Тема 9 . ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОЗДУХА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Актуальность темы. Воздушная среда, составляющая земную атмосферу, представляет собой смесь газов. Естественные составные части атмосферного воздуха представлены азотом, кислородом, двуокисью углерода и инертными газами. В небольшом количестве атмосферный воздух содержит озон, закись азота, йод, метан. Всего в чистой атмосфере обнаружены 27 химических газообразных веществ. Благодаря кругообороту воздушных течений, состав этот постоянен. Кроме естественных составных частей, в атмосфере содержатся разнообразные загрязнения, вносимые в нее за счет производственной деятельности человека (окись углерода, сернистый газ, сероводород, окислы азота, углеводороды и др.). Масштабы искусственного загрязнения воздуха с каждым годом увеличиваются. В жилых помещениях изменения химического состава воздуха связано с пребыванием людей и некоторыми бытовыми процессами. Совершенно очевидно, что химический состав проходимого через легкие воздуха небезразличен для организма и любые его изменения могут вызвать значительные отклонения в состоянии здоровья человека. Гигиеническая оценка химического состава атмосферного воздуха и воздуха жилых и общественных помещений позволяет охарактеризовать его качество, возможное влияние на здоровье населения и определить мероприятия по предупреждению его неблагоприятного воздействия.  

 

Цель занятия: Усвоить химический состав атмосферного воздуха и воздуха жилых и общественных помещений, его влияние на здоровье человека и профилактические мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия. Овладеть методикой гигиенической оценки химического состава воздуха.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:  

· характеристику химического состава атмосферного воздуха;

· основные мероприятия по улучшению качества атмосферного воздуха и воздуха помещений;

· по улучшению качества атмосферного воздуха и воздуха помещений;

· метод определения углекислого газа;

· методику расчета количества воздуха, необходимого на 1 человека в час;

· нормативную документацию по содержанию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· определять содержание углекислого газа методом Гессе и оценивать качество воздуха помещений;

· рассчитывать и оценивать объём вентиляционного воздуха;

· давать рекомендации по улучшению химического состава воздуха помещений.

· оценивать качество атмосферного воздуха и разрабатывать мероприятия по его улучшению;

· пользоваться нормативной документацией.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть:

· методами исследования химического состава атмосферного воздуха и воздуха помещений;

· гигиенической оценкой полученных результатов;

· основными мероприятиями по улучшению качества атмосферного воздуха и воздуха помещений;

· навыками применения нормативной документации.

Необходимые базисные знания и умения:

· экология и биосфера.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

· Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературы.

· Ответить на вопросы для самоконтроля.

· Проверить свои знания с использованием тестового контроля

· Решить ситуационные задачи.

Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоконтроля:

1. Химический состав атмосферного воздуха.

2. Азот, содержание в атмосферном воздухе, значение для организма.

3. Кислород, содержание в атмосферном воздухе, значение для организма.

4. Углекислый газ, содержание в атмосферном воздухе, физиологическое значение.

5. Санитарно-гигиеническое значение углекислого газа.

6. Озон атмосферного воздуха, значение для организма.

7. Газовые примеси в атмосферном воздухе (СО, SO2, H2S, NO2 и др.), действие на организм.

8. Пыль в атмосферном воздухе, действие на организм.

9. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

10. Понятие о ПДК, ОБУВ, ПДВ.

11. Расчет по углекислоте количества воздуха, необходимого для одного человека в час, и норм жилой площади.

12. Определение содержания углекислого газа методом Гессе.


Самостоятельная работа студентов

Содержание углекислоты в воздухе помещений является важнейшим критерием степени его загрязнения. Сама по себе углекислота в тех количествах, в которых она может накапливаться в помещениях, не способна причинить вред организму. В то же время углекислота является весьма чувствительным и легко определяемым косвенным показателем загрязнения воздуха помещений в зависимости от присутствия людей, т.к. параллельно с увеличением её содержания наблюдается одновременно накопление в воздухе дурнопахнущих газов (летучие органические кислоты жирного ряда, меркаптан, сероводород, углеводороды и др.) и ухудшение физических свойств воздуха.

Таким образом, определяя содержание углекислоты в воздухе, можно, в известной степени, судить о состоянии воздуха в данном помещении.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.