ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ВОДЫ И ВИДОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

 И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

Методические указания

для самостоятельной работы

студентов

 

Уфа

2016


УДК 613/614 (07)+3577 14 (07)


ББК 51.244.31

О 46

Зав. кафедрой общей и коммунальной гигиены ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации д.м.н., профессор Боев В.М.

 

Зав. кафедрой общей гигиены ГБОУ ВПО Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н., профессор Березин И.И.

О 46 Окружающая среда и здоровье населения: методические указания для самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Гигиена» // сост.: Зулькарнаев Т.Р., Мурысева Е.Н., Поварго Е.А., Зигитбаев Р.Н., Зулькарнаева А.Т. - Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. – 93 с.

       Методические указания для самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Гигиена» предназначены для обучающихся специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия». В них представлено 5 разделов общей гигиены: «Гигиена воды и водоснабжения населенных мест», «Гигиена лечебно-профилактических учреждений», «Гигиена детей и подростков», «Гигиена труда», «Военная гигиена». Все темы разделов составлены по единой схеме: обоснование актуальности и целей занятия, задания для самоподготовки, примеры тестового контроля и ситуационных задач, эталоны ответов к ним. Данное издание поможет студентам в овладении теоретическим материалом и практическими навыками при подготовке к практическим занятиям, а также будет способствовать более успешной подготовке к экзаменам.

 

Рекомендовано в печать координационным научно-методическим советом и утверждено решением редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России

 

УДК 613/614 (07)+3577 14 (07)                                                                                           ББК 51.244.31

                                                                                       О 46

 

 

                                    © Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016 



ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема Стр.
Введение ……………………………………………………………… 4
Гигиеническая характеристика качества воды и видов водоснабжения …………………………...................................................................... 5
Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением войск в полевых условиях …………………………….. 17
Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию больниц ……………………………………………......................... 22
Санитарно-гигиеническое обследование больницы …………………. 28
Гигиенические аспекты профессиональных заболеваний, связанных с химическими и механическими факторами производственной среды ……………………………………………………………………….. 32
Гигиенические аспекты профессиональных заболеваний, связанных с физическими факторами производственной среды ............................ 39
Физическое развитие детей и подростков ……………………………. 45
Гигиеническая характеристика условий обучения и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях ………….. 60
Приложения ……………………………………………………………… 69


Введение

Окружающая среда – это среда обитания и производственной деятельности человека. Среда обитания – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной среды), определяющая условия жизнедеятельности человека. Производственная среда – часть окружающей человека среды, образованная природно-климатическими условиями и профессиональными факторами, воздействующими на него в процессе трудовой деятельности.

Окружающая среда оказывает воздействие на здоровье человека посредством физических, химических, биологических и психогенных факторов. Действие этих факторов постоянное, но меняющееся по интенсивности и длительности воздействия.

Гигиена изучает связь и взаимодействие организма с окружающей средой, устанавливая значение для здоровья различных ее факторов. На этой основе разрабатываются профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, предупреждение заболеваний населения.

 



Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

Методика отбора проб воды

Пробы воды из открытых водоемов, а также колодцев берут в том месте и на той глубине, где намечается или уже осуществляется забор воды населением.

Отбор проб воды из шахтных колодцев осуществляют на глубине 0,5-1 м. Из колодцев с насосами и водопроводных кранов воду предварительно спускают в течение 10-15 мин. Из поверхностных водоемов воду берут с той же глубины в некотором отдалении от берега.

Для химического анализа требуется 2-5 л воды, в зависимости от полноты намечаемого анализа. Чистую бутыль с грузом (имеются специальные приборы с металлическим футляром – батометры), сполоснутую дистиллированной водой и дополнительно той водой, которую берут для анализа, опускают на определенную глубину и открывают пробку с помощью прикрепленной веревки. Бутыль с пробой нумеруют и к ней прилагают сопроводительный бланк с обозначением названия водоисточника, места его расположения, температуры взятой воды и состояния погоды в момент забора воды. Пробы как можно скорее доставляют в лабораторию, производя исследования воды не позднее чем через 2 ч после отбора пробы, в случае невозможности проведения физико-химических исследований в день доставки воду можно сохранять в холодильнике до 48 ч (слабо загрязненную) и 72 ч (чистую), а в порцию воды, предназначенную для определения окисляемости и аммиака, добавляют с целью консервации 2 мл 25% серной кислоты на 1 л воды.

Для микробиологического анализа воду в количестве 400-500 мл с глубины 15-20 см от поверхности воды отбирают в стерильные стеклянные емкости с широким горлом с плотно закрывающимися пробками на шлифе или с завинчивающимися крышками (стеклянными, силиконовыми или из других материалов, не оказывающих влияние на жизнедеятельность микроорганизмов) с защитными колпачками (из алюминиевой фольги, плотной бумаги) Допускается использовать одноразовые стерильные емкости.

Если берут воду из крана, то металлические краны следует предварительно простерилизовать путем обжига и произвести спуск воды продолжительностью не менее 10 мин при полностью открытом кране. Пробы доставляют в лабораторию не позднее чем через 2 ч. Этот срок может быть продлен до 6 часов, но при условии хранения воды во льду для лучшего сохранения патогенной микрофлоры и задержки развития сапрофитов. Вся работа производится с соблюдением правил стерильности.

I . По минерализации

1. пресные (минерализация до 1 г на дм³ включительно);

2. слабоминерализованные (минерализация более 1 до 2 г на дм³ включительно);

3. маломинерализованные (минерализация более 2 до 5 г на дм³ включительно);

4. среднеминерализованные (более 5 до 10 г на дм³ включительно);

5. высокоминерализованные (более 10 до 15 г на дм³ включительно).

