Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсмена обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенциалом специалистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными для дальнейшего роста спортивных результатов.
Научно-методическое, медико-биологическое и информационно обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений научно-технического прогресса является одним из решающих факторов результативности подготовки спортсменов.
Система научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и академиях физической культуры нашей страны; комплексные научные группы (КНГ), созданные при сборных командах России, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализированные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные редакции телевизионных компаний, информационные центры, оснащенные компьютерной техникой.
Эта система выполняет следующие функции:
— выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы подготовки спортсменов и прогнозирование;
— разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы спорта;
— совершенствует организационно-управленческие, экономические и материально-технические факторы;
— разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их работоспособности;
— разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспечивает реализацию практических мер по психическому обеспечению спортивной подготовки;
— ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту;
— обеспечивает специалистов по спорту информацией.
В тренировочном и соревновательном процессах широко применяются диагностическая, измерительная, вычислительная техника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.
Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и информационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля — педагогов, врачей, биологов, физиологов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, математиков и др.
Тема 5. Общая характеристика системы подготовки спортсмена.
. |
Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки являются: 1) система отбора и спортивной ориентации; 2) система соревнований; 3) система спортивной тренировки; 4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности: а) подготовка кадров; б) научно-методическое и информационное обеспечение; в) медико-биологическое обеспечение; г) материально-техническое обеспечение; д) финансирование; е) организационно-управленческие факторы; ж) факторы внешней среды.
Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития ее.
Система отбора и спортивной ориентации — это комплекс организационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся конкуренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофункциональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития.
Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выявлены только в процессе тренировки и воспитания и являются: следствием сложного диалектического единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального).
Табл Структурно-функциональная схема тренировочно- соревновательной подготовки
Система тренировочно-соревновательной подготовки | |||
Система отбора и спортивной ориентации | Система соревнований | Система спортивной тренировки | Система факторов оптимизации тренировочно-соревновательной подготовки |
Спортивная предрасположенность Индивидуальные возможности Личностные спортивные достижения | Унификация состава действий, способов выполнения и оценки упражнений Регламентация поведения спортсменов, судей Правила проведения соревнований Календарь соревнований (командный, индивидуальный) | Физическая подготовка Спортивно-техническая подготовка Спортивно-тактическая подготовка Психическая подготовка Воспитание личности и интеллекта | Научно-методическое и информационное обеспечение Медико-биологическое обеспечение Материально-техническое обеспечение Финансирование Организационные факторы Факторы внешней среды |
Тема 6. Основные компоненты системы подготовки спортсмена.
Основные направления в развитии спортивного движения. Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям:
1) общедоступный спорт (массовый);
2) спорт высших достижений.
Общедоступный спорт включает в себя : школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физ-культурно-кондиционныйспорт,оздоровительно-рекреативныйспорт.
Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).
Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).
Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях. В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.
Спорт высших достижений — деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины.
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.
В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.
Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений
1) супер достиженческий (любительский) спорт;
2) профессиональный спорт;
3) профессионально-коммерческий спорт:
4) достиженческо - коммерческий спорт;
5)зрелищно-коммерческий спорт.
6) Супер достиженческий
(любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.
Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.
Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супер достиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной сеиистартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии о «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в состояниями высшей готовности спортивной формы только 2—3аза в годичном цикле. В течение длительного периода времени ни поддерживают достаточно высокий, однако, не максимальный уровень подготовленности. Спортсменов профессионалов можно разделить на три группы. К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпиона мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.
Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача — успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.
К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.
Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.
По статистическим данным, в Российской Федерации число занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее:
—начальной подготовки — 70,6%;
—начальной и углубленной специализации — 27,1%;
—спортивного совершенствования — 1,7%;
—высшего спортивного мастерства — 0,45%.
Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.
Из 2 млн. детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс. становятся высококвалифицированными спортсменами.
Таким образом, современная система спортивных школ и клубов работает как на спорт высших достижений, так и на общедоступный (массовый) спорт.
Тема 7. Подготовительная функция соревнований. Современная концепция подготовки спортсмена.
Фактором, определяющим структуру соревновательной деятельности, является направленность на достижение наивысшего для данного спортсмена результата. Естественно, такая ориентация имеет место, когда речь идет о главных соревнованиях. В контрольных, подводящих (модельных), отборочных соревнованиях направленность соревновательной деятельности может носить иной характер, обусловленный конкретной ситуацией и задачами.
Соревновательной деятельности, как и любому другому виду сознательной человеческой деятельности, присущи целево-результативные отношения: цель — средство — результат.
Целью является модель (образ) того, к чему стремится спортсмен в результате соревновательной деятельности, средством — приемы и действия спортсменов, направленных на достижение поставленной цели, результатом — спортивный результат, достигнутый в конкретном виде соревновательной деятельности.
Соревновательная деятельность в спорте может рассматриваться: на уровне генеральных характеристик, типичных в целом для спорта; на уровне обобщенных характеристик для групп видов спорта; на уровне специфических характеристик конкретного вида спорта, дисциплины или вида соревнований. Однако вне зависимости от уровня рассмотрения системообразующим фактором является спортивный результат, который в свою очередь зависит от двух групп компонентов: обеспечения и реализации.
На уровне генеральных характеристик компонентами обеспечения соревновательной деятельности являются строение тела спортсмена и функциональные возможности важнейших систем его организма, а компонентами реализации — техническое и тактическое мастерство спортсмена, уровень его физической и психической подготовленности.
