Актуальность темы. Солнечная радиация - источник света и тепла, ей обязана своим существованием вся органическая жизнь на Земле. Она оказывает большое влияние на здоровье человека, является мощным лечебным и профилактическим фактором. Солнечная радиация представляет поток электромагнитных излучений, характеризующийся различной длиной волны. Биологическая роль солнечной радиации слагается из совокупного воздействия всех областей оптического излучения – инфракрасной, видимой и ультрафиолетовой. У поверхности земли инфракрасная часть солнечного спектра представлена потоком волн в диапазоне 760-3000 нм, видимая –
400-760 нм, ультрафиолетовая – 290-400 нм. При нерациональном и неумелом использовании солнечная радиация может оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека. В связи с этим будущий врач обязан знать как положительное, так и отрицательное действие составных частей солнечного спектра, а также меры профилактики их неблагоприятных эффектов.
Цель занятия: Усвоить значение составных частей солнечного спектра, их влияние на здоровье человека и мероприятия по предупреждению их отрицательного воздействия. Усвоить общую схему и методику санитарно-гигиенической оценки естественного и искусственного освещения помещений различного функционального назначения, интенсивности теплового излучения.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
· значение и влияние на здоровье человека составных частей солнечного спектра;
· гигиенические требования к естественному и искусственному освещению жилых и общественных помещений;
· методику исследования естественного и искусственного освещения различных помещений;
· принцип и устройство приборов, используемых при исследовании естественной и искусственной освещенности помещений, интенсивности лучистой энергии;
· основные профилактические мероприятия по оптимизации естественного и искусственного освещения различных помещений;
· нормативную документацию.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
· пользоваться приборами для исследования естественной и искусственной освещенности помещений, интенсивности лучистой энергии;
· проводить санитарно-гигиеническую оценку естественного и искусственного освещения помещений;
· давать рекомендации по их улучшению;
· пользоваться нормативной литературой.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть:
· методами исследования естественной и искусственной освещенности помещений, интенсивности лучистой энергии;
· приборами для исследования естественной и искусственной освещенности помещений, интенсивности лучистой энергии;
·гигиенической оценкой полученных результатов;
·основными мероприятиями по оптимизации естественного и искусственного освещения помещений;
·навыками применения нормативной документации.
Необходимые базисные знания и умения:
· Экология и биосфера.
· Оптика.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
· Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературы.
· Ответить на вопросы для самоконтроля.
· Проверить свои знания с использованием тестового контроля
· Решить ситуационные задачи.
Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоконтроля:
1. Гигиеническое значение солнечной радиации. Состав солнечного спектра.
2. Инфракрасное излучение, действие на организм, меры профилактики возможных отрицательных последствий.
3. Видимая часть солнечного спектра и её значение, меры профилактики отрицательного действия.
4. Ультрафиолетовая часть солнечного спектра, общее и специфическое действие, возможные отрицательные последствия и их профилактика.
5. Факторы, влияющие на качество естественного освещения помещений.
6. Показатели, характеризующие естественное освещение помещений, нормативы.
7. Гигиенические требования к искусственному освещению помещений, нормативы.
8. Измерение энергетической освещенности, приборы, принцип устройства и работы.
9. Определение и гигиеническая оценка показателей естественного освещения.
10. Определение интенсивности и гигиеническая оценка искусственного освещения.
11. Определение биодозы.
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов:
Студент должен: 1. ознакомиться с приборами для измерения энергетической освещенности инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра; 2. определить и оценить показатели естественной освещенности учебной комнаты; 3. ознакомиться с приборами для измерения интенсивности искусственного освещения; 4. оценить искусственное освещение и его интенсивность в учебной комнате (расчётным методом).
Измерение энергетической освещенности
инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра
Энергетическая освещенность – поток излучения, падающий на поверхность, отнесенный к единице ее площади. Измерения величины энергетической освещенности носит не только научный характер в таких областях как физика, астрономия, биология и т.д., но находит широкое применение в метеорологии, в сельском хозяйстве, для контроля условий труда рабочих, в музейной практике для защиты от обесцвечивания и порчи материалов музейных экспонатов, архивных материалов, редких книг.
Энергетическая освещенность определяется оптическими приборами. Приборы, работающие в инфракрасной или ультрафиолетовой областях, снабжены светофильтрами, выделяющими определенный участок спектра излучения. Измеренные показатели индуцируются в цифровом виде на экране приборов.
· Радиометр РАТ-2П-Кварц-41 предназначен для измерения энергетической освещенности (тепловой облученности), создаваемой источником некогерентного неионизирующего излучения (спектральный диапазон от 200 до 25000 нм; диапазон энергетической освещенности от 10 до 2 х 104 вт/м2).
· Радиометр неселективный АРГУС-03 предназначен для измерения энергетической освещенности различных объектов (диапазон измерений от 1 до 2 х 103 вт/м2) в спектральном диапазоне от 200 до 50000 нм. В качестве преобразователя используется термоэлемент, который преобразует поток теплового излучения в электрический сигнал, пропорциональный энергетической освещённости.
· Радиометры ультрафиолетовые АРГУС-04/05/06 предназначены для измерения энергетической освещенности ультрафиолетового излучения (диапазон измерений от 0,001
до 20 вт/м2) в спектральном диапазоне от 200 до 400 нм.
· УФ-Радиометр ТКА-АВС предназначен для измерения энергетической освещенности (диапазон измерений от 0 до
200 вт/м2) в ультрафиолетовой области спектра в диапазоне от 200 до 400 нм.
Раньше для измерения интенсивности лучистой энергии широкое применение находили актинометры, которые показывали величину тепловой радиации в калориях на 1см2 поверхности в течение одной минуты.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 299.