II . По назначению:

1. столовые — минеральные воды с минерализацией менее 1 г на дм³ и с содержанием биологически активных компонентов менее установленной концентрации; столовые воды пригодны для ежедневного применения здоровыми людьми без ограничений;

2. лечебно-столовые — минеральные воды с минерализацией более 1 г и до 10 г на дм³ включительно при концентрации биологически активных компонентов менее установленных норм или минеральные воды с минерализацией менее 1 г на дм³, но при превышении некоторыми биологически активными компонентами установленных норм; лечебно-столовые воды допускаются для столового потребления здоровыми людьми без ограничений непродолжительный период или нерегулярно; лечебно-столовые воды могут применяться для профилактики и лечения определённых заболеваний (список показаний см);

3. лечебные — минеральные воды с минерализацией более 10 г на дм³ или с меньшей минерализацией, но при превышении концентрации некоторых биологически активных компонентов установленных норм лечебные минеральные воды назначаются для лечебно-профилактического приёма при ряде заболеваний и не рекомендованы для обычного столового питья.

Ш. По химическому составу:

1. гидрокарбонатные

2. хлоридные

3. сульфатные

4. магниевые

5. смешанные

Гидрокарбонатные (щелочные) — предназначены для тех, кто занимается спортом (оказывают благоприятное влияние при усиленной мышечной работе, восстанавливая резервную щелочность крови, а также при диабете, инфекционных заболеваниях). Применяются при лечении мочекаменной болезни и подагры. Противопоказания — гастрит (так как выделяющийся при распаде гидрокарбонатов углекислый газ стимулирует секрецию желудочного сока);

Сульфатные — рекомендуются тем, у кого наблюдаются проблемы с печенью и желчным пузырем (в качестве желчегонного, а также как слабительное), ожирение и сахарный диабет. Категорически нельзя употреблять такую воду детям и подросткам, так как сульфаты препятствуют росту костей, связывая кальций пищи в просвете ЖКТ в нерастворимые соли.

Хлоридные — способствуют регулировке работы кишечника, желчевыводящих путей и печени. Противопоказания к применению (категорически) — повышенное давление.

Магниевые — помогают при стрессовых ситуациях. Противопоказания — склонность к расстройству желудка.

Реакция воды (степень кислотности или щелочности, выражаемая величиной pH) имеет важное значение для оценки её лечебного действия. Кислые воды имеют pH = 3,5—6,8, нейтральные — 6,8—7,2, щелочные — 7,2—8,5 и выше.

 

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

1. Значение воды.

2. Нормы хозяйственно-питьевого водопотребления, их характеристика.

3. Источники водоснабжения (поверхностные, подземные, атмосферные), их характеристика.

4. Самоочищение водоемов.

5. Показатели качества воды (органолептические, химические, бактериологические), их влияние на здоровье населения.

6. Гигиенические требования к размещению и устройству местных источников водоснабжения (шахтные и трубчатые колодцы, родники).

7. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения (СанПиН-2.1.4.1175-02).

8. Гигиенические требования к бутилированной воде. Классификация, показания и противопоказания к применению.

9. Преимущества централизованного водоснабжения. Виды и элементы водопровода.

10. Гигиенические требования к качеству воды источников централизованного водоснабжения (ГОСТ 2761-84).

11. Методы очистки воды на водопроводе, (коагулирование, отстаивание, фильтрование), их гигиеническая оценка.

12. Методы обеззараживания воды на водопроводе (химические и физические), их характеристика.

13. Специальные методы обработки воды на водопроводе (фторирование, де-фторирование, умягчение, обезжелезивание, опреснение и др.).

14. Бытовые фильтры для очистки питьевой воды. Определение, классификация, применение.

15. Гигиенические нормы качества воды при централизованном водоснабжении.

16. Зоны санитарной охраны. Гигиенические особенности их организации и режима работы.

17. Правила отбора проб воды для химического и бактериологического анализа.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ БОЛЬНИЦ

Актуальность темы. Гигиена лечебно-профилактических организаций изучает взаимодействие между организацией медицинского обслуживания населения и состоянием их здоровья, а также разрабатывает и реализует вытекающие из этого мероприятия. Знание санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, необходимо для повышения уровня профессиональной подготовки медицинских работников, для эффективности и согласованности проводимых профилактических мероприятий и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия больных и персонала в лечебно-профилактических организациях.

Учебные цели: Усвоить гигиенические требования к размещению, планировке, благоустройству и содержанию лечебно-профилактических организаций. Овладеть методикой гигиенической экспертизы проектов лечебно-профилактических организаций.

 

В результате освоения темы студент должен уметь:

1. Давать оценку соответствия лечебно-профилактических организаций санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Давать гигиеническую экспертизу проектов лечебно-профилактических организаций.

3. Пользоваться нормативной документацией.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

Актуальность темы.

Промышленные яды и производственная пыль являются одними из наиболее распространенных вредных факторов производственной среды. Ряд веществ, применяемых в промышленности, при длительном воздействии в малых концентрациях может привести к неблагоприятным последствиям как для работающих, так и для их потомства.

Многие технологические процессы сопровождаются образованием и поступлением производственной пыли в зону дыхания работающего. Причем при высоких концентрациях пыль, в зависимости от химического состава, может обладать фиброгенным, токсическим, аллергенным и другими эффектами биологического действия.

В связи с этим врачи должны хорошо разбираться в вопросах гигиенического нормирования факторов производственной среды, иметь четкое представление об их действии на организм, знать профилактику вредного воздействия, намечать соответствующие оздоровительные мероприятия.

Учебные цели: овладение навыками оценки влияния на организм вынужденного положения тела, перенапряжения отдельных органов и систем организма; влияния на организм вредных факторов химической и механической природы; методами оценки загрязнения воздуха производственных помещений вредными веществами; навыками разработки мероприятии по предупреждению связанных с ними профессиональных заболеваний.

В результате освоения темы студент должен уметь:

1. Проводить отбор проб и исследование воздуха рабочих мест на содержание вредных химических веществ, пыли и микроорганизмов.

2. Оценивать условия труда работающих и составлять комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья.

