

Емкость рынка (Е) определяется как произведение нормы душевого потребления (N) на численность потребителей в данном регионе (Ч). Норма душевого потребления – это количество изделий данного вида, которое покупает в среднем в год каждый потенциальный потребитель (определяется на основании анкетного опроса).

 

Е = N*Ч

 

Дефицит товара (Д) определяется по следующей формуле:

Д = Е – МП – Вв + Выв,

 

где Е –емкость рынка, тыс. шт., МП – местное производство данной продукции на действующих в

 

регионе предприятиях, тыс. шт., Вв – ввоз данной продукции в регион в год, тыс.шт.,

 

Выв – вывоз ввоз данной продукции в регион в год, тыс.шт.

Пример расчета по варианту №6

 

Е = 2,1 * 1200 = 2520 тыс.шт.

Д = 2520 – 1020 - 400 + 300 = 1400 тыс. шт.

 

Вывод: в данном регионе имеет место дефицит данной продукции, целесообразно создание нового производства; мощность этого производства не должна превышать 1400 тыс. шт.

 

Раздел 2.4 Производственный и организационный план проекта.

 

Необходимо начать при необходимости с плана строительства (реконструкции, модернизации) производственных мощностей.

 

Таблица 24 - План строительства (реконструкции, модернизации) производственных мощностей, тыс. рублей

Наименование показателей

Мощность

Годы

20… 20… 20… План ввода мощностей (по видам)         1.         2.         3.        

 

Определить состав сельскохозяйственных угодий – всего, в том числе: пашня, сенокосы, пастбища и др.

Определив на основе плана размещения культур в севообороте размер посевных площадей по отдельным культурам на планируемый год и рассчитав плановую урожайность, приступают к расчету возможного валового выхода продукции. Для этого плановую урожайность умножают на посевную площадь.

Таблица 25 - Расчет планового валового производства продукции растениеводства

Культура, вид угодий

(например)

Площадь, га

Урожайность, ц/га

Валовой сбор, т

Вид продукции

Количество, т

в бункерном весе в весе после доработки
Озимая пшеница            
Гречиха            
Ячмень            
Сахарная свекла            

 

Планирование потребности и стоимости минеральных и органических удобрений и средств защиты растений. Рассмотрим потребность в минеральных удобрениях в таблице (Приложение 2). Площади посева для определения потребности в удобрениях в планируемом году взяты из предыдущих расчетов.

Определить общую потребность в семенах (Приложение 3) умножением площади посевов на норму высева, принятую в хозяйстве.

Источники обеспечения потребности могут быть:

1. наличие семян на начало года;

2. поступление от урожая планируемого года;

3. обмен, покупка.

Описывается планируемое приобретение техники. Указывается планируемое приобретение вида сельскохозяйственной техники и их назначение.

Таблица 26 – Основные средства, приобретаемые в рамках проекта

Вид основных средств и марка Год приобретения Цена единицы, тыс. рублей Количество единиц Сумма, тыс. рублей Поставщик, наличие заключенных договоров
           
           
           
           
           
           

 

Таблица 27 – Технические характеристики покупаемого оборудования

Технические характеристики трактора или оборудования

 

Колесная формула

 

Двигатель

 

Мощность, квт,(л.с.)

 

Номинальная частота вращения, об/мин

 

Коробка передач

 

Скорость, км/ч:

 

- вперед

 

- назад

 

Задний ВОМ:

 

- независимый I; II,об/мин

 

- синхронный, об/мин

 

Грузоподъемность навесной системы на оси шарниров нижних тяг, кгс

 

Габаритные размеры, мм:

 

- длина

 

- ширина

 

- высота

 

Колея, мм

 

- передних колес

 

- задних колес

 

Масса эксплуатационная, тс

 

 

Определение потребности в ГСМ для выполнения планового объема механизированных и транспортных работ.

 

Таблица 3.38. - Планирование потребности и стоимости ГСМ

Культуры Площадь, га Норма расхода ГСМ на 100 га, ц. Расход ГСМ – всего, ц. Стоимость ГСМ, всего, тыс. руб.
Озимая пшеница   92,8    
Яровая пшеница   65,03    
Горох   78,3    
Сахарная свекла   223,1    

Выполнение планов производства продукции, позволит сформировать выручку от реализации (Приложение 4).

