Тема: Знаки препинания при прямой речи и цитатах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же она начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире. Ср.: Вдруг говорят мне: «Вас кто-то спрашивает». Вдруг говорят мне:

- Вас кто-то спрашивает.

Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое слово пишется с прописной буквы; вопросительный и восклицательный знаки, многоточие ставятся перед закрывающимися кавычками, а точка – после них: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»; Виктор все понял и сказал: «Хорошо, я согласен».

2. Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставится запятая, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие и тире: слова автора начинаются со строчной буквы: «Что же ты не едешь?» - спросил я с нетерпением.

3. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то знаки препинания ставятся в зависимости от места разрыва: «Войди, батюшка, - отвечал инвалид, - наши дома»

4. Если в авторских словах имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы: «Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?»

5. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая и тире: И только когда он шептал: «Мама! Мама!» - ему становилось как будто легче.

                         Знаки препинания при цитатах

1. Цитаты заключаются в кавычки. Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем: В статье «Драма русского барства» М. Горький писал: «Герцен – первый русский мыслитель, до него никто не смотрел так разносторонне и глубоко на русскую жизнь.

Его ум – ум исключительный по силе, как его язык исключителен по красоте и блеску…»

2. Если цитата стоит после слов лица, которому она принадлежит, и оформляется как прямая речь, то применяется соответствующая пунктуация – двоеточие перед цитатой, начальные кавычки, прописная буква в первом слове цитаты: А.В. Луначарский писал: «Нельзя быть литературным критиком, не установивши для себя общих принципов теории искусства».

3. Если цитата синтаксически связывается с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: В.Г. Белинский писал, что «изучить поэта значит не только ознакомиться с его произведениями, но и пережить их».

4. Если цитата стоит в начале синтаксического целого и авторские слова следуют за ней, то первое слово цитаты пишется с прописной буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается со строчной буквы: «…Чем решительнее отказывается писатель от своей личности, тем легче теряет он мелкое и ничтожное и глубже, шире открывается его восприятию значительное, объективное в окружающем его мире», - писал М. Горький в одной из статей по литературе.

5. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия: перед текстом цитаты, когда цитата приводится не с начала предложения; в середине цитаты, когда пропущена часть текста; после текста цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца.

6. Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения, он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире: Чернышевский писал: «Искусство только напоминает нам своими произведениями о том, что интересно для нас в жизни…»                                       

Выполнить упр. 422, 423, 424, 429 пособия Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. - С. 326-331.

Литература:

 1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 384 с.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Какова основная функция литературно-художественного стиля?

2. Назовите черты, присущие литературно-художественному стилю.

3. Укажите особенности радио- и телевизионной аудитории.

4. Какие психологические трудности возникают у выступающего на радио или телевидении?

5. Перечислите основные принципы организации радио – и телевизионной речи.

6. Какие особенности внешнего поведения становятся важными для человека, выступающего перед телекамерой?

7. Назовите основные типы интервью и их отличительные особенности.

8. На какие композиционные части делится интервью?

9. Какие тактики может использовать интервьюируемый в ходе интервью?

10. Какие факторы определяют выбор конкретного вида технических устройств в деловом общении?

11. Перечислите современные технические средства, служащие для передачи устных (письменных, видео-) сообщений.

12. Какие технические средства коммуникаций обеспечивают наибольшую степень конфиденциальности?

Контрольные задания для самостоятельной работы

1.Докажите, что приведенный ниже отрывок текста принадлежит литературно-художественному стилю речи.

«Сонные мухи, потревоженные нашим разговором, тихо гудели на потолке, мало-помалу задремывая, часы зашипели и звонко и печально прокуковали одиннадцать…»Утро вечера мудренее», - пришли мне в голову успокоительные слова отца, и опять мне стало легко и как-то счастливо-грустно. Отец уже спал, в кабинете было давно тихо, и все в усадьбе тоже спали. И что-то блаженное было в тишине ночи после дождя и в старательном выщелкивании соловьев, что-то неуловимо прекрасное реяло в далеком полусвете зари».

2. Подберите отрывок из художественного произведения для детей о каком-нибудь явлении природы и сравните его с описанием того же явления природы в Энциклопедическом словаре. Сопоставьте отрывки, отметьте характерные черты художественного и научного изложения.

3. Посмотрите какую-либо телевизионную передач с приглашением гостей (беседа, интервью, телешоу). Составьте список того, что, на ваш взгляд, во внешнем виде или поведении выступающих ухудшало восприятие содержания их выступлений.

4. Составьте список слов и фразеологических оборотов, которые позволяют, на ваш взгляд, придать публичной речи большую камерность, интимность.

5. Подготовьтесь к интервью с известным человеком. Продумайте вопросы, форму обращения к собеседнику, свое поведение. Запишите интервью на диктофон.

6. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Вам необходимо согласовать финансовые условия договора с финским партнером, но его английский Вы не очень хорошо воспринимаете на слух. Какими техническими средствами обсуждения Вы воспользуетесь?

7. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Вам предложили организовать семинар с зарубежными коллегами по вопросу внутрифирменной культуры. Какие технические средства позволяют провести подобное мероприятие без выезда участников за пределы своих государств?

  Литература:

1. Башарова Н.Ф. Методические материалы для подготовки к федеральному Интернет-экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи»: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Башарова, А.Н. Карамова. – Набережные челны: НГПИ, 2009. – 75 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 .- 544 с.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи: учебник / О.Я. Гойхман. – ИНФРА-М, 2014.

2. Лыткина О.И. Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие / О.И. Лыткина, Л.В. Селезнева, Е.Ю. Скороходова. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 208 с.

3. Сборник упражнений по русскому языку: учеб. пособие для студ. учр. высш. проф. образ. / под ред. М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина. – 3-е изд., перераб.. – М.: Академия, 2011. – 304 с.

4. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2014. – 383 с.

Дополнительная литература

5. Башарова Н.Ф. Методические материалы для подготовки к федеральному Интернет-экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи»: учебно-метод. пособие / Н.Ф. Башарова, А.Н. Карамова. – Н. Челны: НГПИ, 2009. – 75 с.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 .- 544 с.

7. Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка: практикум / Т.С. Дроняева, Н.И. Клушина, И.В. Бирюкова. – 8-е изд. – М.: Флинта, 2010. – 184 с.

8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 384 с.

Периодические издания

Журналы

«Вопросы языкознания»

«Русская речь»

«Русский язык в школе»

Интернет-ресурсы

Электронные фонды и электронный каталог библиотеки НГПУ

http://178.206.228.199:81/cgi bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Электронные издания электронно-библиотечной системы (ЭБС) IQlibwww.iqlib.ru

Дата: 2019-03-05, просмотров: 251.