  1. Пользоваться нормативной документацией.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

Дозиметрические приборы

 

Принцип обнаружения ионизирующих (радиоактивных) излучений (нейтронов, гамма-лучей, бета- и альфа-частиц) основан на способности этих излучений ионизировать вещество среды, в которой они распространяются. Ионизация, в свою очередь, является причиной физических и химических изменений в веществе, которые могут быть обнаружены и измерены. К таким изменениям среды относятся: изменения электропроводности веществ (газов, жидкостей, твердых материалов); люминесценция (свечение) некоторых веществ; засвечивание фотопленок; изменение цвета, окраски, прозрачности, сопротивления электрическому току некоторых химических растворов и др.

Для обнаружения и измерения ионизирующих излучений используют следующие методы: фотографический, сцинтилляционный, химический и ионизационный.

· Фотографический метод основан на степени почернения фотоэмульсии. Под воздействием ионизирующих излучений молекулы бромистого серебра, содержащегося в фотоэмульсии, распадаются на серебро и бром. При этом образуются мельчайшие кристаллики серебра, которые и вызывают почернение фотопленки при её проявлении. Плотность почернения пропорциональна поглощенной энергии излучения. Сравнивая плотность почернения с эталоном, определяют дозу излучения (экспозиционную или поглощенную), полученную пленкой. На этом принципе основаны индивидуальные фотодозиметры.

· Сцинтилляционный метод. Некоторые вещества (сернистый цинк, йодистый натрий) под воздействием ионизирующих излучений светятся. Количество вспышек пропорционально мощности дозы излучения и регистрируется с помощью специальных приборов - фотоэлектронных умножителей.

· Химический метод. Некоторые химические вещества под воздействием ионизирующих излучений меняют свою структуру. Так, хлороформ в воде при облучении разлагается с образованием соляной кислоты, которая дает цветную реакцию с красителем, добавленным к хлороформу. Двухвалентное железо в кислой среде окисляется в трехвалентное под воздействием свободных радикалов HO2 и ОН, образующихся в воде при её облучении. Трехвалентное железо с красителем дает цветную реакцию. По плотности окраски судят о дозе излучения (поглощенной энергии). На этом принципе основаны химические дозиметры ДП-70 и ДП-70М.

Почти все современные дозиметрические приборы работают на основе ионизационного метода. Основными узлами приборов являются детекторы излучений, служащие для обнаружения излучений; электрическая схема преобразования импульсов; измерительные или регистрирующие устройства; источники тока.

По функциональному назначению приборы подразделяются на индикаторы, радиометры, рентгенометры, дозиметры. Датчиками являются газоразрядный и сцинтилляционный счетчики. Измеряют альфа- и бета-излучения и небольшие уровни гамма излучений. Для более точных измерений имеются стационарные радиометры – ДП-100, РУБ-01-П6, «Бета-2» и др. К переносным относятся «Луч-2», служащий для качественного и количественного определения бета- и гамма- излучений, а также радиометр-рентгенметр ДП-5А, предназначенный для обнаружения и измерения степени загрязнения поверхности бета- и гамма- активными веществами и измерения уровней гамма-радиации.

Дозиметры. Предназначены для определения суммарной дозы облучения (экспозиционной или поглощенной), или же соответствующих мощностей доз гамма- или рентгеновских излучений.

Индикаторы. Это простейшие приборы для обнаружения излучения и ориентировочной оценки мощности экспозиционной дозы (уровня радиации) главным образом гамма- и бета-излучений.

Рентгенметры. Они предназначены для измерения мощности дозы рентгеновского или гамма- излучения. Диапазон измерения – от сотых долей рентгена до нескольких сот рентген в час (Р/ч).

Радиометры (измерители радиоактивности). Применяются для обнаружения и определения степени радиоактивного загрязнения поверхностей, оборудования альфа- и бета – частицами; плотности потоков или интенсивности радиоактивных излучений; активности проб внешней среды.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

1. Производственный микроклимат, классификация, влияние на организм, мероприятия по его улучшению.

2. Производственный шум, влияние на организм, меры профилактики.

3. Производственный инфразвук, влияние на организм, меры профилактики.

4. Производственный ультразвук, влияние на организм, меры профилактики.

5. Производственная вибрация, влияние на организм, меры профилактики.

6. Измерение уровней шума и вибрации.

7. Понятие радиоактивности. Виды излучений, их характеристика. Виды облучений.

8. Биологическое действие ионизирующего излучения. Факторы, влияющие на степень его воздействия.

9. Гигиена труда с открытыми источниками ионизирующего излучения.

10. Гигиена труда с закрытыми источниками ионизирующего излучения.

11. Гигиенические требования к рентгенологическим отделениям: размещение, состав помещений, площади, система вентиляции.

12. Меры защиты от рентгеновского излучения персонала и лиц, работающих в смежных помещениях.

13. Гигиенические требования к радиологическим отделениям: типы, размещение, состав помещений, площади, система вентиляции.

14. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров  работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда.

 

Оценка состояния слизистых оболочек глаз и полости рта. Состояние слизистых оболочек оценивается путем осмотра слизистой нижних век глаз и десен. Отмечается их цвет (розовый, бледный, цианотичный, желтушный), наличие умеренной или резкой гиперемии, кровоизлияний, налетов.

Оценка степени жироотложения. Степень жироотложения оценивается визуально по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя путем измерения толщины кожно-жировых складок. Для измерений используются скользящий циркуль или колиперы различных видов. Скользящий циркуль состоит из металлической линейки с миллиметровыми делениями, на одном конце которой укреплена неподвижная прямая бранша, другая бранша укреплена на муфте, скользящей по линейке. Отличие колиперов состоит в том, что при аналогичной конструкции можно регулировать силу сжатия кожно-жировой складки. Складка плотно охватывается большим и согнутым в суставе указательным пальцами левой руки. Скользящий циркуль или колипер удерживается правой рукой, накладывается на складку сверху вниз за пальцами левой руки, после чего складка плотно зажимается браншами инструмента. Все измерения проводятся справа в четырех точках:

1 - на груди - вертикально по среднеключичной линии на уровне 3-го ребра; 2 - на животе - вертикально на 5 см от пупка; 3 - под лопаткой - у нижнего угла лопатки по ходу сегментарной линии; 4 - на плече - над трицепсом на середине плеча по линии, соединяющей acromion (акромиальный отросток лопатки) и olecranon (локтевой отросток локтевой кости).

