Кафедра философии и культурологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Методические указания к семинарским занятиям

 

Санкт-Петербург

Издательство ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

2016


ББК 87.3

УДК 1.101

   Ф56

Ф56 Философия: метод. указания к семинарским занятиям / сост. А. С. Сиргия, А. В. Добин, С. А. Родина-Барановская. — СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2016. — 72 с.

Методические указания подготовлены в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и рабочими программами по философии. Содержат планы семинарских занятий, их краткое содержание, список рекомендуемой литературы, требования к содержанию и оформлению рефератов и докладов, методические рекомендации для самостоятельной работы по изучению курса и для подготовки к семинарским занятиям, описание форм проведения промежуточного и итогового контроля знаний, а также описание различных форм семинарских занятий и методик их проведения.

Методические указания могут быть использованы для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов, а также самостоятельной работы студентов.

Рекомендуется в качестве основной литературы для студентов всех форм обучения и всех специальностей и направлений подготовки бакалавров ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова.

 

Рецензент:

Н. И. Сербенко, канд. филос. наук, проф. (ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»)

 

 

                              

© ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», 2016

© Сиргия А. С., Добин А. В., Родина-Барановская С. А., 2016

 

Оглавление

Введение. 5

Требования к содержанию и оформлению рефератов и докладов. 7

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.. 10

Формы семинарских занятий и методики их проведения. 11

Программа семинарских занятий. 18

Раздел 1. Философия, ее проблемы, функции, место в культуре. 18

Семинар № 1. Специфика философии, основные философские проблемы, функции философии 18

Раздел 2. Основные исторические этапы развития философии. 21

Семинар № 2. Основные школы и направления философии Востока. 21

Семинар № 3. Основные школы Античной философии. 24

Семинар № 4. Философия европейского Средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения 27

Семинар № 5. Немецкая классическая философия. Марксизм.. 30

Семинар № 6. Европейская философия XIX – XXI вв. 32

Семинар № 7. Специфика русской философии. 35

Раздел 3. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Диалектическое миропонимание 38

Семинар № 8. Бытие. Структура бытия. Материя и дух. Диалектика бытия 38

Раздел 4. Познание. Основные проблемы гносеологии. 41

Семинар №. 9 Познание как предмет философского анализа. 41

Раздел 5. Социальная философия. Ценности. 44

Семинар № 10. Человек как предмет философии. 44

Семинар № 11. Человек и общество. 47

Семинар № 12. Проблема сознания в философии. 50

3. Перечень тем рефератов и докладов к семинарам.. 50

Раздел 6. Философское осмысление науки и техники. 53

Семинар № 13 Тема: Научное знание как система. 53

Семинар № 14. Техника, наука, человек. 56

Раздел 7. Нормы, ценности, идеалы. Природа этического и эстетического. 59

Семинар № 15. Проблема ценностей в философии. 59

Семинар № 16. Проблема эстетического в философии. 61

Рекомендации по использованию информационных технологий. 63

Промежуточная и итоговая аттестация. 63

Перечень вопросов к экзамену (зачету) 63

Приложение 1. 65

Образец оформления титульного листа реферата по курсу «Философия» 65

Приложение 2. 66

Образец оформления плана реферата. 66

Приложение 3. 67

Познавательная игра «Мировоззренческое интервью». 67

Приложение 4. 69

Философы в произведениях изобразительного искусства. 69

 


Введение

Одной из задач высшей школы России является развитие самостоятельности студентов в овладении знаниями. Студент — не только объект обучения, но и субъект самообучения. Это относится к любой вузовской дисциплине, но в большей степени к дисциплинам гуманитарного цикла. Преподавание философии в вузе должно быть ориентировано на творческое усвоение студентами тех или иных философских парадигм и идей, на применение их к решению жизненных и профессиональных проблем, встающих перед каждым человеком. Овладение философской культурой
 и развитие способностей рационального творческого мышления поможет будущим специалистам успешно действовать в любой конкретной ситуации.

