I V . СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ
4.1 Познавательная деятельность. Познавательная деятельность является сущностью воспитательного процесса. В ее основе лежит восприятие и отражение объективного мира в сознании, результатом которого является новые знания, открытие законов природы и общества, обнаружение способов действия с предметами и явлениями.
Основные понятия и идеи. Знания, интеллект, познавательная информация, интеллектуальная культура, непрерывное образование, внимание, впечатления, анализ собственной деятельности (рефлексия), познавательные интересы, потребности в достижениях, интеллектуальные способности, личный опыт.
Интеллектуальное развитие, воображение, нравственное содержание эмоциональной памяти, разностороннее развитие личности, успех, личностный, потребность и способность учиться, информационная компетентность, индивидуальный стиль познавательной деятельности, работоспособность, общеучебные умения, познавательные умения, доступность новых информационных технологий.
Оптимальные приемы, методы и формы работы. Акции познавательной направленности «Знания чистой пробы», «Открытие» и др.
Дидактические театры «Судите сами», «Мир вокруг нас», смотры знаний, предметные недели, недели книги и т. д.
Олимпиады, конкурсы, лектории, экскурсии, путешествия, экспедиции, создание исторических маршрутов.
Дискуссии, диспуты, дебаты «Современное образование. Молодежь «за» или «против»?», «Справедливость выше закона?», «Разум выше инстинкта?», «Честь или богатство?» и др.
Интеллектуальные клубы «Что? Где? Когда?», «Эрудит» и др.
Детские исследовательские проекты «Альтернатива», «Юный исследователь», «Разрушители легенд» и др.
Тренинги по развитию памяти, мышления, воображения, интуиции, воли и др.
Интеллектуальные марафоны «Пирамида», «Философский сад», «Кругозор» и др.
Коллективно-творческие дела: викторины, конкурсы, информационные часы, интеллектуальные турниры и др.
Классические кроссворды, чайнворды, японские судоку, и т.д.
Игры со словами «Контакт», «Анаграмма», «Типография», «Перевертыши», «Шароиды», «Банальности», «Аукцион» и др.
Развлекательные игры на внимание, память, интуицию «Верю не верю», «Очередь», «Интеллектуальный снежный ком» и др.
Игры с использованием новых информационных технологий «Колесо истории», «Пятый океан», «Игра воображения» и др.
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации, методы обмена деятельностями, методы мыследеятельности, методы смыслотворчества, методы рефлексивной деятельности, интегративные методы.
Методы словесной передачи информации: беседы, рассказы, лекции, дискуссии, доклады, конференции, объяснения, инструктажи.
Методы наглядной передачи информации с помощью практической деятельности: практические упражнения, работа с источниками информации – реферирование, конспектирование, исследования, опыты, дидактические игры, трудовая деятельность.
Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации: иллюстрации, демонстрация опыта, просмотр видеофильмов, проведение экспериментов, организация наблюдения.
Методы стимулирования и мотивации: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха, выбор заданий воспитанниками); познавательные (создание проблемных ситуаций, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку); волевые (прогнозирование будущей деятельности); социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы).
Методы контроля и самоконтроля: устные (индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный опрос); письменные (тесты, контрольные задания); самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль) и др.
4.2 Творческая деятельность. Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений.
Основные понятия и идеи
Творческий интеллект. Творческая личность. Функции творчества. Мотивация творчества. Виды творческой деятельности. Сценическое творчество. Литературное творчество. Изобразительное творчество. Декоративно-прикладное творчество. Креативность, способность к творческому мышлению. Креативные техники. Критерии креативности. Методы активизации творческого процесса. Мозговой штурм. Творческий лидер.
Оптимальные приемы, методы и формы работы. Региональные конкурсы (смотры) детского творчества по направлениям: вокальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное, художественно-изобразительное, литературное, фольклорное и т.д.
Фестивали искусств «Зажигая звезды!», «Сотвори красоту», «Веселые ноты», «Я пою!», «Песенное попурри», «Театральный променад», «Наш репертуар» «Три музыкальных дня», «Песні роднай зямлі» «Песня Земли», «Арт-компания предлагает» и т.д.
Тренинги «Творчество – это…», «Креативный рисунок», «Творческое слово», «Креативность и социальная успешность», «Есть идея!», «Креативные фото», креативный тест-практикум и т.д.
Практикумы «Творческая одаренность», «Поэтический ликбез», «Театральные игры» и др.
Лекции «Равный обучает равного», «Узелок на память», «Мозговой штурм» и др.
Упражнения и методы «Обратный мозговой штурм», «365», «Канцелярская кнопка», «Мозаика», «Громче - тише», «Креативные галстуки», «Анаграмма», «Башни мира», «Помечтаем!», «6 невозможных вещей» и т.д.
Игры «Творческий лидер», «5 золотых», «Минус кубики», «Замковые головоломки», «Фигуры из проволоки», «Арлекин-шоу», «Миксер-шоу», «Гуливеры и лилипуты», «Отрядный твистер» и т.д.
