Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.При воздействии вибрации может развиваться так называемая вибрационная болезнь, когда снижается острота зрения, тактильная, тепловая и болевая чувствительность; поражаются кровеносные сосуды; происходят нежелательные изменения в суставах и т.д.Эффективные профилактические средства: упорядоченный режим работы и отдыха; производственная гимнастика; регулярные занятия физическими упражнениями, укрепляющими мышечную систему и весь опорно-двигательный аппарат; полезны массаж и самомассаж.Способность организма противостоять укачиванию связана с развитием вестибулярной устойчивости.К физическим упражнениям для тренировки вестибулярного аппарата и устойчивости на высоте и узкой опоре относятся: упражнения в равновесии, акробатические упражнения, упражнения с вращением тела в различных плоскостях, упражнения на специальных тренажерах.В настоящее время в результате испытания ядерного оружия и развития атомной энергетики интенсивность радиационного излучения по сравнению с естественным фоном значительно повышена. В связи с этим весьма важен вопрос о возможности повысить стойкость организма человека к действию проникающей радиации.Опыты на животных, в частности на крысах, показали, что дозы облучения, близкие к смертельным, по-разному влияют на тренированных и нетренированных животных: в 2-3 раза чаще выживали крысы, которые до облучения получали регулярные физические нагрузки.Применительно к людям медицинские наблюдения дали следующие результаты: 1) у физически тренированных врачей-рентгенологов, например, после нескольких лет работы картина крови ухудшается меньше, чем у нетренированных; 2) такое же явление наблюдается при исследовании людей, работающих в производстве радия; 3) после взрыва атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки у находящихся на одинаковом расстоянии от эпицентра физически тренированных людей степень поражения была меньше, чем у нетренированных.Можно сделать вывод, что при не смертельных дозах лучевое поражение физически тренированных людей будет относительно более легким, выздоровление пойдет быстрее, работоспособность восстановится раньше.
Контрольные вопросы
1. Гомеостаз это....
2. Организм это....
3. Почему кости детей более эластичны и упруги?
4. Посредством чего кости скелета соединяются между собой?
5. К какому виду мускулатуры относятся скелетные мышцы?
6. Сколько мышц насчитывается у человека?
7. Какие волокна мышц обладают более быстрой сократительной способностью?
8. На что расщепляется гликоген при анаэробных процессах образования энергии?
9. Что образуется при окислении углеводов и жиров?
10. Какой процесс энергообразования обладает большими возможностями во времени?
11. Какую функцию осуществляют клетки крови - эритроциты?
12. Какой пульс считается нормальным для здорового взрослого человека?
13. Какое кровяное давление является нормой у здорового человека в возрасте 18-40 лет?
14. Какое воздействие оказывают систематические занятия физическими упражнениями на дыхательную мускулатуру?
15. Какой процент глюкозы, образуемой печенью, потребляется головным мозгом?
16. Укажите наиболее эффективную форму отдыха при умственном труде.
17. От чего защищает организм такое функциональное состояние, как утомление?
18. До какого уровня восстанавливаются энергетические ресурсы в восстановительном периоде после физической нагрузки?
19. Когда лучше тренироваться, учитывая биологические ритмы?
20. К чему приводит пониженная двигательная активность?
21. Какова продолжительность работы в зоне умеренной мощности?
22. Как отличаются расходы энергии в покое у тренированных и нетренированных людей?
23. На что указывает урежение пульса в покое (брадикардия) у тренированных людей?
24. В каких видах спорта наблюдается тесная связь между максимальным потреблением кислорода (МПК) и тренированностью?
25. Какова норма потребления белков в день для взрослого человека?
26. Что является главным источником энергии в организме?
27. Когда преимущественно используются жиры как источник энергии при физической деятельности?
28. Каково основное значение витаминов для организма?
29. Сколько калорий расходует в течение рабочего дня (8-10 ч) мужчина, занимающийся умственным и физическим трудом?
30. Какое количество энергии необходимо затрачивать ежедневно для нормальной жизнедеятельности?
31. Какова причина "гравитационного шока"?
32. Физические упражнения какого характера оказывают наиболее эффективное воздействие на сердечно-сосудистую систему?
33. Какова причина так называемой "мертвой точки"?
34. Как можно ослабить проявление "мертвой точки"?
35. Какие меры способствуют качественной готовности студентов к активной учебной работе?
Лекция 59
Дата: 2019-03-05, просмотров: 397.