Толщина кожно-жировой складки оценивается в миллиметрах.

1 степень жироотложения - кости плечевого пояса и ребра резко контурируются, толщина кожно-жировых складок до 5 мм включительно.

II степень - рельеф костей несколько сглажен, толщина складок 6-9 мм.

III степень жироотложения - рельеф костей сглажен, контуры тела округлые, толщина складок у детей 10-15 мм, у взрослых до 20 мм.

1 степень ожирения - толщина хотя бы одной складки у детей более 15 мм, у взрослых - более 20 мм.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Актуальность темы. В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения большое значение имеет гигиенически полноценная среда обитания, которая определяется благоустройством и санитарным состоянием воспитательных и образовательных учреждений. По данным многолетних исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН и НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина РАМН установлено, что в формировании здоровья детей вклад факторов внутришкольной среды составляет 21-27%.

Учебные цели: овладение навыками оценки условий обучения и воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.

В результате освоения темы студент должен уметь:

1. Проводить оценку размещения, планировки участка и здания общеобразовательного учреждения.

2. Оценивать вместимость общеобразовательных учреждений и отдельных помещений в них.

3.  Проводить гигиеническую оценку микроклимата и освещенности в основных помещениях общеобразовательных учреждений.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Таблица №1

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОДЫ ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

(извлечение из ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно- питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические

 требования и правила выбора»)

 

Наименование показателя

 

Показатели качества воды источника по классам

1 2 3
Мутность, мг/дм³, не более 1,5 1,5 10
Цветность, град., не более 20,0 20,0 50
Водородный показатель (рН) 6-9   6-9   6-9  
Железо, мг/дм³, не более 0,3 10,0 20
Марганец, мг/дм³, не более 0,1 10,0 2
Сероводород, мг/дм³, не более 0   3   10  
Фтор, мг/дм³, не более 1,5-0,7* 1,5-0,7* 5
Перманганатная окисляемость, мгО2 /дм³, не более 2   5   15  
Число бактерий группы кишечных палочек в 1 дм³, не более 3 100 1000

* в зависимости от климатического района

 


Таблица №2

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВОДЫ ПОВЕРХНОСТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

(извлечение из ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно- питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора»)

 

Наименование показателя

 

Показатели качества воды источника по классам

1 2 3
Мутность, мг/дм³, не более 20 1500 10000
Цветность, град., не более 35 120 200
Запах, баллы, не более 2 3 4
Водородный показатель (рН) 6,5-8,5 6,5-8,5 6,5-8,5
Железо, мг/дм³, не более 1 3 5
Марганец, мг/дм³, не более 0,1 1 2
Фитопланктон, клеток в 1 см³, не более 1000   100000   100000  
Перманганатная окисляемость, мгО2 /дм³, не более 7   15   20  
Полное биохимическое потребление кислорода, мгО2 /дм³, не более 3   5   7  
Число кишечных палочек в 1 дм³, не более 1000 10000 50000

 


Таблица №3

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ НЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

(извлечение из СанПиН 2.1.4.1175-02 “Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников”)

 

         Показатели               Нормативы
  Запах   не более 2 - 3 баллов
  Привкус    не более 2 - 3 баллов
  Цветность   не более 30°
  Мутность   не более 2 мг/л
  Жесткость общая   в пределах 7-10 мг-экв./л
Окисляемость   в пределах 5-7 мг/л
  Нитраты (NO3)   не более 45 мг/л
  Сульфаты   не более 500 мг/л
  Хлориды (неорганические)   не более 350 мг/л
  Общее микробное число   не более 100 в 1 мл
  Общие колиформные бактерии   отсутствие в 100 мл
  Химические вещества     ПДК

 

 

Дополнение: аммонийные соли – не более 0,1 мг/л,
нитриты - не более 0,002 мг/л,

хлориды (органические) - не более 20-30 мг/л

 

Таблица №4

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

(извлечение из СанПиН 2.1.4.1074-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества”)

Показатели     Нормативы
 Запах  Привкус    Цветность    Мутность  Водородный показатель  Сухой остаток  Жёсткость общая  Алюминий  Бериллий  Железо  Марганец  Медь  Молибден  Мышьяк  Нитраты  Ртуть  Свинец  Селен  Стронций  Сульфаты  Фториды  Хлориды  Цинк  Нефтепродукты  ПАВ  Хлор  - остаточный свободный  - остаточный связанный Озон остаточный Полиакриламид Общее микробное число Общие колиформные бактерии Термотолерантные колиформные бактерии Колифаги Не более 2 баллов Не более 2 баллов 20° 1,5 мг/л 6 - 9 рН 1000 мг/л 7,0 ммоль/л 0,5 мг/л 0,0002 мг/л 0,3 мг/л 0,1 мг/л 1,0 мг/л 0,25 мг/л 0,05 мг/л 45 мг/л 0,0005 мг/л 0,03 мг/л 0,01 мг/л 7,0 мг/л 500 мг/л 1,5 - 1,2 мг/л 350 мг/л 5,0 мг/л 0,1 мг/л 0,5 мг/л   0,3 - 0,5 мг/л 0,8 - 1,2 мг/л 0,3 мг/л 2,0 мг/л не более 50 в 1 мл отсутствие в 100 мл отсутствие в 100 мл отсутствие в 100 мл

