Государственная политика защиты окружающей среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще философы древности. Например,, древнегреческий философ-материалист Эпикур еще в IV в. до нашей эры пришел к выводу: "Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...", который не утратил актуальности и в настоящее время.

Существовала и другая концепция подхода к природе, дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи считают основоположником такого подхода Ф. Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, "...человек... заставляет ее служить своим целям, господствует над ней".

Может быть, именно в развитие этого тезиса родился в 50-х гг. широко известный в нашей стране мичуринско-лысенковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: "Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача". Вместе с тем мысль о господстве над природой Ф. Энгельсом разъясняется так: "...все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять".

В этом заключается большая научная ценность теории и гуманизм

Ф. Энгельса как мыслителя.

 

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

 

Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды.

Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

 

Однако, в России до сих пор нет закона о возмещении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятельностью, а также других необходимых актов.

Академик Н. Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: "Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека".

 

Правовая охрана окружающей среды представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, направленных на:

· сохранению естественной среды,

· рациональному использованию природных ресурсов,

· оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений.

 

В систему правовой охраны окружающей среды входят четыре группы юридических мероприятий:

1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.

3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

4. Юридическая ответственность правонарушителей.

 

Система экологического законодательства в России имеет четыре уровня:

· законы,

· правительственные нормативные акты,

· нормативные акты министерств и ведомств,

· нормативные решения органов местного самоуправления.

 

Основной законКонституция РФ, в которой:

· декларируются права человека на благоприятную окружающую среду,

· основные положения экологической стратегии государства,

· главные направления укрепления экологического правопорядка.

· положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы,

· одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу,

· другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2).

Первая касается биологических начал человека,

вторая — его материальных основ существования.

 

Конституция РФ также оформляет организационноправовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водным и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

 

Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам.

 

Система экологического законодательства включает две подсистемы:

· природоохранное,

· природоресурсное законодательство.

 

 

В природоохранное законодательство входят:

· Закон РФ "Об охране окружающей природной среды"(2002 г.)

· Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999г.).

· «Об охране здоровья граждан» (1993 г.),

· «Об охране атмосферного воздуха» 1999,

· «Об экологической экспертизе» 1995,

· Об отходах производства и потребления»1998.

 и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

 

В подсистему природоресурсного законодательства входят:

· Земельный кодекс РСФСР, 2000

· Водный кодекс РСФСР, 1995

· Закон РФ "О недрах", 1995

· Основы лесного законодательства РФ,

· Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.), а также другие законодательные и нормативные акты.

 

Таким образом, развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный.

 

 

Тема:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.