Методическая разработка
(информационно-методический блок для преподавателя)
1.УРОЛОГИЯ. ПОВРЕЖДЕНИЯ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
ИРБИТ
2018
Сестринская помощь при нарушении мочеотделения: методическая разработка теоретического занятия; раздел Сестринская помощь в хирургии, МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях, ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах/ - Ирбитский ЦМО ГБПОУ «СОМК», 2018 – 20 стр. / 3581 слов.
Рассмотрено
ЦМК КДСД
Протокол № 6
«____» февраля 2018 г
Председатель ________ /О.П.Рогачева/
Методическая разработка по теме «Сестринская помощь при нарушении мочеотделения» составлена в помощь преподавателям ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах при подготовке и проведению теоретического занятия. Содержание методической разработки соответствует требованиям ФГОС СПО и рабочей программе профессионального модуля.
Методическая разработка теоретического занятия: «Сестринская помощь при нарушении мочеотделения» составлена преподавателем высшей квалификационной категории – Киселевой Н.Г.
Раздел: Сестринская помощь в хирургии МДК.02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ) ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах
Тема: «Сестринская помощь при нарушении мочеотделения»
Тип и форма занятия: теоретическое занятие, комбинированное занятие
Продолжительность занятия 90 минут
Образовательные цели занятия
Студент должен знать
· причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента при нарушении мочеотделения и повреждениях мочеполовых органов;
· пути введения лекарственных препаратов при нарушении мочеотделения;
Цели воспитания и развития
Развитие общих и формирование профессиональных компетенций:
Код | Наименование результата обучения | Основные показатели оценки результата |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса | · демонстрация знаний организации сестринского дела в структурных подразделениях лечебного учреждения амбулаторного и стационарного типа · демонстрация знаний основных причин, клинических проявлений, методов диагностики, осложнений, принципов лечения и профилактики |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования | · демонстрация знаний основных лекарственных групп, показаний и противопоказаний к применению, осложнений применения лекарственных средств |
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | · Демонстрация понимания сущности значимости своих действий, интереса к будущей профессии - повышению качества обучения по ПМ, - участию в студенческих олимпиадах, научных конференциях; - участию в органах студенческого самоуправления, - участию в социально-проектной деятельности. |
ОК.4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | · Поиск, получение и использование необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач: демонстрация полноты охвата информационных источников и достоверности информации |
Методы обучения: репродуктивный
Междисциплинарные связи (интеграция)
| |||
Обеспечение занятия:
Методическое обеспечение
1. методическая разработка для преподавателя
2. тематическое планирование раздела Сестринская помощь в хирургии
3. рабочая программа ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах
Наглядные пособия
4. Мультимедийное учебное пособие по дисциплине "Сестринское дело в хирургии"
Раздаточный материал
5. раздаточный материал по теме (Приложение 1)
ТСО
6. Компьютер
7. Экран
8. Проектор
Оснащение
Список литературы
Основные источники:
1.Ковалев, А.И. Хирургия [ Текст ]: учебник / А. И. Ковалев. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 576 с.: ил.
2. Жуков, Б.Н. Хирургия [ Текст ]: учеб. для студ. учреждений сред проф. образования / Б.Н.Жуков, С.А.Быстров; под ред. Б.Н.Жукова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2013. – 384 с. [16] л. цв. ил.
Дополнительные источники:
1. Котельников, Г.П.Травматология [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.П.Котельников, В.Ф. Мирошниченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа,2015. – 288 с.
2. Левчук, И. П. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе [Текст]: учеб. / А. Л. Верткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова [и др.] / под ред. А. Л. Верткина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 544 с.
3. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи при неотложных и экстремальных состояниях [Текст]: учеб. для мед. колледжей и училищ / И. П. Левчук [и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 288 с.