На уровне групп видов спорта, конкретных видов спорта, дисциплин и видов соревнований компоненты обеспечения и реализации конкретизируются с учетом специфики видов спорта. Так, в спринтерском беге или скоростном беге на коньках спортивный результат зависит от эффективности старта, скорости стартового разгона, уровня дистанционной скорости, способности удержать высокую скорость на финише. В силу этого основными компонентами обеспечения являются: время простой и сложной реакции, быстрота реакции антиципации, импульс силы мышц, быстрота мышечного сокращения, мощность и емкость алактатного анаэробного процесса, мощность лактатного анаэробного процесса и др. К компонентам реализации соответственно следует отнести: технику старта и стартового разгона, амплитуду и частоту движений, эффективность бега на вираже.
Анализ факторов обеспечения и реализации в каждом виде спорта и виде соревнований должен быть сделан на основе четкого выявления характеристик соревновательной деятельности, от которых зависит спортивный результат. Специфика каждого вида спорта обусловливает ведущие элементы, звенья, определяющие результативность соревновательной деятельности.
Тема 8. Управление процессом подготовки спортсменов
Управление процессом подготовки спортсменов. Эффективность системы подготовки спортсменов обеспечивается управлением, сущность которого составляют процесс получения, передачи и переработки информации, принятие на этой основе управленческого решения и выдача команд в соответствии с принципом обратной связи.
Процесс управления включает в себя следующее:
1) выявление исходной информации о спортсменах, условиях, прежних выступлениях и т.п., определение целевых установок и прогнозирование модельных характеристик, необходимых для достижения запланированных результатов в основных соревнованиях;
2) разработка комплексной программы тренировочной и соревновательной деятельности, других компонентов системы, обеспечивающих в целом «выход» на установленную цель;
3) установление системы контроля для получения информации о выполнении комплексной программы, сравнение полученных результатов с модельными уровнями;
4) анализ полученных данных и внесение корректив в процессе подготовки спортсменов.
Основными функциями управления являются планирование и комплексный контроль. Планирование определяет содержание подготовки спортсменов ( направление тренировочной и соревновательной деятельности, эффективные средства и методы и пр.). Различают несколько видов планирования.
Многолетнее (перспективное) планирование содержит основные данные, ведущие показатели, которые служат своеобразными вехами на пути к достижению цели многолетней подготовки.
Годичное (текущее) планирование включает большое количество параметров и раскрывается более детально. Выделяют подготовительный, соревновательный и переходные периоды (средние циклы). Их продолжительность измеряется в зависимости от закономерностей становления «спортивной формы», календаря соревнований, особенностей контингента спортсменов. Подготовительный период заканчивается к началу основных соревнований. Соревновательный период планируется с учетом сроков основных соревнований. Переходный период начинается после соревнований и длится до начала очередного годичного цикла.
Оперативное планирование детализирует содержание отдельного периода тренировки ( среднего и малого циклов). Различают соревновательный, предсоревновательный, базово-развивающий, втягивающий и активного отдыха средние циклы. Соревновательный — моделирует все условия подготовки и соревновательной деятельности в период основных соревнований. Предсоревновательный — обеспечивает адаптацию спортсменов к условиям основных соревнований и создает условия для реализации возможностей в соревнованиях. Базово-развивающий — направлен на повышение функциональных возможностей спортсменов и совершенствование мастерства по всем компонентам подготовленности.
Тема 9. Проблемы подготовки спортсменов к соревнованиям
Педагогическая сущность данной проблемы состоит в обосновании форм, средств и методов, отвечающих решению проблемы готовности спортсменов к соревнованию, к реализации их наличных потенциальных возможностей. Поэтому главная задача состоит в создании и реализации соответствующих планов предсоревновательной подготовки в каждом конкретном случае, выработке принципиальных методических основ построения процесса подготовки к соревнованию.
Готовность к соревнованию формируется в процессе непосредственной подготовки к конкретному соревнованию. Цель предсоревновательной подготовки состоит в обеспечении соответствующих условий для успешной реализации наличных потенциальных возможностей спортсменов в конкретном соревновании. Для этого у спортсмена в процессе предсоревновательной подготовки формируется соревновательная установка как готовность к определенной реализации (актуализации) самого себя, своих возможностей в данном соревновании. Соревновательная установка спортсмена выражает целенаправленность его личности к определенному своему участию в данном соревновании и формируется в сфере его самосознания на основе процесса самооценки себя, своих возможностей и их соотнесения с конкретными условиями предстоящего соревновательного действия. Учитывая вышесказанное, можно сформулировать первую (основную) задачу предсоревновательной подготовки. Она состоит в необходимости целенаправленного формирования соревновательной установки спортсменов (относительно каждого соревнования) адекватно их наличным возможностям в условиях деятельности . Эта задача выступает как главная в педагогическом решении проблемы готовности, практической организации всего процесса предсоревновательной подготовки.
Формирование и актуализация соревновательной установки происходят в условиях активной ориентировочной деятельности, основными факторами которой являются психическая напряженность и психическая устойчивость.
Соотношение этих факторов (имеющих, в свою очередь, установочную регуляцию) определяет те или иные формы ориентировочной деятельности относительно формирования и проявления соревновательной установки. Поэтому вторая педагогическая задача в предсоревновательной подготовке состоит в необходимости создать оптимальное соотношение психической напряженности и психической устойчивости с целью обеспечения благоприятных форм ориентировочной деятельности соответственно формируемой соревновательной установке. Вторая задача распадается на две подзадачи:
1) обеспечение необходимого (по отношению к соревновательной установке) уровня психической напряженности за счет активизации мобилизационных способностей (возможностей) спортсменов;
2) обеспечение необходимого уровня (по отношению к соревновательной установке) психической устойчивости за счет формирования у спортсменов установочных систем психорегулирующего характера.
Идея проектирования в деятельности человека является одной из существенных, определяющих последнего как субъекта деятельности. В последние годы эта идея все чаще начинает реализовываться в психологии и педагогике в связи с решением практических задач подготовки человека к деятельности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1179.