Инвестиции – это долгосрочное вложение капитала с целью получения.
Различают реальные инвестиции, к которым относят вложение денег в капитальное строительство, расширение и развитие производства, и финансовые инвестиции, к которым относят приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.), вложение денег на депозитные счета в банках под проценты и пр.
Выбор оптимального варианта производственных инвестиций осуществляется на основе составления бизнес-планов и расчетов финансовой эффективности по каждому из возможных проектов.
Бизнес-план составляется на прединвестиционной стадии.
Это основной документ, позволяющий обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта, определить доходы и расходы, рассчитать поток реальных денег, проанализировать безубыточность, окупаемость и другие показатели. Кроме того, это специальный инструмент управления проектом, форма изложения технико-эко номического обоснования (ТЭО).
Т.о., основная задача бизнес-плана — дать целостную системную оценку перспектив проекта.
Бизнес-план необходим как для привлечения инвесторов и получения инвестиций под конкретные мероприятия, так и для квалифицированной текущей работы в бизнесе.
Следует иметь в виду, что нередко разработка бизнес-плана предшествует технико-экономическому обоснованию инвестиций. Он может быть альтернативой ТЭО в несложных проектах, а в более сложных — служить итоговым максимально компактным документом.
Вместе с тем он должен быть и достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и другие участники смогли получить достаточно полное представление о предлагаемом проекте и понять его цели.
По своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намеченных мероприятий, а также выполнять функции рекламы.
Бизнес-план содержит следующие примерные разделы.
Резюме. В нем в сжатой форме излагается суть предлагаемого проекта, его преимущества, подведены итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов. Отмечается привлекательность, новизна, выгодность проекта.
Сущность предлагаемого проекта. Приводится описание предлагаемой продукции, ее преимущественные характеристики и пр.
Оценка рынков сбыта и конкурентов. Дается характеристика рынка, уровней продаж, покупателей.
План маркетинга. Планируются совокупность мероприятий, направленных на формирование и завоевание рынка продаж.
План производства. Описываются производственная база, применяемые технологии.
Организационный план. Приводится организационная структура управления, потребность в трудовых ресурсах.
Финансовый план. Отражаются финансовые результаты и рассчитывается эффективность проекта по общепринятым критериям оценки эффективности.
8) Приложения. Копии контрактов, пояснения к расчетам и др.
Одним из наиболее ответственных и значительных этапов в управлении инвестиционным проектом является обоснование его экономической эффективности, включающее анализ и интегральную оценку всей имеющейся технико-экономической и финансовой информации.
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов — это способы определения целесообразности долгосрочного вложения капитала в различные объекты с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости.
Базовые принципы оценки:
Оценка возврата инвестируемого капитала на основе показателя денежного потока (cash flow, CF), который формируется в процессе эксплуатации инвестиционного проекта и рассчитывается одним из трех альтернативных способов:
а) по чистой прибыли;
б) по чистой прибыли с учетом амортизационных отчислений;
в) по чистой прибыли с учетом амортизационных отчислений и ликвидационной стоимости основных фондов (т.е. если в ходе или по окончании реализации проекта планируется поступление дохода от ликвидации оборудования, машин и т.п. (н.: сдача в металлолом), то эти поступления должны быть учтены как доходы соответствующих периодов).
При этом показатель денежного потока может приниматься при оценке дифференцировано по отдельным годам эксплуатации инвестиционного проекта или как среднегодовой;
Обязательное приведение к настоящей (текущей) стоимости (методом дисконтирования) как инвестируемого капитала, так и сумм денежного потока.
Дисконтирование - это приведение разновременных доходов и расходов, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, к единому (базовому) моменту времени, т.е. моменту первоначального вложения капитала.
Это необходимо потому, что:
- во-первых, происходит постоянное обесценение денег (инфляция);
- во-вторых, желательно периодическое поступление дохода на капитал, причем в размере не ниже определенного минимума.
Выбор дисконтной ставки (норма дисконта, коэффициент дисконтирования), в качестве которой могут быть использованы:
а) средняя депозитная или кредитная ставка (например, ставка рефинансирования ЦБ);
б) индивидуальная норма доходности инвестиций с учетом уровня инфляции – учитывает минимально допустимый для инвестора доход ;
в) альтернативная норма доходности по другим возможным видам инвестиций.
Н.: 17 % = 12 % + 5 %
ставка дисконтирования = ставка рефинансирования ЦБ + уровень инфляции
Причем, если сравниваются несколько инвестиционных проектов с различными периодами инвестирования, то обычно для проекта с большим периодом реализации применяется и более высокая дисконтная ставка (%), т.к. он более рискован.
