История и истоки создания НЛП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нейролингвистическое программирование было создано в середине семидесятых годов XX века Р. Бэндлером и Д. Гриндером, а также Л. Камерон-Бэндлер, Д. Делазье и Р. Дилтсом. Основой для создания этой прикладной психологической дисциплины явилось изучение и моделирование методов работы мастеров и мэтров психотерапии. В качестве таковых в основном выступали величайший гипнотизер и гипнотерапевт двадцатого столетия М. Эриксон, уникальный семейный психотерапевт В. Сэтир и «отец» гештальт-терапии Ф. Перлз. Иногда и на вполне законном основании в число предтеч НЛП включают антрополога Г. Бэйтсона, заложившего основы системного нейролингвистического программирования. Помимо этого в НЛП органично вошли новейшие достижения психологии, психолингвистики, нейрофизиологии и кибернетики.

 

Сущность и отличительные особенности нейролингвистического программирования.

 

 В сути своей НЛП представляет собой модель психологических процессов и поведения человека. Модель эта построена на вполне отчетливой компьютерной аналогии, согласно которой человеческий мозг может быть представлен в виде сверхмощного компьютера, а индивидуальная психика – как набор программ. Эффективность жизнедеятельности человека определяется качеством его «программного обеспечения» и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные «программы» психической деятельности.

В аббревиатуре Н-Л-П часть «нейро» представляет весьма важную в контексте методологии нейролингвистического программирования идею о том, что любые поведение и деятельность имеют своим началом чисто неврологические процессы в голове и теле человека. «Лингвистическая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение и с другими людьми. Ну а часть «программирующая» указывает на способы (программы), с помощью которых человек организует свою психику (а психика, в свою очередь – человека), чтобы получить любые результаты.

Следует особо отметить, что в отличие от других психологических дисциплин, НЛП крайне редко интересуется содержанием человеческого опыта (что собственно и является основным предметом психологии). Нейролингвистическое программирование уделяет основное внимание организации этого опыта – тому, как человек строит свой опыт; какие процессы лежат в основе данного построения; и как всем этим можно управлять. Именно в связи с этим «классики» НЛП часто предлагают рассматривать использование этой науки как своеобразный образовательный процесс: переобучение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматическими, но далеко не всегда полезными и эффективными. Путем замены старых «программ» на навое нейролингвистическое программирование создает более продуктивные формы поведения и реагирования на внешние и внутренние стимулы.

Определение НЛП.

 В теоретическом плане нейролингвистическое программирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта.

НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, то есть тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт.

Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиориальная технология является его побочным продуктом. Последняя включает набор фреймов, приемы и навыки развития системного познания, гибкости и компетенции. НЛП также представляет собой особое отношение, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений.

В практическом аспекте нейролингвистическое программирование – это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума. (Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор: «Введение в НЛП»).

Для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимы три вещи.

Во-первых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации. (РЕЗУЛЬТАТ).

Во-вторых, быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату. (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ).

В-третьих, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите. (ГИБКОСТЬ).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 187.