НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СТЕПАНОВА О.П.

ЧУРИЛОВ В.В.

На пути к достижению цели

ПРАКТИКУМ ПО

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Магнитогорск

2016

 

 

Предлагаемый практикум включают краткое, но достаточно систематизированное руководство по применению нейролингвистического программирования в основной его ипостаси: как средства психологического консультирования и психологической коррекции. В связи с этим в пособие были включены только основные модели и методы НЛП – базовые теоретические и практические аспекты его применения. Представлено руководство наведения транса и работа в изменённом состоянии сознания.

Практикум рекомендован  студентам психологического факультета, психологам, психотерапевтам.

 

                                 

 

 

 Составитель: О.П.Степанова, 2016


 



Содержание

Введение                                                                             

 Часть I. Методология НЛП

История и истоки создания НЛП 

Сущность и отличительные особенности нейролингвистического программирования

Определение НЛП

Причины эффективности нейролингвистического программирования

Основные пресуппозиции НЛП

Дополнительные пресуппозиции НЛП

Своеобразные восемь заповедей

Репрезентативные системы как модели восприятия.

Глазные ключи доступа 

Использование паттернов движений глаз.

Определение стратегии изменений

 

 Часть II   Основные техники НЛП

Якорение

Круг совершенства

Метод взмаха

Создание Сильного Себя.

Техника создания образа желаемого будущего

 Мета-Модели

Переформулирование проблемы с помощью рефрейминга.

Техника буквального рефрейминга.

 

 Часть III Наведение транса и работа в изменённом состоянии сознания

Голос как средство психологического воздействия и психотерапевтический инструмент

Наведение транса

Углубление транса

Основные метафоры

Список литературы

 

 

 

 


 


Введение

Нейролингвистическое программирование (НЛП) в настоящее время является одним из наиболее популярных направлений прикладной психологии. Область применения НЛП чрезвычайно широка и включает в себя психотерапию, педагогику, медицину, бизнес, маркетинг, рекламу, а также управленческий и политический консалтинг. В отличие от многих других практически ориентированных психологических дисциплин, нейролингвистическое программирование обеспечивает быстрые изменения и решения проблем общества и человека, причем осуществляется все это в безусловном эффективном и экологичном режиме.

В то же время НЛП является одной из наиболее сложных систем психотехнологий, усвоение которой требует весьма значительных усилий. В отличие от «классических» психологических дисциплин, в некотором роде представляющих собой как бы квинтэссенцию здравого смысла, парадигмы, концепции, модели, фреймы и техники нейролитеистического программирования не выводятся непосредственно из человеческого опыта, что требует от изучающего НЛП серьезной переориентации характера своей умственной активности и отказа от многих стереотипов деятельности.  

В данном пособии сделана попытка создать простое, краткое, но достаточно систематизированное руководство по применению нейролингвистического программирования в основной его ипостаси: как средства психологического консультирования и психологической   коррекции (психотерапии, личностного редактирования, построения человеческого совершенства и т. п. – далее просто ПК). В связи с этим в пособие были включены только основные модели и методы НЛП – базовые теоретические и практические аспекты его применения.

В первую часть материала, посвященную методологии нейролингвистического программирования, вошли такие базовые теоретические модели данной науки, как  основные идеи и посылки НЛП (включая раппорт и калибровку); репрезентативные системы и их использование в ПК;  стратегия формулирования и достижения результата психологического консультирования или психокоррекции;  искусство речи и его использование в работе с проблемным пространством клиента.

 Во вторую часть данного пособия включены методические комплексы психотехнологий нейролингвистического программирования.

В третьей части представлено понятие транса, наведение транса и работа в изменённом состоянии сознания.

Удачи в освоении и применении НЛП!

 



ЧАСТЬ I. Методология НЛП

 

Определение НЛП.

 В теоретическом плане нейролингвистическое программирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта.

НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, то есть тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт.

Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиориальная технология является его побочным продуктом. Последняя включает набор фреймов, приемы и навыки развития системного познания, гибкости и компетенции. НЛП также представляет собой особое отношение, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений.

В практическом аспекте нейролингвистическое программирование – это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума. (Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор: «Введение в НЛП»).

Для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимы три вещи.

Во-первых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации. (РЕЗУЛЬТАТ).

Во-вторых, быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату. (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ).

В-третьих, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите. (ГИБКОСТЬ).

 

Основные пресуппозиции НЛП

 

1. Наши представления о мире этим миром не являются (карта – это не территория).

2. Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей. И я обязан уважать и учитывать эти различия.

3. Сознание и тело – это часть одной и той же кибернетической системы.

4. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.

5. Субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.

6. Смысл моего общения заключается в той реакции, которую оно вызывает.

7. Не бывает поражений, существует только обратная связь.

8. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент.

9. Любое поведение имеет позитивную интенцию (исходное положительное намерение).

10. Любое поведение привязано (адаптируется) или было привязано к первоначальному окружению.

11. Каждый из нас располагает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей.

12. Вселенная, в которой мы живем, представляет собой дружественную, изобилующую ресурсами, сферу.

 

Структура коммуникаций

Раппорт

Раппорт описывается следующим образом (по материалам семинаров ИГИСП ).

1. Раппорт – это глубокое чувство взаимного доверия и легкости, которое позволяет нам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи. Раппорт – это предварительное условие хорошей коммуникации и отношений сотрудничества. Когда есть раппорт, коммуникация подобна танцу, в котором оба партнера плывут, как один.

2. Люди знают, когда они в раппорте или не в раппорте, но не всегда могут установить, как они приходят к раппорту, или что делать, если уровень раппорта меняется.

3. Раппорту наносится урон, когда между вашим миром и миром другого – конфликт.

4. Раппорт развивается, когда наши внутренние миры объединяются или «подходят» друг к другу. Люди устанавливают раппорт легче, если они чувствуют общую почву под ногами.

5. Поведенческая подстройка или подстройка к позе, жесту, голосу, тону, темпу и т. д., так же, как и к содержанию разговора, может эффективно поднять раппорт на новый уровень.

6. Когда мы не «совпадаем» – предлагаем разные позы, жесты, голоса, темпы и т. д., – мы можем не допустить раппорта или прервать его. Иногда и это нужно, – если мы не хотим коммуницировать или есть необходимость радикально изменить ход «застрявшей» коммуникации.

7.  Менее решительно, когда у нас хороший раппорт, мы можем элегантно «вести» коммуникацию в желаемом направлении, изменяя содержание, позу, жесты, голос, темп и т. д., так что другой человек, естественно, за ними следует. В общем, мы «сначала подстраиваемся, затем ведем».

8. Для глубокого раппорта надо подстраиваться к интересам, убеждениям и ценностям другого человека.

9. И, наконец, чтобы создать раппорт, нам нужно быть в раппорте самому с собой. Если в нашем собственном внутреннем мире есть конфликт, мы будем обращаться к другим со спутанными посланиями.

Для того, чтобы создать раппорт на отличном от привычного нам, более глубоком подсознательном уровне, специалисты по НЛП предлагают использовать своеобразную цепочку: калибровка присоединение, закрепление и ведение.

Калибровка и сенсорная чувствительность.

 Помимо раппорта, важным элементом ПК является калибровка – узнавание состояния человека по невербальным сигналам. Сущность данного процесса описывается энэлперами следующим образом  

1. Эффективная коммуникация включает оценку того, что переживают и испытывают другие люди.

2. Калибровка – это процесс, посредством которого мы настраиваем себя замечать невербальные сигналы, которые отражают определенное состояние в человеке или группе людей.

3. Точная калибровка требует сенсорной чувствительности, то есть способности замечать изменения (даже самые незначительные) в таких элементах, как:

– положение тела;

– жесты;

– выражение лица;

– движение глаз;

– цвет кожи;

– дыхание;

– громкость голоса, темп речи.

4. Калибровка также включает способность переключаться с одной точки зрения («позиции восприятия») на другую, то есть:

– знание того, что происходит с тобой;

– наблюдение со стороны за тем, что происходит между вами и с ним:

– полное отождествление себя с другим человеком, то есть постановка себя в его положение.

В   присоединении – преимущественно используются особенности дыхания и позы. Достижение синхронности своего дыхания с дыханием партнера (клиента), а также идентичности поз способствует мягкому вхождению в раппорт. Идентичность поз является здесь отправным пунктом в присоединении, ибо, например, если поза клиента свидетельствует о его закрытости, то только после ее копирования («отзеркаливания») можно спустя некоторое время перейти к позе, свидетельствующей об открытости к общению.

