СОЛНЕЧНАЯ РАДИАЦИЯ И ЕЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ОЦЕНКА ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Актуальность темы. Солнечная радиация - источник света и тепла, ей обязана своим существованием вся органическая жизнь на Земле. Она оказывает большое влияние на здоровье человека, является мощным лечебным и профилактическим фактором. Солнечная радиация представляет поток электромагнитных излучений, характеризующийся различной длиной волны. Биологическая роль солнечной радиации слагается из совокупного воздействия всех областей оптического излучения – инфракрасной, видимой и ультрафиолетовой. У поверхности земли инфракрасная часть солнечного спектра представлена потоком волн в диапазоне 760-3000 нм, видимая –
400-760 нм, ультрафиолетовая – 290-400 нм. При нерациональном и неумелом использовании солнечная радиация может оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека. В связи с этим будущий врач обязан знать как положительное, так и отрицательное действие составных частей солнечного спектра, а также меры профилактики их неблагоприятных эффектов.

 

Цель занятия: Усвоить значение составных частей солнечного спектра, их влияние на здоровье человека и мероприятия по предупреждению их отрицательного воздействия. Усвоить общую схему и методику санитарно-гигиенической оценки естественного и искусственного освещения помещений различного функционального назначения, интенсивности теплового излучения.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

· значение и влияние на здоровье человека составных частей солнечного спектра;

· гигиенические требования к естественному и искусственному освещению жилых и общественных помещений;

· методику исследования естественного и искусственного освещения различных помещений;

· принцип и устройство приборов, используемых при исследовании естественной и искусственной освещенности помещений, интенсивности лучистой энергии;

· основные профилактические мероприятия по оптимизации естественного и искусственного освещения различных помещений;

· нормативную документацию.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:     

· пользоваться приборами для исследования естественной и искусственной освещенности помещений, интенсивности лучистой энергии;

· проводить санитарно-гигиеническую оценку  естественного и искусственного освещения помещений;

· давать рекомендации по их улучшению;

· пользоваться нормативной литературой.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть:

· методами исследования естественной и искусственной освещенности помещений, интенсивности лучистой энергии;

· приборами для исследования естественной и искусственной освещенности помещений, интенсивности лучистой энергии;

·гигиенической оценкой полученных результатов;

·основными мероприятиями по оптимизации естественного и искусственного освещения помещений;

·навыками применения нормативной документации.

Необходимые базисные знания и умения:

· Экология и биосфера.

· Оптика.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

· Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературы.

· Ответить на вопросы для самоконтроля.

· Проверить свои знания с использованием тестового контроля

· Решить ситуационные задачи.

Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоконтроля:

1. Гигиеническое значение солнечной радиации. Состав солнечного спектра.

2. Инфракрасное излучение, действие на организм, меры профилактики возможных отрицательных последствий.

3. Видимая часть солнечного спектра и её значение, меры профилактики отрицательного действия.

4. Ультрафиолетовая часть солнечного спектра, общее и специфическое действие, возможные отрицательные последствия и их профилактика.

5. Факторы, влияющие на качество естественного освещения помещений.

6. Показатели, характеризующие естественное освещение помещений, нормативы.

7. Гигиенические требования к искусственному освещению помещений, нормативы.

8. Измерение энергетической освещенности, приборы, принцип устройства и работы.

9.  Определение и гигиеническая оценка показателей естественного освещения.

10.  Определение интенсивности и гигиеническая оценка искусственного освещения.

11. Определение биодозы.

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов:

Студент должен: 1. ознакомиться с приборами для измерения энергетической освещенности инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра; 2. определить и оценить показатели естественной освещенности учебной комнаты; 3. ознакомиться с приборами для измерения интенсивности искусственного освещения; 4. оценить искусственное освещение и его интенсивность в учебной комнате (расчётным методом).

 

Измерение энергетической освещенности
 инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра

Энергетическая освещенность – поток излучения, падающий на поверхность, отнесенный к единице ее площади. Измерения величины энергетической освещенности носит не только научный характер в таких областях как физика, астрономия, биология и т.д., но находит широкое применение в метеорологии, в сельском хозяйстве, для контроля условий труда рабочих, в музейной практике для защиты от обесцвечивания и порчи материалов музейных экспонатов, архивных материалов, редких книг.

Энергетическая освещенность определяется оптическими приборами. Приборы, работающие в инфракрасной или ультрафиолетовой областях, снабжены светофильтрами, выделяющими определенный участок спектра излучения. Измеренные показатели индуцируются в цифровом виде на экране приборов.

· Радиометр РАТ-2П-Кварц-41 предназначен для измерения энергетической освещенности (тепловой облученности), создаваемой источником некогерентного неионизирующего излучения (спектральный диапазон от 200 до 25000 нм; диапазон энергетической освещенности от 10 до 2 х 104 вт/м2).

· Радиометр неселективный АРГУС-03 предназначен для измерения энергетической освещенности различных объектов (диапазон измерений от 1 до 2 х 103 вт/м2) в спектральном диапазоне от 200 до 50000 нм. В качестве преобразователя используется термоэлемент, который преобразует поток теплового излучения в электрический сигнал, пропорциональный энергетической освещённости.

· Радиометры ультрафиолетовые АРГУС-04/05/06 предназначены для измерения энергетической освещенности ультрафиолетового излучения (диапазон измерений от 0,001

до 20 вт/м2) в спектральном диапазоне от 200 до 400 нм.

· УФ-Радиометр ТКА-АВС предназначен для измерения энергетической освещенности (диапазон измерений от 0 до
200 вт/м2) в ультрафиолетовой области спектра в диапазоне от 200 до 400 нм.

Раньше для измерения интенсивности лучистой энергии широкое применение находили актинометры, которые показывали величину тепловой радиации в калориях на 1см2 поверхности в течение одной минуты.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 295.