Методические указания к семинарским занятиям по «Философии» призваны помочь организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной учебной работы студентов.

В результате должны:

– выработаться способность адекватного понимания содержания философских понятий, принципов, направлений;

– сформироваться способности выявлять сущностные, диалектические аспекты изучаемых философских вопросов;

– получить развитие умения осознавать, логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное понимание теоретических и экзистенциальных проблем.

Программа семинарских занятий включает в себя:

1) перечень вопросов, выносимых на обсуждение;

2) перечень текстов, отрывков из первоисточников для анализа[1];

3) перечень тем рефератов и докладов;

4) перечень рекомендуемых обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеоматериалов;

5) список рекомендуемой литературы.

Кроме того, к каждой теме составлен список основных философских понятий и имен философов, имеющих отношение к рассматриваемым проблемам.

В зависимости от целей и задач семинара, преподаватель может выбрать любую форму проведения семинарского занятия и определить круг необходимых заданий для подготовки к нему.


Требования к содержанию и оформлению
рефератов и докладов

Написание реферата по дисциплине «Философия» является важной составной частью самостоятельного изучения студентами программного материала.

Реферат — это краткое письменное изложение студентом содержания научной работы либо результатов научных исследований. Требованиями, которых необходимо придерживаться при написании, являются полнота
 и логичность изложения, информативность, объективность изложения, достоверность цитируемых текстов первоисточников, корректная оценка материала.

Реферат как любая письменная работа учит студента владению научным стилем, который предполагает логичность, точность, объективность, адекватность используемых понятий, терминов.

Текст реферата должен быть авторским, т. е. включать в себя не просто изложение какой-либо темы, но и критический анализ связанных с ней проблем. Цитаты должны быть отмечены ссылками на тот источник, из которого заимствованы. В реферате также должен быть список использованной литературы, содержащий все выходные данные соответствующих источников. В качестве приложения к реферату можно составить небольшой словарь наиболее сложных философских терминов, используемых
в тексте. Объем реферата — не менее 20 страниц формата А4.

Реферат должен включать в себя следующие компоненты:

– титульный лист (образец оформления прил. 1);

– план, общая структура плана реферата обычно включает в себя введение, основную часть и заключение. Во вводной части раскрывается содержание, а в заключении формулируются выводы, которые можно сделать из рассмотрения данной темы (образец прил. 2);

– текст работы (в соответствие с планом);

– список использованной литературы (от 5 и более наименований);

– приложение (словарь терминов, портреты, рисунки, схемы, таблицы и др.).

При написании реферата необходимо обращать внимание на языковое и стилистическое оформление текста, поскольку язык и стиль работы — образец письменной научной речи, сложившейся под влиянием «академического этикета», имеющего особые традиции и формы изложения. Не допускается использование разговорных выражений, риторических вопросов, обращений к читателю и пр. Синтаксис научного стиля характеризуется обилием безличных конструкций, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов, специфических научных клише, использование которых придает тексту объективность, сжатость, логическую структурированность.

Необходимо помнить, что нормы научного стиля речи не предполагают использования местоимений первого лица единственного числа:
«Я думаю, что…», «Мне кажется», «По-моему» и пр. Их следует заменять либо безличными конструкциями: «Представляется целесообразным …», «Считается, что …», «Можно предположить, что …» либо местоимением первого лица множественного числа, так называемым «научным Мы», например, «Мы считаем, …» «В нашей работе …».

При оформлении печатного текста реферата необходимо придерживаться следующих правил.

Реферат должен быть напечатан на одной стороне листа формата А4; с полями 2 см (со всех сторон), размер шрифта — 14 пт, междустрочный интервал — полуторный.

Заголовки размещаются в центре страницы и отделяются от текста дополнительным интервалом.

Все листы, кроме титульного, должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется, но считается как первый. Приложение не нумеруется или имеет отдельную нумерацию.

Нумерация располагается внизу, в центре страницы. Листы реферата должны быть скреплены между собой (прошиты).

