РАЗДЕЛ 1 ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 1.1 ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие объективно становится основным звеном в ее реализации. Дело в том, что оно не только создает нужные обществу продукцию и услуги, но и создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, начисляет заработную плату и тому подобное. Кроме того, выплачивая федеральные и местные налоги, предприятие участвует в содержании государственных органов и поддержании социальных программ.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Внутренние факторы развития производства можно условно разделить на три группы:

1) факторы ресурсного обеспечения производства;

2) факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия;

3)  факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В экономике различают два типа экономического роста (развития):

1) экстенсивный, когда экономический рост достигается за счет количественного увеличения факторов производства (средств производства, потребляемых материальных, сырьевых, трудовых ресурсов) при неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной эффективности производства (или ее снижению);

2) интенсивный, который базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования факторов производства (совершенствование средств и предметов труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных параметров производства), благодаря чему прирост производства обеспечивается преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда.

Рассматривая предприятие, как систему необходимо различать такие понятия как внутренняя и внешняя среда предприятия, которые схематично представлены на рисунке 1 .

 

Внутренняя среда производственного   Внешняя среда производственного                                                    .               предприятия                                                                предприятия

     
 


Люди                        Средства                            Центральные и местные органы власти

(персонал)                 производства

             
     

 

 


          Производство                            Поставщики       Предприятие        Потребители                             

                                                                                                                                                                                                                                                                           

     
 


Деньги                          Информация

     
 


                                                                                  Конкуренты          Народонаселение

             
   
 

 

 


Результат      Продукция

деятельности

Рисунок 1 - Внутренняя и внешняя среда производственного предприятия

 

К важнейшим задачам действующего предприятия относят:

1) получение дохода владельцем предприятия;

2) обеспечение потребителей продукцией предприятия;

3) обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

4) создание рабочих мест для населения;

5) охрана окружающей среды;

6)  недопущение сбоев в работе предприятия.

 К основным функциям промышленного предприятия относят:

1) изготовление продукции производственного и личного потребления;

2) продажа и поставка продукции потребителю;

3) послепродажное обслуживание продукции;

4) материально-техническое обеспечение производства на предприятии;

5) управление и организация труда персонала на предприятии;

6) всестороннее развитие и рост объемов производства на предприятии;

7) уплата налогов и взносов в бюджет;

8) соблюдение действующих стандартов, нормативов и государственных законов.

К признакам предприятия как юридического лица относят:

1) организационное единство;

2) имеет обособленное имущество;

3) несет имущественную ответственность по своим обязательствам;

4) имеет самостоятельный баланс;

5) имеет свое наименование с указанием организационно-правовой формы и выступает в хозяйственном обороте от собственного имени;

6) действует на основе устава или учредительного договора или положения;

7) имеет оперативно-хозяйственную и экономическую самостоятельность.

  Хозяйственная деятельность любого предприятия начинается с образования уставного капитала, который представляет собой сумму вкладов учредителей предприятия и необходим для его жизнедеятельности. Его величина соответствует сумме зафиксированной в учредительных документах и является неизменной. В качестве вклада в уставной капитал могут входить здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы, денежные средства в рублях и валюте. Стоимость вкладов оценивается в рублях и составляет доли учредителей в уставном капитале.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридические лица могут создаваться в различных организационно-правовых формах (это способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности). Основными из них являются:

1) полное товарищество – это объединение нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основании договора между ними. Все его участники (полные товарищи) имеют равные права и обязанности и несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Размер уставного капитала не ограничен;

2) товарищество на вере (коммандитное или смешанное товарищество) – создается физическими и (или) юридическими лицами. В него входят полные товарищи, осуществляющие от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающие по обязательствам товарищества всем своим имуществом, и члены-вкладчики (коммандитисты), несущие риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, только в пределах сумм внесенных ими вкладов, не принимающие участия в осуществлении товариществом хозяйственной деятельности и получающие часть прибыли предприятия в соответствии с их долей      в уставном капитале. Размер уставного капитала не ограничен;

3) общество с ограниченной ответственностью (ООО) – создается физическими и (или) юридическими лицами. Имущество формируется из долевых вкладов учредителей, которые несут ответственность по обязательствам ООО только в пределах стоимости своих вкладов. Число участников ООО не должно быть более пятидесяти. Минимальный размер уставного капитала составляет 10 000 рублей;

4) акционерное общество– это коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющих право собственности владельца акции по отношению к акционерному обществу. Акционеры отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акция – это ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом; без установления срока обращения; удостоверяющая внесение доли в уставной капитал акционерного общества; дающая право ее владельцу на получение части прибыли акционерного общества в виде дивиденда, на часть имущества акционерного общества в случае его ликвидации и на участие, как правило, в управлении акционерным обществом.

