Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.
Способы проверки безударных гласных
1. Измените форму слова:
а) число существительного: гора – горы, часы – час;
б) падеж существительного: вода – воду, полей – поле;
в) род у глаголов прошедшего времени: взяла – взял, вела – вел;
г) время глагола: боролся – борется, показал – покажет;
д) образуйте краткую форму прилагательного: седой – сед, зеленый – зелен.
2. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник – полк.
3. Подберите однокорневое слово другой части речи: удалиться – даль, непримиримый – мир.
В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной.
Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю. Многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традиции: бокал, винегрет, вестибюль, эликсир и др.
Чередование а - о в корне.
1. В корнях гар - гор под ударением пишется а, без ударения - о: загар - загорелый.
2. В корнях зар – зор под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – а: зарево, зарница, озарять – зорька.
3. В корнях кас – кос пишется о, если за ним следует согласный н, в остальных случаях пишется а: коснуться – касаться.
4. В корнях клан-клон под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о: склониться – кланяться.
5. В конях лаг – лож перед г пишется а, перед ж пишется о: предлагать – предложить.
6. Корень мак пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать кисть в краску; корень мок пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость»: туфли промокли.
7. В корне плав гласная а может быть ударяемой и безударной: плавать, плавучесть; корень плов пишется в словах пловец, пловчиха.
8. Корень равн пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: сравнить, поравняться; корень ровн пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник. Исключение: равнина.
9. В корнях раст - рос пишется а перед сочетанием ст и буквой щ, в остальных случаях пишется о: расти, наращение, заросли. Исключение: отрасль, Ростов, росток, Ростислав.
10. В корнях скак - скоч перед к пишется а, перед ч пишется о: скакать – вскочить.
11. В корнях твар – твор под ударением пишется а, без ударения - о: тварь – творчество, творить. Исключение: утварь.
Чередование е - и в корне.
1. В корнях бер - бир, дер - дир, мер - мир, пер - пир, тер - тир пишется и, если дальше следует суффикс а: собирать, замирать, стирать, в иных случаях пишется е: беру, запереть, стереть.
2. В корнях блест - блист, жег - жиг, стел - стил, чет - чит пишется и, если дальше следует суффикс а: блистать, сжигать, читать, в иных случаях пишется е: блестеть, постелить, вычесть. Исключение: сочетать, сочетание.
Чередование а(я) – им, а(я) – ин.
В корнях с указанным чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс а: пожать – пожимать, понять – понимать. В производных формах сохраняется им, если даже не следует суффикс а: подниму, сниму, подними, сними.
Выполнить упр. 19, 20 пособия Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. – С. 20-22.
Гласные а – я, и – ы, у – ю после шипящих согласных. Шипящие звуки ж, ш, ч,щ в русском языке имеют некоторые особенности: ж, ш звучат всегда только твердо, а ч, щ – только мягко. Однако эти особенности произношения шипящих звуков на письме не передаются.
Русское правописание подчиняется закону:
сочетания жи -, ши- пиши с и.
После шипящих не пишутся буквы я, ю, а пишутся а, у: час, чужой, роща, щука. Исключения: брошюра, жюри, парашют.
Гласные о – е после шипящих согласных. В русской орфографии особые трудности вызывает правописание ударяемых гласных о-е после шипящих звуков ж, ч, ш, щ. Это объясняется тем, что в одних случаях мы применяем морфологический принцип орфографии, то есть сохраняем одинаковое написание корней родственных слов (например, шептать – шепот, хотя слышится ш [о]пот), а в других случаях используем фонетические написания, то есть как слышим, так и пишем (например, хорошо, ножом, речонка).
1. После шипящих под ударением в корне пишется е, хотя произносится [о], если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е: желтый – желтеть, шелк – шелка.
2. Гласный о пишется в словах крыжовник, мажор, обжора, шок, шов, шорох, чащоба.
3. После шипящих под ударением пишется о в окончаниях и суффиксах в соответствии с произношением в следующих случаях:
а) в окончаниях имен существительных: мячом, ножом;
б) в окончаниях имен прилагательных: чужого, большого;
в) в суффиксах имен существительных -ок, -онок, -онк: значок, галчонок, книжонка;
г) в суффиксах имен прилагательных -ов, -он: камышовый, смешон;
д) на конце наречий: горячо, свежо.
4. После шипящих под ударением пишется е, хотя произносится [о], в следующих случаях:
а) в окончаниях глаголов: жжешь, печем;
б) в глагольном суффиксе -евыва: размежевывать;
в) в суффиксе -евк отглагольных существительных: размежевка;
г) в суффиксе -ер существительных: стажер, дирижер;
д) в суффиксах -енн, -ен страдательных причастий: завершенный; отглагольных прилагательных на -ен: тушеный, а также в производных словах: тушенка, копчености;
е) в предложном падеже местоимения что: о чем, на чем; в словах причем, нипочем.