Библиографические ссылки оформляются в соответствии с
ГОСТ Р 7.0.5.

В тексте: М. Ю. Смирнов в своей работе «Мифология и религия
в российском сознании» говорит: « ….»¹

В ссылке: ¹Смирнов, М. Ю. Мифология и религия в российском сознании. СПб., 2000. С. 31.

При последовательном расположении первичной и повторной ссылок текст повторной ссылки заменяют словами «Там же».

Первичная ссылка: Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998.

Вторичная ссылка: Там же.

В повторной ссылке на другую страницу к словам «Там же» добавляют номер страницы. (Там же, С. 54).

В конце реферата в алфавитном порядке приводится список литературы.

Порядок расположения источников по значимости:

– Конституция РФ, ФЗ, нормативно-правовые акты;

– учебники, монографии;

– журналы, статьи;

– электронные (цифровые) ресурсы и Интернет-источники.

Образец оформления списка литературы

Книги, учебники

1. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: Проспект, 2010.

2. Торчинов, Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций / Е. А. Торчинов. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

Журналы, статьи

1. Круглова, Л. К. Теория культуры как ответ на вызов современности: теоретический и практический потенциал антропологического принципа в философии культуры и культурологии / Л. К. Круглова // Философские науки. — М.: Акад. гуманитарных исслед., 2006. — С. 447−476.

Интернет-источники

1. Разумовский, Д. А. Метаморфозы постмодернистской церкви в интерьере «ретро-духовности» [Электронный ресурс] / Д. А. Разумовский // Богослов. — Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/277615.html (дата обращения: 25.01.2016).

2. Жизнь как ценность [Электронный ресурс] // Цифровая библиотека по философии. — Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item /f00/s00/z0000659/index.shtml (дата обращения: 25.01.2016).


Методические рекомендации по подготовке
к семинарским занятиям

Курс философии предусматривает самостоятельную работу студента по изучению предлагаемых тем дисциплины. Она включает в себя основную и дополнительную работу.

Основная самостоятельная работа состоит в подготовке студента к семинарским занятиям согласно плану. Дополнительная самостоятельная работа — в углубленном изучении интересующих студента вопросов.

В ходе подготовки к семинарским занятиям студенту полезно составлять конспекты, которые помогут собрать материал для участия в развернутой беседе, выступлении или обсуждении доклада или для ответа на зачете или экзамене. Конспекты не следует делать слишком подробными. Необходимо коротко записывать своими словами основные идеи; это развивает способность к свободному и самостоятельному размышлению, что особенно ценно для изучения философии.

При составлении конспекта следует придерживаться следующих правил:

– составьте план текста — основу конспекта, определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого пункта;

– проанализируйте содержание каждого фрагмента текста, выделяя существенные положения изучаемого материала (тезисы) и убирая избыточную информацию;

– запишите всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета. Собственные комментарии и вопросы располагайте на полях.

Важной задачей при подготовке к семинарскому занятию также является составление плана доклада или ответа. Текст доклада писать не рекомендуется, так как его наличие приковывает внимание к листу бумаги, блокируя возможность общения с аудиторией, и в ряде случаев делает сам доклад неинтересным для других студентов.

В ходе подготовки к семинарским занятиям, докладам следует использовать рекомендуемую литературу, привлекать источники и материалы, полезные для более полного рассмотрения темы.

Формы семинарских занятий и методики их проведения

В целях повышения интереса студентов к философским проблемам,
в практике проведения семинаров следует использовать различные формы их организации. Существуют следующие формы семинарских занятий.