В закреплении применяются соответствующие жесты (асимметричные, то есть как бы «зеркальные»), мимика, голос и ключевые слова, которые развивают контакт в направлении «подключения» к миру партнера (клиента), обеспечивая тем самым устойчивое общение с ним.

В ведении осуществляется постепенное переключение партнера (клиента) с его собственной программы на предлагаемую взамен. Здесь основное внимание уделяется синхронному сопровождению для переключения партнера (клиента) на выполнение нужной программы и развитие общения с ним в интересующем направлении.

Для поддержания и сохранения раппорта во время ПК и просто общения специалисты по нейролингвистическому программированию рекомендуют время от времени задавать себе следующие вопросы:

В раппорте ли я (все еще) ?

Что мне нужно сказать или сделать, чтобы создать (еще лучший) раппорт ?

Почему другой человек изменил позу/голос/дыхание?

В качестве полезных внутренних вопросов, которые могут помочь нам определить то, что мы работаем эффективно, специалисты по НЛП рекомендуют следующие:

Как я узнаю, что этот человек меня понимает и по-прежнему заинтересован в работе?

Как я узнаю, что этот человек сотрудничает со мной в решении своей проблемы?

В каком внутреннем состоянии находится этот человек?

 

Упражнение 1.

 Проанализируйте свою прошлую и настоящую жизнь (во всех ее сферах) с точки зрения «движения ОТ» и «движения К». В вашей жизни вы преимущественно от чего-то уходите или все-таки к чему-то идете? Чтобы установить истину, вспоминая события и обстоятельства своей жизнедеятельности, многократно задавайте себе вопросы: «Зачем я это делал?». «Чего я хотел добиться?». «От чего уйти и к чему прийти?»- Закончив, составьте список всего того, к чему вы – теперь и все-таки – хотите прийти в своей жизни.

Упражнение 2.

 Выучите наизусть семь исходных ПК-пресуппозиций НЛП и попытайтесь объяснить их кому-нибудь из близких. Закончив, еще раз перечитайте эти пресуппозиции и определите, насколько вы в них теперь верите. И, наконец, тщательно обдумайте, насколько ориентация на все эти пресуппозиции могла бы облегчить вам жизнь.

Упражнение 3.

 Договоритесь с любым из своих знакомых о совместной работе, сядьте друг напротив друга, попросите его о чем-либо вам рассказать и начните последовательно (строго по отдельности!) подстраиваться и присоединяться к

- позе,

- жестам,

- дыханию и

- выражению лица вашего партнера.

Упражнение 4.

-› Освоившись с поведенческими аспектами пристройки, вступите в диалог со своим знакомым, по очереди «отзеркаливая» при этом

-› тон и

-› высоту голоса, а также

-› скорость речи и

-› ритм высказывания вашего партнера.

Упражнение 5.

-› Попросите вашего знакомого отвечать «Да» на любые ваши вопросы. Начните вперемешку задавать как вопросы, на которые ответ «Да» будет истинным (например, «Вы мужчина?»), так и те, на которые этот ответ будет ложью (например, «У вас розовые волосы?»). Откалибруйте (то есть попросту установите) разницу в невербальных характеристиках реакций вашего партнера между ложным и истинным «Да».

-› Установив эту разницу, попробуйте проверить себя, расспрашивая партнера об условиях и обстоятельствах его жизни (например, «У тебя есть дома чайник со свистком?»), причем на все ваши вопросы он по-прежнему должен ответить «Да Зафиксируйте все случаи лжи, после чего проверьте, правы ли вы в этом, прямо спросив своего партнера.                     

Упражнение 6.

-› Попросите вашего знакомого вспомнить сначала очень приятного, а потом очень неприятного для него человека. Откалибруйте разницу в его невербальных реакциях. После чего, запретив партнеру отвечать вам словесно, попробуйте только по его реакциям узнать ответ на следующие (и подобные им) вопросы, которые вы, разумеется, задаете вслух:

-› Кого он видел совсем недавно?

-› Кто живет ближе к нему?

-› Кто из них мужчина, а кто – женщина? Обязательно сразу же проверяйте точность собственной калибровки.



Глазные ключи доступа

Расширенное описание глазодвигательных реакций. Предоставим расширенное описание соответствия направления взгляда и режима (характера) работы мозга человека (по Ф. Пуселику и Б. Люису: «Магия нейролингвистичеческого программирования без тайн»).

Взгляд вверх и влево: визуальное конструирование (сконструированные образы). Это визуальные образы или картины, которые создаются индивидом. Они могут быть повторными перегруппировками частей предыдущего визуального ввода   в новые части или в новые формы и последовательности, а также просто созданными образами, сконструированными в ответ на другие сенсорные раздражители. Сконструированные образы обычно плоские или недостаточно глубокие, а иногда и бесцветные.

Взгляд вверх и направо: визуальные воспоминания (эйдетичные образы). Это хранимые визуальные образы или картины прошлых событий, а также других ранее испытанных визуальных раздражителей. Они включают сны и конструированные образы, которые уже были испытаны. Эти образы обычно характеризуются как глубиной, так и движением (как в кино), а также и цветом.

Взгляд горизонтально и влево: аудиалъное конструирование (конструированная речь). Этот паттерн обычно связан с процессом создания разговорного языка. В этом положении человек «вкладывает мысли в слова», определяя то, что он хочет сказать дальше.

Взгляд горизонтально и направо: аудиальные воспоминания (запомненный звук). Он включает в себя «алфавитную мелодику», буквы, звуки рекламы, номера телефонов, а также слэнг и ругательства. Подобный паттерн встречается также, когда человек часто двигает глазными яблоками при воспоминаниях о слышанном ранее слуховом образе, хранимых в коротких, часто мелодичных или ритмичных паттернах, чье существование не осознается из-за частого повторения.

Взгляд вниз и влево: кинестетика (чувства). В этом положении глаз человек получает доступ как к возникающим эмоциям и чувствам, так и к хранимым кинестетическим воспоминаниям. Вспомните позу, которую часто можно наблюдать у человека в депрессии: голова вниз, плечи опущены, тело совершенно поникшее. Такой человек буквально ушел «в свои ощущения».

Взгляд вниз и направо: внутренняя речь (внутренний диалог). Обычно связан с серьезными размышлениями, когда этот процесс сопровождается словами и звуками внутреннего происхождения. Внутренний диалог является комментарием нашего текущего опыта. В более спокойные моменты он может быть аналитическим орудием комплексного, рационального и логического мышления.

Расфокусированные глаза: визуализация. Этот паттерн часто используется во время разговора лицом к лицу между людьми, которые общаются по правилу «посмотри-послушай». Он обычно является доступом к эйдетичному или конструированному визуальному воображению, но может быть также указанием на допуск к другим формам информации.

Все вышеописанное может быть представлено в виде следующей схемы  

 

Однако данная схема «правильна» только для правшей. У левшей все обстоит точно наоборот.

 

 Использование паттернов движения глаз. Наблюдая глазодвигательные реакции, вы, во-первых, можете получить информацию о предпочитаемой репрезентативной системе человека. Для этого упоминавшиеся Ф. Пуселик и Б. Люис («Магия нейролингвистического программирования без тайн») рекомендуют использовать три вида слов.

1. Конкретное существительное. Произносите какое-нибудь конкретное существительное, например, «собака», «дерево» или «лодка», затем сделайте паузу и понаблюдайте невербальную реакцию. То, что вы увидите, может быть паттерном доступа. Например, услышав слово «собака», кинестетик, возможно, посмотрит вниз и направо, вспоминая свои ощущения, связанные с этим словом. Визуал, скорее всего, посмотрит вверх и налево, создавая образ собаки, в то время как аудиал или дискрет могут смотреть из стороны в сторону.

2. Абстрактное существительное. Скажите партнеру любое абстрактное существительное (например, «дружба» или «обнародование»), а затем подождите невербальной реакции и интерпретируйте ее.

3. Бессмысленные слова. Произнесите слово, (например, «термонакар» или «фрусерах»), затем сделайте паузу и откалибруйте глазодвигательную реакцию. Этот метод особенно точен и эффективен, так как для осмысления услышанного человек должен привлечь информацию из собственной модели мира. Вы произнесли слово, не имеющее значения, и замешательство, возникшее из-за этого, побудит его обратиться к своей предпочитаемой репрезентативной системе.

