Тема: Невербальные средства общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потенциал невербальных средств общения в процессе слушания весьма значителен, но остается невостребованным. Приходится констатировать, что для современного образовательного процесса характерен определенный «лингвоцентризм», выражающийся в центрации на словах при полном игнорировании невербальных компонентов общения.

Средства невербального общения принято выделять с учетом каналов восприятия информации. Среди них: язык глаз; язык тела (мимика, пантомимика, жест); пространственные и акустические (голос, интонация, молчание) характеристики; имидж.

Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения.

Язык глаз, визуальный контакт – важнейший способ невербальной коммуникации.

Мимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц. Для педагога одинаково важны и выразительность собственной мимики, и умение «расшифровывать» мимику ученика-собеседника.

Пантомимика – совокупность выразительных движений, связанных с изменениями в жестах, положении тела, походке, осанке. Пантомимика помогает говорящему и слушающему передать и получить дополнительную информацию в процессе коммуникации.

Поза человека способна передать множество информации, так как многое в семиотике позы восходит к природным инстинктам и обусловлено физиологической целесообразностью.

Жестикуляция – телодвижения, имеющие сигнальное значение, главным образом выразительные движения головой, рукой, кистью, которые совершаются в процессе общения.

Проксимика – пространственное расположение коммуникантов. Важной пространственной характеристикой коммуникативной ситуации является выбор партнерами по общению удобного для общения пространственного расположения.

Голос человека играет значительную роль в речевом воздействии. Голос определяется как совокупность звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок.

Интонация является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств, смыслов. Интонационная культура имеет социальное значение: обеспечивает эффективность, быстроту, легкость общения, способствует лучшей передаче мыслей и чувств.

Имидж – это образ, который человек сам создает, поддерживает и использует для достижения тех или иных целей. Имидж трактуется как публичная индивидуальность, долговременная коммуникативно-ролевая маска человека.

 

Тема: Основные жанры и виды речей

Цель – познакомить с основными жанрами и видами речей.

На занятии необходимо акцентировать внимание на жанрах речи. Жанры речи  – академическая, судебная, социально-политическая, социально-бытовая, духовная. Виды академических речей – вузовская и школьная лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Виды судебных речей –прокурорская или обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь. Виды социально-политических речей – доклад или выступление на съезде, конференции, собрании, заседании; парламентская; митинговая; военно-патриотическая; дипломатическая; агитаторская; политическое обозрение. Виды социально-бытовых речей – юбилейная, приветственная, застольная (тост), надгробная (поминальная), речь на приеме. Виды духовных речей – слово (проповедь), официальная церковная.

 

Темы: Подготовка устного публичного выступления. Композиция публичного выступления

    Цель – дать целостное, развернутое представление о такой разновидности речевой деятельности, как ораторское выступление; научить пользоваться основными контактоустанавливающими средствами; выработать навыки подготовки письменного текста к устному выступлению. Осветить некоторые положения теории аргументации.

Наиболее важными для композиции публичного выступления являются вступление и заключение. Поэтому и задания, предложенные на занятии, должны предполагать ответы на следующие вопросы:

- Приемы привлечения внимания в начале ораторской речи.

- Принципы оформления вступления и заключения.

Студенты должны научиться устанавливать приемы начала выступления и приемы, используемые в заключительной части выступления, на базе конкретных текстовых фрагментов.

Определение способа изложения материала, то есть метода его преподнесения представляет трудности, поскольку в одном и том же тексте возможны комбинации различных способов, что позволяет сделать ораторское выступление оригинальным, нестандартным. Студенты должны уметь дифференцировать индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, исторический, концентричный методы и метод аналогии.

Студентам могут быть предложены задания следующих типов:

- Назовите логический закон, используемые в главной части выступления, по его определению.

- Отметьте ошибочное утверждение – требования к аргументам и тезису. 

- Определите основные виды аргументов – логические / психологические.

- Установите формы уклонения от тезиса.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.