I. Развернутая беседа. Развернутая беседа предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятия. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение философской проблематики наибольшее число студентов. Особое внимание следует уделить методам активизации работы студентов на занятии. Можно использовать один из следующих методов или их сочетание для повышения интереса студентов к обсуждаемым проблемам:

1) уточняющие вопросы, имеющие своей целью заставить студента яснее высказать мысль;

2) наводящие или направляющие вопросы, имеющие своей целью направить полемику в нужное русло, помешать нежелательным отклонениям от сути проблемы;

3) казусные или провокационные вопросы, имеющие своей целью «пробудить» мысль, научить студента мыслить шире и глубже. Используя данную методику, преподаватель формулирует проблемный тезис, приводит антиномичное высказывание, пример противоречивой ситуации, оценки, действия, что провоцирует студентов на аргументированное обсуждение;

4) метод создания «ситуации затруднения» или «столкновение позиций». Используя данную методику, преподаватель предлагает студентам для обсуждения две-три или более противоречащих друг другу высказываний, из которых необходимо выбрать, на их взгляд, наиболее правильную и обосновать свой выбор;

5) метод генерации идей или «мозговой штурм». Данный метод направлен на совместное генерирование идей по решению какой-либо проблемы. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить.

II. Обсуждение докладов (сообщений). Доклады готовятся студентами по заранее предложенным или выбранным самостоятельно и согласованным с преподавателем темам. С целью преодоления ситуации нетворческой атмосферы на семинарском занятии, можно предложить студенту подготовить доклад (сообщение) от лица философа, ученого или понятия (например, от имени Бытия, Глупости, Бога, Эпикура и т. д.).

Также по инициативе преподавателя можно назначить содокладчиков и оппонентов, которые должны предварительно ознакомиться с текстами докладов (сообщений), чтобы не повторять их содержание.

Одной из форм организации данного семинарского занятия может быть конференция или круглый стол. Преимущество семинара такого типа в том, что он в значительной мере повышает ответственность докладчиков.

При наличии в аудитории необходимых технических средств, на семинарах можно использовать различные инновационные методы обучения, например, организовать аудио и видео конференцию, вебинар, сопроводить выступление докладчиков презентациями.

III. Семинар-диспут. Диспут может быть как самостоятельной формой семинара, так и элементом других форм практических занятий по философии. В первом случае наиболее интересно проходят такие занятия при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают студенты одной группы, а оппонентами — другой, о чем договариваются заранее. Вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость.

В ходе полемики студенты формируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции и, главное, отстаиваемые в споре идеи воспринимаются ими как глубоко личные.

IV. Комментированное чтение первоисточников. Данная форма семинарских занятий способствует более глубокому проникновению в философию того или иного автора, позволяет уловить как логику, так и метод его рассуждения. Обращая внимание студентов на новые, философские термины, на особенности языка, возможную иносказательность сочинения, подтексты, а также социокультурные особенности эпохи, в которую оно было создано, преподаватель учит студента вдумчивому чтению. Это положительно влияет на формирование способности студента критически оценивать не только различные научные и философские тексты, но и любые другие произведения, в том числе и произведение искусства (кинофильм, спектакль) произведение искусства (кинофильм, спектакль). Для акцентирования внимания студента на тех или иных аспектах и философских проблемах, обозначенных в анализируемом тексте, преподаватель может заранее составить список вопросов.

V. Познавательные игры. Познавательные игры являются одним из наиболее эффективных способов обучения. Прежде всего, потому, что игра способствует появлению у студентов непроизвольного интереса к рассматриваемым вопросам философии и, как следствие этого происходит возрастание когнитивной или познавательной активности, что является непременным условием освоения учебного материала. Более того, игра позволяет вовлечь в учебный процесс, в том числе, и пассивных студентов.

В практике проведения семинарских занятий по философии можно использовать следующие типы игр: деловые, ролевые, имитационные, лингвистические.

Приведем несколько примеров деловых и лингвистических игр, используемых нами на семинарских занятиях.

1. «Мировоззренческое интервью». Игра проводится по окончанию изучения первого раздела «Философия, ее проблемы, функции, место
в культуре» рабочей программы дисциплины. Игру можно повторить по окончанию изучения всего курса.

Подготовительный этап: преподаватель определяет круг вопросов, относящихся к разным разделам философского знания.