Различают две категории акций:

· привилегированные акции – не дают право на участие в управлении (т.е. право голоса на собрании акционеров), но приносят постоянный фиксированный доход (дивиденд), размер которого устанавливается в момент выпуска акций, и имеют преимущества перед обыкновенными акциями при распределении прибыли (т.е.по ним дивиденды начисляются в первую очередь);

· обыкновенные (простые) акции – дают право на управление акционерным обществом и участвуют в распределении прибыли акционерного общества, оставшейся после выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Величина дивидендов по обыкновенным акциям каждый год меняется и зависит от величины прибыли акционерного общества в текущем году.

 

Величина дивидендов   = прибыль, направляемая на выплату дивидендов по обыкновенным акциям

    на обыкновенную                           количество выпущенных обыкновенных акций

          акцию

 

Все акции имеют:

- номинальную цену – это цена обозначенная на ней и установленная в момент ее выпуска;

- рыночную цену (курсовую стоимость или курс) – это цена, по которой акции реально продаются и покупаются на рынке и зависящая от спроса и предложения.

Контрольный пакет – это количество обыкновенных акций, обеспечивающее их владельцу контроль над деятельностью акционерного общества.

Акционерные общества бывают двух типов:

а) непубличные акционерные общества (АО) (до 01.09.2014 в ГК РФ назывались закрытые акционерные общества (ЗАО)) – акции такого АО распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц;

б) публичные акционерные общества (ПАО) (до 01.09.2014 в ГК РФ назывались открытые акционерные общества (ОАО)) – формируют свое имущества путем свободной продажи акций неограниченному кругу лиц.

Основные различия между непубличным акционерным обществом (АО) и публичным акционерным обществом (ПАО):

1) Число акционеров:

— для АО число участников ограничено законом и должно быть не более 50, если превысит, то АО должно преобразоваться в ПАО;

— для ПАО не ограничено.

2) Преимущественное право на приобретение акций, отчуждаемых акционерами общества:

— для АО акционеры пользуются преимущественным правом на приобретение акций, продаваемых другими акционерами;

— для ПАО преимущественное право не допускается.

3) Распределение акций:

— для АО среди учредителей либо заранее определённого круга лиц;

— для ПАО распределение акций среди неограниченного круга лиц (открытая подписка).

4) Уставный капитал:

— для АО от 100 МРОТ;

— для ПАО от 1000 МРОТ.

5) Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

- Федеральное государственное унитарное предприятиеФГУП,

- Государственное унитарное предприятие(О; К; Р)ГУП (субъекта федерации),

- Муниципальное унитарное предприятиеМУП (муниципального образования).

ТЕМА 1.2 АРЕНДА

Аренда – это имущественный наем, основанный на договоре о предоставлении имущества во временное пользование за определенную плату.

Арендное предприятие – это аренда имущества самостоятельных предприятий, структурных подразделений, а также входящих в их состав производственных участков, групп, производств, цехов и т.п.

Арендодатель остается полным собственником сдаваемого в аренду имущества.

Арендатор получает на период действия договора исключительное право пользования арендуемым имуществом.

Аренда основывается на ряде следующих принципов:

1) длительный срок хозяйственных отношений, что позволяет избежать ориентации арендатора на краткосрочные выгоды, прежде всего такая ситуация позволяет создать рачительное отношение к арендуемому имуществу;

2) в арендном договоре должны фиксироваться взаимные обязательства сторон, и, прежде всего, определяются рамки арендной самостоятельности и ее материальная основа – арендный доход;

3) сдача имущества на конкурсной основе

Арендная плата, как правило, должна включать:

- амортизационные отчисления (т.е. сумму износа арендуемого имущества) за весь период арендных отношений;

- отчисления в ремонтный фонд (т.е. средства необходимые для ремонта арендуемого имущества);

- величину альтернативной стоимости имущества, хотя бы на уровне учетной ставки Центробанка (т.е. это величина упущенной выгоды арендодателя, т.е. потенциального дохода, который мог бы получить арендодатель, если бы имущество использовалось в его хозяйстве, а не в хозяйстве арендатора).

