Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Кафедра теории и методики физической культуры
М.Ю. Половников
Теория и методика спортивной тренировки
Методические рекомендации
для студентов очной формы обучения
по специальностям
49.02.01 – физическая культура и
Екатеринбург
2016
Рецензенты:
Допущено к изданию решением методического совета Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» протокол № 2 от 25.11.2016
Половников М.Ю. Теория и методика спортивной тренировки. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов обучающихся по направлениям подготовки 49.02.01 «Физическая культура» - Екатеринбург: Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», 2016. – 67 с.
© Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» 2016.
© Половников М.Ю., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Примерная программа учебной дисциплины 8
Краткий курс лекций 10
Примерные практические занятия 12
Вопросы к экзамену 64
Список рекомендуемой литературы 66
ВВЕДЕНИЕ
За последнее время возросли спортивные достижения, возросла конкуренция и плотность спортивных результатов на различных соревнованиях, а так же объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигли своего предела. Одним из направлений достижения максимально спортивного результата является оптимизация структуры спортивной тренировки.
Известно, что высоких спортивных достижений можно добиться лишь в том случае, если тренировка будет проводиться на научной основе. Спортивная тренировка сложный процесс, целью которого является достижение максимально возможного результата для каждого конкретного спортсмена
Основная задача дисциплины помочь освоить студентам общепринятые теоретические и методические основы спортивной тренировки, которые имеют определяющее значение для достижения высоких спортивных результатов.
Предлагаемая теория спортивной тренировки поможет будущим тренерам, эффективно выстраивать процесс физического совершенствования учитывать и соблюдать основы рациональной тренировки в школьном и внешкольном спорте, в учебно-тренировочных группах массового и большого спорта.
Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области спортивной тренировки.
Задачи:
1. Воспитание у студентов способности использовать основные положения спортивной тренировки в своей практической деятельности;
2. Научить разрабатывать методические документы учебно-тренировочного и соревновательного процесса на основе требований;
3. Научить анализировать программы спортивной подготовки, планировать учебно-тренировочный процесс;
4. Уметь организовывать учебно-тренировочную деятельность и руководить соревновательной деятельностью.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС)
Компетенции, формируемые при изучении дисциплины
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | ОК 1. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | ОК 2. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | ОК 3. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | ОК 4. |
Использовать информационно - коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | ОК 5. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами | ОК 6. |
Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно - тренировочного процесса и организации физкультурно - спортивных мероприятий и занятий | ОК 7. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | ОК 8. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий | ОК 9. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся | ОК 10. |
Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта. | ПК 3.1 |
Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами. | ПК 3.2 |
Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | ПК 3.3 |
Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | ПК 3.4 |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта. | ПК 3.5 |
В результате освоения учебной дисциплины «Теория и методика спортивной тренировки» обучающийся должен уметь:
-анализировать программы спортивной подготовки;
- планировать организацию и проведение тренировочного процесса и соревновательной деятельности;
- разрабатывать методические документы учебно-тренировочного и соревновательного процесса на основе требований;
- отбирать наиболее эффективные средства и методы спортивной тренировки;
-готовить и оформлять документацию по планированию, учету отчету тренировочной процесса и соревновательной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины «Теория и методика спортивной тренировки» обучающийся должен знать:
- теоретические основы и методику планирования учебно-тренировочного и соревновательного процесса;
Дисциплина «Теория и методика спортивной тренировки» относится к профессиональной подготовке и является частью профессионального модуля ПМ.03 «Методическое обеспечение организации физкультурно-спортивной деятельности» (МДК.03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту).
Занятия проводятся в лекционной форме, а также используются практические и семинарские занятия и предполагают самостоятельную работу учащихся. Дисциплина «Теория и методика спортивной тренировки» изучается на четвертом курсе. Максимальная учебная нагрузка составляет 150 часов, из них 100 часов – аудиторная нагрузка и 50 часов – самостоятельная работа. Итоговый контроль – зачет.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура курса дисциплины «Теория и методика спортивной тренировки» включает 6 тем, которые дают представление об основных особенностях организации деятельности тренера в профессиональной педагогической сфере и тренировочном процессе.
Содержание
1
2
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическое занятие:
1
Контрольные работы не предусмотрены
Тема 1.2.