План проведения занятия
№ п\п | Этапы | Задание и рекомендации | Формируемые компетенции (проявление признаков) | Хронометраж |
1. | Организационный | Выявление отсутствующих, выявление причин. Проверка внешнего вида, устранение недостатков. Готовность студентов к занятию. | ОК. 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 1 минута |
2. | Сообщение темы, мотивация, определение целей | Сообщение темы занятия, постановка цели и её мотивация. | 3 минуты | |
3. | Проверка домашнего задания | индивидуальный опрос по теме: 1.Острая и хроническая артериальная недостаточность. 2.Облитерирующий атеросклероз и эндартериит. 3.Болезнь Рейно – причины, клинические симптомы, первую помощь, принципы лечения. 4.Диабетическая ангиопатия – причины, клинические симптомы, первую помощь, принципы лечения. 5.Хронический лимфостаз - причины | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования | 15 минут |
4. | Изложение нового материала | использование мультимедийной презентации Основные вопросы изучаемой темы: 1. Понятие об урологии (Приложение 1). 2. Основные виды урологической патологии, вызывающие нарушение мочеотделения (пороки развития, повреждения, воспалительные заболевания, опухоли и др.). 3. Основные методы исследования, ведущие клинические симптомы и их значение в оценке состояния пациента и диагностике уро-логических заболеваний . 4. Повреждения мочеполовых органов. 5. Доврачебная помощь при неотложных состояниях в урологии (травмах почек, мочевого пузыря, уретры и наружных половых органов, при воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей). | ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования | 70 минут |
5. | Закрепление и систематизация изученного материала | Собеседование по основным вопросам: 1. Что такое урология? 2.Перечислите основные виды урологической патологии, вызывающие нарушение мочеотделения. 3.Перечислите основные методы исследования урологической патологии 4.Перечислите ведущие клинические симптомы и назовите их значение в оценке состояния пациента и диагностике урологических заболеваний. 5.Назовите виды повреждений мочеполовых органов. 6.Перечислите доврачебную помощь при травме почек, мочевого пузыря, уретры и наружных половых органов, при воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей. | ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 15 минут |
6. | Задание на дом | Учить конспект, читать стр.371-376 в уч.пос Барыкина Н.В. | ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | 1 минута |
Раздел: Сестринская помощь в хирургии МДК.02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ) ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах
Мотивация
Боль в области почки
1. Приступ почечной колики
Причина - резкая задержка оттока мочи из верхних отделов мочевых путей (камень, сгусток крови или гноя, опухоль).
Резкая задержка оттока мочи приводит к повышению внутрилоханочного давления, которое вызывает боль, сопровождающуюся спазмом мочеточников. Это, в свою очередь, усиливает задержку мочи и боль. Вышеописанные процессы приводят к спазму сосудов почки, отеку ее паренхимы и растяжению капсулы почки, возбуждению болевых рецепторов - приступу резчайшей боли.
Клинические признаки: боль в поясничной области появляется внезапно, иррадиирует в паховую область той же стороны, в половые органы (у женщин в клитор, половые губы; у мужчин в половой член), во внутреннюю поверхность бедра; изменения температуры тела, АД, пульса, картины крови не являются постоянными; изменения в анализе мочи возникают после купирования приступа (эритроциты, лейкоциты, соли, камни).
При оказании первой помощи медсестра должна быть уверена, что боль не связана с острым аппендицитом, печеночной коликой, острым холециститом.
Первая помощь:
1. положить пациенту грелку на поясничную область или усадить его в горячую ванну (температура воды 37° С), если нет противопоказаний (лихорадка и коллапс);
2. дать спазмолитики (но-шпа, папаверин); анальгетики (баралгин);
3. вызвать "скорую помощь" при отсутствии эффекта от проводимых мероприятий.
Принцип лечения.
Цель лечения - восстановление оттока мочи по мочеточнику.
Внутривенное введение раствора баралгина (промедола, атропина, димедрола);
Новокаиновые блокады (блокада семенного канатика у мужчин, круглой связки матки у женщин или внутритазовая блокада по Школьникову);
Катетеризация мочеточников с целью восстановления оттока мочи.
Внутритазовая анестезия по Школьникову-Селиванову (а - место введения иглы; б - зоны распространения новокаина)
2. Тупые боли в области почек
Причины:
· пиелонефрит;
· почечно-каменная болезнь;
· гидронефроз;
· туберкулез почки;
· рак почки и лоханки.