Упражнение1.

-› Проделайте это для десяти известных людей или политических лидеров, выступления и речи которых вы можете увидеть по телевизору.

Упражнение 2. -› Выучив наизусть схему глазных ключей доступа, в течение недели (не меньше) потренируйтесь в определении режимов работы мозга (и смены этих режимов) большинства встречаемых вами людей.

Упражнение 3. -› Попробуйте, используя абстрактные и несуществующие слова, определить предпочитаемую репрезентативную систему десяти незнакомых вам людей (например, произнося эти слова в общественном транспорте).

Упражнение 4.

-› Пригласив любого из своих знакомых и предоставив ему вести диалог, потренируйтесь в улучшении подстройки к своему партнеру за счет предикативного сопровождения его глазодвигательных реакций.

Упражнение 5. -› Достаточно в этом преуспев, приступайте к отработке ведения партнера за счет изменения направлений вашего взгляда и соответствующей предикативной фразы. Обратите внимание, что ваши глаза должны двигаться зеркально (или асимметрично), то есть для того, чтобы ваш партнер что-то зрительно вспомнил, вы должны посмотреть в область визуального конструирования.


ЧАСТЬ II . Основные техники НЛП


Якорение

 

Состояние, в котором находятся большинство клиентов ПК, является безресурсным. То есть в нем отсутствуют необходимые для того, чтобы справиться с проблемой, ресурсы – мысли, чувства, стратегии, переживания, физиологические реакции и т. п. Соответственно предоставление клиенту этих так необходимых ему ресурсов выступает обязательным условием, а иногда и главным результатом психокоррекции.

Одновременно с этим клиенты ПК обращаются за помощью с не просто безресурсными, но еще и не устраивающими их психоэмоциональными или психофизиологическими состояниями и реакциями, которые они хотели бы изменить. Так вот, и дополнение психики людей необходимыми им ресурсами, и перевод их из проблемного в желаемое состояние довольно легко и быстро осуществляются в нейролингзистическом программировании с помощью психотехнологии якорения.

 Что такое якорение. По бытующему в НЛП определению якорение – это привязка состояний человека к некоторым шаблонам поведения или входам восприятия для последующего воспроизводства и использования. Процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается связанной с некоторой реакцией и запускает ее появление.

Разъясним данное определение на простом примере.  Напойте любимую, мелодию (или хотя бы вспомните ее и представьте, что она звучит здесь и теперь). У вас поднялось настроение? Это нормально. Потому что любимая мелодия – естественный якорь – воссоздал связанную с ней (ним) реакцию – приятное состояние. Как бы мгновенно срабатывала цепочка: стимул (любимая мелодия) – реакция («подъем» настроения).

В этом примере вы имели дело с якорем, который возник естественным путем, как и многие тысячи других, которые управляют вами в вашей повседневной жизни по той же схеме «стимул – реакция». Это как бы некие безусловные рефлексы вашей жизнедеятельности. Но якоря могут вырабатываться и искусственно. Например, наши бабушки для того, чтобы не забыть что-то важное, обычно завязывали узелок на платке, который в этом случае выступал в виде якоря для реакции «мне надо что-то вспомнить». А все это действо носило некий «условнорефлекторный» (в части сознательной выстроенности) характер.

Энэлперы и не скрывают, что предтечей идеи якорей для них явился наш великий физиолог И. Павлов. Конечно, кому-то покажется обидным, что в результате его (в части рефлексов) сравнивают едва ли не с павловскими собачками. Но что поделать – аналогия налицо. Ибо практически вся наша жизнь – это непрерывное якорение. А большая часть якобы сознательного поведения – автоматическое воспроизведение связанных с какими-то якорями реакций и состояний. Именно так – автоматическое. Бессознательное или, если хотите, неосознаваемое.

Возьмем простую ситуацию, чтобы понять принцип возникновения естественных якорей. Допустим, что какого-то мужчину жестоко обманула некая блондинка, вследствие чего он пережил очень неприятные эмоции. В результате образовалась ассоциативная связь «блондинка = негативным эмоциям». Очень может быть, что по прошествии лет сам этот мужчина забыл о своей блондинке-обманщице. Но не забыл о ней его мозг – поскольку зафиксировал вышеприведенную ассоциацию между блондинками и неприятными эмоциями. И теперь этот представитель мужского пола, «заякоренный» на блондинках, чуть ли не инстинктивно их недолюбливает, объясняя, кстати, свою неприязнь благовидными предлогами, не имеющими никакого отношения к ее (неприязни) истинным причинам.

Здесь мы имеем дело с мгновенным – с одного раза – установлением весьма мощного негативного якоря «блондинка». Так бывает в тех случаях, когда некий стимул (будущий якорь) сопровождается очень сильными эмоциональными состояниями или реакциями – не только отрицательными, но и положительными (так, все мы быстрее и легче всего учимся чему-то интересному и волнующему). Однако большинство якорей устанавливается путем большого количества повторений – постоянно воспроизводящейся связи «стимул – реакция». Например, если вы несколько раз сходили в некое учреждение общественного питания и вас там хорошо накормили, учреждение это становится для вас позитивным якорем, с которым ассоциируется чувство приятной сытости. И вы автоматически будете выбирать именно его для того, чтобы наполнить ваш желудок. Однако если в очередной ваш приход в него вам подали нечто недоброкачественное и вы как следует отравились, очень надолго – если не на всю жизнь, – оно станет для вас негативным якорем и вы бессознательно будете обходить это предприятие общепита седьмой дорогой (и, кстати, с отвращением относиться к блюду, которым вас отравили).

Создание цепочки якорей

 

 Бывает, однако, так, что проблемное состояние является столь сильным, что вы оказываетесь не в состоянии достичь ресурсного состояния в один присест. Это как в алгебре, где, как известно, складываются положительные и отрицательные величины. И если ваше проблемное состояние можно условно оценить в -10, а ресурсное – в +3, все, что вы получите, строя связь триггер – ресурс, так это уменьшение «негатива» до -7. Значит, стоит усилить воздействие за счет использования цепочки якорей различной интенсивности так, чтобы последний обязательно приводил вас в позитивное состояние.

Техника построения цепочки якорей  (по Дж. О'Коннору и Дж. Сеймору – «Введение в НЛП»).

1. Прежде всего определите, как именно вы узнаете, что вы волнуетесь. Что внутри вас дает вам возможность узнать, что вы волнуетесь? Это чувство (какое?), образ (какой?) или звук или внутренний голос (какой?).

2. Теперь решите, к какому первому состоянию вы хотели бы перейти, как только получите этот внутренний сигнал. К какому второму после этого первого ? К какому третьему и т. д. ? Например, ваша «цепочка» может выглядеть следующим образом: «волнение» → «спокойствие» –» «любопытство» -» «творчество».

3. Чтобы выстроить всю цепочку, сначала вспомните о времени, когда вы были очень спокойны, и закрепите это состояние кинестетическим якорем (удобнее всего использовать косточки своего кулака – во-первых, они всегда «под рукой», а во-вторых, их целых четыре (косточка большого пальца используется нами редко). Выйдите из этого состояния спокойствия и, вспомнив, когда вас обуревало любопытство, поставьте якорь этого состояния на следующей косточке. А далее проделайте это для состояния творчества (тоже «заякорите» его).

4. Теперь вам осталось сделать совсем немногое. Вернитесь к своему переживанию волнения (ну хотя бы вспомните то, из-за чего вы серьезно волновались в последний раз] но только помните, что главное здесь не ситуация, а состояние волнения), и как только почувствуете, увидите или услышите тот самый сигнал-триггер вашего волнения, включите якорь спокойствия, а когда состояние это достигнет максимума, «запустите» якорь любопытства, а после – творчества.

Делайте это столько раз, сколько нужно для того, чтобы связь волнение – спокойствие – любопытство – творчество стала автоматической. Напоминаю, что квалифицированному энэлперу для того, чтобы выстроить подобную цепочку, редко требуется более трех-семи повторений.