Для оценки эффективности инвестиционных проектов рассчитываются следующие показатели:
1) Чистый приведенный доход ( net present value, NPV). Другие термины — чистый дисконтированный доход и чистая текущая стоимость, интегральный эффект. Суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта ( present value, PV) с инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации.
NPV - это разница между приведенной к настоящей стоимости путем дисконтирования суммой денежного потока ( текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта ( present value, PV)) за весь период эксплуатации инвестиционного проекта и суммой инвестируемых в его реализацию средств.
В общем виде величина NPV определяется по формуле:
NPV = PV - I (46)
где PV (present value) – дисконтированный денежный поток за весь период эксплуатации проекта; I — затраты на инвестиции ( investment).
1 случай. Если предполагается разовое инвестирование.
NPV = PV - I = - I (47)
где CFt — денежный поток (cash flow) от инвестиций в t-ом году; n — норма дисконта, в абсолют.ед; m — продолжительность расчетного периода, т.е. количество лет в течение которых проект будет приносить доход.
2 случай. Если предполагается инвестирование, осуществляемое в течение ряда лет, то должны дисконтироваться и инвестируемые средства, начиная со 2-го этапа инвестирования.
NPV = PV - I = - (48)
где i - планируемый уровень инфляции, в абсолют.ед.; Ij - сумма инвестиций в j-ом году; k – продолжительность периода инвестирования, лет.
NPV используется как для сравнительной оценки эффективности нескольких инвестиционных проектов (более эффективен тот проект, где NPV больше), так и как критерий целесообразности их реализации ( т.е. к реализации принимается только проект, у которого NPV > 0. Если же NPV < 0, то проект д.б. отвергнут, т.к. он не принесет инвестору дополнительный доход на вложенный капитал).
Следует также отметить одно важное свойство показателя NPV – это возможность его суммирования по разным проектам, что позволяет оценить общий доход предприятия от различных инвестиций за определенный период.
2) Индекс доходности (profitability index, PI). Другие термины - индекс прибыльности и рентабельность проекта. Формула для расчета этого показателя имеет вид:
PI = (49)
PI используется как для сравнительной оценки эффективности нескольких инвестиционных проектов, так и как критерий целесообразности их реализации. Очевидно, что величина критерия PI > 1 свидетельствует о целесообразности реализации проекта. Причем, чем больше PI превышает единицу, тем выше инвестиционная привлекательность проекта.
3) П ериод окупаемости ( payback period, PP). Другой термин — срок окупаемости. Смысл заключается в определении необходимого для возмещения инвестиций периода времени, за который ожидается возврат вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. Для расчета сумма инвестиций делится на величину среднегодовых денежных поступлений.
PP = I / (50)
= PV / m (51)
где - среднегодовая сумма денежного потока
Чем меньше период окупаемости, тем выше инвестиционная привлекательность проекта.
4) Внутренняя норма рентабельности (internal rate of return, IRR). Другие термины — внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли. Под внутренней нормой рентабельности понимают ту расчетную ставку процента (ставку дисконтирования), при которой отдача от инвестиционного проекта (денежный поток) равна первоначальным инвестициям в проект. Т.о. IRR = n , при которой NPV = 0.
Этот показатель указывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть инвестированы в конкретный проект. Например, если проект финансируется за счет банковского кредита, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает инвестиционный проект убыточным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Основная литература
1.1 Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс]: учебник/ Баскакова О.В., Сейко Л.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 372 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14122.— ЭБС «IPRbooks»
1.2 Романенко И.В. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Романенко И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Финансы и статистика, 2011.— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12459.— ЭБС «IPRbooks»
2 Дополнительная литература
2.1 Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: учебник для бакалавров/ Л.А. Чалдаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 410 с.
Экономика фирмы: учебник для бакалавров/ под ред. В.Я.Горфинкеля. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 685 с.
2.3 Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И.Волкова и О.В.Девяткина.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 601 с.
УДК 331
Автор методического пособия – Михайлова О.М., старший преподаватель кафедры ЭиУ
Учебно-методическое пособие. Краткий курс лекций по дисциплине «Экономика машиностроительного производства» для студентов направления подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (все формы обучения) – Новоуральск, НТИ НИЯУ МИФИ, 2016. - 48 с.
Сдано в печать 19.06.2016 Формат А4 Бумага писчая
Печать плоская Уч.-изд.л. Тираж 50 экз.
Заказ 11 Издательство НгтИ Лицензия ИД № 00751 г.Новоуральск, Ленина, 85
Дата: 2019-03-05, просмотров: 184.