Защищенность личности, материальных и культурных ценностей нашего общества от пожаров, согласно российскому законодательству, рассматривается как элемент национальной безопасности и одна из важнейших функций государства.
Государственная противопожарная служба (ГПС) — это основной вид пожарной охраны в стране, наделенный полномочиями федерального надзора и являющийся центральным звеном системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Общее руководство по обеспечению пожарной безопасностью в стране осуществляет Правительство РФ;
в области, городе, районе, поселке, сельском населенном пункте — соответствующие администрации;
в отрасли хозяйства — руководители министерства, ведомства, объединения, предприятия, организации или фирмы;
в аграрном секторе экономики и другой кооперативной организации, профсоюзной и иной общественной организации, в фондах и других организациях — руководители соответствующих организаций.
Задачи по руководству противопожарной службой и организации по предупреждению и тушению пожаров возложены на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), а именно на Главное управление государственной пожарной службы.
Пожарной безопасностью обязаны заниматься органы государственной власти всех уровней, руководители предприятий и организаций различных форм собственности.
Вопросы обеспечения пожарной безопасности находятся в ведении Президента Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной власти.
Координацию деятельности органов государственной власти в области пожарной безопасности выполняет соответствующая правительственная комиссия, в рамках работы которой ежегодно проводится проверка министерств и ведомств, администраций субъектов Российской Федерации по исполнению законодательства в сфере борьбы с пожарами.
В составе Главного управления государственной пожарной службы имеются:
· инспекционная служба (Госпожарнадзор), которая осуществляет свои функции на территории РФ через управления (отделы) пожарной охраны автономных республик, краевых, областных и городских администраций;
· инспекции (отделения, отделы) Госпожарнадзора при окружных и районных администрациях;
· пожарные части городов, поселков городского типа и районных центров (рис.).
Сложившаяся система управления противопожарной службы на всех уровнях выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются:
· перспективное прогнозирование и планирование,
· текущее планирование;
· оперативное управление.
Перспективное прогнозирование развития пожарной службы проводится в течение 5—10 лет.
Рис. 1. Структура органов Государственного пожарного надзора в Российской Федерации
В него включают проблемы:
· развития и совершенствования организационной структуры;
· подготовки кадров;
· разработки эффективных видов пожарной техники, оборудования и огнетушащих средств;
· совершенствования системы управления и связи;
· разработки и внедрения установок пожарной автоматики;
· усиления пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах всех производств;
· укрепления материально-технической базы пожарных подразделений и добровольных пожарных дружин.
Перспективное планирование осуществляется в виде 3- и 5-летних планов. На этой стадии вырабатываются показатели и задания с учетом перспективного прогнозирования, обеспечивающие эффективное использование собственных ресурсов и резервов, а также региональных ресурсов по обеспечению пожарной безопасности на определенной территории.
Текущее планирование в виде годовых и квартальных планов включает конкретные объемы, сроки работ и ответственных исполнителей. Планирование на год и квартал ведется на основе перспективных планов и указаний директивных органов.
Контроль и проверка исполнения плановых заданий в противопожарной службе обеспечивается системой оперативного управления, в процессе которого информация о ходе выполнения плановых работ идет снизу вверх от ответственных исполнителей.
В условиях рыночных отношений в большинстве случаев части пожарной охраны городов, поселков городского типа и районных центров имеют статус самостоятельных военизированных предприятий и двойное финансирование: бюджетное, связанное с обслуживанием гражданского населения и физических лиц, и хозрасчетное, связанное с обслуживанием юридических лиц.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 262.