Исчисление арендной платы может производиться от суммы всего арендуемого имущества в совокупности или отдельно по каждому объекту.

Сроки и условия перечисления арендной платы устанавливаются договором.

По окончании действия договора аренды арендатор может:

1) вернуть объект аренды арендодателю;

2) заключить новый договор на аренду данного имущества;

3) выкупить объект аренды по остаточной стоимости.

В практической деятельности применяют три основных вида аренды:

1) рентинг (краткосрочная) – на срок от нескольких часов до года;

2) хайринг (среднесрочная) – на срок от одного года до трех лет;

3) лизинг (долгосрочная) – на срок от трех до пяти лет, а иногда до 15 – 20 лет.

  Аренда дает следующие преимущества:

- для арендодателя:

1) расширение круга потенциальных партнеров;

2) возникает выгода от того, что общая сумма арендных платежей может превышать стоимость оборудования, сдаваемого в аренду;

3) арендное финансирование связано с меньшим риском, чем предоставление денежных ссуд.

- для арендатора:

1) смягчается проблема недостатка ликвидных средств (т.е. наличных денег), т.к. затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора. Следовательно, высвобождаются средства для вложения в другие виды активов;

2) появляется возможность оценить оборудование в процессе его эксплуатации, что позволяет решить вопрос о его приобретении.

 

 

ТЕМА 1.3    ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Различают следующие прогрессивные формы организации промышленного производства:

1) концентрация производства;

2) специализация производства;

3) кооперирование производства;

4) комбинирование производства.

Концентрация производства – это сосредоточение выпуска продукции на крупных предприятиях.

Концентрация производства осуществляется в трех основных формах:

1) концентрация производства однородной продукции на специализированном предприятии – наиболее эффективная форма, т.к. обеспечивает сосредоточение однородного производства на все более крупных предприятиях, что позволяет применять высокопроизводительные специализированные машины, автоматизированные и поточные линии, современные методы организации производства;

2) комбинирование взаимосвязанных производств на одном предприятии – является высокоэффективной для отраслей, использующих физико-химические методы изготовления продукции, т.к. обеспечивают последовательность выполнения технологических процессов, комплексную переработку сырья, использование побочных продуктов и отходов;

3) концентрация разнородных производств на одном предприятии универсального характера – эта форма менее эффективна, т.к. недостаточный уровень специализации, различные размеры сочетаемых производств и разнородность продукции не позволяют достичь высшей эффективности производства.

В промышленности используются два основных способа концентрации предприятий:

1) агрегатная форма концентрации – предполагает увеличение единичной производственной мощности отдельных станков и агрегатов. (Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции при максимальном использовании оборудования.) Этот способ отражает интенсивное развитие техники;

2) производственно-техническая концентрация – осуществляется путем увеличения количества установленного технологического оборудования, машин, поточных линий на данном предприятии. Этот способ отражает экстенсивный путь развития.

Для характеристики уровня концентрации производства используются следующие показатели:

1) удельный вес в отрасли крупных предприятий:

- по стоимости выпущенной продукции;

- по стоимости основных промышленных производственных фондов;

- по численности работающих;

- по величине энергетической мощности.

2) средний размер предприятия в отрасли исчисленный по тем же показателям.

Необходимо различать понятия «размер производства» и «размер предприятия».

Размер производства характеризуется производственной мощностью данного комплекса оборудования, то есть максимально возможным количеством выпускаемой продукции, и зависит от избранного технологического процесса.

Оптимальным размером производства следует считать такой, при котором обеспечиваются минимальные приведенные затраты на производство единицы продукции.

Размер предприятия характеризуется численностью работающих и величиной производственных фондов, сосредоточенных на предприятии. 

Оптимальным размером предприятия считается такой, который обеспечивает минимальные суммарные приведенные затраты на изготовление продукции и ее доставку потребителям.

Экономическое значение концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей производства в результате увеличения размеров предприятий. А именно:

1) рост объемов выпускаемой продукции, создание условий для применения и лучшего использования высокопроизводительного оборудования, внедрения прогрессивных технологических процессов;

2) создание условий для массового производства, сокращения производственного цикла, уменьшения затрат на подготовку производства и на управление им;

3) снижение себестоимости единицы продукции;

4) создание условий для организации мощных конструкторских бюро, экспериментальных баз, проведения НИОКР.

