Лагерь и вся территория вокруг него, которую осваивают дети, есть специфическая лагерная среда их обитания. Еще А.С. Макаренко отмечал, что воспитание ребят идет на каждом квадратном метре места их жизнедеятельности. Наиболее значимой в воспитании является духовная наполненность внешней среды. Прежде всего, это та социально-педагогическая среда, в которой дети расширяют свои умения и навыки, проходят практику самых разных ролей и положений, приобретают бесценный опыт отношений. Имеющееся на сегодняшний день в Беларуси и на постсоветском пространстве многообразие лагерей (по характеру деятельности) позволяет в огромной степени реализовывать данные задачи.
Виды лагерей:
· Лагеря дневного пребывания – это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания. В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.
· Лагеря санаторного типа располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.
· Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более 4-х часов в сутки), после обеда – досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.
· Лагерь выходного дня – это детский лагерь, что называется, в миниатюре: те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки. Функционирует с вечера пятницы до вечера воскресения. Лагеря обычно проводятся с выездом за город. Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам – к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т.д.
· Обучающие лагеря бывают трёх видов:
ü для неуспевающих по школьной программе учеников;
ü для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические);
ü для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы).
В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.
· Спортивные лагеря условно делятся на две группы:
ü для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ);
ü направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).
· Лагерь актива формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная смена.
· Профильный (тематический) лагерь – сектор дополнительного образования, эффективный инструмент воспитания, развития детской одаренности, социальной адаптации несовершеннолетних, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании. Лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, экстрим лагеря и др.). Как правило, программа профильного лагеря ориентирована преимущественно на развитие какой-либо одной сферы: физической, интеллектуальной, творческой, социально-психологической. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки.
Например, программы с преобладанием физического развития могут быть следующие: спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, туристические, экстремальные, скаутские.
Получают распространение, в частности, в России лагеря допризывной подготовки молодежи, представляющие собой школу взросления, гражданского и патриотического воспитания.
Достаточно активный интерес у подростков и юношества вызывают программы с преобладанием социально-психологического развития: общественно-политические, школы лидерства, психологические, религиозные, психолого-педагогические программы для трудных подростков, масс-медийные проекты, моделирующие проблемы, освещаемые на ТВ или в прессе (имитационные программы по образцу проектов «Последний герой», «Фабрика звезд» и др.).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.