Перечень рекомендуемых обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Кучеренко В. Гипноз и сознание / Гордон (Диалоги) [Видеозапись] / реж. Леонид Гюне; вед. Александр Гордон. – М.: НТВ, 2002.

2. Волович И., Хренников А. Квантовые компьютеры и модели сознания / Гордон (Диалоги) [Видеозапись] / реж. Леонид Гюне; вед. Александр Гордон. — М.: НТВ, 2003.

3. Лекторский В. А. Тело и сознание [Видеозапись] / Интервью. — М.: ИФ РАН, 2013.

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Проспект, 2008.

2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Б. Г. Борзенков и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2002.

3. Липский, Б. И. Философия: учебник для бакалавров, студентов вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная

1. Михайлов, Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф. Т. Михайлов. — М.: Наука, 1990.

2. Дубровский, Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект / Д. И. Дубровский. — М.: ИД Стратегия-Центр, 2007.

3. Серл, Л. Д. Открывая сознание заново / Л. Д. Серл. — М.: Идея-Пресс, 2002.

4. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд — М.: Наука, 1989.

5. Мамардашвили, М. К. Сознание и цивилизация / М. К. Мамардашвили. — М.: Азбука, 2011.


Раздел 6. Философское осмысление науки и техники

Семинар № 13. Научное знание как система

(продолжительность 2 часа)

1. Учебная и воспитательная цель:

– понять сущности науки как вида духовного производства;

– рассмотреть особенности научного познания, его структуру, формы, методы, критерии научности;

– проанализировать этапы и уровни научного познания.


План семинарского занятия

2.1. Основные понятия: наука, знание, предмет, объект, рефлексия, рациональность, парадигма, сциентизм, научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория, эмпирический уровень познания, теоретический уровень познания, эксперимент, наблюдение, измерение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, формализация, аксиоматический метод.

2.2. Вопросы, выносимые на обсуждение:

1) эмпирический и теоретический уровни научного познания; эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, моделирование);

2) эмпирический закон; понятие научного факта; соотношение факта и теории;

3) теоретические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование);

4) научная теория; понятие идеализированного объекта;

5) диалектика эмпирического и теоретического знаний;

6) специфика языка науки.

2.3. Тексты для анализа

1. Пуанкаре, А. Ценность науки / А. Пуанкаре // О науке. — М.: Наука, 1990. — С. 356–365.

2. Фейерабенд, П. К. Против методологического принуждения (фрагменты) / П. К. Фейерабенд // Избранные труды по методологии науки. — М.: Прогресс, 1986. — С. 147, 153–154.

Перечень тем рефератов и докладов к семинарам

1. Преднаука и наука. Этапы развития науки.

2. Исследовательские и коллекторские программы.

3. Эмпирический уровень науки.

4. Проблема логики и методологии науки. Специфика научного метода.

5. Методы науки. Наблюдение, описание, объяснение, эксперимент.

6. Теоретический уровень науки. Стадии развития научной теории.

7. Научная картина мира.

8. Философские основания науки.

9. Традиция и новация в науке.

10. Синергетика и развитие научного знания.

11. Роль науки в решении глобальных проблем современной цивилизации.

4. Перечень рекомендуемых обучающих, контролирующих
и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов

1. Степин В. С. Структура научных революций / Гордон (Диалоги) [Видеозапись] / реж. Леонид Гюне; вед. Александр Гордон. — М.: НТВ, 2003.

2. Штеренберг М. И Наука-философия-культура-религия [Видеозапись] / Выступление на XI конференции «Этика и наука будущего». Синтез идей. — М.: Дельфис, 2012. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=azSC8inTF80 (15.04.2016).

3. Степин В. С. Специфика научного знания [Видеозапись] / Лекция на кафедре истории и философии науки ИФ РАН, 4 декабря 2013 года. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=FZgxcnFCkWc&list=PL-CEsxNCc9rLXIosJOpbH2Z0QOsoYBvuC&index=4 (15.04.2016).


Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Проспект, 2008.

2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Б. Г. Борзенков и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2002.

3. Канке, В. А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В. А. Канке. — М.: Омега-Л, 2008.

Дополнительная

1. Алексеев, П. В. Наука и мировоззрение / П. В. Алексеев. — М.: Прогресс, 1983.

2. Гайденко, П. П. Эволюция и понятия науки / П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1980.

3. Гришунин, С. И. Философия науки: основные концепции и проблемы / С. И. Гришунин. — М.: МГУ, 2009.

4. Ильин, В. В. Критерии научности знания / В. В. Ильин. — М.: Высш. шк., 2012.

5. Кохановский, В. П. Философия науки в вопросах и ответах / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш. — Изд. 6-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

6. Степин, В. С. История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей уч. степени кандидата наук / В. С. Степин. — М.: Гардарики, 2011.


Семинар № 14. Техника, наука, человек

(продолжительность 2 часа)

1. Учебная и воспитательная цель:

– выявить особенности технического знания, связь науки и техники;

– проанализировать сущность техники;

– рассмотреть функционирование техники;

– исследовать место и роль техники в современном мире;

– способствовать формированию навыков научно-технической исследовательской работы.


План семинарского занятия

2.1. Основные понятия: техника, технология, техницизм, техногенность, техносфера, экология, принцип «органопроекции», артефакт, орудие, машина, научно-технический прогресс, философия науки и техники.

2.2. Вопросы, выносимые на обсуждение:

1) понятие техники; функции и структура техники;

2) наука и техника в жизни людей и преобразовании природы;

3) основные проблемы философии техники;

4) индустриальное, постиндустриальное и информационное общество;

5) техника и решение глобальных проблем современности.

2.3. Тексты для анализа

1. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Время и бытие. — М.: Республика, 1993. — С. 221–238.

2. Бердяев, Н. А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. — 1989. — № 2. — С. 147–162.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.