Школа пионерского актива «Лидерский круг»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Школа пионерского актива «Лидерский круг»

 

 

                                                  

 

 Автор:

Сальникова-Горегляд А.Б.,

педагог-организатор

 

 

Минск, 2017


 


Аннотац ия

    Методическая разработка раскрывает содержание и важность формирования активной лидерской позиции в системе гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, через деятельность детских и молодежных общественных организаций, в частности общественного объединение «Белорусская республиканская пионерская организация». В данном материале представлен практический опыт работы школы пионерского актива «Лидерский круг» в ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска» по созданию условий для получения каждым учащимся определенных знаний и умений лидерского профиля.

 



Содержание

 

Введение. 4

1. Гражданско-патриотическое воспитание. 6

2. Лидерство и школа пионерского актива. 8

3. Программа подготовки лидеров на примере работы школы пионерского актива «Лидерский круг». 11

Заключение. 15

Литература. 17

Приложение 1. 18

 


Введение

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений системы образования в Республике Беларусь. Основной задачей воспитания личности в современных социокультурных условиях является формирование у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, формирование гражданской позиции и патриотизма.

В нашем быстро меняющемся мире важно помочь подрастающему поколению найти пути, способы осмысления личного и общественного бытия. Создать условия, когда ребёнок может осознать своё собственное «Я», свою ценность и уникальность, собственную ответственность за свою жизнь и свои потенциальные возможности. Это возможно реализовать, при помощи выявления и развития лидерских качеств учащихся.

На сегодняшний день воспитание из подрастающего поколения лидера очень актуально. Определенную роль в формировании мировоззрения детей и молодежи играют общественные объединения, которые заинтересованы в раскрытии потенциальных возможностей учащихся, в формировании конкретных ценностных установок и навыков, позволяющих стать лидерами в избранной деятельности. Лидерская позиция может быть эффективно реализована в том случае, если ребенок обладает определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие его лидерских качеств.

 

Сегодня огромную роль в жизни общества играют общественные объединения, членами которых являются учащиеся, у которых наиболее ярко выражена социальная активность, заключающаяся в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого является востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях.

Лидерство основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Однако наличие у личности данного комплекса не говорит о том, что он сформировавшийся лидер. Так для получения настоящего лидера в первую очередь необходимо развивать и поддерживать способности и задатки личности по средствам воспитания и обучения.

Воспитание лидера отчасти можно реализовывать через работу школы пионерского актива «Лидерский круг» целью, которой является воспитание активной жизненной позиции у молодых людей, формирование гражданина-патриота, социально значимой личности.

 


1. Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целый комплекс, который реализуется посредством соответствующей организации учебного процесса, проведения внеклассной и внешкольной работы. Эффективная воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания.

Чтобы все учащиеся могли найти себя, обнаружить и развить свои способности в стенах своей школы, необходимо, чтобы в ней были представлены все виды деятельности, не только учебная, но и спорт, физический труд и ремесла, художественное и техническое творчество, организаторская деятельность и свободное общение. Необходимо, чтобы каждый учащийся знал, что в общественных организациях есть для него место, что его ждут, что он там нужен.

Активизация воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга, чувства сопричастности молодого поколения к жизни своей страны.

Детское общественное движение играет значительную роль в жизни общества как инструмент формирования и социализации личности подрастающего гражданина. В деятельности современных общественных объединений реализуется ряд важнейших функций: развивающей, воспитательной, досуговой и образовательной.

Главная цель - это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой, талантливой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

    Практический опыт свидетельствует, что учебное заведение способно оказать действенное влияние на формирование гражданственности и патриотизма, социальной зрелости учащегося только при условии, если она функционирует как целостная учебно-воспитательная система. Целостная и последовательная воспитательная работа призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащихся, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества. Пути гражданско-патриотического воспитания могут быть разнообразными, но главное, чтобы учащиеся поняли, как важно и ответственно быть гражданином своей страны.

  

 

 


2. Лидерство и школа пионерского актива

Лидерство — это процесс организации работы в группе, где лидером выступает человек, к которому прислушиваются, доверяют. Лидер может быть как назначенным (формальный лидер), так и выбранным группой (неформальный лидер). Последний не имеет никаких полномочий, он равноправный участник группы, к мнению которого по той или иной причине прислушивается коллектив.

Выделяют следующие виды лидерства:

¨ Авторитарный. Человек, наделенный властью, сам принимает все решения, отдает приказы;

¨ Демократический. Человек, наделённый властью работает, в контакте с группой. Коллектив принимает участие в обсуждении задач и принятии решений;

¨ Попустительский. Лидер есть, но его не видно. Группа работает самостоятельно. Сама обсуждает и принимает решения. Лидер практически не оказывает влияния на работу группы.

