Три функциональных блока мозга по Лурии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из-за схожести названий кто-то может предположить, что модель трех функциональных блоков по Лурии и система «Три мозга» по Маклину также схожи. У них действительно есть точки пересечения, однако в целом Лурия и Маклин подходили к мозгу с разных позиций, поэтому и концепции у них различные.

Так, основатель советской нейропсихологии Александр Романович Лурия и его коллеги выделили три функциональных блока мозга, исходя из того, как в нем проистекают высшие психические функции: что при этом происходит, какие отделы мозга задействованы и за что конкретно они ответственны. Именно поэтому специалисты говорят, что данная модель представляет собой концепцию мозга как материального субстрата психики. Система из трех функциональных блоков показывает, почему пациенты с теми или иными поражениями могут с легкостью выполнять одни задачи, но испытывают затруднения при выполнении других.

Мозг как система из трех функциональных блоков

  • Первый блок – энергетический. Он должен обеспечить условия, в которых будет проистекать психическая деятельность. Среди таких условий можно выделить два самых главных – бодрствование и должный тонус (возбуждение) коры. За эту работу отвечает не сама кора, а подкорковые отделы и части мозга, расположенные вблизи ствола, включая лимбическую систему и ряд других структур.
  • Второй блок связан с информацией – ее получением, обработкой, переработкой и хранением. За каждую из этих операций ответственны свои «подблоки», или зоны: первичная, вторичная и третичная. Первичная принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичная обрабатывает ее. В третичной соединяется информация, полученная из разных органов чувств и соответствующих областей мозга. Здесь же происходят операции, связанные с абстрактным мышлением и некоторые другие. С точки зрения анатомии этот блок объединяет затылочную (или зрительную) область мозга, височную (или слуховую) и теменную (отвечает за ориентацию в пространстве, осязание, положение тела и др.).
  • И наконец, в третьем блоке происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение), контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуются передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли).

Подытоживая описанное выше, представим краткое описание системы трех функциональных блоков мозга по А. Р. Лурии:

  • первый блок – обеспечение условий для психической деятельности;
  • второй блок – получение и анализ «входящей» информации (в значительной степени от органов чувств);
  • третий блок – собственно психическая деятельность.

Психоневрология

Высшая нервная деятельность человека – сложная полифункциональная система. Отдельную ступень в ней занимает лимбическая система головного мозга. Висцеральный мозг – это совокупность морфофункциональных структур головного мозга, находящихся на границе неокортекса (новой коры).
Включает в себя множество отделов среднего, промежуточного и конечного мозга. Ее функции определяются анатомическими структурами

Лимбическая система человека имеет замкнутую структуру, основанную на восходящих и нисходящих путях. Особенности ее строения заключаются в стабильных нейронных связях, которые поддерживают ее функционирование, обеспечивают продолжительное поддержание нервного возбуждения в клетках. Благодаря этому поддерживается замкнутый круг функционирования ее структур.

Определение «лимбическая система» было впервые предложено П. МакЛином в 1952 году и на тот момент состояло из ряда образований головного мозга, находящихся «на краю». По мере развития медицины количество анатомических образований, входящих в эту систему расширялось. На данном этапе

Лимбическая система отвечает за следующие функции:

  1. Обонятельную.
  2. Коммуникативную.
  3. Кратковременную и долгосрочную память.
  4. Регулирует сон.
  5. Регулирует функционирование внутренних органов организма.
  6. Формирует мотивацию и эмоции.
  7. Участвует в интеллектуальных процессах.
  8. Формирует вегетативную и эндокринную деятельность организма.
  9. Отчасти формирует половой и пищевой инстинкты.

Функции лимбической системы не ограничиваются перечисленными.

Благодаря своему анатомическому строению она является основной структурой в координировании жизненно важных функций организма. Суммируя сигналы от внешней и внутренней среды, она анализирует их и посылает команды, тем самым активируя рад соматических и вегетативных реакций. Такое строение помогает регулировать приспособительные реакции организма к внешним раздражителям и поддерживать внутренний баланс на оптимальном уровне. Именно поэтому ее дисфункция столь значима для человека.

При раздражении некоторых ее структур значительно нарушаются функции внутренних органов. К примеру, при воздействии на миндалины нарушается сердечная деятельность, возникают парезы кишечника или ускоряется перистальтика, изменяется процесс секреции желудка, в гормональной сфере также отмечаются сбои, особенно подвержен им гипофиз.

Помимо этого лимбическая система отвечает за адекватное функционирование цепочки «бодрствование – сон». Также регулирует обменные процессы в организме, влияет на водно-солевой обмен, температурный баланс.

Главной социальной значимостью висцерального мозга системы является формирование эмоций. В экспериментах на животных было доказано, что при удалении части ее структур, а именно миндалин, приводит к неуверенности, тревожности, снижению агрессии. При проведении электростимуляции миндалин у людей наоборот возникала раздражительность агрессия, страх, панические приступы.

При поражениях лобной коры у человека возникает эмоциональная лабильность, особенно это проявляется при оценке эмоций, направленных на удовлетворение своих потребностей. Все эти исследования доказывают значимую роль висцерального мозга в эмоциональной, следовательно, и социальной сферах.

Еще одна важная особенность висцерального мозга – участие в процессе обучения. Основную роль в этом играют задние области лобной коры и гиппокамп. Их значение в трансформации кратковременной памяти в долговременную вряд ли можно переоценить. Дисфункция этих структур приводит к невозможности усвоения новых знаний и отсутствию формирования долгосрочной памяти.

Ранее считалось, что благодаря своему анатомическому строению висцеральный мозг отвечает только за обработку данных, получаемых от органов обоняния. В наше время ученые доказали, что это не так и она способна анализировать сигналы, полученные из различных источников.

Лимбическая система отвечает за социальную адаптацию человека во внешнем мире и приспособление его к изменениям в социуме.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 294.