Изменения умственной и физической работоспособности в ходе экзаменов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Период измерения

Умственная работоспособность, усл. ед.

Физическая работоспособность

выносливость к статическ. усилию, кг динамическая работа, усл. ед. Фон 593-621 67-73 87-97 Перед 1-м экзам. 719-745 58 –63 68-78 После 1-го экзам. 630-654 49-55 51-69 После 2-го экзам. 608-630 45-49 53-59 После 3-го экзам. 557-577 38-42 48-52

Представление об изменении градиента умственной работоспособности в зависимости от курса обучения, зимней или весенней сессии, пола студентов дает таблица 4.2.

Таблица 4.2

Изменение градиента умственной работоспособности, %

Курс

Зимняя сессия

Весенняя сессия

мужчины женщины мужчины женщины I 9,8 19,2 11,5 19,8 II 7,3 17,6 9,2 18,3 III 2,9 7,7 5,8 8,6 IV 3,0 8,1 6,1 8,9

У первокурсников наблюдается наиболее высокий (по абсолютной величине) отрицательный градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию отрицательный градиент работоспособности нарастает (по абсолютной величине) по сравнению с зимней сессией. Это является следствием кумулятивного воздействия объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Наличие высокого отрицательного градиента у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную реакцию на ситуацию экзаменов.Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку – 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5-6 мин против 1,5-2 мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физической деятельности возрастает.

Лекция 76

4.7. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период

Вуз предоставляет студентам три вида отдыха, различных по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой и летом. Несмотря на количественные различия, все три вида отдыха должны быть построены по одному принципу: восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и увеличить связанную с этим умственную работоспособность.Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре.При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Если после прекращения физической деятельности человек почти сразу может отключиться от нее, то при умственном труде интенсивная деятельность мозга продолжается значительное время и после завершения ее. Так, напряженная умственная работа непосредственно перед отходом ко сну затрудняет засыпание, приводит к так называемым ситуационным сновидениям, когда человек даже во сне продолжает решать нерешенную задачу, думать о прочитанном или написанном. В этих условиях нервная система не получает необходимого отдыха. Связь движений с умственной деятельностью характеризуют следующие закономерности. В период напряженного умственного труда у людей обычно наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы, напряженная шея, отмечено, что чем сложнее задача, которую приходиться решать, тем выше напряжение мышц. Оказывается, импульсы, направленные от напряженной мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Таким образом, нервная система стремиться сохранить работоспособность. Если процесс идет достаточно долго и монотонно, то кора головного мозга адаптируется к этим раздражителям, что приводит к ее торможению и работоспособность снижается.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков времени и оптимизируются в тех случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках, а также многих других физических упражнений, выполняемых с умеренной интенсивностью. Не менее важно и состояние мускулатуры человека, которая "помогает" нервной системе справиться с интеллектуальными нагрузками. Так, если человек после работы спал меньше обычного, тоническое напряжение мускулов увеличивается. Переутомленный мозг как бы мобилизуется для борьбы с переутомлением. Поэтому для успешной умственной работы необходим не только тренированный мозг, но и тренированное тело.Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности, где соответствующим образом организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями. В ходе их выполнения в коре больших полушарий возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры головного мозга, поднимает тонус всего организма. Надо добавить сюда и такой субъективный психологический фактор, как естественность и физиологичность физических упражнений, которые никогда не воспринимаются человеком как нечто навязанное ему, как вторжение в естественные механизмы тела.Следует учитывать и эмоциональный фактор. Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит наиболее благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против переутомления. И.П.Павлов называл это "чувством мышечной радости".Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: · его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антогонистов; · эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении вызванном монотонной работой; · положительный эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; · чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха.Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом студентов оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнять умеренные циклические упражнения.Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работоспособности.Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировочных занятиях в период экзаменов позволили зафиксировать повышенные трудности при овладении техникой новых упражнений - в 1,5 - 2 раза больше времени приходилось затрачивать на их освоение. При этом у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, сознательного контроля за выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты.Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими способами.