Гласные после буквы ц. Согласный звук ц в русском языке всегда твердый, поэтому после него звучит и пишется а (не я), у (не ю), и только в иноязычных фамилиях и географических названиях иногда встречаются отступления от этого правила (Коцюбинский, Цюрих).
Однако по традиции после ц принято писать е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э].
В зависимости от ударения в слове гласные о-е после ц могут чередоваться, и тогда в соответствии с произношением под ударением пишем о, в неударяемом слоге – е, например: танцевать – танцовщик.
В некоторых заимствованных словах о пишется и в неударяемом слоге под влиянием языка-источника: герцог, меццо, скерцо.
На разных принципах орфографии основаны правила правописания гласных и- ы после ц в корне, суффиксах и окончаниях слов.
Под влиянием традиции, вопреки произношению, в корнях слов после ц пишется и (цитата, цифра). Это написание выделяет преимущественно заимствованные русским языком слова, на орфографию которых влияет их правописание в языке-источнике. Не подчиняются этому правилу исконно русские слова цыпленок, цыц, на цыпочках, цыган.
В окончаниях и суффиксах после ц пишется ы (не и) в соответствии с произношением, например: отцы, бледнолицый, сестрицын (хотя в написании фамилий в документах могут быть исключения, ср: Ельцин – Синицын).
Выполнить упр. 27, 29, 30, 32, 36 пособия Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. - С. 27-33.
Звонкие и глухие согласные. В устной речи в русском языке звонкие согласные б, в, г, д, ж, з перед глухими согласными (п, ф, к, х, т, ш, с, ч, щ, ц) и на конце слова оглушаются. Мы говорим ни[с]кий, хотя пишем низкий.
Обратный процесс происходит, если глухие согласные п , ф, к, т, с оказываются в положении перед звонкими: тогда глухие согласные озвончаются. Мы говорим про[зь]ба, хотя пишем просьба.
Различают слова с проверяемыми и непроверяемыми (или труднопроверяемыми) согласными.
1. Для проверки написания первых существует такое правило: слова, содержащие неясные согласные, нужно изменить или подобрать родственные слова, с тем чтобы за проверяемым согласным следовал гласный звук, например: косьба (косить) – резьба (резать).
В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась одна из согласных р , л, м, н, в, например: штраф – штрафной, зубки – зубной.
2. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется в словарном порядке, то есть по орфографическому словарю, например: вокзал, футбол, мундштук.
Непроизносимые согласные. В группе согласных вств , здн, ндск, стл, стн один из согласных может не произноситься, например: грустный, свистнуть. В таких случаях написание слова требует проверки: слово нужно изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы после первой или второй согласной этой группы стояла гласная: грустный – грустишь, грустен.
1. Непроизносимые согласные пишутся в таких словах: безвестный, властный, гигантский, горестный, доблестный и т.п.
2. Не следует писать согласный т в словах безгласный, вкусный, искусный, косный, опасный, ровесник, ужасный.
3. Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в словах: участвовать, чествовать, шествовать, яства.
Исключения: блеснуть (хотя блестеть), плеснуть (плеск), лестница (лесенка), склянка (стекло).
Двойные согласные. 1. В корнях русских слов двойные согласные встречаются редко. Так, двойное с пишется в слове ссора и однокорневых с ним; двойное ж пишется в слове жжение и однокорневых с ним.
При чередовании зг - зж, зд - зж пишется зж (вопреки произношению), например: визг – визжать, приезд – приезжать.
2. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной: главврач (главный врач).
3. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются: группа- группка.
В ряде слов, особенно в уменьшительных собственных именах лиц, пишется одна согласная: кристалл - кристальный, оперетта - оперетка, тонна -трехтонка, финн - финский, финка, колонна - колонка, Алла - Алка, Филипп - Филипка.
4. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной: рассвет, воззвание.
5. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется в словарном порядке: агрессор, апелляция, коррупция.
Выполнить упр. 51, 53, 55, 74, 75 пособия Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. - С. 41-56.
Литература:
1. Башарова Н.Ф. Методические материалы для подготовки к федеральному интернет-экзамену по дисциплине «Русский язык и культура речи»: учебно-метод. пособие / Н.Ф. Башарова, А.Н. Карамова. – Н. Челны: НГПИ, 2009. – С. 65.
2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. – М.: Айрис-пресс, 2008. - С. 7 – 25, 28-37, 40-56.
3. Сборник упражнений по русскому языку: учеб. пособие для студ. учр. высш. проф. образ. / под ред. М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина. – М.: Академия, 2011. - С. 57-58.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.