Соревнования в системе подготовки спортсмена
Содержание
1
2
3
4
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическое занятие:
1
Контрольные работы не предусмотрены
Раздел 2. Спортивная подготовка
Тема 2.1. Основные стороны подготовленности спортсмена
Содержание
Теоретическая подготовка спортсмена
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическое занятие:
Организация и проведение соревнований
Техническая подготовка спортсмена
Физическая подготовка спортсмена
Тактическая подготовка спортсмена
Психологическая подготовленность спортсмена
Организация и проведение учебно-тренировочного сбора
Контрольные работы не предусмотрены
Содержание
Структура многолетней тренировки
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическое занятие:
Построение тренировочного занятия
Построение тренировочного микроцикла
Построение тренировочного мезоцикла
Контрольные работы не предусмотрены
Раздел 4. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва
Тема 4.1 Отбор на различных этапах многолетнего совершенствования в спорте
Содержание
Отбор на начальных этапах многолетнее подготовки
Отбор на этапе спортивного совершенствования
Отбор на этапе высшего спортивного мастерства
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическое занятие:
Составление конспекта тренировочного занятия направленного на развитие: выносливости, силы, скоростной выносливости, гибкости на начальных этапах подготовки, на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
Контрольные работы не предусмотрены
Тема 4.2 Управление, контроль и моделирование в спорте
Содержание
Управление в спортивной тренировке
Контроль в спортивной тренировке
Лабораторные работы не предусмотрены
Практическое занятие:
Контроль в спортивной тренировке.
Анализ дневника спортсмена
Моделирование в спортивной тренировке
Контрольные работы не предусмотрены
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Основные понятия, сущность и функции спорта. Классификация видов спорта. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения.
Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одном из важных средств этического воспитания.
Спорт – собственно соревновательная деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области ФК как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.
Система подготовки спортсмена – совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.
Спортивная деятельность – упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта.
Спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на 6 групп:
1 группа – виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств.
2 группа – виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения.
3 группа – виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия.
4 группа – виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена.
5 группа – виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнования характером абстрактно-логического обыгрывания соперника.
6 группа – многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта.
Функции спорта:
соревновательно – эталонная функция;
эвристически – достиженческая функция;
функция личностно – направленного воспитания, обучения и развития;
оздоровительно – рекреативная функция;
эмоционально – зрелищная функция;
функция социальной интеграции и социализации личности;
коммуникативная функция;
экономическая функция.
Спортивное движение – это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Спортивное движение:
Общедоступный (массовый) спорт – школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.
Спорт высших достижений – супердостиженческий спорт, профессиональный спорт, профессионально-коммерческий спорт (достиженческо-коммерческий спорт, зрелищно-коммерческий спорт).
Тема 16. Планирование учебно-тренировочного сбора.
Цель проведения учебно-тренировочных сборов - завершить подготовку борцов к соревнованиям, и, по сути, они являются последним мезоциклом этапа непосредственной подготовки.
На сборах решаются задачи заключительной части этапа непосредственной подготовки к соревнованиям. Длительность сборов примерно 20 дней. Количество участников сбора определяется перспективными задачами организации, проводящей сбор, и характером предстоящих соревнований.
Возможности и задачи сборов предопределяют более конкретизированный характер и содержание тренировочной работы. Обычно сборы проводят на спортивных базах, расположенных в загородной местности.
В условиях круглосуточного контакта со спортсменами тренеры имеют возможность лучше узнать каждого из них, полнее определить их способности к восприятию высоких тренировочных нагрузок. На сборах легче сплотить коллектив на решение спортивной задачи. Перемена обстановки способствует хорошему настроению спортсменов, повышает желание тренироваться, помогает быстрому восстановлению.
Для успешной работы на сборах создаются тренерские советы, в состав которых входят все тренеры и врач, а также привлекаемые к работе сбора работники медико-биологического центра (физиологи, психологи, массажисты и др.). В работе тренерского совета участвует и капитан команды или сборной.
Учебно-методическую документацию сбора (общий план работы, учебный план, рабочий (поурочный) план, индивидуальные планы и распорядок дня) составляют на основе анализа предшествующей сбору подготовки спортсменов и с учетом задач на предстоящих соревнованиях.
План воспитательной и культурно-массовой работы составляют с учетом исторических особенностей местности, где проводится сбор, и контингента спортсменов.
Выполнение планов учебной и воспитательной работы организует и контролирует дежурный тренер. График дежурств составляют на весь период сбора с учетом занятости каждого из тренеров в конкретных мероприятиях общего плана работы.
На основе анализа выполнения индивидуальных планов тренировки и докладов тренеров, ответственных за подготовку спортсменов на местах, тренерский совет составляет всю методическую документацию сбора: учебный план, в котором определена задача сбора и указан приблизительный объем тренировочной работы; рабочий план, который состоит из недельных циклов тренировки и предусматривает выполнение задач учебного плана в конкретных условиях с контингентом спортсменов, прибывших на сбор. Каждый недельный цикл направлен на выполнение определенной задачи этапа непосредственной подготовки.
