Тема: Знаки препинания в сложном предложении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1. Запятая ставится между частями сложного предложения, связанного союзами:

а) соединительными и, да в значении «и», ни … ни: Солнце пекло невыносимо, и с утра дул теплый ветер.

б) противительными а, но, да в значении «но», однако, же, зато, а то, не то: Правда – хорошо, а счастье – лучше.

в) разделительными или, либо, то … то, не то…не то: То солнце тусклое блестит, то туча черная висит.

г) присоединительными да, да и, тоже, также: Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

д) пояснительными то есть: Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо.

2. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: В большое старое окно виден сад, дальше кусты густо цветущей сирени, сонной и вялой от холода; и туман, белый, густой, тихо подплывает к сирени, хочет закрыть ее.

3. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире: Я спешу туда же – а там уж весь город.

4. Запятая перед союзами и, да в значении «и», или, либо в сложносочиненном предложении не ставится, если части сложносочиненного предложения:

а) имеют общий второстепенный член: В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.

б) имеют общее придаточное предложение: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

в) выражены двумя назывными предложениями: Побег из плена и возвращение домой. Хохот и шум.

г) выражены двумя вопросительными, или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями: Неужели это не сон и он снова увидит близких ему людей? Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного: Николай понял, что разговор окончен, и стал прощаться.

Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся далее сочинительный союз и, или, либо и т.п., то придаточное предложение отделяется от главного запятой: Работу не прекращали и когда лил дождь, и когда трещали морозы.

Не отделяется также запятой придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова: Он ушел и не сказал зачем.

2. Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как, то запятая ставится один раз: перед союзом, если придаточное предложение следует за главным или находится внутри него, и после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному: По мере того как мы продвигались на север, становилось все прохладнее.

Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав глагольного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза. В таких случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания: А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу.

3. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая: Отец подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.

Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри их имеются запятые, то между такими придаточными предложениями вместо запятой ставится точка с запятой: Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь много изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролет просиживать за чертежами, что теперь о нем, видимо, забыли.

4. При двух рядом стоящих подчинительных союзах, а также при встрече сочинительного союза и подчинительного запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза – то, так, но: Вы сможете выполнить эту работу, от которой, если делать ее с душой, вы сами получите большое удовлетворение.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится: Капитан понимал, что если он сейчас проявит нерешительность, то потом уже нельзя будет ничего сделать.

5. При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире: Кто ищет – тот всегда найдет.

6. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставится в качестве единого знака в следующих случаях:

а) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение единого целого на две части: Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам.

б) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения: Могло ли не отразиться в литературе это новое общественное движение, - в литературе, которая всегда бывает выражением общества!

в) в периоде – значительном по объему предложении, обычно сложном, которое делится паузой на две части – повышение и понижение между его частями: Как это произошло, какими причинами было вызвано, какие последствия повлекло, кто за все это будет отвечать, - все эти вопросы очень волновали людей.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными .

Рекомендуется выполнение упр. 410, 412, 413 пособия Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. - С. 314-317.

Знаки препинания в сложных предложениях с сочинением и подчинением

 Выполнить упр. 414, 415 пособия Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. - С. 317-318.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1. Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая, если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу: Метель не утихала, небо не прояснялось.

Если же части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте отсюда; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

Если бессоюзное сложное предложение распадается на части – группы предложений, по смыслу отдаленных друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в следующих случаях:

а) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло, улицы были пусты.

б) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п. делается предупреждение, то далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание: Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

в) если между обеими частями можно вставить слова и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.: Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда.

г) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части: В Мексике похвалить вещь в чужом дом нельзя: ее заворачивают вам в бумажку.

В указанных случаях основная часть высказывания обычно заключена в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части приводится пояснение, раскрытие содержания первой части.

3. Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в следующих случаях:

а) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Прошла неделя, другая – вдруг въезжает ко мне на двор коляска.

б) если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части: Попробовал бежать – ноги от страха не двигались.

в) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Я бы в летчики пошел – пусть меня научат.

г) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится в первой части: Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно – эту рожь люди едят.

д) если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части: Биться в одиночку – жизни не перевернуть.

е) если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой: Молвит слово – соловей поет.

ж) если вторая часть образует присоединительное предложение: Широкий подъезд был совершенно пуст, – это показалось мне странным.

з) если вторая часть с изъяснительным значением является неполным предложением: Он говорит – болен.

В большинстве случаев тире в бессоюзном сложном предложении ставится тогда, когда основная часть высказывания заключена во второй части, а первая часть имеет подчиненное по смыслу значение – указывает время, условие, причину, уступку. Ср: Выйти невозможно: на улице проливной дождь - основное высказывание содержится в первой части, во второй – указывается причина; На улице проливной дождь – выйти невозможно - причина указывается в первой части, во второй – следствие, составляющее основу высказывания.

Выполнить упр. 396, 397, 400, 401, 419 пособия Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. - С. 299-323.

 

Литература:

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. – М.: Айрис-пресс, 2008 - С. 294-316, 317 - 324.

2. Сборник упражнений по русскому языку: учеб. пособие для студ. учр. высш. проф. образ. / под ред. М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина. – М.: Академия, 2011. - С. 240-251, 268-271.

    

Дата: 2019-03-05, просмотров: 409.