Боль в области мочеточника
Причины:
· скользящий камень в мочеточнике;
· уроинфекция.
Клиническое проявление. Боль распространяется сверху вниз от поясничной области по соответствующей половине живота до мочевого пузыря и половых органов.
Затрудненное мочеиспускание
Больной вынужден натуживаться при мочеиспускании.
Причины:
· заболевания предстательной железы (простатит, рак, ДГПЖ);
· цистит, опухоль шейки мочевого пузыря, ТВС мочевого пузыря.
Недержание мочи - выделение мочи без позыва на мочеиспускание.
Причины:
нарушение иннервации детрузора и сфинктеров мочевого пузыря (повреждения и заболевания ЦНС).
Неудержание мочи - Непроизвольное выделение мочи в результате неудержимого позыва на мочеиспускание.
Причины:
· патология в шейке мочевого пузыря (цистит, ТВС, камни);
· патология в предстательной железе (ДГПЖ, рак, простатит).
Задержка мочеиспускания – ишурия.
· Количественные и качественные изменения мочи
Количественные изменения мочи -
1. Полиурия.
Причины:
· сахарный диабет (сохраняется высокая плотность мочи);
· хроническая почечная недостаточность (низкая плотность);
· острая почечная недостаточность (выздоровление);
· прием мочегонных средств.
2. Анурия:
· преренальная - нарушение кровообращения в почках (окклюзия почечной артерии, шок, коллапс);
· ренальная - поражение аппарата почки (пиелонефрит, краш-синдром, гемотрансфузионный шок);
· постренальная - препятствие оттоку мочи (опухоль, камень в единственной почке).
Качественные изменения мочи -
1. Гематурия (макро- и микрогематурия).
Причины:
· почечно-каменная болезнь (после болевого приступа);
· опухоль почки, мочевого пузыря (без болевого приступа).
2. Пиурия.
· Начальная пиурия (развивается при патологии в уретре - гнойный уретрит).
· Конечная пиурия (при воспалении в предстательной железе).
· Тотальная пиурия (при гнойном воспалении в почке, мочеточнике, мочевом пузыре, при прорыве гнойника в мочевыводящие пути).
· Характер пиурии определяется 3-стаканной пробой.
Повреждения мочевого пузыря
Классификация:
закрытые повреждения - внутрибрюшинный и внебрюшинный разрыв мочевого пузыря;
открытые повреждения: огнестрельные ранения и колоторезаные раны.
·
1. Внебрюшинный разрыв мочевого пузыря.
Причины - перелом костей таза при полном или пустом пузыре.
Клинические признаки:
признаки перелома костей таза;
признаки кровотечения и тяжелой кровопотери;
шок;
излияние мочи в ткани (мочевые затеки, некроз клетчатки, флегмона клетчатки, уросепсис);
затрудненное мочеиспускание или его отсутствие;
гематурия присутствует (+) или отсутствует (-).
2. Внутрибрюшинный разрыв мочевого пузыря.
Причины: тупой удар, падение с высоты при полном пузыре.
Клинические признаки:
умеренное кровотечение и кровопотеря;
признаки распространенного перитонита;
симптом "ваньки-встаньки" (пострадавший ложится, но из-за появления боли вверху живота вновь садится и т.д.);
мочеиспускание затруднено или отсутствует;
гематурия присутствует (+) или отсутствует (-).
Первая помощь :
вызвать "скорую помощь";
положить пациента на щит с валиком под коленными суставами (при повреждении таза);
положить пузырь со льдом на низ живота;
не катетеризовать мочевой пузырь;
не обезболивать;
наложить асептическую повязку (при ранениях);
дождаться приезда "скорой помощи".
Методы исследования повреждений мочевого пузыря:
цистография;
экскреторная урография;
лапароскопия.
Принцип лечения.
1. При внебрюшинном разрыве мочевого пузыря:
операция - ушивание мочевого пузыря, эпицистостомия, вскрытие и дренирование мочевых затеков;
лечение перелома костей таза.
