Виды современных лагерей и их особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лагерь и вся территория вокруг него, которую осваивают дети, есть специфическая лагерная среда их обитания. Еще А.С. Макаренко отмечал, что воспитание ребят идет на каждом квадратном метре места их жизнедеятельности. Наиболее значимой в воспитании является духовная наполненность внешней среды. Прежде всего, это та социально-педагогическая среда, в которой дети расширяют свои умения и навыки, проходят практику самых разных ролей и положений, приобретают бесценный опыт отношений. Имеющееся на сегодняшний день в Беларуси и на постсоветском пространстве многообразие лагерей (по характеру деятельности) позволяет в огромной степени реализовывать данные задачи.

Виды лагерей:

· Лагеря дневного пребывания – это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания. В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

· Лагеря санаторного типа располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

· Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более 4-х часов в сутки), после обеда – досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.

· Лагерь выходного дня – это детский лагерь, что называется, в миниатюре: те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки. Функционирует с вечера пятницы до вечера воскресения. Лагеря обычно проводятся с выездом за город. Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам – к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т.д.

· Обучающие лагеря бывают трёх видов:

ü для неуспевающих по школьной программе учеников;

ü для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические);

ü для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы).

В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.

· Спортивные лагеря условно делятся на две группы:

ü для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ);

ü направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

· Лагерь актива формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная смена.

· Профильный (тематический) лагерьсектор дополнительного образования, эффективный инструмент воспитания, развития детской одаренности, социальной адаптации несовершеннолетних, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании. Лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, экстрим лагеря и др.). Как правило, программа профильного лагеря ориентирована преимущественно на развитие какой-либо одной сферы: физической, интеллектуальной, творческой, социально-психологической. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки.

Например, программы с преобладанием физического развития могут быть следующие: спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, туристические, экстремальные, скаутские.

Получают распространение, в частности, в России лагеря допризывной подготовки молодежи, представляющие собой школу взросления, гражданского и патриотического воспитания.

Достаточно активный интерес у подростков и юношества вызывают программы с преобладанием социально-психологического развития: общественно-политические, школы лидерства, психологические, религиозные, психолого-педагогические программы для трудных подростков, масс-медийные проекты, моделирующие проблемы, освещаемые на ТВ или в прессе (имитационные программы по образцу проектов «Последний герой», «Фабрика звезд» и др.).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.