Далее расписать производственный план выполнения проекта. В каком году производство должно выйти на проектную мощность, и что при этом возможно изменится.

Таблица 28 - Производственный план проекта

Наименование показателей

Ед. изм.

Годы

20… 20… 20… И т.д.

1.

Площадь сельхозугодий га        
Площадь пашни га        
Посевная площадь – всего, га        
в том числе: (по культурам) га        
……………. га        

2.

Производство продукции растениеводства:          
в том числе: (по видам) т        
……….. т        

 

3.

Урожайность: (по культурам) ц/га        
………….. ц/га        
4. План заготовки кормов на 1 усл. голову (с концентратами) ц.к.ед.        

5.

План поголовья скота на конец года (по видам):          
  голов        
6. План реализации продукции: (по видам)          
  зерно т        
  И т.д. т        

 

Количество необходимых производственных мощностей действующего или вновь создаваемого предприятия (если речь идет о действующем предприятии, следует указать наличие помещений и оборудования и обозначить существующую потребность в дополнительной аренде или приобретении, а также привести перечень конкретных поставщиков и привести стоимость каждой единицы нового оборудования).

 

Таблица 3.41. – Производственные площади

Наименование Кв. м. Стоимость (стоимость аренды)
Аренда земли    
Здания    
Сооружения    
И т.д.    

В процесс реализации проекта к основным капитальным затратам относится приобретение зданий и сооружений, техники, оборудования и др.

Таблица 29 – Расчет амортизационных отчислений

Наименование Год приобретения Стоимость, тыс.руб. Срок полезного использования Сумма амортизационных отчислений, руб.
Здания        
Сооружения        
И т.д.        

 

Формируются все статьи затрат проекта по годам и кварталам

Таблица 30 - Расходы на подготовку производства и текущие расходы

Статьи расходов

годы реализации проекта

20__ 20__ 20__ 20__ 20__ 20__
Основные средства, в т.ч.:
Аренда земли            
Дискатор БДМ 4х3            
МТЗ - 892.2            
ПБМ – 1200 с ковшом            
ЖВМ 4.9            
Амортизация ОС:
Дискатор БДМ 4х3            
МТЗ - 892.2            
ПБМ - 1200            
ЖВМ 4.9            
Оборотные средства, в т.ч.:
Семена            
Удобрения            
СХЗР            
ГСМ            
Запасные части, ремонт            
Автотранспорт            
Электроэнергия            
Расходы на ОТ
Общепроизводственные и прочие расходы
Итого

Необходимо сформировать смету текущих затрат по кварталам (Приложение 5).

Определение постоянных и переменных затрат.

Таблица 31. - Распределение затрат на постоянные и переменные

Наименование экономических элементов*

Величина затрат, руб.

20… 20… 20… 20… 20… 20…

Выручка от реализации

Переменные затраты

………….

           

………….

           

Постоянные затраты

…………..

           

……………..

           
Итого затрат:            
Чистая прибыль            

Расчет калькуляции себестоимости продукции (Приложение 6).

Сделать соответствующие выводы об изменении себестоимости продукции по годам на перспективу, с чем связано ее снижение или увеличение.

 

Для формирования организационного плана проекта необходимо определить перечень мероприятий по внедрению проекта с помесячной разбивкой. Если, реализация проекта планируется на базе уже существующих производственных мощностей, то времени для покупки оборудования, аренды и обустройства помещения не требуется.

Таблица 32 - Этапы реализации проекта

Мероприятие (содержание работ) Сроки исполнения (число, месяц) Сметная стоимость, руб. Ожидаемые результаты
       
       
       
       
Итого      

Распределить источники финансирования приобретения основных средств

Таблица 33 – Основные средства, приобретаемые в рамках проекта в 20…г

Наименование приобретаемого имущества

Кол-во

Цена, руб./ед.

Сумма, руб.

в том числе

Срок оплаты

Предоставляемые средства (гранд) Заемные средства Собственные средства
               
               
               
Итого х х         х

 

Так же следует рассмотреть основания работы с поставщиками. Если есть договора или предварительные соглашения их следует отнести в приложение.