 Лекция 77

Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание - вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдох последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4,6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается на тоже число шагов (4,6,8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости.Психическая саморегуляция. Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.Определённый интерес может представлять один из методов психической регуляции – Ментальный Тренинг (МТ). В отличие от других методов, МТ нацелен не на психопрофилактику отклонений и коррекцию специфических состояний и недугов, а на развитие личности, повышение психического потенциала (ментальной силы) и обучение методам противостояния разрушительным влияниям стрессогенных воздействий современной действительности. Метод направлен на достижение успеха в избранном виде деятельности.Тренировка ментальной силы не является методом, который создан для тех, кто имеет какие-либо нарушения психического здоровья. Базируясь на исследованиях по психической саморегуляции и ее актитвным применениям в области спорта, Ларс-Эрик Унесталь, профессор Скандинавского Международного университета и президент Скандинавской школы лидерства (г. Оребро, Швеция), предложил так называемый Внутренний Ментальный Тренинг (ВМТ). ВМТ- долговременный и развивающий тренинг, целью которого является определение и развитие внутренних ресурсов и умение контролировать поведение, эмоции, настроение, стратегию и процессы в организме.ВМТ - высокотехнологичная система, освоение которой возможно без участия специалиста по психотренингу, т.к. курсы ВМТ записаны на аудиокассеты и могут использоваться самостоятельно. Основой ВМТ является обучение спортсмена способам целенаправленного вхождения в альтернативное состояние сознания (АСС), а затем обучение способам управления уверенностью, мотивацией, работоспособностью, оперирования целями.Популярность метода привела к тому, что он стал широко применяться сначала на уроках физкультуры в школах, затем в школах бизнеса, армии, полиции, университетах. Более 2 млн. шведов (это 25% населения) используют программы ВМТ, которые можно купить в любой аптеке

 

.Лекция 78

 

4.8. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов

Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают влияние на изменение работоспособности студентов.

По результатам исследований установлено, что для успешного воспитания основных физических качеств студентов необходимо опираться на закономерную периодику работоспособности в учебном году. Согласно тому в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-180 удар/мин; во второй половине каждого семестра с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-150 удар/мин. Первая часть в семестре совпадает с более высоким функциональным состоянием организма, вторая - с его относительным снижением. Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году.

При планировании и организации учебных занятий по физическому воспитанию в сетке учебного расписания, следует учитывать их влияние на умственную работоспособность. В таблице 4.3 представлены данные о том, как влияют различные варианты планирования занятий по физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов.

Таблица 4.3

Оценка различных вариантов расписания занятий физическими упражнениями

варианты

часы занятий

оценка

8.15-9.50 10.00-11.35 11.45-13.20 13.30-15.05 15.15-16.50 17.00-18.35
1 ф/в уч.зан. уч.зан.       1
2   ф/в уч.зан. уч.зан.     3
3 уч.зан. уч.зан. ф/в       2
4   уч.зан. уч.зан. ф/в     4
5     ф/в уч.зан. уч.зан.   3
6       ф/в уч.зан. уч.зан. 3
7       уч.зан. уч.зан. ф/в 4

(минимальный эффект оценивается в 1балл, максимальный – 4 балла)