 

Метод взмаха

Неэкологичные реакции на какие-либо ситуации, а также просто неэффективное поведение в тех или иных областях поведения – это обычные жалобы клиентов психологического консультирования. В нейролингвистическом программировании эти проблемы довольно легко решаются с помощью метода взмаха. Во «взмаховых» техниках мы работаем с таким мощнейшим психологическим образованием, как Образ Самого Себя. Именно этот образ и является для человеческого мозга своеобразной записью программы поведения в соответствующей ситуации. Но если образ этот не эффективен, ситуация становится заведомо проигрышной. И тогда мы предлагаем мозгу клиента новый – эффективный образ, который отныне становится новой же программой поведения в этой ранее проигрышной, а теперь вполне удачной ситуации...

Взмах как техника НЛП.

  Взмах работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел бы воспроизводить. При этом обычно добавляют; что взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления.

Понять сущность и особенности данного метода может помочь описание упрощенной техники взмаха, которое было сделано Р. Бэндлером в его книге «Используйте свой мозг для изменения».

1. Выясните контекст, то есть сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?

2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (то есть вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку этот стимул некой реакции, которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это. неприятно, тем лучше сработает.

3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ, каким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который «экологичен» и действительно привлекателен, который сильно влечет вас и нравится вам.

4. Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая также быстро потемнеет и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова – пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!

5. Проверка:

а) теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным;

б) другой способ проверки – поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.

Основные затруднения в использовании техники взмаха обычно связаны с поиском клиентом нового образа себя. Однако поиск этого образа и для вас, и для него заметно облегчится, если вы поймете, что данный образ можно не только вспомнить, но и вообразить. Как бы «скалькировать» нового себя с кого-нибудь из знакомых, для которых эта ситуация не проблема, или даже с литературного или киногероя   Для того, чтобы это осуществилось, энэлпе-ры обычно предлагают своим клиентам сделать следующую технику создания желаемого образа себя.

1. Отыщите реального человека или воображаемого «героя», который способен эффективно и «экологично» справиться с представляющей для вас затруднения ситуацией.

2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, «играя роль» в этом фильме или клипе.

3. Теперь, если вас устраивает образ этих действий, как бы «выньте» этого человека или героя из первого кадра фильма или клипа, «вставьте» туда себя и еще несколько раз просмотрите этот фильм или клип, но уже с собой в «главной роли», и действующим так, как до вас действовали все те же герой или человек. Все, что вас будет не устраивать (не нравиться) в новом поведении, измените, использовав собственное воображение.

4. И, наконец, как следует наигравшись, «извлеките» из фильма или клипа новый образ эффективного себя и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.

Условия эффективных взмахов.

Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Скорее всего, нарушили одно из условий эффективных «взмахов», которые приводят в книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас..

1.Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно, то есть чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.

2.Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении – от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если клиент работал с открытыми глазами (для чего попросите его посмотреть на любые окружающие предметы). Или просто предложите ему открывать глаза, если во время взмаха они были закрыты.

3.Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала клиент может медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3–5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов, вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, чтобы техника эта «заработала».

 Пошаговая запись техники взмаха. Несмотря на то, что взмах – это очень простая техника низшего уровня НЛП, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому мы рекомендуем вам потренироваться на ком-нибудь другом и, разумеется, на какой-то не слишком существенной проблеме. При этом рекомендуем, использовать не вышеописанную, а нижеприведенную «пошаговую» запись техники (по В. Макдональду, «Руководство по субмодальностям»).

Шаг 1. Пусть ваш «клиент» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.

Шаг 2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».

Шаг 3. Попросите вашего «клиента» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там, в той ситуации. Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.

Шаг 4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя, как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ли ему или нет чувства, порождаемые этим новым образом себя.

Шаг 5. Проконсультируйте «клиента» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение.

«В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией. Сожми эту картинку «хорошего себя», пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку – ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая, а маленькая – темная. Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ. Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, – это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, чтобы очистить экран. Проделай это только один раз».

Шаг 6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.

Шаг 7. Теперь предложите «клиенту» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».

Шаг 8. «Протестируйте» партнера, попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.

 

 Полное описание этой техники.  

 

1. Определите нежелательное поведение (реакцию) клиента (например, кусание ногтей, волнение перед экзаменом и т. д. – настоящее состояние).

2. Выясните картину-триггер:

а) определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реакции), например, «Когда Вы кусаете ногти – что именно Вы видите/чувствуете/слышите, что подталкивает Вас к необходимости кусать ногти?», «Когда Вы волнуетесь, что Вы видите/слышите/чувствуете, что заставляет Вас волноваться?».

Если человек определит только лишь аудиальные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ. «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела ?»;

б) попросите клиента создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и скажите: «А сейчас на минутку отложите картинку в сторону».

3. Создайте картину нового образа – желаемое состояние. Скажите клиенту: «Представьте картинку себе, каким бы Вы были, если бы у Вас больше не было этой трудности. Каким другим человеком Вы бы видели себя, если бы освободились от этого нежелательного поведения ?» Убедитесь в том, что он представляет себе диссоциированную картинку себя как другого человека, более способного и имеющего больше выборов. Убедитесь в том, что картинка:

а) отражает новое качество клиента, а не какое-нибудь конкретное поведение;

б) диссоциирована и остается таковой;

в) нравится клиенту и

г) не имеет узкого контекста (здесь просто сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

4. Экологическая проверка.

Скажите клиенту: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у Вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком ?» Используйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так, чтобы клиент оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Подготовка к взмаху.

Скажите клиенту: «Создайте большой яркий ассоциированный образ триггера (шаг 2) и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя (шаг 3) в середину этого образа».

6. Взмах.

Скажите клиенту: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро становится больше и ярче, а картина триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откройте глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно».

Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ускоряя процесс. Не забудьте делать перерыв после каждого взмаха для того, чтобы последовательность взмаха шла в одном направлении.

7. Проверка.

Скажите клиенту: «Представьте себе ту самую ситуацию: «что происходит ?»

Если техника взмаха удалась, то удержать картинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ (шаг 2) все еще сохраняется, то надо еще несколько раз проделать этап 6, после чего провести еще одну проверку.

  В качестве домашнего задания можете предложить клиенту продолжать изменять себя с помощью двух упрощенных вариантов внеконтекстного взмаха: техникой экранного расщепления Г. Шпигеля и/или техникой двойного зеркала (по Дж. Грэхему; «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик»).

В первом случае ему нужно будет сделать следующее.

Закройте глаза и представьте большой (или не очень) экран на какой-либо стене Вашей комнаты. Разделите его на две половины, и на одной половине увидьте себя в настоящем состоянии (негативном): например, больным, напряженным и встревоженным; а на второй половине – в желаемом состоянии (позитивном): например, здоровым, расслабленным и спокойным. Затем четко и уверенно скажите себе, каким вы предпочитаете видеть себя; соберите все чувства того из Вас, который вам больше нравится, и возьмите эти чувства с экрана.в свою жизнь, оставив того из Вас, который Вам не по душе, в другой части экрана. Затем представьте, как хорошо быть таким (или действовать так) в любой ситуации.

Во втором случае клиенту надо тоже вначале закрыть глаза, а далее действовать по нижеприведенному алгоритму.

Представьте себе, что Вы стоите между двух больших зеркал. В зеркале за спиной Вы представляете себя таким, каким есть – без изменений (НС). Этот ваш нежелательный образ себя тает, становится бесцветным и бесформенным, а после вовсе исчезает. Когда это произойдет, обратите внимание на стоящее перед Вами зеркало, в котором Вы видите себя таким, каким хотите стать (ЖС). Отражение это яркое, цветное и полное жизни. Оно нравится Вам все больше и больше, и Вы начинаете приближаться к нему...

Создание Сильного Себя.

 Главное, что нужно для того, чтобы человек мог стать хозяином своей жизни, – это внутренняя сила. Которая, по мнению психологов и психотерапевтов, проистекает из соответствующего образа себя, разумеется, сильного. Именно поэтому создание нового – сильного! – образа самого себя является одним из важнейших итогов любой психотерапии, в том числе и основанной на неиролингвистическом программировании. Потому что именно этот образ выступает в качестве даже не фундамента, но каркаса или скелета новой личности, вокруг которого (которых) и будет построено или нарощено все остальное.

«-Генератор нового поведения». А предназначена она для того, чтобы сделать себя или другого «ситуативно совершенным» – то есть настроить мозг человека на наилучшие способы деятельности в конкретной ситуации.