2. При внутрибрюшинном разрыве мочевого пузыря:
операция - лапаротомия, ушивание мочевого пузыря, эпицистостомия, дренирование брюшной полости.
Повреждения почек
Классификация
1. По отношению к внешней среде.
А. Закрытые повреждения.
Причины:
Прямое воздействие:
ушиб поясничной области;
падение на твердый предмет;
сдавление.
Непрямое воздействие:
падение с высоты;
ушиб всего тела.
Б. Открытые повреждения.
колото-резаное ранение;
огнестрельное ранение.
По характеру повреждения.
I группа: повреждения околопочечной клетчатки и разрыв фиброзной капсулы.
II группа: подкапсульный разрыв паренхимы без проникновения в лоханку и чашечки.
III группа: разрыв капсулы и паренхимы почки с проникновением в лоханку.
IV группа: размозжение почки.
V группа: отрыв почки.
Особый вид - ушиб почки (нет видимого разрыва, но есть множественные кровоизлияния, гематурия).
Клинические признаки .
Закрытые повреждения. Для них характерны:
припухлость, кровоподтек в поясничной области;
боль в поясничной области;
гематурия (+, -).
Открытые повреждения. Для них характерны:
рана в поясничной области, из которой истекают кровь и моча;
гематурия (+, -).
Общее состояние пациента зависит от группы повреждения (V тяжелее I) и проявляется клиникой острой кровопотери, шока.
Методы исследования повреждений почек:
УЗИ почек;
обзорная рентгенография органов мочевой системы;
хромоцистоскопия;
экскреторная урография;
КТ почек;
ангиография почек;
Первая помощь
вызвать "скорую помощь";
наложить асептическую повязку на рану;
положить пузырь со льдом на поясничную область;
дождаться приезда "скорой помощи".
Принцип лечения.
Консервативная терапия (при очень легких повреждениях I-II группы):
постельный режим 10-15 дней до исчезновения микрогематурии;
анальгетики;
гемостатические средства (хлорид кальция, аминокапроновая кислота, викасол);
уросептики;
обильное питье (клюквенный морс, отвар почечного чая);
после исчезновения всех симптомов - 2 недели домашнего режима.
Хирургическое лечение. В тяжелых случаях (III-IV группы повреждений), при клинике "острого живота" - проводится хирургическая операция (органосохраняющая резекция почки или нефрэктомия).
Предоперационная подготовка :
противошоковая терапия: инфузия плазмозаменителей гемодинамического действия, гемотрансфузия, инъекции наркотических анальгетиков, глюкокортикостероидов;
гигиенические мероприятия, как перед экстренной операцией;
премедикация по назначению анестезиолога.
Послеоперационный период:
постельный режим в положении на спине от 1 суток до нескольких дней (по назначению врача);
после органосохраняющих операций постельный режим от 2 до 3 недель, так как возможны поздние кровотечения - на 9-11,17-19, 25-27-е сутки;
уход за дренажами, находящимися в околопочечной клетчатке;
уход за нефростомой;
инфузионная терапия, гемотрансфузии, стимуляторы гемопоэза (ферроплекс, витамины В12, С, фолиевая кислота);
уросептики, антибиотики с учетом чувствительности микрофлоры;
контроль АД, ЧСС, температуры тела, ЧДД, диуреза, введенной и выделенной жидкости.
Прогноз в случае повреждения почки при своевременном лечении благоприятен в отношении жизни, но не совсем благоприятен в отношении полного выздоровления, так как последствиями поражения почки являются вторичный пиелонефрит, камни в почках, склерозирующий паранефрит, гидронефроз, нефрогенная гипертония.
Приложение 1
Симптомы в урологии
Анурия — прекращение мочевыделения.
Гематурия — наличие крови в моче.
Гемоглобинурия — содержание гемоглобина в моче.
Гипостенурия — снижение относительной плотности в моче.
Глюкозурия — сахар в моче.
Дизурия — расстройство акта мочеиспускания.
Задержка мочеиспускания — невозможность самостоятельно опорожнить мочевой пузырь.