С лидерством мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни. Староста в школе, капитан футбольной команды, начальник на работе. Вопрос о том, какой лидер или стиль лидерства будет наиболее эффективен, остается открытым. Нужно учитывать огромное количество факторов, таких как размер группы, степень доверия в группе и к руководителю, общение в группе, поставленные задачи, сроки выполнения, характер руководителя и прочее. В каждой определенной ситуации нужен определенный лидер.

 

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. Лидером можно назвать человека, который отстаивает интересы людей в той же возрастной категории. Система ценностей учащегося значительно отличается от важных аспектов жизни более зрелых людей. Они стремятся отдыхать, веселиться и получать заряд позитивной энергии, поэтому для роли лидера отлично подойдет человек, обладающий харизмой, смелостью и уверенностью в собственных силах. Такой человек наиболее способен представить и защитить интересы своей группы. Как правило, это яркая личность, которая умеет притягивать людей, находить общий язык с большинством представителей своего и более старшего поколения. Обычно такие люди обладают большей информацией, нежели их сверстники, чувством ответственности и способны решить важные вопросы, не боятся брать на себя ответственность.

Важную роль в воспитании лидера играет школа и пионерская дружина. Формирование качеств присущих лидеру происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеклассной деятельности. Именно поэтому наибольшее внимание уделяется обучение пионерского актива. Вожатые стремятся развить у ребят пытливость ума, фантазию, желанию познать окружающий мир, научить умению общаться, работать в группе, достигать поставленные цели, стремятся обучить приёмам организаторской деятельности.

Всё многообразие организационных форм занятий детского актива можно разделить на:

¨ Коллективные: большие сборы, встречи за «круглым столом», фестивали.

¨ Групповые: практикумы, ролевые, деловые, учебные игры, творческие лаборатории, работа секций, тренинги, обмен опытом.

¨ Индивидуальные: консультации, наставничество, подготовка рефератов, работа с материалами выставок и информационных уголков «В помощь активу», подготовка к конкурсам.

Цели и задачи школы актива:

Развитие инициативы и самостоятельности пионерского актива;

Формирование у активистов лидерских качеств, развитие организаторских способностей. Формирование практических умений и навыков, игровой культуры.

Анализ уровня дееспособности самоуправления в пионерской дружине

Выявление интересного опыта деятельности органов пионерского самоуправления;

Поиск новых форм подготовки и обучения лидеров пионерской дружине;

Права и обязанности участников школы актива:

¨ Высказывать и отстаивать свою точку зрения;

¨ Вносить предложения по совершенствованию и содержанию форм занятий в школе пионерского актива;

¨ Активно участвовать в работе школы;

¨ Выполнять задания и поручения руководителей;

¨ Заботиться об имидже и статусе школы пионерского актива укреплять ее авторитет.

Основная задача школы пионерского актива стимулировать и развивать лидерские качества пионерского актива, содействовать становлению творческого потенциала растущей личности, вовлечь пионеров в конкретную социально значимую и общественную полезную деятельность.


3. Программа подготовки лидеров на примере работы школы пионерского актива «Лидерский круг».

В пионерской дружине им. С.И. Грицевца, Средней школы № 22            г. Минска, накоплен определенный положительный опыт работы школы пионерского актива «Лидерский круг».





Содержание программы

Программа представляет собой сочетание разнообразных учебных методик, элементов психологического тренинга, игр, тестов, практических занятий, семинаров, дискуссий в группах, КТД, реализации проектов.

Периодичность, характер и структура занятий: Учебный процесс в школе пионерского актива длится с сентября по май и носит очно-заочный характер. Занятия проходят два раза в месяц. Каждое занятие завершается рефлексией.

Ожидаемый результат

    Результатом обучения в школе пионерского актива «Лидерский круг» должно стать:

¨ Получение каждым учащимся навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности;

¨ Получение практических знаний по методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, игровым и организаторским технологиям;

¨ Умение проводить анализ и выстраивать перспективы собственной деятельности.