В начале каждого сбора проводится организационное собрание всех участников, на котором старший тренер сообщает о состоянии подготовленности участников сбора, знакомит их с общим планом работы и другой методической документацией.
Особенности работы тренера на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. Взаимодействие тренера и спортсменов. В подготовке к соревнованиям немалую роль играет правильный подбор партнеров. Значение его правильных действий заметно возрастает при совершенствовании комбинаций, так как они выполняются в таких режимах, которые наиболее приближены к соревновательной обстановке.
Большое значение в подготовке к соревнованиям имеет умение тренера и самих спортсменов проводить анализ мастерства предполагаемых противников. Необходимо представить общую подготовленность противника на основе данных об отдельных сторонах его мастерства (физической, технической, тактической и морально-волевой). Детальный разбор и поиски слабых мест в подготовленности противников оказывают влияние на совершенствование мастерства самих спортсменов. У большинства из них имеются недостатки, устранение которых остается важнейшей задачей в тренировке.
Тренер определяет и рекомендует спортсменам наиболее эффективные средства нейтрализации преимуществ противников в физической, технической и других сторонах подготовленности.
Наиболее сложна подготовка к встрече с неизвестным противником. В таких случаях спортсмен должен быть нацелен на то, чтобы в первые несколько минут этапа соревнований нейтрализовать и сковать действия противника и, не раскрывая своих намерений, произвести разведку его подготовленности. Дальнейший успех зависит от умения спортсмена проводить свои действия по различным тактическим схемам, что также является одной из задач предсоревновательной подготовки. С этой целью тренер постоянно заботится о постановке перед занимающимися разнообразных задач.
За 1,5-2 недели до начала соревнований, когда спортсмены начинают проводить контрольные "состязания", тренер по необходимости организует "состязания" два дня подряд или дважды в день, а иногда и две "состязания" в течение одного занятия, создавая тем самым условия, близкие к соревновательным. В период подготовки к матчевым встречам спортсменам приходится проводить по одной тренировки в день в условиях, приближенных к соревновательным. Однако необходимо помнить, что таких близких к соревновательной обстановке репетиций не должно быть более двух-трех, так как при состоянии высокой тренированности это является сильным средством повышения готовности и может привести к явлениям перетренированности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Особенности индивидуального тренировочно-соревновательного процесса. Технология планирования индивидуальной системы подготовки к соревнованиям.
При планировании тренировочно-соревновательного процесса придерживаются, следующего порядка:
1) определяют цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса.
2) на основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность;
3) определяют средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.
Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки
Тема 2. Тактическая подготовка спортсмена
Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.
Дать характеристику особенностям тактики: индивидуальный, групповой, командный характер, определяемый избранным видом спорта.
Тема 5. Подготовка к проведению соревнований. Работа оргкомитета. Материально-техническое обеспечение соревнований.
Составление положение о соревнованиях, сметы, деловых писем.
Тема 6. Работа судейской коллегии. Главный судья. Подготовка мест соревнований.
Численный состав судейской коллегии, проводящей соревнование, определяется масштабом соревнования, количеством видов спорта, включенных в программу.Главный судья, его заместители, главный секретарь. Остальной состав включается в работу с первого заседания судейской коллегии с представителями участвующих организаций, разбора поступивших заявок и проведения жеребьевки. Главный секретарь подготавливает всю документацию к первому заседанию.При проведении крупных соревнований, в программе которых несколько видов лыжного спорта, рекомендуется создавать главную судейскую коллегию. Сюда входят главный судья, главный секретарь, заместители главного судьи и главного секретаря по видам. Она руководит работой судейских коллегий по отдельным видам.
На первом заседании судейской коллегии проводится жеребьевка. Для нее используют заполненные карточки участников для каждой дистанции отдельно. Жеребьевка может быть общей для всех участников или групповой, при которой спортсменов распределяют на несколько групп в зависимости от квалификации и показанных ранее результатов. Разбивает на группы авторитетная организация, например тренерский совет или сами представители участвующих организаций. Очередность старта каждой из групп определяется главным судьей до начала жеребьевки, порядок же старта участников внутри групп выявляется жеребьевкой.
Тема 7. Составление комплексов упражнений по физической подготовке в ИВС.
Комплекс упражнений должен подбираться с учетом состояния здоровья, возраста, пола, физической подготовленности, условий места занятий. Кроме того, при составлении и проведении комплекса необходимо придерживаться определенной последовательности. Комплекс упражнений расписывается по дозировке физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности, обеспечивается изменением амплитуды движений, ускорением или замедлением темпа, увеличением или уменьшением числа повторений упражнений, включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп, увеличением или сокращением пауз для отдыха.