Лейкоцитурия — выделение с мочой лейкоцитов в количестве, превышающем норму.
Недержание мочи — непроизвольные выделение мочи без позыва к мочеиспусканию.
«Немая почка» — почка, функцию которой удается выявить только с помощью экскреторной урографии и ангиографии.
Неудержание мочи — выделение мочи из мочевого пузыря в результате неудержимого позыва к мочеиспусканию.
Никтурия — превалирование ночного диуреза над дневным.
Оксалурия — избыточное содержание в моче оксалата кальция.
Олигурия — уменьшение суточного диуреза до 500 мл.
Симптом Пастернацкого— появление болевых ощущений при легком поколачивании в области реберно-мышечных углов ребром ладони.
Пиурия — наличие гноя в моче.
Полиурия — увеличение суточного диуреза (более 1,8).
Поллакиурия — учащение мочеиспускания.
Почечная колика — внезапное появление острой боли в поясничной области.
Протеинурия — выявление белка в моче.
Лоханочно-почечный рефлюкс — обратное затекание мочи из чашек и лоханки в почку.
Странгурия — мочеиспускание по каплям.
Уратурия — наличие в моче солей кислоты.
Уретроррагия — выделение свежей крови.
Цилиндрурия — наличие цилиндров в моче.
Эритроцитурия — наличие эритроцитов в моче.
ОПН— острая почечная недостаточность.
ХПН— хроническая почечная недостаточность
Рентгенологические методы
Почечная артериография — рентгенологическое исследование сосудов и паренхимы почки.
Нефротомография — послойная рентгенография почки в момент максимального контрастирования паренхимы.
Обзорная урография — обзорная рентгенография почек, мочеточников, мочевого пузыря и предстательной железы.
Экскреторная урография — рентгенологическое исследование почек и мочевых путей после введения в организм контрастного вещества, выделяемого с мочой.
Цистография — рентгенологическое исследование мочевого пузыря, заполненного контрастным веществом.
Методическая разработка
(информационно-методический блок для преподавателя)
1.УРОЛОГИЯ. ПОВРЕЖДЕНИЯ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
ИРБИТ
2018
Сестринская помощь при нарушении мочеотделения: методическая разработка теоретического занятия; раздел Сестринская помощь в хирургии, МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях, ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах/ - Ирбитский ЦМО ГБПОУ «СОМК», 2018 – 20 стр. / 3581 слов.
Рассмотрено
ЦМК КДСД
Протокол № 6
«____» февраля 2018 г
Председатель ________ /О.П.Рогачева/
Методическая разработка по теме «Сестринская помощь при нарушении мочеотделения» составлена в помощь преподавателям ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах при подготовке и проведению теоретического занятия. Содержание методической разработки соответствует требованиям ФГОС СПО и рабочей программе профессионального модуля.
Методическая разработка теоретического занятия: «Сестринская помощь при нарушении мочеотделения» составлена преподавателем высшей квалификационной категории – Киселевой Н.Г.
Раздел: Сестринская помощь в хирургии МДК.02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ) ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах
Тема: «Сестринская помощь при нарушении мочеотделения»
Тип и форма занятия: теоретическое занятие, комбинированное занятие
Продолжительность занятия 90 минут
Образовательные цели занятия
Студент должен знать
· причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента при нарушении мочеотделения и повреждениях мочеполовых органов;
· пути введения лекарственных препаратов при нарушении мочеотделения;
Цели воспитания и развития
Развитие общих и формирование профессиональных компетенций:
Код | Наименование результата обучения | Основные показатели оценки результата |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса | · демонстрация знаний организации сестринского дела в структурных подразделениях лечебного учреждения амбулаторного и стационарного типа · демонстрация знаний основных причин, клинических проявлений, методов диагностики, осложнений, принципов лечения и профилактики |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования | · демонстрация знаний основных лекарственных групп, показаний и противопоказаний к применению, осложнений применения лекарственных средств |
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | · Демонстрация понимания сущности значимости своих действий, интереса к будущей профессии - повышению качества обучения по ПМ, - участию в студенческих олимпиадах, научных конференциях; - участию в органах студенческого самоуправления, - участию в социально-проектной деятельности. |
ОК.4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | · Поиск, получение и использование необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач: демонстрация полноты охвата информационных источников и достоверности информации |
Методы обучения: репродуктивный
Междисциплинарные связи (интеграция)
| |||
Обеспечение занятия:
Методическое обеспечение
1. методическая разработка для преподавателя
2. тематическое планирование раздела Сестринская помощь в хирургии
3. рабочая программа ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах
Наглядные пособия
4. Мультимедийное учебное пособие по дисциплине "Сестринское дело в хирургии"
Раздаточный материал
5. раздаточный материал по теме (Приложение 1)
ТСО
6. Компьютер
7. Экран
8. Проектор
Оснащение
Список литературы
Основные источники:
1.Ковалев, А.И. Хирургия [ Текст ]: учебник / А. И. Ковалев. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 576 с.: ил.