 
Приложение №2

ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

(извлечение из ГН 2.1.6.1338-03 «ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»)

 

Вещества ПДК среднесуточная, мг/м3
Азот (II) оксид Ртуть металлическая Сера диоксид (сернистый ангидрид) Углерод оксид (углерода окись) Хлор Пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния - более 70% - 70 - 20% - менее 20 % 0,06 0,0003 0,05 3,0 0,03     0,05 0,1 0,15

Приложение №3

Таблица №1

ОПТИМАЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МИКРОКЛИМАТА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(извлечение из СанПиН 2.2.4.548-96 “Гигиенические требования к
микроклимату производственных помещений”)

 

     Период года   Категория работ по уровню энергозатрат, Вт   Температура воздуха, °С   Относительная влаж- ность воздуха, %   Скорость движения воздуха, м / с
  Холодный I а (до 139) I б (140 - 174) II а (175 - 232) II б (233 - 290) III (более 290) 22 - 24 21 - 23 19 - 21 17 - 19 16 - 18 60 - 40 >> >> >> >> 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3
  Тёплый I а (до 139) I б (140 - 174) II а (175 - 232) II б (233 - 290) III (более 290) 23 - 25 22 - 24 20 - 22 19 - 21 18 - 20 60 - 40 >> >> >> >> 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3

 


ДОПУСТИМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МИКРОКЛИМАТА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (извлечение из СанПиН 2.2.4.548 - 96 “Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений”)

 










Период года

Категория работ

по уровню энергозатрат,

Вт

Температура воздуха, °С

Относительная влажность

воздуха, %

 

Скорость движения воздуха, м / с

диапазон ниже опти- мальных величин диапазон выше оптимальных величин для диапазона температур воз- духа ниже опти- мальных вели- чин, не более для диапазона температур воз- духа выше опти- мальных вели- чин, не более     Холодный   I а ( до 139 ) I б  ( 140 - 174 ) II а ( 175 - 232 ) II б ( 233 - 290 ) III ( более 290 )   20,0 - 21,9 19,0 - 20,9 17,0 - 18,9 15,0 - 16,9 13,0 - 15,9    24,1 - 25,0  23,1 - 24,0  21,1 - 23,0  19,1 - 22,0  18,1 - 21,0   15 - 75 >> >> >> >>   0,1 0,1 0,1 0,2 0,2   0,1 0,2 0,3 0,4 0,4     Тёплый   I а ( до 139 ) I б  ( 140 - 174 ) II а ( 175 - 232 ) II б ( 233 - 290 ) III ( более 290 )     21,0 - 22,9 20,0 - 21,9 18,0 - 19,9 16,0 - 18,9 15,0 - 17,9    25,1 - 28,0  24,1 - 28,0  22,1 - 27,0  21,1 - 27,0  20,1 - 26,0   15 - 75 >> >> >> >>   0,1 0,1 0,1 0,2 0,2   0,2 0,3 0,4 0,5 0,5

 

 


Таблица №2

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ, УРОВНИ ЗВУКА И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ
  УРОВНИ ЗВУКА ДЛЯ ОСНОВНЫХ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОЧИХ МЕСТ (извлечение из СН 2.2.4 / 2.1.8.562 - 96 “Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки”)

 

    № п/п     Вид трудовой деятельности, рабочее место  

 

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах

со среднегеометрическими частотами, Гц

  Уровни звука и эквивалентные уровни звука, дБА  
    31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000  8000  
 1               2  3 4   5   6     7   8 9  10  11 12
   1.    2.      3.         4.    5.   Творческая деятельность, руководящая работа с повышенными требованиями, научная деятель- ность, конструирование и проектирование, про-граммирование, преподавание и обучение, вра-чебная деятельность. Рабочие места в помещениях дирекции, проектно-конструкторских бюро, расчетчиков, программистов вычислительных машин, в лабораториях для теоретических работ и обработки данных, приёма больных в здравпунктах.   Высококвалифицированная работа, требующая сосредоточенности, административно-управлен-ческая деятельность, измерительные и аналити-ческие работы в лаборатории; рабочие места в помещениях цехового управленческого аппарата, в рабочих комнатах конторских помещений, ла-бораториях.     Работа, выполняемая с часто получаемыми указа- ниями и акустическими сигналам; работа, требу- ющая постоянного слухового контроля; оператор- ская работа по точному графику с инструкцией; диспетчерская работа. Рабочие места в помещениях диспетчерской службы, кабинетах и помещени- ях наблюдения и дистанционного управления с речевой связью по телефону, машинописных бюро, на участках точной сборки, телефонных и телеграфных станциях, в помещениях мастеров, залах обработки информации на вычислительных машинах.   Работа, требующая сосредоточенности; работа с повышенными требованиями к процессам наблю- дения и дистанционного управления производст- венными циклами. Рабочие места за пультами в кабинах наблюдения и дистанционного управления без речевой связи по телефону, в помещениях лабораторий с шумным оборудованием, помеще-ниях для размещения шумных агрегатов вычисли- тельных машин.   Выполнение всех видов работ (за исключением перечисленных в пп. 1 - 4 и аналогичных им) на постоянных рабочих местах в производственных помещениях и на территории предприятий.                             86        93        96        103      107        71        79      83        91      95    61        70      74        83      87     54        63          68        77      82    49        58      63    73      78     45        55           60         70       75     42          52           57         68       73    40         50          55        66      71    38        49       54        64      69    50       60              65        75      80  

Таблица №3

Толщина экрана из железа (в см) в зависимости от кратности ослабления и энергии γ- излучения (широкий пучок, ρ=7,89 г/см3)

 