Для начала определите, в чем именно поведение или деятельность клиента его не устраивает (что там не так?). Ну а после этого предложите ему сделать следующее (по материалам тренинга М. Аткинсон «Стратегия продаж» – ИГИСП).

Создайте и диссоциированно проиграйте внутренний сценарий, в котором Вы видите, что Вы ведете себя так, как Вам нравится. Если сразу это не получается, для начала пусть это будет Ваш знакомый или герой кинокартины, романа и т. д., справляющийся с ситуацией так, как вам хотелось бы. Когда герой, исполняющий «главную роль в сценарии», выбран (может быть, это вы или другой человек), просмотрите этот фильм от начала до конца. А после поместите себя в этот образ и сделайте все необходимые изменения, чтобы теперь именно Вы заняли место главного героя, и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз, чтобы внести эффективные изменения.

Добавьте звуковое сопровождение. Каким Вы хотите слышать звучание своего голоса? Проверьте, так ли он звучит. Если нет, сделайте нужные изменения.

Войдите в новый образ себя. Сейчас, когда Вы в своем новом образе, подвигайтесь в нем, как бы примеряя его на себя. Чувствуете ли Вы себя так, как Вам хотелось бы? Смотря изнутри этого образа, проверьте, действуете ли Вы так, как хотели ? Когда это новое поведение достаточно подробно изучено и принято, заякорите его, а затем сделайте проверку.

 

Построения Сильного Себя

 называется довольно своеобразно: единения ожиданий. Это немного странное название (автор описания – все та же М. Аткинсон, а источник – материалы Мастерского курса НЛП – ИГИСП) принадлежит очень мощной и довольно сложной психотехнологии, которая, однако, является прекрасным способом создания целостного и комплексного образа Сильного Себя.

В данном случае мы приводим классическое описание этой техники единения себя, взяв за основу столь знакомое всем состояние тревоги.

Мета-Модели

 О поверхностной и глубинной структуре.

В сути своей люди являются не беспристрастными компьютерами, а, наоборот, весьма и весьма пристрастными существами. И информация, которую они получают из внешнего мира, обязательно подвергается своеобразной обработке, в результате которой в «карте» любого человека неизбежно возникают:

-› обобщения,

-› искажения и

-› опущения (стирания, исключения).

 

Конкретизаторы метамодели.

 

I. Клиент употребляет

неконкретные имена существительные и местоимения.

Подход М-М: кто/что/какой конкретно?

А. ЛЮДИ, МЕСТА, ВЕЩИ. Для того, чтобы получить полное представление об информации, которую говорящий имеет в виду, попросите уточнить имя существительное, местоимение или субстантивную фразу.

Примеры:

Предложение неинтересно.     Какое конкретно предложение? Такие люди глупы. Они всегда обманывают меня. Здесь все запутано. Какие именно люди? Кто конкретно вас обманывает? Что именно здесь запутано?

В. НОМИНАЛИЗАЦИИ. Это использование слов с процессуальным значением в качестве имен существительных, причем процессуальность здесь как бы исчезает. Действие подается так, как будто бы оно статично. (Стандартный тест на номинализацию «Можно ли положить это в тачку?» Если это существительное нельзя положить в тачку и потрогать, услышать, увидеть или почувствовать запах или вкус, то это номинализация).

Примеры:

Свобода: Безопасность: Глупость: Кто свободен сделать что? Когда / Где / С кем / Как? Кто в безопасности, в отношении чего? Как именно? Что здесь глупо и как именно? Кто именно глуп? Когда / Где / С кем / Как?

II. Клиент употребляет неконкретные глаголы/слова действия

Подход М-М: как именно?

Глаголы обозначают процессы или действия. Детали процесса могут значительно варьироваться. Подход М-М ставит целью – выявить конкретный набор поведения, подразумеваемых говорящим.

Примеры:

Она отговорила меня. Мои друзья не советуют мне. Я знаю, что Вы думаете. Ваша консультация расстраивает меня. Как конкретно она Вас отговорила? Как именно они вам не советуют? Откуда именно Вы знаете это? Что я сделал, чтобы расстроить Вас?

III. Клиент использует указатели

пограничных пересечений – модальные операторы

возможности и необходимости

Подход М-М:

1. Что вам мешает?

2. Что бы случилось, если бы Вы сделали/не сделали? смогли/не смогли ?

Слова типа «Я не могу» (возможность) и «Я должен», «Я обязан» (необходимость) накладывают ограничение на поведение. Уточнение выявляет конкретные условия или последствия, которые делают действие необходимым или невозможным.

Примеры:

 

  Уточнение имеющейся информации Получение доступа к желаемой информации
Я не могу этого сделать. Что вам мешает сделать это? Что бы случилось, если бы Вы это сделали?
Я должен от этого отказаться. Что вас заставляет отказаться? Что бы случилось, если бы Вы не отказались?
Я обязан так поступить. Что вам мешает поступить не так? Что бы произошло, если бы Вы не так поступили?

IV. Клиент употребляет универсальные количественные (УК)

Подход М-М:

1. Повторите УК в вопросительной форме.

2. «Сгустите краски» еще больше.

3. Получите от собеседника пример исключения из правил.

4. Уточните референтный опыт.

Универсальные слова типа «все», «никогда», «каждый», «всегда» и т. д. указывают на сверхобобщение. В просьбе «уточнить» предлагается сделать переоценку сказанного для того, чтобы увеличить возможность выбора.

Примеры:

Все люди ненадежные.

1. Все люди?

2. Каждый человек, которого Вы встретили в Вашей жизни, был ненадежным?

3. Вы не можете вспомнить хотя бы одного, который не был ненадежным?

4. Какие конкретно люди ненадежны? Всем на меня наплевать.

1. Действительно ли всем?

2. Даже Вам самому наплевать на себя, так какая тогда разница?

3. Неужели не было ни одного человека, кто бы беспокоился о Вас?

4. Назовите хотя бы одного, кто о Вас беспокоился.

V. Клиент использует сравнение с умолчанием: компаратеры

Подход М-М: по сравнению с кем/с чем?

Компаратеры – это прилагательные и наречия, обозначающие сравнения, но при этом опускается то, с чем сравнивают.

Примеры:

Психоанализ лучше. Лучше чего? Почему?

Врачи надежнее.       Надежнее кого? В чем?

Женщины умнее.          Умнее кого? Каким образом?

 Структура метамодели. Более глубоким подходом к использованию метамодели является уяснение ее структуры. По структуре метамодель подразделяется на три класса и десять групп. Классы эти соответствуют задачам использования метамодели:                                                   ... -› сбора информации (уточнения «карты» оппонента), -› расширения пределов (этой самой карты) и -› переопределения значений (ее – карты – переосмысливания). Десять входящих в эти классы групп описывают специфические нарушения, которые могут встречаться в речи ваших клиентов и, соответственно, требовать применения вопросов метамодели. В результате получается следующая структура.

1.СБОР ИНФОРМАЦИИ

А. Опущенный референтный индекс. Б. Номинализация.

I В. Неспецифические глаголы. Г. Опущение.

2. РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ А. Модальные операторы.

Б. Универсальные квантификаторы.

3. ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ

A. Чтение мыслей.

Б. Причинно-следственный эффект.

B. Утерянный перформатив. Г. Комплексный эквивалент.

Коротко поясним смысл всех упомянутых в этой структуре нарушений.

Сбор информации

Опущенный референтный индекс – это все случаи использования вашим клиентом весьма неконкретных определений кого-либо или чего-либо в виде слов «они», «те самые» или «эти», что, естественно, предполагает уточняющие вопросы «Кто, что?» и «Какие именно или конкретно?»

Номинализации есть применение «процессуальных» слов в «существительной» форме («Наши отношения» вместо «То, как мы относимся друг к другу», «Мое решение» вместо «Я решаю» и т. д. и т. п.). Поскольку номинализация является весьма своеобразным обобщением, зачастую или ничего или слишком много говорящим собеседнику (например, счастье – а счастье это номинализация – каждый понимает по-своему), естественным является

-› перевод «номинализированного» «процессуального» слова в глагольную форму («Мое решение» – «Что или как вы решаете?»),

-› уточнение сути номинализации («Мое счастье...» – «Какое именно счастье?») или

-› восстановление опущения («Наши отношения...» – «Как именно вы относитесь друг к другу?»).

