Сводным показателем, характеризующим финансовый результат деятельности предприятия, является прибыль. Её величина складывается под влиянием соотношения между доходами и расходами организации.
В современных условиях хозяйствования прибыль рассматривается в системе, которая включает:
· валовая прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ или услуг) без НДС, акцизов и других косвенных налогов и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в ее себестоимость.
Пв = Впрод - Нк – С (27)
где Впрод - выручка от реализации продукции; Нк - косвенные налоги; С – себестоимость продукции
Выручка от реализации может определяться двумя методами: по оплате (кассовый метод) и по отгрузке (метод начислений).
2) прибыль от продаж определяется как валовая прибыль за вычетом коммерческих (связанных со сбытом) и управленческих (связанных с управлением производством) расходов (в том случае если эти расходы выделяются как самостоятельные.
Ппрод = Пв - Рку (28)
где Рку – коммерческие и управленческие расходы
Если же предприятие использует вариант учетной политики «по полной производственной себестоимости» то эти затраты отдельно не выделяются, а будут входить в себестоимость, отражаемую в пункте 1. Тогда валовая прибыль = прибыли от продаж).
Если Рку = 0, тогда Ппрод = Пв
3) прибыль от операций с имуществом и финансовой деятельности определяется как разница между операционными доходами и расходами.
Операционные доходы - это поступления от операций с имуществом организации (доходы от аренды, продажи имущества организации) и от финансовой деятельности (доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты), проценты по выданным предприятием кредитам, доходы от долевого участия в деятельности других организаций и т.п.). Операционные расходы – это уплаченные предприятием проценты по взятым им кредитам и т.п..
По = До - Ро (29)
где До , Ро - соответственно операционные доходы и расходы
4) прибыль от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между внереализационными доходами и расходами.
Внереализационные доходы - это полученные от должников суммы штрафов, пеней и неустоек; активы полученные безвозмездно, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году и т.д. Внереализационные расходы – это уплаченные предприятием суммы финансовых санкций; безнадежная дебиторская задолженность (т.е. долг других предприятий нашему) по которой истек срок исковой давности; убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году и т.д.
Пвн = Двн - Рвн (30)
где Двн , Рвн - соответственно внереализационные доходы и расходы
5) прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) определяется как прибыль от продаж плюс прибыль от операций с имуществом и финансовой деятельности и плюс прибыль от внереализационных доходов и расходов.
Пб = Ппрод + По + Пвн (31)
6) чистая прибыль определяется как прибыль до налогообложения за вычетом налога на прибыль.
Пч = Пб - Нп (32)
где Нп - налог на прибыль
Чистая прибыль на предприятии распределяется в резервный фонд и фонды специального назначения, к которым относятся фонды накопления и потребления.
Резервный фонд создается на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Эта сумма не подлежит использованию в хозяйственном обороте.
Фонды накопления и потребления – это фонды специального назначения и образуются, если это предусмотрено учредительными документами.
Фонд накопления представляет собой источник средств для создания и приобретения нового имущества.
Фонд потребления представляет собой источник средств для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива.
Рентабельность - один из основных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств предприятия в процессе производства и реализации продукции. Виды рентабельности:
- Рентабельность продаж (Рпрод) — это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукции.
Рпрод = Ппрод / Впрод х 100% (33)
- Рентабельность продукции (Рпродук) - это показатель, характеризующий величину прибыли, приходящейся на каждый рубль затрат.
Рпродук = Ппрод / С х 100% (34)
- Рентабельность предприятия (Рпред) – это показатель, характеризующий эффективность использования производственных фондов предприятия, которые включают ОПФ и оборотные фонды. Он показывает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль основных и оборотных фондов.
Рпред = Пб / (Сопф + Соб.ф) х 100% (35)
где Сопф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
Соб.ф - средняя стоимость оборотных производственных фондов, руб.
ТЕМА 3.3 ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Виды цен различают в зависимости от того на какой стадии товародвижения они формируются. Причем, каждый последующий вид цен включает в себя в качестве составной части предыдущий вид цен.
Схема товародвижения представлена на рисунке 7.
Предприятие Оптовая торговля Розничная торговля Потребитель
Оптовая цена Оптовая цена Розничная цена
предприятия промышленности
(отпускная цена)
Рисунок 7 - Основные виды цен
Оптовая цена (отпускная цена) предприятия – это цена, по которой товар выходит с предприятия, то есть это цена, по которой производятся расчеты с предприятием- изготовителем продукции. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия.
Оптовая цена промышленности (торговли) – это цена, по которой оптовые сбытовые организации реализуют товар торгующим организациям (магазинам). Она включает в себя оптовую цену предприятия и снабженческо-сбытовую наценку. Снабженческо-сбытовая наценка – это цена на услугу по снабжению и сбыту и включает в себя расходы и прибыль организаций оптовой торговли.
Розничная цена – это цена, по которой товар реализуется розничными торговыми организациями конечным потребителям. Она включает в себя оптовую цену промышленности и торговую наценку. Торговая наценка – это цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю и включает в себя издержки и прибыль розничных торговых организаций.
Различают несколько основных методов установления исходной цены товара:
2 Метод полных издержек (или затратный метод) – когда к полным издержкам прибавляется определенный процент прибыли.
Границы его применения:
а) при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда невозможно ее сопоставить с ранее выпущенной;
б) при установлении цены на продукцию, которая изготавливается по разовым заказам и на опытные образцы;
в) при определении цен в отрасли, где подавляющее большинство предприятий пользуется этим методом;
г) при определении цен на товары, на которые спрос хронически превышает предложение.
3 Метод маркетинговых оценок - основывается на изучении рынков сбыта, поведения конкурентов, определении эластичности спроса в зависимости oт изменения цены и т. д.
Он подразделяется на два подметода:
1)метод сходной (подобной) цены — цена определяется в соответствии с ценами конкурентов на аналогичный товар;
2) метод оценки реакции покупателя — продавец выясняет и
устанавливает максимальную цену, по которой товар будет обязательно продан.
4 Метод удельной цены – используется, когда необходимо определить цены на новые товары, которые не имеют полных аналогов на рынке. Смысл данного метода состоит в определении базового показателя старого товара и сравнении его с подобным показателем нового товара. Формула для расчета по данному методу имеет вид:
где Цн — новая цена; Цб — базовая цена;
Пн — новый показатель; Ц6 — базовый показатель.
Базовым показателем может быть любая качественная характеристика товара —мощность, скорость, грузоподъемность и т. п.
Цена является мощным стимулятором сбыта продукции. Применяя систему разнообразных скидок, предприятие может добиваться значительного увеличения продаж. Это могут быть:
скидки за количество приобретаемых товаров;
сезонные скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки;
скидки для постоянных покупателей;
скидки за платежи наличными;
♦ товарообменные зачеты, т. е. скидки с цены нового товара
при условии сдачи старого;
♦ скидки за сокращение сроков оплаты при продаже продукции на условиях коммерческого кредита.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 180.