Кратность ослабления

Энергия γ- излучения, МэВ

0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
1,2 0,5 0,9 1,2 1,4 1,6 1,7 1,85 2,0 2,05 2,1
2 0,7 1,2 1,7 2,2 2,5 2,7 2,9 3,1 3,2 3,3
5 1,4 2,5 3,4 4,1 4,8 5,1 5,5 5,7 6,1 6,4
8 1,7 3,1 4,2 5,1 5,8 6,3 6,7 7,1 6,5 7,8
10 1,9 3,5 4,6 5,6 6,3 6,8 7,3 7,7 8,1 8,5
20 2,3 4,3 5,7 6,8 7,7 8,3 8,8 9,4 9,8 10,3
30 2,4 4,5 6,2 7,5 8,5 9,2 9,8 10,4 10,4 11,4
40 2,5 4,8 6,6 8,0 9,1 9,8 10,5 11,1 11,7 12,2
50 2,9 5,2 7,1 8,4 9,5 10,3 11,0 11,6 12,2 12,7
60 3,1 5,6 7,5 8,8 9,8 10,7 11,4 12,1 12,7 13,2
80 3,2 5,9 7,7 9,2 10,4 11,2 12,0 12,7 13,4 14,0
100 3,4 6,1 8,1 9,6 10,8 11,7 12,5 13,2 13,9 14,5
2*102 4,2 7,0 9,1 10,7 12,0 13,1 14,0 14,8 15,6 16,3
5*102 4,4 7,7 10,1 12,0 13,7 14,9 16,0 17,0 17,9 18,7
1*103 4,5 8,2 11,0 13,2 15,0 16,3 17,5 18,6 19,6 20,5
2*103 4,9 9,0 11,1 14,4 16,2 17,7 19,0 20,2 21,2 22,2
5*103 5,6 10,1 13,4 15,8 17,7 19,3 20,7 22,0 23,2 24,3
1*104 6,8 11,5 14,7 17,1 19,0 20,7 22,3 23,6 24,9 26,0
2*104 8,0 12,9 16,0 18,3 20,2 21,9 23,4 24,8 26,3 27,6
5*104 8,6 13,8 17,0 19,6 21,8 23,6 25,2 26,9 28,4 29,9
1*105 10,0 15,8 18,2 20,8 23,0 24,9 26,7 28,4 30,0 31,5
2*105 11,3 15,9 19,3 21,8 24,1 26,1 28,1 29,9 31,6 33,3
5*105 12,0 16,9 20,4 23,2 25,6 27,9 29,9 31,8 36,6 35,4
1*106 12,8 17,9 21,4 24,2 26,7 28,9 31,2 33,3 35,2 37,0
2*106 23,5 18,9 22,1 25,0 27,7 30,3 32,7 34,8 36,8 38,7
5*106 14,5 19,4 23,2 26,5 29,3 32,2 34,6 36,7 38,8 40,9
1*107 15,0 20,3 24,3 27,6 30,5 33,2 35,8 38,1 40,2 42,4

Приложение №4





ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда определен приказом МЗ и СР РФ от 12 апреля 2011г. №302 н. Данный приказ также включает Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также с целью  раннего выявления и профилактики заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний.

Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях: 1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, в том числе социально значимых, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска профессиональных заболеваний и социально-значимых заболеваний; 2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а так же работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; 3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; 4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; 5) предупреждения несчастных случаев на производстве.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, на основе договора гражданско-правового характера, заключенного работодателем с медицинской организацией.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагается на медицинскую организацию.

Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков работников, подлежащих периодическому осмотру.

Включению в поименные списки подлежат работники подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов может также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Поименные списки составляются и утверждаются работодателем и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в медицинскую организацию. 

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем датой начала проведения периодического осмотра) на основании поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра, которой согласовывается медицинской организацией с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации.

Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом.

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией при заключении договора с работодателем формируется постоянно действующая врачебная комиссия. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология».

На работника, проходящего предварительный или периодический осмотр, в медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические осмотры оформляются Медицинская карта амбулаторного больного (учетная форма № 025/у-04), и паспорт здоровья, куда вносятся результаты медицинских осмотров.

По окончании прохождения работником предварительного или периодического осмотра медицинской организацией оформляются: медицинское заключение в 2-х экземплярах, которые приобщаются к медицинской карте и паспорту здоровья; заключение предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования).

На основании результатов предварительного или периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике профессиональных заболеваний и социально-значимых заболеваний, и при наличии медицинских показаний – по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

Врачебная комиссия выносит решение и оформляет медицинское заключение по результатам предварительного осмотра в течение трех календарных дней, по результатам периодического осмотра в течение 15 календарных дней со дня его окончания.

По итогам прохождения периодических осмотров медицинская организация обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников, составляет в трех экземплярах заключительный акт, и в течение 30 дней направляет экземпляры заключительного акта работодателю, территориальному органу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформляет и направляет в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику.


Приложение №5

БЕЗОПАСНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ (УДЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ) ПЯВ* В ПРОДУКТАХ И ВОДЕ

И СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ЕЙ МОЩНОСТЬ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ДОЗЫ ГАММА ИЗЛУЧЕНИЯ

 

  Наименование продукта  

 

Концентрация ПЯВ в мК и/л/ ( 109 Бк/м3 )

или в  мКи/кг ( 106  Бк/кг )

 

Мощность экспозиционной дозы в

гамма излучении в мр/час (10-9 Кл/кг·с)

 

 

при сроках потребления (сутки )

 

    1   10    30   свыше 30   1   10    30     свыше 30 
   Продукты питания и вода, кроме мяса и  молока животных, потреблявших ПЯВ с  кормом, и рыбы, выловленной из водоё-  мов, содержащих ПЯВ.     0,40  15     0,10   4     0,04   2      0,02   1     14  1        4  0,3       3 0,2     1,4 0,1
   Мясо с костями животных, потреблявших    ПЯВ с кормом, и рыбы ( неразделённой )  из водоёмов, содержащих ПЯВ.