Тема 8. Составление комплексов упражнений по технической подготовке в ИВС.
Комплекс упражнений при обучении или совершенствовании технического приема из ИВС, упражнения указываются с дозировкой.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Контрольные вопросы к экзамену (7 семестр)
1. Спорт как многогранное общественное явление.
2. Классификация видов спорта.
3. Система подготовки спортсмена.
4. Спортивная деятельность, ее принципы и формы.
5.Социальные функции спорта.
6. Основные направления в развитии спортивного движения.
7. Характеристика системы тренировочно-спортивной подготовки.
8. Система отбора и спортивной ориентации.
9. Спортивные достижения и тенденции их развития.
10. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте.
11. Цели и задачи спортивной тренировки.
12. Средства спортивной тренировки.
13.Методы спортивной тренировки
14. Принципы спортивной тренировки.
15.Компоненты нагрузки, их характеристика.
16. Зоны мощности нагрузки.
17. Спортивно-техническая подготовка.
18. Спортивно-тактическая подготовка.
19. Физическая подготовка.
20. Психическая подготовка.
21. Тренировочные и соревновательные нагрузки.
Контрольные вопросы к экзамену (8 семестр)
1. Составление конспекта тренировочного занятия направленного на развитие: выносливости, силы, скоростной выносливости, гибкости.
2.Составление тренировочного мезоцикла в ИВС
3. Составление тренировочного макроцикла в ИВС
4. Составление тренировочного микроцикла в ИВС
5. Отбор на начальных этапах многолетнее подготовки
6. Отбор на этапе спортивного совершенствования
7. Отбор на этапе высшего спортивного мастерства
8. Контроль в спортивной тренировке. Дневник спортсмена.
9. Построение тренировочного занятия
10. Комплексный контроль за подготовкой спортсмена.
11. Требования к технической подготовке.
12. Структура многолетней тренировки
13. Спортивная подготовка и её структура.
14.Положения технологии планирования в спорте.
15. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями.
16. Оценка физической, технико-тактической подготовленности спортсмена.
17. Оценка психологического состояния и поведения на соревнованиях.
18.Учет в процессе спортивной тренировки.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Построение тренировочного процесса.
2. Скоростно-силовая тренировка.
3. Тренировка выносливости.
4. Технико-тактическая подготовка.
5. Тренировка скоростно-силовой выносливости.
6. Интервальная тренировка.
7. Восстанавливающая тренировка.
8. Дополнительные средства и методы тренировки. Теоретическое обоснование принципов и методов спортивной тренировки.
9. Структура и стратегия тренировки.
10. Тренировочные циклы.
11. Возрастные особенности построения тренировки.
12. Средства тренировки.
13. Динамика соотношения общефизической, специализированной и специальной подготовки.
14. Культурологические основы спортивной деятельности.
15. Структуры, механизмы, энергообеспечение и режимы мышечных сокращений.
16. Факторы быстроты и силы.
17. Методика скоростно-силовой тренировки.
18. Средства скоростно-силовой тренировки.
19. Специальная силовая подготовка.
20. Влияние силовых упражнений на развитие физических качеств и двигательных умений и навыков.
21. Техника безопасности при силовых упражнениях.
22. Факторы функциональной подготовленности.
23. Значимость эффективного потребления кислорода.
24. Аэробное энергообеспечение движений.
25. Функциональные системы и их развитие в процессе спортивной деятельности.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений;под общ. ред. Г.В. Барчуковой ; рец.: Н.Г. Михайлов, Н.С. Купцова.-М.: КноРус, 2011. - 365 с.
2. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Учеб. пособие. Ч. 1 и 2 Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 346 с.
3. Теоретические основы спортивной подготовки и тренировки: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050700 "Педагогика"; под общ. ред. О.А. Григорьева ; рец.: А.А. Горелов, В.И. Сысоев, УМО вузов России по .-М.: Еврошкола, 2010. - 183 с.
4. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье./ Л.М. Куликов. - : Фон, 1995. – 395 с.
5. Шаулин В.Н. Подготовка школьника к физическому самосовершенствованию / Пособие для учителя. - М.: Центр гуманитарного образования, 1995.
6. Шмаков С.А. Досуг школьника. - Липецк,1991. - 192 с. Чудакова, М., 1997.
Дополнительные источники:
1. http://www.rowingrussia.ru/metodika
Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Кафедра теории и методики физической культуры
М.Ю. Половников
Дата: 2019-03-05, просмотров: 284.