 

Пионеры прошедшие обучение в школе пионерского актива «Лидерский круг» не раз становились председателями и заместителями председателя нашей пионерской дружины, председателями совета музея    ГУО «Средней школы № 22 г. Минска». «Выпускники» школы пионерского актива «Лидерский круг» это лидеры способные самостоятельно организовывать и проводить мероприятия пионерской дружины, такие как: приём в октябрята и пионеры на базе школьного музея; экскурсии в школьном музее для делегаций, а так же других школ района; благотворительные ярмарки «Помоги другу» по сбору средств для детей-инвалидов. Акции по сбору использованных батареек «Заряд +» Новогодние мастер-классы для октябрят «Мастерская деда Мороза» И др.

 

Заключение

Гражданственность и патриотизм – это такие духовно-нравственные качества, которые выражаются в заботе об интересах страны, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее достижения, критическом отношении к социальным порокам общества, уважении и интересе к историческому прошлому родины, ее традициям. Другими словами – это «высшая ценность духовной культуры личности».

Сегодня по своей сути и содержанию общественная детская жизнь, общественные организации – это сферы, позволяющие учащимся адаптироваться и самореализоваться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.

Система воспитания пионерского актива является составной частью воспитательной деятельности пионерской организации, где непосредственным результатом ее функционирования является готовность актива выполнять возложенные на него обязанности. Школа пионерского актива помогает создать организованный, творческий, все умеющий актив. Дети получают много знаний и умений и доносят их другим детям. Роль лидера в детской среде не только актуальна и значима, но и является во многом определяющей, очень важно, когда рядом есть человек, способный помочь, научить и повести за собой.

В данных материалах предпринята попытка оказания методической помощи начинающим педагогам. Представлены теоретические и практические материалы по организации работы школы пионерского актива.

  Детские и молодежные организации в нашей школе служат делу воспитания гражданственности и патриотизма среди учащихся.

Мы уверены, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников. Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.



Литература

1. Буткевич Д., Костюченко Е., Лукша Н. «Я обучаю сверстника». – Мн.: Фиальта, 2001.

2. «Вестник детского движения», №2, 2002.

3. Гражданское воспитание (из опыта работы школы-семинара «Инновационные методы обучения в гражданском воспитании»): Пособие для педагогов и психологов/ П.Г. Кирилюк, В.В. Величко, Д.В. Карпиевич, Е.Ф. Карпиевич – Мн.: Тэхналогія, 2000.

4. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе.

2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. “Психология”, М. 2000

6. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.

7. Тисленкова, И.А. Гражданско – патриотическое воспитание в 6 – 7 классах. – Волгоград; 2006г.

 

        



Приложение 1.

Тема I : «Формула успеха»

(Занятие № 1)

Знакомство.

Ребятам предлагается на листе бумаги нарисовать следующее:

На работу дается 3-5 минут. После чего ребятам предлагается разбиться по парам и рассказать друг другу о себе (3-5 минут), затем представить друг друга.

Правила.

    Ребятам предлагается выработать правила (законы) работы на занятиях.

Н.: 1)Закон правой руки

           2) Уметь слышать и слушать и др.

Работа в группах.

    Ребята делятся на несколько групп. Им предлагается составить характеристику человека успешного. Ребята составляют на листах А4 характеристику успешного мальчика и девочки своего возраста. Листы вывешиваются, зачитываются качества и обобщаются, ранжируются.

    Н.:

умный гордый
обаятельный трудолюбивый
добрый сердечный
понимающий общительный
честный ответственный
воспитанный  

 

Ребятам предлагаются вопросы:

    1) Что значит для вас «успешный человек»?

     2) Какими качествами он должен обладать? Почему? Какие из них подходят вам?         

     3) Как вы думаете, существует ли формула успеха? Если «да», то как она может выглядеть?

Н.: УСПЕХ = УМЕНИЕ СЛЫШАТЬ ИСЛУШАТЬ + БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ДЕЛА

УСПЕХ = БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ + +ПОНИМАНИЕ+ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4) Можете ли вы считать себя «успешным человеком»?

5) Насколько вам подходит наша формула успеха?

Игры.

    «Автобус». Ребятам предлагается показать всем вместе автобус, изображая его детали - колеса, двери, мотор и т.д.

    «Те, кто…» Ведущий в кругу называет характеристику, а те, кто подходят к ней меняются местами. Ведущий пытается занять одно из освободивших мест.

Рефлексия.