Как следует из таблицы, при всех вариантах планирования занятий эффект от выполнения физических упражнений – положительный, хотя и различный при разных вариантах. Минимальный эффект при первом варианте планирования можно объяснить неподготовленностью организма студентов к выполнению сразу после сна нагрузок, которые в общем-то соответствуют их возможностям. При таком варианте планирования должна быть более продолжительной подготовительная часть урока, нагрузка же в нем должна повышаться особенно постепенно. Необходимо также отметить, что после занятий физическими упражнениями, независимо от места занятий по физическому воспитанию в сетке учебного расписания, признаки снижения работоспособности студентов к концу учебного дня выражены меньше, чем в те дни, когда этих занятий нет.Проверка эффективности разнообразного сочетания режимов при двух занятиях в неделю на протяжении одного семестра позволила установить "зону" оптимального взаимодействия между умственной и физической работоспособностью студентов. Ей соответствует использование занятий с режимом ЧСС 130-160 удар/мин. Превышение оптимума в использовании средств физического воспитания повышает эффект в двигательной деятельности, но ведет к ограничению в интеллектуальной. Их пониженный уровень ведет к ограничению двигательных способностей. И мало значим для повышения эффективности учебно-трудовой деятельности. Поэтому ориентация на оптимум отвечает требованиям социальной практики формирования общекультурного и профессионального развития личности студента в вузе.В практике физического воспитания у определенной части студентов постоянно возникает проблема: как сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного мастерства. Вторая задача требует 5-6 учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день. Установлено, что проведение двух занятий в день резко ограничивает возможности студентов-спортсменов в учебной деятельности, особенно если оба занятия были значительны по объему. В то же время проведение до начала учебы кратковременной интенсивной тренировки в сочетании с вечерними объемными занятиями позволяло им успешнее учиться. При пяти занятиях в неделю целесообразно варьировать объем тренировочных занятий исходя из следующего их соотношения в процентах: понедельник - 100, вторник - 70-75, среда - 130-140, четверг - отдых, пятница - 130-140, суббота - 100-110. Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать недельную периодику работоспособности, с другой - обеспечивает лучшую адаптацию организма к тренирующим воздействиям. Для спортивного потенциала студенты могут выделять в неделю до 18 ч на тренировочные занятия. Если в каникулы объем тренировочной работы достигает 100%, то в период экзаменов его необходимо снижать до 50-55%, во время зачетов до 60-70%.

Наиболее распространенной формой организации занятий со студентами специального учебного отделения являются два занятия в неделю по 90 мин. Однако исследования дают основание для внесения изменений в этот режим. Изучение эффективности трех режимов занятий: 1 вариант - два занятия по 90 мин; 2 вариант - 4 занятия по 45 мин; 3 вариант - 6 занятий по 30 мин для студентов с однородной характеристикой заболеваний позволило установить следующее. Занятия по 1 варианту в непосредственном и отдаленном периоде последействия снижают умственную работоспособность, особенно такие функции внимания, как устойчивость, распределение и интенсивность. Это свидетельствует о наличии утомления у студентов, что подтверждается их самооценкой. Второй вариант оказывал положительное, хотя и незначительное по выраженности последействие. Наиболее выражен положительный эффект был при третьем варианте занятий. Его положительный эффект проявляется и в показателях функциональной подготовленности. Вместе с тем выявилось, что по мере устойчивого повышения уровня функциональных возможностей студентов, возможен переход на второй режим занятий. Чтобы повысить развивающие возможности учебных занятий, целесообразно (наряду с улучшением общефизического состояния и устранением функциональных отклонений для изменения доминанты "неполноценности") уделять внимание развитию функций внимания, памяти, мышления, проявление которых необходимо в учебном труде и активно развивать которые возможно в рамках физического воспитания. Решение этой проблемы связано с включением студентов в процесс самовоспитания, овладения приемами самопознания, а также самонаблюдения, самоанализа, самооценки.Итак, обобщенные характеристики успешного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, следующие: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам; средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы; успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость, высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе; рациональное использование бюджета свободного времени для личного и профессионального развития.

 

Контрольные вопросы

1. Что относят к объективным факторам обучения?

2. Что относят к субъективным факторам обучения?

3. Какое воздействие оказывает на организм длительное пребывание в "сидячей" позе?

4. Что такое утомление?

5. Что такое усталость?

6. Что такое работоспособность?

7. На какой период суток приходится подъем жизненно важных функций организма?

8. Чем можно объяснить наличие второго подъема работоспособности в течении суток?

9. Какова динамика изменения умственной работоспособности в течение недели?

10. Какие физические упражнения оказывают наиболее благоприятное воздействие при утомлении учебным трудом

11. Физические упражнения какой направленности следует применять в первой половине семестра?

12. Физические упражнения какой направленности следует применять во второй половине семестра?

13. При каком варианте планирования занятий по физическому воспитанию наблюдается их наибольший положительный эффект на умственную работоспособность студентов?

14. Какова интенсивность физических упражнений более предпочтительна для оптимального взаимодействия между умственной и физической работоспособностью студентов?

15. Какой вариант занятий со специальной медицинской группой оказывает наибольший положительный эффект?

 

 

Лекция 79

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 347.