Таблица 34 - Поставщики

Наименование материалов Количество, кг, единиц, шт, Цена за единицу, руб Сумма, руб Поставщик Основание для работы
          Договор
          Соглашение
          другое
           

 

Раздел 3.1  Стратегический план маркетинга.

 

Провести SWOT-анализ организации, для которой разрабатывается бизнес-план.

Для более полного представления о характере влияния внешней среды на деятельность предприятия необходимо провести SWOT анализ, который является наиболее комплексной процедурой стратегического анализа предприятия.

Для установления связей между сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами составим матрицу SWOT. На каждом из ее полей рассмотрим все возможные парные комбинации и выделим те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

Для более полного представления о характере влияния внешней среды на деятельность предприятия необходимо провести SWOT анализ, который является наиболее комплексной процедурой стратегического анализа предприятия.

Необходимо проанализировать динамику изменения цены продукции на рынке и исходя из этого, определить прогноз уровня цен на перспективу.

 

Таблица 35 - Прогноз уровня цены на продукцию, ед. измерения

 

Отчетные данные

Данные прогноза

Годы 20.. 20.. 20.. 20.. 20.. 20.. 20.. 20.. 20..
Цена                  
Рост 100%                

 

Уровень цен за отчетный период определяется по статистическим данным региона. Прогноз цены на будущий год определяются по данным органов статистики, соответствующих министерств, либо с использованием индексов - дефляторов (Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации). Рост цены приводится к году принятому за базис.

Расчеты, позволившие выявить слабые и сильные стороны товара по сравнению с товарами конкурентов, необходимо использовать при формировании цены на продукцию. В варианте 6 это соотношение составляет:       4,25 : 4,81 = 0,88

Зная цену товара-конкурента, можно ориентировочно определить цену проектируемого изделия.

В таблице приведены цены на товары конкурентов (по вариантам).

Таблица 36 – Розничные цены на предлагаемую продукцию

 

Розничные цены на товар конкурента

Цена товара (ед.), руб.

Варианты

1 2 3 4 5 6
1200 1500 600 100 850 1100

Так, если цена конкурента составляет 1100 руб., цена проектируемого изделия должна быть не выше

 

1100*0,88 = 968 руб.

Сделать соответствующие подробные выводы.

Определить бюджет маркетинга, программу реализации продукции, выручку от продаж в целом и по отдельным товарам.

 

Таблица 37 - Планируемый объем продаж и выручка от реализации продукции

Показатель

Годы

20… 20… 20… 20… 20… 20… 20…
Продукт А              
цена, руб.

 

 

         
объем продаж, кг

 

 

         
выручка, тыс.руб.

 

 

         
 в т.ч. выручка на 1 гол. тыс. руб.

 

 

         
Продукт Б

 

 

         

 

По разделу следует сделать соответствующие выводы и сказать, что на момент последующего улучшения качества продукции возникнет необходимость поиска новых каналов сбыта.

 

 

Раздел 3.2 Финансовый план и оценка эффективности проекта.

 

Определить налоговое окружение деятельности предприятия, то есть, какие налоги оно уплачивает или будет уплачивать. Сельскохозяйственное предприятие освобождено от уплаты налога на прибыль организаций. Например:

 

Таблица 38 – Виды и суммы уплачиваемых налогов

Наименование налогов, уплачиваемых предприятием, осуществляющим инвестиционный проект Ставка (или сумма) Налогооб-лагаемая база Отчетный период Льготы (основание)
НДС 10% Стоимость реализованной продукции Календарный месяц Вычеты, равные сумме НДС по приобретенным ценностям
ЕСХН 6% Прибыль I квартал, полугодие, 9 месяцев нет
Упрощенная система налогообложения 15% Выручки I квартал, полугодие, 9 месяцев нет
Земельный налог 0,3% Кадастровая стоимость земли I квартал, полугодие, 9 месяцев нет

 

Рассчитать прибыль на единицу продукции. Из расчетов на производство продукции (следует уточнить, если цикл производства завершен полностью, то есть продукция переработана и упакована) отразить, как изменяется прибыль по годам и рентабельность. Пояснить, с чем связано снижение себестоимости, за счет чего увеличится прибыль и рентабельность (иначе быть не может!!!).