 

Специализация промышленного производства – это такая форма его организации, при которой изготовление продукции, ее частей или выполнение отдельных операций по изготовлению продукции происходит в самостоятельных отраслях и на обособленных предприятиях (в цехах, участках).

К специализированным относят предприятия (цехи), выпускающие однородную продукцию в оптимальных или близких к ним объемах.

При выборе формы специализации основное значение имеет подбор таких видов продукции, которые объективно обуславливают общность технологии и методов организации производства.

Различают три формы специализации производства:

1) предметная, при которой в самостоятельное производство выделяется изготовление законченных, готовых к эксплуатации изделий (например, автомобилей, станков);

2) подетальная, при которой в самостоятельное производство выделяется изготовление отдельных деталей, узлов и агрегатов (например, автомобильные поршни, клапаны, редукторы, метизы);

3) технологическая, при которой в самостоятельное производство выделяются стадии технологического процесса (например, сборочные, литейные, штамповочные процессы) .

Наибольшая однородность производства достигается при подетальной и технологической специализации, что предопределяет их высокую эффективность.

Для характеристики уровня специализации машиностроения в целом, отдельных отраслей и предприятий используется следующая система показателей:

1) удельный вес специализированного производства (или специализированной отрасли) в общем выпуске данного вида продукции в стоимостном или натуральном выражении;

2) удельный вес основной (профильной) продукции в общем выпуске (в стоимостном выражении) отрасли или предприятия;

3) широта номенклатуры, количество групп, видов и типов конструктивно и технологически однородных изделий, выпускаемых предприятием отрасли;

4) удельный вес предприятий и цехов, специализированных на выпуске отдельных деталей, узлов, заготовок, в общем объеме производства;

5) количество предприятий и цехов, занятых изготовлением данного вида продукции, в том числе специализированных.

Экономическое значение специализации заключается в следующем:

1) увеличивается однородность производства;

2) создаются условия для широкого использования высокопроизводительного оборудования, совершенной технологии, поточных методов производства;

3) повышается уровень механизации и автоматизации, лучшее использование действующего оборудования.

А это в свою очередь приводит:

- к росту производительности труда;

- к снижению трудоемкости и себестоимости изделий;

- к улучшению их качества.

 

Кооперирование производства – это система длительных производственных связей между предприятиями, совместно изготавливающими определенную продукцию, но сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность.

Различают следующие формы кооперирования:

1) по отраслевому принципу кооперирование делится на:

а) внутриотраслевое;

б) межотраслевое;

2) по территориальному принципу кооперирование делится на:

а) внутрирайонное;

б) межрайонное.

Различают следующие показатели уровня кооперирования:

1) удельный вес в выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию;

2) удельный вес полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции;

3) количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;

4) средний радиус кооперирования (где радиус – это расстояние между предприятиями – кооперантами). Рациональным считают такой радиус, при котором суммарные затраты на изготовление продукции и ее доставку будут минимальными.

Экономическое значение кооперирования заключается в том, что оно позволяет:

1) увеличить объем выпускаемой продукции;

2) снизить трудоемкость и себестоимость ее изготовления.

 

Комбинирование производства – это соединение в рамках одного предприятия производства продукции различных отраслей промышленности, основанное на последовательности стадий переработки сырья или переработке отходов основного производства.

К формам комбинирования относятся:

1) комбинирование, основанное на последовательном выполнении технологических стадий обработки сырья;

2) комбинирование, основанное на использовании отдельных отходов основного производства;

3) комбинирование, основанное на комплексном использовании сырья, материалов, энергии и отходов, т.е. на полном использовании всех отходов основного производства.

К показателям уровня комбинирования производства относят:

1) удельный вес комбинатов в общем объеме произведенной продукции отраслью;

2) доля комбинатов в общем числе предприятий отрасли;

3) число производств, объединенных одним комбинатом.

Экономическое значение комбинирования заключается в том, что оно позволяет:

1) расширить сырьевую базу промышленности;

2) снизить транспортные расходы;

3) сократить длительность производственного цикла;

4) сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей промышленности;

5) уменьшить производственные отходы и тем самым оказывать благотворное влияние на природную среду;

6) развивать концентрацию производства и получать выгоды от эффекта масштаба и др.

 






Дата: 2019-03-05, просмотров: 182.