Потенциал невербальных средств общения в процессе слушания весьма значителен, но остается невостребованным. Приходится констатировать, что для современного образовательного процесса характерен определенный «лингвоцентризм», выражающийся в центрации на словах при полном игнорировании невербальных компонентов общения.
Средства невербального общения принято выделять с учетом каналов восприятия информации. Среди них: язык глаз; язык тела (мимика, пантомимика, жест); пространственные и акустические (голос, интонация, молчание) характеристики; имидж.
Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения.
Язык глаз, визуальный контакт – важнейший способ невербальной коммуникации.
Мимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц. Для педагога одинаково важны и выразительность собственной мимики, и умение «расшифровывать» мимику ученика-собеседника.
Пантомимика – совокупность выразительных движений, связанных с изменениями в жестах, положении тела, походке, осанке. Пантомимика помогает говорящему и слушающему передать и получить дополнительную информацию в процессе коммуникации.
Поза человека способна передать множество информации, так как многое в семиотике позы восходит к природным инстинктам и обусловлено физиологической целесообразностью.
Жестикуляция – телодвижения, имеющие сигнальное значение, главным образом выразительные движения головой, рукой, кистью, которые совершаются в процессе общения.
Проксимика – пространственное расположение коммуникантов. Важной пространственной характеристикой коммуникативной ситуации является выбор партнерами по общению удобного для общения пространственного расположения.
Голос человека играет значительную роль в речевом воздействии. Голос определяется как совокупность звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок.
Интонация является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств, смыслов. Интонационная культура имеет социальное значение: обеспечивает эффективность, быстроту, легкость общения, способствует лучшей передаче мыслей и чувств.
Имидж – это образ, который человек сам создает, поддерживает и использует для достижения тех или иных целей. Имидж трактуется как публичная индивидуальность, долговременная коммуникативно-ролевая маска человека.
Тема: Основные жанры и виды речей
Цель – познакомить с основными жанрами и видами речей.
На занятии необходимо акцентировать внимание на жанрах речи. Жанры речи – академическая, судебная, социально-политическая, социально-бытовая, духовная. Виды академических речей – вузовская и школьная лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Виды судебных речей –прокурорская или обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь. Виды социально-политических речей – доклад или выступление на съезде, конференции, собрании, заседании; парламентская; митинговая; военно-патриотическая; дипломатическая; агитаторская; политическое обозрение. Виды социально-бытовых речей – юбилейная, приветственная, застольная (тост), надгробная (поминальная), речь на приеме. Виды духовных речей – слово (проповедь), официальная церковная.
Темы: Подготовка устного публичного выступления. Композиция публичного выступления
Цель – дать целостное, развернутое представление о такой разновидности речевой деятельности, как ораторское выступление; научить пользоваться основными контактоустанавливающими средствами; выработать навыки подготовки письменного текста к устному выступлению. Осветить некоторые положения теории аргументации.
Наиболее важными для композиции публичного выступления являются вступление и заключение. Поэтому и задания, предложенные на занятии, должны предполагать ответы на следующие вопросы:
- Приемы привлечения внимания в начале ораторской речи.
- Принципы оформления вступления и заключения.
Студенты должны научиться устанавливать приемы начала выступления и приемы, используемые в заключительной части выступления, на базе конкретных текстовых фрагментов.
Определение способа изложения материала, то есть метода его преподнесения представляет трудности, поскольку в одном и том же тексте возможны комбинации различных способов, что позволяет сделать ораторское выступление оригинальным, нестандартным. Студенты должны уметь дифференцировать индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, исторический, концентричный методы и метод аналогии.
Студентам могут быть предложены задания следующих типов:
- Назовите логический закон, используемые в главной части выступления, по его определению.
- Отметьте ошибочное утверждение – требования к аргументам и тезису.
- Определите основные виды аргументов – логические / психологические.
- Установите формы уклонения от тезиса.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.