Неспецифические глаголы являются, наоборот (по отношению к номинализации), высокообобщенными процессуальными словами типа «делать», «считать» или «понимать», которые мало что могут прояснить в том, как конкретно собирается «делать», «считать» или «понимать» нечто данный субъект. Уточнить или попросту «вскрыть»  глубинную структуру помогают вопросы «Как именно?» или «Каким образом?»

Опущения обычно возникают в выражениях, представляющих собой нечто среднее между номинализациями и неспецифическими глаголами типа «Я разочарован» или «Я утомлен». Сами по себе эти выражения вполне понятны, но в них начисто отсутствует упоминание о, скажем так, субъекте воздействия и ситуации, то есть о том, что разочаровало или утомило вашего клиента, равно как и о том, где и когда это произошло. Естественным посему является использование уточняющих вопросов «Кто, что вас разочаровало или утомило?», а также «Где и когда?»

Расширение пределов

Модальные операторы это лингвистические паттерны, которые представляют границы «карты» человека. Любые слова, описывающие либо необходимость («Я должен», «Мне следует»), либо возможность («Я не могу», «Это невозможно»). Весьма любопытно, что для того, чтобы выйти за пределы этой «карты» и как-то расширить их, абсолютно неприемлемым является привычный для обыденного общения вопрос «Почему?» («Ну почему, почему вы не можете?!»). Нет, для этого нужно вызвать некоторое катастрофическое ожидание, которое, будучи введено в сознание и бессознательное клиента, поможет ему проверить действенность этого ожидания, а значит, именно так, изнутри, расширить свою карту. Вопросами метамодели, с помощью которых все это осуществляется, являются «Что случилось бы, если бы вы это сделали или не сделали?» и «Что было бы, если бы вы это смогли?»

Универсальные квантификаторы выражают другую, весьма причудливую форму обобщения доведения некоторого суждения до абсолюта: «Всегда», «Никогда», «Все», «Никто» (помните: «Все женщины – ...»). Для того, чтобы ликвидировать подобные «сверхгенерализации», достаточно либо преувеличить сказанное («Всегда-всегда?» или «Все-все?», либо спросить «А был ли такой случай, когда этого не было?»

Изменение значений

Чтение мыслей возникает всякий раз, когда ваш клиент утверждает, что знает нечто в качестве истины в последней инстанции («Я знаю, что это неверно») или считает, что может знать, что другие люди чувствуют или думают(«Я знаю, что вы расстроены»). Справиться с этим нарушением вы можете на удивление легко – за счет одного-единственного вопроса «Как вы об этом узнали?»

Причинно-следственный эффект выражается в речи любыми суждениями, в которых клиент признает каузальный эффект, не проясняя, откуда он взял свое причинно-следственное заключение («Вы сводите меня с ума»: «вы» – причина, «сходить с ума» – следствие). Для прояснения ситуации в этом случае метамодель предлагает два вопроса: уже знакомые вам «Как вы это знаете?» и «Как именно?»

Утерянный перформатив обычно представляет собой некое обобщенное суждение о мире, в котором утерянным оказывается главное – источники или критерии этого обобщения. («Глупо(ые)», «Неважно(ые)», «Нехоро-шо(ие)»). Для того, чтобы выяснить ограничения вашего клиента, подпадающие под этот раздел метамодели, вам достаточно задать два вопроса: «По мнению кого?» и «По каким критериям?»

Наконец, комплексный эквивалент (о котором мы специально поговорим далее) является формой высказывания, в которой некое А (первая часть суждения) приравнивается к некоему Б (вторая часть суждения) – или это Б как-то выводится из этого А («Предлагать такие условия (А) значит не уважать партнера (Б)»). «Разрушать» подобные связки следует с использованием вопроса метамодели «Как вы узнали, что А Б?»

Ознакомление с метамоделью требует от желающего это сделать вполне определенных и весьма немалых умственных усилий. Однако использовать ее при минимальной практике оказывается удивительно легко. Об этой легкости мы расскажем далее, а пока разложим все «по полочкам», приведя полную схему мета-модели.

Схема метамодели

Наименование паттерна М-М

Опущенный референтный индекс

Номинализация

Пример реакций клиента «они, это», «эти люди, вещи». «необходимость», «безопасность», «ненадежность», «проблема». Ваш встречный вопрос или ответ 1)«Кто, что?» 2) «Какие именно или конкретно?» 1)«Какая именно?» 2)Вернитесь к глагольной форме. 3)Восстановите опущение. Неспецифицирован-ный глагол Опущение Модальный глагол Универсальные квантификаторы «Чтение мыслей» Причинно-следственный эффект Утерянный перфор-матив Комплексный эквивалент А=В

«действовать», «понимать», «приносить прибыль».

«Я расстроен», «Я сердит».

1) «должен», «следует», «приходится».

2) «возможность», «не могу»,

«не возможно».

«все», «каждый»,

«никогда»,

«никто».

Я знаю, что это: нехорошо, Эненадежно, Энеинтересно.

«заставлять»,

«форсировать»,

«причинять».

«Плохие»,

«безумные»,

«ненадежные».

«Говорить так – значит не любить людей».

1)«Как именно?» 2)«Каким образом?» 1)«Кто, что Вас расстроило или рассердило?» 2)«Когда именно?» 3)«Что бы случилось, если бы Вы это сделали или не сделали?» 4)«Что мешает Вам?» 5)«Что было бы, если бы вы смогли?» 1)« Преувеличьте («все-все?»)» 2)«Был ли такой случай, когда это не было?» «Как Вы об этом узнали?» 1)«Как Вы это знаете?» 2)«Как именно?» 1)«По мнению кого?» 2)«По каким критериям?» «Как Вы узнали, что...?»        

  В нижеописанном тексте К значит клиент, а П – психолог.

1. Простой пробел. Упущены подробности. Не включена движущая сила или предмет деятельности.

К: «Язлюсь».

П: «Из-за чего вы злитесь?», «На кого Вы злитесь?»

2. Обобщенные ссылки: Обобщены люди, вещи и события. Не говорится, что это конкретно.

К: «Это неважно».

П: «А что именно неважно?»

3. Пробелы в сравнении. Делается видимое сравнение без указания того, с чем что-то сравнивается.

К: «Лучше уйти».

П: «Лучшеуйти, чем что?»

4. Потеря исполнителя. Пропущен авторитет, источник или исполнитель. Оценки и суждения без источника.

К: «Хорошо быть вежливым».

П: «По чьим словам это хорошо?», «Для кого это хорошо?»

5. Указание на необходимость. То, что человек должен/не должен, обязан/не обязан делать, что необходимо, что нужно делать. Пропущены последствия, точные причины и следствия.

К: «Ядолжен о ней заботиться?»

П: «Что произойдет, если Вы будете о ней заботиться?» «Что произойдет, если Вы не будете о ней заботиться?» «Что не произойдет, если Вы будете о ней заботиться?» «Что не произойдет, если Вы не будете о ней заботиться?»

6. Указание на возможность. То, что человек может /. не может, мог бы / не мог бы, сможет / не сможет сделать. Это возможно или невозможно. Не включено причинение.

К: «Яне могу стать лучше». П: « Что Вам мешает ?»

7. Причина и следствие. Говорится, что будто бы один человек является причиной состояния другого человека, не приводятся подробности того, как он это делает, и сам человек как будто не может ничего с этим поделать. Не включено собственное причинение. К: «Она меня огорчила». П: «Как именно она Вас огорчила?» «Что бы случилось, если бы Вы не огорчились?» «Бывает ли, что Вы не огорчаетесь в такой ситуации?»

8. Указание на всеобщность. Что-то обобщается как происходящее все время или как никогда не происходящее. Используются такие слова, как: все, всё, всегда, все время, никогда, никто, каждый, ни один, только. Подробности и исключения пропущены. Нет примеров обратного.

К: «Меня никто никогда не слушает».

П: «Вас НИКОГДА никто не слушал?»

«Вы можете вспомнить случай, когда кто-то Вас слушал?»

«Что бы случилось, если бы кто-то стал Вас слушать?»

9. Неуточненный глагол. Используется общий глагол, который не описывает, что на самом деле происходит, например: доверять, любить, нравиться, поддерживать, помогать. Пропущены конкретные происходящие или желательные действия.

К: «Она меня не любит».

П: «А какие ее действия говорят Вам об этом?»

«Как именно она Вас не любит ?»