Примеры:

а) онтология. Что значит быть? Быть или не быть? Быть или существовать? Быть или иметь? Чем отличается подлинное бытие (подлинная жизнь) от мнимого (жизни потребительской)?

б) гносеология: Что есть истина? Возможно ли истинное познание? Как возможно истинное познание? Чем знание отличается от мудрости?

в) эстетика: Что есть красота? Есть ли что-то, что настраивает вас на возвышенный лад? Замечаете ли вы красоту в жизни? Что предпочитаете красоту или полезность вещей?

г) философия науки и техники: Должна ли ограничиваться свобода научных исследований? Насколько большое место занимает техника в вашей жизни? Какая техника вам наиболее необходима?

И другие (полный список вопросов приведен в прил. 3). Студент вправе самостоятельно составить список интересующих его вопросов к каждому разделу или дополнить предложенный преподавателем.

Описание игры. Студенты адресуют друг другу вопросы (произвольно или согласно определенной преподавателем схеме), не называя, к какому разделу философского знания он относится. Задача получившего вопрос заключается в быстром ответе на него, формулировке своего собственного мнения, а также в определении, к какому именно разделу философского знания он относится. Далее эстафету принимает отвечавший и задает следующему студенту свой вопрос.

2. «Аукцион». Относится к играм лингвистического типа. Игра может быть организована при разучивании (повторении) основных философских терминов, категорий, понятий или имен философов в ходе изучения (повторения) любой темы курса.

Описание игры. В качестве «продаваемого» лота выступает какое-либо понятие, категория или имя философа. За определенное время (как правило, 5 – 7 мин) все студенты отмечают в конспектах (или на отдельных листах бумаги) все то, что знают об этом лоте. По окончании времени зачитывается ответ, в котором содержится самое большое количество суждений о нем. Все остальные студенты слушают, отмечают у себя встретившиеся суждения и затем дополняют список отвечавшего всем тем, что еще не было упомянуто.

Преподаватель корректирует верность и грамотность высказанных суждений. Лот считается «проданным» тому, кто назвал наибольшее количество верных по смыслу суждений о нем. По результатам продажи нескольких лотов можно выставить баллы за работу на семинаре (если необходимо, то после проверки записей).

3. «Конструктор». Описание игры. Студентам предлагается «построить», «сконструировать» выбранную преподавателем тему на основе известных им имен философов, категорий и понятий, относящихся к ней. Студенты по очереди называют слово, словосочетание или имя. Задача каждого принявшего эстафету студента не только дополнить список своим словом, но и повторить все то, что было сказано до него. Победителем становится тот, кто сможет максимально точно перечислить все упомянутые слова, словосочетания и имена.

Например, преподаватель предлагает тему «Немецкая классическая философия». Слова, словосочетания и имена, которые будут называть студенты, могут быть такими: Гегель, Абсолют, идея, Кант, «вещь в себе», трансцендентальный идеализм, априорное знание, апостериорное знание
и т. д.

4. «Синквейн». Синквей (фр. cinquains, анг. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX в. под влиянием японской поэзии (хокку). Синквейн можно использовать на семинарах по философии, как эффективный метод развития образной речи и инструмент для синтезирования сложной информации.

Описание игры. Студенту предлагается написать синквейн на выбранную преподавателем тему или о каком-либо философе, понятии или категории.

Синквейн пишется согласно следующим правилам:

1-я строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (словосочетание). Обычно это существительное или местоимение;

2-я строка — слова, с помощью которых описываются признаки
 и свойства объекта или предмета. Обычно это прилагательные или
причастия;

3-я строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;

4-я строка — фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету;

5-я строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Приведем примеры синквейнов, написанных студентами.

Идея

Творческая, жизненная,

создается, обосновывается, воплощается,

творение ума человека

Источник прогресса.

Аристотель

Разумный, могучий

Был учителем Македонского, основал лицей, систематизировал знания

Универсальный человек, достойный Нобелевской премии

Величайший древнегреческий философ.