 

       Не планируется

 

       Не планируется

 

   200  14   40  3     20 1,5   14  1
   Молоко    0,1  4    0,01 0,5   0,003 0,1    -   0,4 0,03    0,14 0,01    -    -

 

* Продукты ядерного взрыва

 


Приложение №6

Таблица 1

 

Центильные показатели длины тела (см)

в зависимости от пола и возраста

у юношей 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 143,7 152,5 156,0 159,7 163,4 168,3 173,7
15 лет 143,9 153,5 158,5 162,5 166,5 173,0 175,4
16 лет 145,8 156,0 163,0 168,0 173,0 175,0 178,1
17 лет 151,5 161,0 167,5 171,0 174,5 178,5 180,3
18 лет 156,0 164,5 169,5 172,8 176,0 180,5 182,2

Центильные показатели массы тела (кг)

в зависимости от пола и возраста 

у юношей 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 28,0 30,3 41,4 47,5 53,5 59,6 61,5
15 лет 33,2 37,5 43,5 49,7 55,9 64,0 66,8
16 лет 36,6 41,9 48,9 53,2 57,5 66,0 73,4
17 лет 38,2 45,0 52,0 57,8 63,5 69,5 79,5
18 лет 39,4 47,0 54,4 59,9 65,3 74,0 82,7

Центильные показатели окружности грудной клетки (см)

в зависимости от пола и возраста

у юношей 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 54,5 62,5 72,5 76,5 80,5 85,5 89,0
15 лет 57,5 67,5 73,5 77,5 81,5 87,0 96,3
16 лет 63,0 71,5 77,5 81,0 84,5 90,0 98,2
17 лет 64,0 73,0 79,0 82,5 86,0 92,5 102,0
18 лет 66,5 73,5 80,0 82,8 85,5 92,5 104,7

Таблица 2

Центильные показатели длины тела (см)

в зависимости от пола и возраста 

у девушек 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 141,5 146,5 151,5 155,9 160,3 166,3 170,5
15 лет 143,4 148,5 154,0 157,8 161,5 168,5 171,0
16 лет 144,3 150,5 156,0 158,8 163,5 168,5 172,7
17 лет 145,3 151,5 157,0 160,7 164,5 168,5 173,0
18 лет 146,5 152,0 157,5 161,8 166,0 169,4 173,3

Центильные показатели массы тела (кг)

в зависимости от пола и возраста 

у девушек 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 28,9 33,6 41,5 46,1 50,7 60,3 63,5
15 лет 29,6 35,0 43,0 48,4 53,7 63,5 65,9
16 лет 30,3 36,3 45,3 50,3 55,3 65,0 69,2
17 лет 31,1 37,0 46,8 51,9 56,9 66,3 74,0
18 лет 32,2 38,3 47,9 52,6 57,2 66,9 74,3

Центильные показатели окружности грудной клетки (см)

в зависимости от пола и возраста

у девушек 14-18 лет РБ

 

 

Возраст

Центили

3 10 25 50 75 90 97

Коридоры

1       2         3         4          5         6          7       8

14 лет 57,0 62,0 71,5 74,8 78,0 83,0 91,5
15 лет 59,5 64,0 72,0 76,7 81,5 86,5 94,5
16 лет 60,4 71,0 76,0 80,2 84,5 90,5 98,0
17 лет 62,0 72,5 77,0 81,0 85,0 91,4 100,7
18 лет 68,5 72,0 78,0 82,0 86,0 93,3 102,3

 


Таблица 3

Средневозрастные значения частоты сердечных сокращений и частоты дыхательных движений в 1 мин у детей и подростков

(Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Возраст

 

Мальчики

Девочки

ЧСС ЧДД ЧСС ЧДД
3 года 98 25 100 25
4 года 98 24 100 24
5 лет 98 23 100 22
6 лет 90 22 90 21
7 лет 81-92 21 81-96 21
8 лет 81-92 20 81-96 20
9 лет 78-93 20 81-96 20
10 лет 79-89 18-20 80-92 18-20
11 лет 77-88 19 79-90 19
12 лет 75-88 19 79-90 19
13 лет 77-88 19 81-89 19
14 лет 77-88 19 81-92 19
15 лет 73-80 19 76-88 19
16 лет 73-84 18 73-86 18
17 лет 73-83 16-18 77-84 16-18

 

Таблица 4

Артериальное давление, мм.рт. ст.

(НИИ ГИОЗДИП НЦЗД РАМН, 2006)

 

Мальчики

Девочки

Возраст систолическое диастолическое систолическое диастолическое
6 лет 90-100 53-62 88-101 55-60
7 лет 90-105 53-63 90-102 55-63
8 лет 90-107 55-65 90-104 58-67
9 лет 94-107 57-69 93-105 57-68
10 лет 94-110 54-68 96-110 54-68
11 лет 96-112 54-64 96-112 54-64
12 лет 100-116 55-66 100-116 56-66
13 лет 102-116 58-68 104-118 58-72
14 лет 108-122 62-70 101-114 59-69
15 лет 111-125 66-76 103-117 60-70
16 лет 114-127 65-76 103-118 64-74
17 лет 116-126 66-77 105-117 61-72
18 лет 119-129 69-76 102-115 62-71

Таблица № 5

Показатели уровня биологического развития мальчиков школьного возраста

 

Возраст, лет Длина тела М±m Годовая прибавка длины тела   Оссификация кисти Число пост. зубов Развитие вторичных половых признаков
7 М7 4-6 Наличие ядер окостенения всех костей запястья (кроме гороховидной), появление эпифиза локтевой кости 7±3  P0 Ax0
8 М8 4-6 Наличие эпифиза локтевой кости 12±2 -«-«-
9 М9 4-6 Наличие хорошо выраженного эпифиза локтевой кости 14±2 -«-«-
10 М10 4-6 Появление и формирование шиловидного отростка локтевой кости 18±3 -«-«-
11 М11 4-6 Наличие выраженного шиловидного отростка локтевой кости 20±4 -«-«-
12 М12 4-6 Появление гороховидной кости 24±3 P0, 1 Ax0
13 М13 7-10 пубертатный скачок Появление сесамовидной кости в I пястно-фаланговом суставе 27±1 P1 Ax0
14 М14 7-10 Наличие сесамовидной кости 28 P2Ax1
15 М15 4-7 Начало синостози-рования в I пястной кости 28 P3Ax2
16 М16 3-4 Синостоз в I пястной кости и концевых фалангах 28 P3,4Ax3
17 М17 1-2 Синостоз в фалангах, во II -V пястных костях 28 P4Ax3

