ТЕМА 3.2 ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сводным показателем, характеризующим финансовый результат деятельности предприятия, является прибыль. Её величина складывается под влиянием соотношения между доходами и расходами организации.

В современных условиях хозяйствования прибыль рассматривается в системе, которая включает:

· валовая прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ или услуг) без НДС, акцизов и других косвенных налогов и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в ее себестоимость.

Пв =   Впрод - Нк – С         (27)

      где Впрод - выручка от реализации продукции; Нк - косвенные налоги; С – себестоимость  продукции

 Выручка от реализации может определяться двумя методами: по оплате (кассовый метод) и по отгрузке (метод начислений).

2) прибыль от продаж определяется как валовая прибыль за вычетом коммерческих (связанных со сбытом) и управленческих (связанных с управлением производством) расходов (в том случае если эти расходы выделяются как самостоятельные.

Ппрод = Пв - Рку   (28)

где Рку – коммерческие и управленческие расходы

Если же предприятие использует вариант учетной политики «по полной производственной себестоимости» то эти затраты отдельно не выделяются, а будут входить в себестоимость, отражаемую в пункте 1. Тогда валовая прибыль = прибыли от продаж).

Если Рку = 0, тогда Ппрод = Пв

3) прибыль от операций с имуществом и финансовой деятельности определяется как разница между операционными доходами и расходами.

Операционные доходы - это поступления от операций с имуществом организации (доходы от аренды, продажи имущества организации) и от финансовой деятельности (доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты), проценты по выданным предприятием кредитам, доходы от долевого участия в деятельности других организаций и т.п.). Операционные расходы – это уплаченные предприятием проценты по взятым им кредитам и т.п..

По = До - Ро    (29)

 где До , Ро - соответственно операционные доходы и расходы 

4) прибыль от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между внереализационными доходами и расходами.

Внереализационные доходы    - это полученные от должников суммы штрафов, пеней и неустоек; активы полученные безвозмездно, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году и т.д. Внереализационные расходы – это уплаченные предприятием суммы финансовых санкций; безнадежная дебиторская задолженность (т.е. долг других предприятий нашему) по которой истек срок исковой давности; убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году и т.д.

Пвн = Двн - Рвн  (30)

 где Двн , Рвн - соответственно внереализационные доходы и расходы 

5) прибыль до налогообложения (балансовая прибыль)  определяется как прибыль от продаж плюс прибыль от операций с имуществом и финансовой деятельности и плюс прибыль от внереализационных доходов и расходов.

Пб =  Ппрод + По + Пвн    (31)

6) чистая прибыль определяется как прибыль до налогообложения за вычетом налога на прибыль.

Пч = Пб - Нп      (32)            

 где  Нп - налог на прибыль

Чистая прибыль на предприятии распределяется в резервный фонд и фонды специального назначения, к которым относятся фонды накопления и потребления.

Резервный фонд создается на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Эта сумма не подлежит использованию в хозяйственном обороте.

Фонды накопления и потребления – это фонды специального назначения и образуются, если это предусмотрено учредительными документами.

Фонд накопления представляет собой источник средств для создания и приобретения нового имущества.

Фонд потребления представляет собой источник средств для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива.

Рентабельность - один из основных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств предприятия в процессе производства и реализации продукции.     Виды рентабельности:

 - Рентабельность продаж прод) это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукции.

Рпрод = Ппрод / Впрод х 100% (33)

 - Рентабельность продукции продук) - это показатель, характеризующий величину прибыли, приходящейся на каждый рубль затрат.

Рпродук = Ппрод / С х 100%    (34)

 - Рентабельность предприятияпред) – это показатель, характеризующий эффективность использования производственных фондов предприятия, которые включают ОПФ и оборотные фонды. Он показывает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль  основных и оборотных фондов.

Рпред = Пб / (Сопф + Соб.ф) х 100%   (35)

 

где Сопф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

      Соб.ф - средняя стоимость оборотных производственных фондов, руб.

 

 

    ТЕМА 3.3 ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Виды цен различают в зависимости от того на какой стадии товародвижения они формируются. Причем, каждый последующий вид цен включает в себя в качестве составной части предыдущий вид цен.

 Схема товародвижения представлена на рисунке 7.

 

Предприятие             Оптовая торговля                Розничная торговля            Потребитель

                Оптовая цена                         Оптовая цена                                Розничная цена   

                 предприятия                       промышленности

               (отпускная цена)

 

Рисунок 7 - Основные виды цен

 

Оптовая цена (отпускная цена) предприятия – это цена, по которой товар выходит с предприятия, то есть это цена, по которой производятся расчеты с предприятием- изготовителем продукции. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия.

Оптовая цена промышленности (торговли) – это цена, по которой оптовые сбытовые организации реализуют товар торгующим организациям (магазинам). Она включает в себя оптовую цену предприятия и снабженческо-сбытовую наценку. Снабженческо-сбытовая наценка – это цена на услугу по снабжению и сбыту и включает в себя расходы и прибыль организаций оптовой торговли.

Розничная цена – это цена, по которой товар реализуется розничными торговыми организациями конечным потребителям. Она включает в себя оптовую цену промышленности и торговую наценку. Торговая наценка – это цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю и включает в себя издержки и прибыль розничных торговых организаций.

 

Различают несколько основных методов установления исходной цены товара:

2 Метод полных издержек (или затратный метод) – когда к полным издержкам прибавляется определенный процент прибыли.

Границы его применения:

а)  при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда невозможно ее сопоставить с ранее выпущенной;

б) при установлении цены на продукцию, которая изготавливается по разовым заказам и на опытные образцы;

в) при определении цен в отрасли, где подавляющее большинство предприятий пользуется этим методом;

г) при определении цен на товары, на которые спрос хронически превышает предложение.

3 Метод маркетинговых оценок - основывается на изучении рынков сбыта, поведения конкурентов, определении эластичности спроса в зависимости oт изменения цены и т. д.

  Он подразделяется на два подметода:

1)метод сходной (подобной) цены — цена определяется в соответствии с ценами конкурентов на аналогичный товар;

2) метод оценки реакции покупателя продавец выясняет и
устанавливает максимальную цену, по которой товар будет обязательно продан.

4 Метод удельной цены – используется, когда необходимо определить цены на новые товары, которые не имеют полных аналогов на рынке. Смысл данного метода состоит в определении базового показателя старого товара и сравнении его с подобным показателем нового товара. Формула для расчета по данному методу имеет вид:

                                     

где Цн — новая цена;      Цббазовая цена;

   Пн — новый показатель;  Ц6 — базовый показатель.

Базовым показателем может быть любая качественная характеристика товара —мощность, скорость, грузоподъемность и т. п.

 

Цена является мощным стимулятором сбыта продукции. Приме­няя систему разнообразных скидок, предприятие может добиваться значительного увеличения продаж. Это могут быть:

скидки за количество приобретаемых товаров;

сезонные скидки для покупателей, совершающих внесезон­ные покупки;

скидки для постоянных покупателей;

скидки за платежи наличными;

♦ товарообменные зачеты, т. е. скидки с цены нового товара
при условии сдачи старого;

♦ скидки за сокращение сроков оплаты при продаже продук­ции на условиях коммерческого кредита.

 

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 180.