Постмодернизм

Беспощадный, безграничный

Создает хаос, помогает обрести свободу, убивает принципы

Разрывает границы и общепринятые идеи искусства

Свежий взгляд на скучную жизнь.

5. Семинары с использованием визуальных и аудио-визуальных средств обучения. Визуальный или наглядно-иллюстрационный метод считается одним из наиболее доступных и в значительной степени способствующих глубокому усвоению студентами учебного материала. Любую тему семинарского занятия можно проиллюстрировать с помощью структурно-логических схем, опорных конспектов, плакатов, таблиц, идеограмм и др.

Кроме того, на семинарских занятиях по философии можно использовать картины известных художников, на которых изображены философы или даже целые философские школы. Например, при изучении (повторении) темы «Основные школы Античной философии» в качестве наглядного пособия можно использовать картину Рафаэля Санти «Афинская школа». Студенту предлагается выполнить следующее задание: найти на картине Рафаэля названного преподавателем мыслителя и дать краткую характеристику его учения.

Такой вид задания может быть организован и для любой другой темы из раздела история философии (список картин приведен в приложении 4).

Аудио-визуальные методы обучения содержат современную форму использования наглядности, в частности художественные и документальные фильмы или их фрагменты.

Фильмы (или их фрагменты), имеющие отношение к рассматриваемой теме могут быть, как частью домашнего задания (задания для самостоятельной работы студента) с последующим обсуждением на занятии, так
 и демонстрироваться непосредственно на семинаре. Преподаватель может дать задание студенту подготовить рецензию на фильм, проанализировать круг философских проблем, затрагиваемых в фильме или рекомендовать его для просмотра в качестве дополнительного источника для подготовки
 к занятию.

6. Контрольные (письменные) работы. Контрольные (письменные) работы часто практикуются на семинарах по философии. На них может быть отведено от двух учебных часов до 15 минут. Тема работы может быть сообщена студентам заранее, а иногда и без предупреждения по одному из пунктов плана текущего семинара. Такая работа носит характер фронтальной проверки знаний всех студентов по определенному разделу курса философии. Практика проведения контрольных работ вызывает всегда обостренный интерес студентов и активизирует их последующую подготовку к семинарам. В течение семинарского курса целесообразно провести несколько контрольных работ различных типов: 1) развернутый ответ на вопрос или эссе на заданную тему; 2) терминологический диктант;
3) письменный анализ отрывка из первоисточника; 4) тестирование.


Программа семинарских занятий

Раздел 1. Философия, ее проблемы, функции,
место в культуре

Семинар № 1. Специфика философии, основные философские проблемы, функции философии

(продолжительность 2 часа)

1. Учебная и воспитательная цель:

– рассмотреть основные проблемы философии, выявить специфику
 и структуру философского знания;

– проанализировать пути возникновения философского знания;

– понять специфику философского анализа и философской дискуссии;

– выявить характер влияния философии на жизнь человека и общества.
























План семинарского занятия

2.1. Основные понятия: философия, сущее, мировоззрение, рефлексия, антропоморфность, синкретизм, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, техноцентризм, онтология, гносеология (эпистемология), философская антропология, социальная философия, диалектика, логика, этика, аксиология, эстетика, монизм, дуализм, плюрализм, материализм, идеализм (объективный идеализм, субъективный идеализм).

2.2. Вопросы, выносимые на обсуждение:

1) мироощущение, мировосприятие, мировоззрение;

2) практическое, познавательное, ценностное отношение человека
 к миру;

3) своеобразие философского познания;

4) философия как рефлексия, ее роль в самоопределении личности. Философия как самосознание культуры;

5) влияние философии на жизнь человека и общества;

6) проблема происхождения философии (гносеогенная, мифогенная, социоморфная гипотезы);

7) структура философского знания.

2.3. Тексты для анализа

1. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия / Х. Ортега-и-Гассет // Логос. — 1991. — Вып. 1. — С. 22–30.

2. Делез, Ж. Введение. Такой вот вопрос / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина // Что такое философия? — М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. — С. 10–23.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 209.