 


Таблица № 6

Показатели уровня биологического развития девочек школьного возраста

 

Возраст, лет Длина тела М±m Годовые прибавки длины тела, см   Оссификация кисти Число пост. зубов Развитие вторичных половых признаков
7 М7 4 - 5 Наличие ядер окостенения всех костей запястья (кроме гороховидной) и эпифиза локтевой кости 9±3 Ма0Р0Ах0
8 М8 4 - 5 Появление и формирование шиловидного отростка локтевой кости 12±3 -«-«-
9 М9 4 - 5 Наличие выраженного шиловидного отростка 15±3 -«-«-
10 М10 4 - 5 Формирование гороховидной кости 19±3 -«-«-
11 М11 6 - 8 пуберт. скачок Наличие хорошо выраженной гороховидной кости, появление сесамовидной 21±3 Ма1Р0,1 Ax0,1
12 М12 6 - 8 Наличие сесамовидной кости. 25±2 Ma2P1,2Ax1,2
13 М13 4 - 6 Синостозирование в I пястной кости 28 Ma2,3P2,3Ax2,3 menarhe
14 М14 2 - 4 Синостозирование в фалангах, во II- V пястных костях 28 Ma3P3Ax2,3 menses
15 М15 1 - 2 Полный синостоз в мелких костях кисти 28 Ma3P3Ax3 menses
16 М16  1 - 2 Синостоз в локтевой кости 28 Ma3,4P3Ax3 menses
17 М17 0 - 1 Синостоз в лучевой кости 28 Ma4P3Ax3 menses

Приложение №7

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

 (приложение к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»)

 

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.


Таблица 1








Таблица 3

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

 И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

Методические указания

для самостоятельной работы

студентов

 

Уфа

2016


УДК 613/614 (07)+3577 14 (07)


ББК 51.244.31

О 46

Зав. кафедрой общей и коммунальной гигиены ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации д.м.н., профессор Боев В.М.

 

Зав. кафедрой общей гигиены ГБОУ ВПО Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н., профессор Березин И.И.

О 46 Окружающая среда и здоровье населения: методические указания для самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Гигиена» // сост.: Зулькарнаев Т.Р., Мурысева Е.Н., Поварго Е.А., Зигитбаев Р.Н., Зулькарнаева А.Т. - Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. – 93 с.

       Методические указания для самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Гигиена» предназначены для обучающихся специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия». В них представлено 5 разделов общей гигиены: «Гигиена воды и водоснабжения населенных мест», «Гигиена лечебно-профилактических учреждений», «Гигиена детей и подростков», «Гигиена труда», «Военная гигиена». Все темы разделов составлены по единой схеме: обоснование актуальности и целей занятия, задания для самоподготовки, примеры тестового контроля и ситуационных задач, эталоны ответов к ним. Данное издание поможет студентам в овладении теоретическим материалом и практическими навыками при подготовке к практическим занятиям, а также будет способствовать более успешной подготовке к экзаменам.

 

Рекомендовано в печать координационным научно-методическим советом и утверждено решением редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России

 

УДК 613/614 (07)+3577 14 (07)                                                                                           ББК 51.244.31

                                                                                       О 46

 

 

                                    © Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016 



ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема Стр.
Введение ……………………………………………………………… 4
Гигиеническая характеристика качества воды и видов водоснабжения …………………………...................................................................... 5
Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением войск в полевых условиях …………………………….. 17
Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию больниц ……………………………………………......................... 22
Санитарно-гигиеническое обследование больницы …………………. 28
Гигиенические аспекты профессиональных заболеваний, связанных с химическими и механическими факторами производственной среды ……………………………………………………………………….. 32
Гигиенические аспекты профессиональных заболеваний, связанных с физическими факторами производственной среды ............................ 39
Физическое развитие детей и подростков ……………………………. 45
Гигиеническая характеристика условий обучения и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях ………….. 60
Приложения ……………………………………………………………… 69


Введение

Окружающая среда – это среда обитания и производственной деятельности человека. Среда обитания – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной среды), определяющая условия жизнедеятельности человека. Производственная среда – часть окружающей человека среды, образованная природно-климатическими условиями и профессиональными факторами, воздействующими на него в процессе трудовой деятельности.

Окружающая среда оказывает воздействие на здоровье человека посредством физических, химических, биологических и психогенных факторов. Действие этих факторов постоянное, но меняющееся по интенсивности и длительности воздействия.

Гигиена изучает связь и взаимодействие организма с окружающей средой, устанавливая значение для здоровья различных ее факторов. На этой основе разрабатываются профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, предупреждение заболеваний населения.

 



ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ВОДЫ И ВИДОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Актуальность темы. Вода является одним из важнейших элементов окружающей среды и играет в жизни человека огромную роль. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды служит основой эпидемической безопасности и здоровья населения.

Учебные цели: овладение методикой отбора проб питьевой воды и воды источников, оценки качества питьевой воды и воды водоисточников. Усвоить организацию нецентрализованного и централизованного водоснабжения населенных мест, влияние качества воды на здоровье населения, гигиенические принципы его нормирования.

В результате освоения темы студент должен уметь:

1. Давать санитарно-гигиеническую оценку качества воды.

2. Составлять заключение о пригодности воды для питьевых и хозяйственно-бытовых целей.

3. Давать рекомендации по улучшению качества воды при нецентрализованном и централизованном водоснабжении

4. Пользоваться нормативной литературой.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 254.