2. Жуков, Б.Н. Хирургия [ Текст ]: учеб. для студ. учреждений сред проф. образования / Б.Н.Жуков, С.А.Быстров; под ред. Б.Н.Жукова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2013. – 384 с. [16] л. цв. ил.
Дополнительные источники:
1. Котельников, Г.П.Травматология [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.П.Котельников, В.Ф. Мирошниченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа,2015. – 288 с.
2. Левчук, И. П. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе [Текст]: учеб. / А. Л. Верткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова [и др.] / под ред. А. Л. Верткина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 544 с.
3. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи при неотложных и экстремальных состояниях [Текст]: учеб. для мед. колледжей и училищ / И. П. Левчук [и др.]. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 288 с.
План проведения занятия
№ п\п | Этапы | Задание и рекомендации | Формируемые компетенции (проявление признаков) | Хронометраж |
1. | Организационный | Выявление отсутствующих, выявление причин. Проверка внешнего вида, устранение недостатков. Готовность студентов к занятию. | ОК. 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 1 минута |
2. | Сообщение темы, мотивация, определение целей | Сообщение темы занятия, постановка цели и её мотивация. | 3 минуты | |
3. | Проверка домашнего задания | индивидуальный опрос по теме: 1.Острая и хроническая артериальная недостаточность. 2.Облитерирующий атеросклероз и эндартериит. 3.Болезнь Рейно – причины, клинические симптомы, первую помощь, принципы лечения. 4.Диабетическая ангиопатия – причины, клинические симптомы, первую помощь, принципы лечения. 5.Хронический лимфостаз - причины | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования | 15 минут |
4. | Изложение нового материала | использование мультимедийной презентации Основные вопросы изучаемой темы: 1. Понятие об урологии (Приложение 1). 2. Основные виды урологической патологии, вызывающие нарушение мочеотделения (пороки развития, повреждения, воспалительные заболевания, опухоли и др.). 3. Основные методы исследования, ведущие клинические симптомы и их значение в оценке состояния пациента и диагностике уро-логических заболеваний . 4. Повреждения мочеполовых органов. 5. Доврачебная помощь при неотложных состояниях в урологии (травмах почек, мочевого пузыря, уретры и наружных половых органов, при воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей). | ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования | 70 минут |
5. | Закрепление и систематизация изученного материала | Собеседование по основным вопросам: 1. Что такое урология? 2.Перечислите основные виды урологической патологии, вызывающие нарушение мочеотделения. 3.Перечислите основные методы исследования урологической патологии 4.Перечислите ведущие клинические симптомы и назовите их значение в оценке состояния пациента и диагностике урологических заболеваний. 5.Назовите виды повреждений мочеполовых органов. 6.Перечислите доврачебную помощь при травме почек, мочевого пузыря, уретры и наружных половых органов, при воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей. | ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 15 минут |
6. | Задание на дом | Учить конспект, читать стр.371-376 в уч.пос Барыкина Н.В. | ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | 1 минута |
Раздел: Сестринская помощь в хирургии МДК.02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ) ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах
Мотивация
Дата: 2019-03-05, просмотров: 212.