10. Чтение мыслей. Заявление о знании внутреннего состояния сознания кого-то другого или ожидание от кого-то другого знания собственного состояния. Это скорее всего искаженная догадка или, по крайней мере, пропущены подробности, каким образом это известно.

К: «Она не заботится обо мне».

П: «Откуда Вы это знаете?»

«Какие именно ее действия говорят об этом?»

11. Превращение глаголов в существительные (номинализация). Слова, описывающие процессы (глаголы), преобразованы в вещи (существительные). Человек думает о чем-то как о застывшей вещи, тогда как на самом деле это происходящее сейчас действие.

К: «Мне не хватает уверенности».

П: «А в чем Вы должны быть более уверены?»

 12. Комплексная эквивалентность. Два логически не связанных между собой понятия (А и Б) искусственно связываются в фиксированную идею (А=Б или из А всегда следует Б).

К: Он меня не ценит!»

П: «Как Вы об этом узнали ?»

К: «Потому что никогда не хвалит».

П: «А знаете ли Вы людей, которые ценят и хвалят? Которые не ценят, но хвалят? Которые не ценят и не хвалят? И которые ценят, но не хвалят?» (подробнее см. далее).

  Основные вопросы метамодели.

Великий А. Эйнштейн на вопрос о том, что такое понять, ответил довольно просто: «Понять – это значит запомнить и начать пользоваться...». Так вот, для того, чтобы пользоваться мета-моделью, нам достаточно запомнить семь основных групп вопросов, входящих в три основные категории ее пользования – сбор информации, расширение пределов и изменение значений (по Ф. Пуселику и Б. Люис: «Магия нейролингви-стического программирования без тайн»).

Сбор информации

1. Кто, что, где, когда, как конкретно?

Использование: когда информация в сообщении клиента отсутствует (стерта) или когда была им не определена или обобщена.

ПРИМЕР: «Все говорят, что мой успех ненадолго», – «Кто это говорит ? И что конкретно говорит ?»

2. Можете ли вы сказать это о самом себе?

Использование: когда клиент говорит что-либо о ком-то или чем-то, что может быть отнесено к нему (проецирует на других свое отношение).

ПРИМЕР: «Все врачи не любят таких, как я, простых больных». – «Можете ли Вы сказать: я не люблю всех врачей?»

Расширение пределов

3. Что останавливает вас? Что вам мешает? Что случилось бы. Если бы это произошло/не произошло?

Использование: когда клиент говорит такие слова, как «не могу», или «следовало бы» и «должен».

ПРИМЕР: «Я не могу стать вашим пациентом». – «Что останавливает Вас? И что случилось бы, если бы Вы им стали?»

4. Можете ли вы вспомнить о моменте ситуации, когда нечто сделали или смогли (или не сделали и не смогли)?

ПРИМЕР: «Я никогда не шел ни на какой риск.» – «Можете ли Вы вспомнить хотя бы одну ситуацию, когда действительно рискнули ?»

Изменение значений

5. Как вы об этом узнали?

Использование: когда оппонент считает, что может читать чужие мысли, утверждает наличие причинно-следственного эффекта или выражает комплексный эквивалент

ПРИМЕРЫ: «Это глупо!», «Вы заставляете меня!» – «Как Вы об этом узнали ?»

6. Как именно?

Использование: когда клиент выражает отношение причины-следствия вместе с другими эмоциями.

ПРИМЕР: «Это сделает меня несчастным!» – «Как именно?»

7. По отношению к кому или чему?

Использование: когда клиент сообщает неподтвержденное мнение.

ПРИМЕР: «Глупо у вас лечиться.» – «Глупо по отношению к кому?» «И по каким критериям?»

Пожалуйста, как следует разберитесь с метамоделью. Потренируйтесь в ее использовании. Но ни в коем случае не злоупотребляйте вопросами М-М, так как уже известно, что при неумеренном использовании они оказываются способными довести до состояния «белого каления» даже самого уравновешенного человека. Ориентируйтесь здесь на то, что один М-М вопрос следует задавать в перебивку с двумя-тремя обычными.

 Преодоление комплексной эквивалентности.

  Под этим высоконаучным термином в нейролингвистическом программировании понимаются любые связки типа А = В, например, «Тот, кто рекламирует себя, не достоин внимания», что в виде комплексного эквивалента можно представить как

Рекламировать себя значит быть недостойным внимания

А = В.

Люди просто обожают создавать комплексные эквиваленты – в основном для того, чтобы «рационально» объяснять свои глупости. «Ты меня не любишь. Потому что не говоришь об этом», – кто из мужчин хотя бы раз (на самом деле – десятки и сотни раз!) за свою жизнь не слышал подобных утверждений из уст любимых (и не очень) женщин? В основе – все та же комплексная эквивалентность «Не говорить о любви – значит не любить». А = В. Не правда ли, интересное умозаключение? Но если вы вспомнили аналогичный случай из вашей собственной биографии, скорее всего в вашей голове всплыло и другое: то, что вам так и не удалось (или удалось с громадным трудом) переубедить вашего оппонента в юбке... Грешат комплексными эквивалентами и наши клиенты – в основном, когда объясняют свою позицию или отказ: «Я не согласен, потому что...» Конечно, как это и указано в вышеприведенном тексте, комплексную эквивалентность можно раскрыть с помощью универсального вопроса метамодели «Как вы узнали, что...» Раскрыть, но не всегда преодолеть. Ибо преодоление это заключается в разрыве, уничтожении связки А = В. В исключении знака равенства между двумя суждениями. А этот самый разрыв, уничтожение или исключение должно совершаться в бессознательном (а далее – в сознании) вашего оппонента. Что возможно, если вы воспользуетесь разработанной в НЛП техникой «логического квадрата».

Согласно этой технике, любые два выражения А и В могут быть «раскручены» по следующей схеме

А и В; АинеВ; неАиВ; неА и неВ, что может быть представлено в виде условного квадрата

Возьмем для примера исходное выражение «Не говорить о любви – значит не любить» (неА = неВ) и распишем его по квадрату.

Скорее всего, если вы последовательно прочитали все четыре выражения, записанные в секторах логического квадрата, у вас в голове явно поубавилось уверенности в том, что не говорить о любви – это значит не любить. Слишком уж много вариантов связок между А и В вы внезапно обнаружили, чтобы продолжать упорно утверждать, что А = В. Именно этой множественностью обнаруживающихся вариантов и пользуются в нейролингвистическом программировании для того, чтобы преодолеть комплексную эквивалентность, но более элегантно и эффективно. Достаточно просто быстро, почти без пауз – так, чтобы сознание клиента не успевало обработать информацию, – задать ему вопросы, отражающие соотношение А и В в предложенном комплексном эквиваленте.

«Итак, А значит В. А было ли так, чтобы неА значило В? Или А значило неВ? И, наконец, неА значило неВ?»

Приведем пример вышесказанного. Предположим, ваш клиент говорит вам: «Она не любит меня. Потому что не пишет». В основе этого выражения – комплексный эквивалент «Не пишет, потому что не любит» (неА = неВ). Быстренько раскрутим его по схеме логического квадрата.

«Итак, она не любит, потому что не пишет. А было ли так, когда она любила, но не писала? Любила и писала? Не любила, но все равно писала? А бывает ли так, что люди не  пишут и не любят? Пишут, но не любят? Не пишут, но лю-5ят? Пишут и не любят?»

Если вы произнесете эти фразы достаточно быстро, разумеется, демонстрируя вдумчивое, внимательное и серьезное отношение к вашему клиенту, скорее всего в его мозгу произойдет нечто вроде «короткого замыкания», и комплексный эквивалент, который так мешает прийти к; истине, окажется разрушенным.

  Переформулирование проблемы с помощью рефрейминга.

После того, как вы обнаружили глубинную структуру проблемы, можно переходить к ее рефреймированию 

С точки зрения специалистов по НЛП, рефрейминг – это очень мощный инструмент общения. В общей теории коммуникации есть базовая аксиома, что сигнал имеет смысл только в рамке или контексте, в котором он появляется. Неожиданная задержка в отправлении поезда – это неприятность для пассажиров в вагонах, но подарок судьбы для тех, кто опаздывает на вокзал. Воспринимается ли что-либо как преимущество или недостаток – очень существенно зависит от того обрамления, «рамки», в котором понимается сообщение. Эффективный рефрейминг приводит к изменению переживания опыта.