Творческие задания и конкурсы «ТОП - творческое отрядное пространство», «Смешные пиксели», «Белый, красный, зеленый + синий», «СкРепка», «Лабиринт», «Конкурс праздников», «Конкурс творческих декламаций», Конкурс фантастических летательных аппаратов», «Криптограмма», «Фото-гербарий», «Робот», «Нумизмат», Модульные проекты «Ни дня без строчки!», «Дети рисуют – взрослые воплощают», «Властелин колец», «Театры Республики Беларусь», «Белорусиада», Рисуют все!» и т.д.
Кружки, клубы по интересам. Объединения «Творим вместе!», творческие презентации, встречи с выдающимися людьми, мастерами и профессионалами своего дела.
Карнавалы, дискотеки, вожатские вечера, День рождения лагеря и др.
Игры на развитие творческих и креативных способностей.
4.3 Игровая деятельность. Игровая деятельность является одним из способов проявления активности личности. Мотивы игры лежат не в ее результатах, а в самом процессе. Детская игра – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. Способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
Основные понятия и идеи. Социализация личности. Социальная зрелость. Познание и самопознание. Общественный опыт. Эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка. Деятельность. Общение. Психическое и физическое здоровье. Процесс познания, самопознания. Эмоционально-волевая сфера жизнедеятельности. Коллектив.
Выражение определенного отношения личности к окружающей действительности. Игровые действия. Отношения между играющими. Роли, взятые на себя играющими. Сюжет, содержание. Добровольностью участия, возможность выбора, состязательность, удовлетворение потребностей, самореализация. Создание собственного мира, стремление к взрослости, развитие зрелых социальных установок, компенсация информационной перегрузки, организация психологического и физиологического отдыха, юмористическая окраска событий.
Оптимальные приемы, методы и формы работы. Спортивные игры бильбоке, бильярд, пинг-понг, теннис, боулинг, футбол, мини-футбол, волейбол, баскетбол, пляжный волейбол, пляжный футбол, хоккей, спортландии, Город рекордов, подвижные игры и др.
Логические игры: шахматы, шашки, нарды, морской бой, лабиринт, буриме, каламбур, контакт и др.
Военно-спортивные игры «Зарница», «Патриот», «Ураган», «Снежный шторм», «Операция «Х», Мальчишки, вперед!», «Мы солдаты», Разведчики» и др.
Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», «Конкурент», «Шанс», «Веришь-не веришь», «Эрудит», «Взломщик» и др.
Уличные командные игры «Семь Иванов – семь капитанов», «Золотая цепь», «Шишкиада», «Тропа добрых рук», «Казаки-разбойники», «Ассоциации», «Европейские каникулы», «За двумя зайцами», «Игровое ассорти», «Кола беларускiх гульняу», «Приключения в пути», «В поисках сладкого дерева», «Кладоискатели», «Сыщик», «Большое космическое путешествие», «Лесные тропинки», «Гуляй, город!», «Гениальный сыщик» и др.
Творческие игры «Нас познакомила игра!», «Кувыркляндия», «Абракадабра», «Лесной карнавал», «Однажды в Троицком предместье», «Хиханьки-хаханьки», «Академия веселых наук», «Радуга», «Пиф-паф», «Карамель-шоу, «Угадай мелодию», «Оркестр», «Музыкальный футбол», «Поймай ноту», «Узнай песню», «Кольцовка песен», «Цепочка», «Гроссмейстерский вальс», «Супердискотека», «Музыкальный чердачок», «Вместе мы играем, танцуем и поем», «Музыкальная поляна», «Цветик-семицветик», «Музыкальная гамма», «Фестивальный калейдоскоп», «Танцевальный фейерверк», «Стань звездой», «Веселый калейдоскоп» и др. » и др.
Интеллектуальные игры «Морской бой», «Кольцо знаний», «Семь чудес света», «Счастливый случай», «Солнечные зайчики», «Искатели приключений», «Город зеленого цвета», «Путешествие по Европе», «Листая журналы», «Седьмой континент», «Малыш и Карлсон собирают друзей», «Театральная Маска», «Капитаны», «Сказочное ассорти», «Радуга-дуга», «Следствие ведут колобки», «Забытая парта», «Кинофестиваль», бизнес-игры «Золотой ключик, «Экономический курьер», «Бизнес-клуб» и др.
Игры на знакомство, сплочение временного детского коллектива «Знакомство», «Мост», «Доверие», «Зоопарк», «Живая скульптура», «Прыжок до потолка», «Домино», «Суета сует», «Я и мои тезки», «Веселая семейка» и др.
Сюжетно-ролевые игры «101 спешит на помощь», «Этнодом» и др.
Деловые игры «Выбор», «Есть идея», «Перспектива», «Банк идей», «Дом самоуправления» и др.
Компьютерные игры, игры с использованием новых информационных технологий «Колесо истории», «Пятый океан», «Игра воображения» и др.
4.4 Коммуникативная деятельность. Передача информации от человека к человеку в процессе личностного взаимодействия. Через коммуникации воспитания реализуется как социальное явление.
Основные понятия и идеи. Информация и коммуникация. Социальная значимость культуры речи. Общение. Коммуникативные способности. Коммуникативно-речевая культура. Культура вербализации мыслительной деятельности. Культура убеждения и спора. Монолог, диалог и полилог. Коммуникативные формы работы: беседа, диспут, дискуссия и др. Эмоционально-коммуникативные формы. Композиция речи. Невербальные средства общения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.