Методические рекомендации
для студентов очной формы обучения
по специальностям
49.02.01 – физическая культура и
Екатеринбург
2016
Рецензенты:
Допущено к изданию решением методического совета Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» протокол № 2 от 25.11.2016
Половников М.Ю. Теория и методика спортивной тренировки. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов обучающихся по направлениям подготовки 49.02.01 «Физическая культура» - Екатеринбург: Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», 2016. – 67 с.
© Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» 2016.
© Половников М.Ю., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Примерная программа учебной дисциплины 8
Краткий курс лекций 10
Примерные практические занятия 12
Вопросы к экзамену 64
Список рекомендуемой литературы 66
ВВЕДЕНИЕ
За последнее время возросли спортивные достижения, возросла конкуренция и плотность спортивных результатов на различных соревнованиях, а так же объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигли своего предела. Одним из направлений достижения максимально спортивного результата является оптимизация структуры спортивной тренировки.
Известно, что высоких спортивных достижений можно добиться лишь в том случае, если тренировка будет проводиться на научной основе. Спортивная тренировка сложный процесс, целью которого является достижение максимально возможного результата для каждого конкретного спортсмена
Основная задача дисциплины помочь освоить студентам общепринятые теоретические и методические основы спортивной тренировки, которые имеют определяющее значение для достижения высоких спортивных результатов.
Предлагаемая теория спортивной тренировки поможет будущим тренерам, эффективно выстраивать процесс физического совершенствования учитывать и соблюдать основы рациональной тренировки в школьном и внешкольном спорте, в учебно-тренировочных группах массового и большого спорта.
Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области спортивной тренировки.
Задачи:
1. Воспитание у студентов способности использовать основные положения спортивной тренировки в своей практической деятельности;
2. Научить разрабатывать методические документы учебно-тренировочного и соревновательного процесса на основе требований;
3. Научить анализировать программы спортивной подготовки, планировать учебно-тренировочный процесс;
4. Уметь организовывать учебно-тренировочную деятельность и руководить соревновательной деятельностью.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС)
Компетенции, формируемые при изучении дисциплины
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | ОК 1. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | ОК 2. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | ОК 3. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | ОК 4. |
Использовать информационно - коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | ОК 5. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами | ОК 6. |
Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно - тренировочного процесса и организации физкультурно - спортивных мероприятий и занятий | ОК 7. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | ОК 8. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий | ОК 9. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся | ОК 10. |
Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта. | ПК 3.1 |
Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами. | ПК 3.2 |
Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | ПК 3.3 |
Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | ПК 3.4 |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта. | ПК 3.5 |
В результате освоения учебной дисциплины «Теория и методика спортивной тренировки» обучающийся должен уметь:
-анализировать программы спортивной подготовки;
- планировать организацию и проведение тренировочного процесса и соревновательной деятельности;
- разрабатывать методические документы учебно-тренировочного и соревновательного процесса на основе требований;
- отбирать наиболее эффективные средства и методы спортивной тренировки;
-готовить и оформлять документацию по планированию, учету отчету тренировочной процесса и соревновательной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины «Теория и методика спортивной тренировки» обучающийся должен знать:
- теоретические основы и методику планирования учебно-тренировочного и соревновательного процесса;
Дисциплина «Теория и методика спортивной тренировки» относится к профессиональной подготовке и является частью профессионального модуля ПМ.03 «Методическое обеспечение организации физкультурно-спортивной деятельности» (МДК.03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту).
Занятия проводятся в лекционной форме, а также используются практические и семинарские занятия и предполагают самостоятельную работу учащихся. Дисциплина «Теория и методика спортивной тренировки» изучается на четвертом курсе. Максимальная учебная нагрузка составляет 150 часов, из них 100 часов – аудиторная нагрузка и 50 часов – самостоятельная работа. Итоговый контроль – зачет.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура курса дисциплины «Теория и методика спортивной тренировки» включает 6 тем, которые дают представление об основных особенностях организации деятельности тренера в профессиональной педагогической сфере и тренировочном процессе.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 256.