Таблица 39 – Прибыль на единицу продукции, руб.

Статьи расходов

годы реализации проекта

20… 20… 20… 20… 20… 20… 20… 20…
Амортизация ОС:                
Оборотные средства, в т.ч.:                
Расходы на ОТ                
Прочие расходы                
Земельный налог                
Расходы по кредиту                
Итого затрат
Производственная себестоимость 1 кг/ц/т, руб.                
Производственная себестоимость 1кг/ц/т переработанной продукции, руб.                
Коммерческие расходы на 1 кг продукции                
Отпускная цена 1 кг продукции              
Прибыль в расчете на 1 кг продукции
Рентабельность производства, %

 


Определить объем финансирования проекта, условия предоставления кредита банков, краткосрочных займов, беспроцентных ссуд.

Если основным источником финансирования проекта [30] являются заемные средства, то необходимо уточнить сроки предоставления кредита, процентную ставку, ставку рефинансирования, сумма уплаты банку по обслуживанию кредита. Какая сумма кредита взята на основные и оборотные средства, на что будут использоваться государственные субсидии.

 

Таблица 40 - Источники финансирования в первый год реализации проекта

Показатель Сумма, тыс. руб. Доля в инвестициях, %
Потребность в средствах для реализации бизнес проекта (инвестиционные затраты) – всего, в т.ч.:   100
Собственные средства    
Кредит    
Государственная поддержка (субсидии)    

В проекте отразить порядок и сроки погашения основной суммы кредита и выплаты начисленных процентов по нему.

Расчет финансовых результатов инвестиционного проекта.

Для расчета финансовых результатов [29] отчет о прибылях и убытках представим в таблице.

Таблица 41 - Финансово-экономические показатели реализации проекта



Наименование показателей

Единица измерения

Годы

20… 20… и т.д.
Выручка от реализации – всего тыс. руб.      
в том числе: (по видам продукции) тыс. руб.      
         
Себестоимость реализованной продукции –всего тыс. руб.      
в том числе: (по видам продукции) тыс. руб.      
         
Прибыль от реализации продукции - всего тыс. руб.      
в том числе: (по видам продукции) тыс. руб.      
Рентабельность реализации продукции – всего %      
в том числе: (по видам продукции) %      
Налоговые платежи (тыс. рублей) тыс. руб.      

Сделать соответствующие выводы и предложения.

С целью приведения денежных потоков по проекту к моменту оценки его эффективности, они должны быть продисконтированы. Например, ставка дисконтирования принята равной 15-18%, обосновывается следующим расчетом.

Таблица 42 – Расчет чистых поступлений, дисконтированного дохода, дисконтированного прироста чистых поступлений с нарастающим итогом

Показатели

 

Годы

1 2 3

4

5
Затраты (тыс. руб.): Капитальные затраты Текущие затраты (CF-)      

 

 
Поступления (тыс. руб.): Выручка от реализации продукции без НДС (CF+) Чистые поступления (NCF)      

 

 
Коэффициент дисконтирования  K (14%)      

 

 
Дисконтированные чистые поступления (PVt)    

 

   
Дисконтированный прирост чистых поступлений с нарастающим итогом (NPV)    

 

   
             

 

Сделать выводы по рентабельности проекта, рассчитанная по дисконтированным потокам, дисконтированный период окупаемости равен.

Исходя из значения дисконтированного периода окупаемости, следует, что даже с учетом уровня инфляции и риска, проект окупит себя еще до срока погашения кредита (иначе быть не может!!!).

Рассчитать точку безубыточности продаж проекта. Безубыточная работа будет обеспечена при таких объемах реализации продукции, когда деятельность предприятия будет рентабельной, при других условиях - предприятие понесет убытки.

Графически изобразить точку безубыточности в динамике и сравнительный график фактической и безубыточной выручки.

Сделать выводы об эффективности проекта: решение основных проблем, стоящих перед предприятием, решение социальных вопросов, создание новых рабочих мест, увеличение объемов производства, увеличение налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, улучшение качества выпускаемой продукции, улучшение качества предоставляемых услуг, рост среднемесячной заработной платы и.т.д.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 244.