Имеются два основных типа рефрейминга. Рефрейминг содержания – это изменение значения содержания, оставляющее контекст прежним. Поведение само по себе ничего не значит, и вы всегда можете придать ему значение, которое сделает его полезным. Для рефрейминга содержания подходит формула «Я чувствую X, когда случается У» (реакция X связана с классом событий У комплексной эквивалентностью). Например:

К: «Я начинаю работать только тогда, когда наступает крайний срок».

П: «Здорово. Значит, у Вас остается масса времени для отдыха».

Чтобы применить рефрейминг содержания к проблеме клиента, задайте себе вопросы:

Что еще могло бы это значить?

Какова позитивная направленность этого?

Как еще я мог бы описать это?

Какой другой аспект этой же ситуации, неявный для этого человека, мог бы создать другой фрейм (рамку) значения?

И найдите новое значение, которое может послужить переходом от негативного высказывания по поводу чего-то к хотя бы частичному признанию того,    чем   ценно это что-то.

Рефрейминг контекста – это изменение контекста на такой, в котором то, что связано с проблемой, представляет или приобретает ценность. Здесь вы меняете контекст, оставляя содержание прежним. Для рефрейминга контекста подходит формула «Они слишком X» или «Это слишком Y» (сравнительное сообщение относительно себя или кого-то (чего-то). Например:

К: «Она слишком давит на меня!»

В: «Здорово. Ведь это делает Вас более сильным».

Чтобы воспользоваться рефреймингом содержания, задайте себе вопросы:

Когда и где это могло бы быть полезным?

При каких обстоятельствах это было бы уместно?

В принципе, разница между двумя видами рефрейминга не всегда выглядит ясной и однозначной. Да и не всегда рефреймировать приходится возражения, имеющие четкую формулировку «X,.потому что Y» или «Слишком X». Что ж, тогда запомните, что в случае рефрейминга содержания вы просто меняете смысл возражения, а в случае рефрейминга контекста – точку или место его приложения. То есть, услышав суждение «Это слишком X», вы говорите: «Да, но только в этом контексте», после чего предлагаете клиенту совсем другую ипостась ситуации, в которой X становится выгодным или удобным. При утверждении же типа «Ваш X дает Y» – просто ответствуете: Нет, наш X дает вам Z, а, кстати, ваш Y еще что-то весьма интересное». Однако и там, и там вы в результате переопределяете «карту» клиента.

 Значимый или генеративный рефрейминг. В нейролинг-вистическом программировании существует еще одна модель рефреймирования, которая получила название значимый, или генеративный рефрейминг. Суть ее – не столько в переопределении значения разногласия или проблемы, сколько в признании их определенной ценности и достоинства. Использовать эту модель несложно, хотя годится она только для не слишком интенсивных противоречий. Например, клиент утверждает, что ему тяжело жить и работать. Для того чтобы применить генеративный рефрейминг, сделайте следующее:

1. Признайте настоящее состояние проблемы («Да, жить и работать нынче тяжело»).

2. Постулируйте функциональное значение этого состояния («Но кому сейчас легко? Только тем, кто ничего не хочет добиться в жизни. Успех приходит лишь к тем, кто много и тяжело работает...»).

3. Дайте одобряющую индукцию («Так что хорошо, что вам тяжело жить и работать – значит, вы тот, кто сможет добиться успеха»).

4. И уведите клиента с опасной темы («Другое дело, что вас, наверное, интересует, чего именно вы хотите добиться и как?Давайте займемся всем этим...»).

  Техника буквального рефрейминга.

 

1. Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть все, что угодно: старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение, а может быть и что-нибудь еще.

2. Тщательно рассмотрите визуальную часть своего проблемного опыта, затем мысленно шагните из него назад, так, чтобы вы видели себя в этой ситуации (диссоциируйтесь). Если вы не сможете создать эту диссоциацию осознанно, и просто «почувствуйте», что проделываете это или притворитесь, что сделали.

3. Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в два метра шириной. И отметьте, как это изменяет ваше восприятие проблемной ситуации.

4. Если изменения недостаточны, поэкспериментируйте. Используйте овальную рамку, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов; раму из нержавеющей стали с острыми краями или цветную пластиковую рамку.

5. После того, как рама выбрана, поразвлекайтесь, украшая «картину» и пространство вокруг нее. Музейное яркое освещение, приподнятое над картиной, «проливает иной свет на предмет», нежели тусклая свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее, или в чьем-то чужом доме, может создать совершенно «другую перспективу». Если хотите, то даже просто мысленно выберите знаменитого – или не очень – художника и превратите свою картину в полотно, исполненное этим художником или в его стиле.



СТЕПАНОВА О.П.

ЧУРИЛОВ В.В.

На пути к достижению цели

ПРАКТИКУМ ПО

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Магнитогорск

2016

 

 

Предлагаемый практикум включают краткое, но достаточно систематизированное руководство по применению нейролингвистического программирования в основной его ипостаси: как средства психологического консультирования и психологической коррекции. В связи с этим в пособие были включены только основные модели и методы НЛП – базовые теоретические и практические аспекты его применения. Представлено руководство наведения транса и работа в изменённом состоянии сознания.

Практикум рекомендован  студентам психологического факультета, психологам, психотерапевтам.

 

                                 

 

 

 Составитель: О.П.Степанова, 2016


 



Содержание

Введение                                                                             

 Часть I. Методология НЛП

История и истоки создания НЛП 

Сущность и отличительные особенности нейролингвистического программирования

Определение НЛП

Причины эффективности нейролингвистического программирования

Основные пресуппозиции НЛП

Дополнительные пресуппозиции НЛП

Своеобразные восемь заповедей

Репрезентативные системы как модели восприятия.

Глазные ключи доступа 

Использование паттернов движений глаз.

Определение стратегии изменений

 

 Часть II   Основные техники НЛП

Якорение

Круг совершенства

Метод взмаха

Создание Сильного Себя.

Техника создания образа желаемого будущего

 Мета-Модели

Переформулирование проблемы с помощью рефрейминга.

Техника буквального рефрейминга.

 

 Часть III Наведение транса и работа в изменённом состоянии сознания

Голос как средство психологического воздействия и психотерапевтический инструмент

Наведение транса

Углубление транса

Основные метафоры

Список литературы

 

 

 

 


 


Введение

Нейролингвистическое программирование (НЛП) в настоящее время является одним из наиболее популярных направлений прикладной психологии. Область применения НЛП чрезвычайно широка и включает в себя психотерапию, педагогику, медицину, бизнес, маркетинг, рекламу, а также управленческий и политический консалтинг. В отличие от многих других практически ориентированных психологических дисциплин, нейролингвистическое программирование обеспечивает быстрые изменения и решения проблем общества и человека, причем осуществляется все это в безусловном эффективном и экологичном режиме.

В то же время НЛП является одной из наиболее сложных систем психотехнологий, усвоение которой требует весьма значительных усилий. В отличие от «классических» психологических дисциплин, в некотором роде представляющих собой как бы квинтэссенцию здравого смысла, парадигмы, концепции, модели, фреймы и техники нейролитеистического программирования не выводятся непосредственно из человеческого опыта, что требует от изучающего НЛП серьезной переориентации характера своей умственной активности и отказа от многих стереотипов деятельности.  

В данном пособии сделана попытка создать простое, краткое, но достаточно систематизированное руководство по применению нейролингвистического программирования в основной его ипостаси: как средства психологического консультирования и психологической   коррекции (психотерапии, личностного редактирования, построения человеческого совершенства и т. п. – далее просто ПК). В связи с этим в пособие были включены только основные модели и методы НЛП – базовые теоретические и практические аспекты его применения.

В первую часть материала, посвященную методологии нейролингвистического программирования, вошли такие базовые теоретические модели данной науки, как  основные идеи и посылки НЛП (включая раппорт и калибровку); репрезентативные системы и их использование в ПК;  стратегия формулирования и достижения результата психологического консультирования или психокоррекции;  искусство речи и его использование в работе с проблемным пространством клиента.

 Во вторую часть данного пособия включены методические комплексы психотехнологий нейролингвистического программирования.

В третьей части представлено понятие транса, наведение транса и работа в изменённом состоянии сознания.

Удачи в освоении и применении НЛП!

 



ЧАСТЬ I. Методология НЛП

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.