    Ребятам предлагается на листе бумаги нарисовать рожицу и подписать фразу характеризующее ваше настроение:

Формулы успеха созданные ребятами на занятиях:

    7 «А» класс

УСПЕХ = ОТЗЫВЧИВОСТЬ * КУЛЬТУРА

    УСПЕХ = ХОРОШИЙ ДРУГ + КУЛЬТУРА

    УСПЕХ = ТРУДОЛЮБИЕ + СМЕКАЛКА + ОПТИМИЗМ

    УСПЕХ = АКТИВНОСТЬ + ДОБРАЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

Итоговая формула:

    УСПЕХ = КУЛТУРА + ТРУДОЛЮБИЕ + (ОТЗЫВЧИВОСТЬ + АКТИВНОСТЬ) +…

    7 «Б» класс

    УСПЕХ = ЗДОРОВЬЕ * ДОБРОТА + ВЗАИМОПОНИМАНИЕ * УЛЫБКА + ДОВЕРЧИВОСТЬ

    7 «В» класс

    УСПЕХ = (УМ * СМЕЛОСТЬ) * ПОДХОД К ЛЮДЯМ + ХИТРОСТЬ

    УСПЕХ = (СМЕЛОСТЬ + ОТЗЫВЧИВОСТЬ)* НАСТОЙЧИВОСТЬ – (ХИТРОСТЬ + ЗЛОСТЬ).

Тема I : «Формула успеха»

(Занятие № 2)

Разминка. «Герб».

«Герб». «Был в старину обычай - изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб, в образе которого выражали идею или цель деятельности владельца.

Мы сейчас нарисуем предполагаемый герб каждого из нас. В нем нужно отразить ваше жизненное кредо, отношение к себе, к людям, к миру в целом». (На рисунок дается 7 мин.)

Мои добрые дела».

    «Друзья мои я потерял день!» (Тит, император). Это знаменитые слова императора Тита, сказанные им однажды за обедом, когда он вспомнил, что за целый день никому не сделал ничего хорошего.

    Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах.

    Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Кто был этот человек этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек? Сколько своих добрых Вы смогли вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы все время в ответ ждете благодарности в виде подарка или услуги? Или вы так заняты своими делами, что вам просто некогда заниматься добрыми делами?

    Проанализируйте свои привычки. Есть среди них привычка делать добро?

Интерпретация результатов.

1.По трём первым группам (А,Б и В) или «Каким ты кажешься окружающим».

АОО - Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действительности ты чуть-чуть легкомыслен Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты легко поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты умеешь настоять на своем.

AОВ - Ты производишь впечатление человека не слишком застенчивого, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, и опровергаешь сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть - станешь проворным и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБО - Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставляешь друзей в трудную минуту, но дружбу твою заслужить нелегко.

АБВ - Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, как отзовутся на людях твои слова. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты их обидишь.

ООО – Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно.

ООВ - не исключено, что тебе говорят: «Какой несносный характер». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им возможности высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.

ОБО - Такие люди, как ты, примерные ученики, вежливые, аккуратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками» другие предлагают им дружбу.

ОБВ - возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому постоянно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.

2. По трём последним группам (Г,Д и Е). или «Каков ты на самом деле».

    ООО - Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение однообразие тебе в тягость. Но мало кто доподлинно знает твой характер. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.

    ООЕ - Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится, иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой ты бываешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много замыслов, идей, проектов но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.

    ОДО - Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Как только ты остаешься один, все пропало. Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.

    ОДЕ - Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности к витанию в облаках.

    ГОО - Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные мнения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда понимают. Но тебя это мало волнует.

    ГОE - Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный. Крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать на свой лад. А если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.

    ГДО – Ты - большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получиться. Тебя это забавляет, а других это раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой. Общителен. Но, похоже, что любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в нем главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Самоуверен, как кажется.

    ГДЕ -  Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но, тем не менее, твое стремление вечно поучать утомляет окружающих.

Контакты».

    Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Но этого мало. С помощью этого умения вы можете решать массу вопросов и проблем, которые возникают в жизни любого человека. Генри Форд так говорил о причинах своего успеха - «пойми точку зрения другого человека и посмотри на вещи с двух точек зрения: с его и со своей».

    Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним. Помните, что важно понять человека, его позицию (точку зрения), но и при этом, не забывая себя, свои интересы, потребности и т.д.

    Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. По вашему сигналу все участники внешнего круга делают одновременно 1 шаг вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз участникам задаете вы:

¨ перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече;

¨ перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его;

¨ Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…;

Вам следует обращать внимание участников не только на то, как они вступают контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор. После упражнения участники обсуждают, что они чувствовали каждый раз оказываясь перед новым человеком и в новой ситуации.

Рефлексия».

Рисуется мишень. Ось от 1 до 10. Ребята должны отметить на этой мишени свое «попадание». Понравилось ли им занятие, принесло ли оно пользу, какое у них настроение в конце занятия?

    Цитаты:

    Характер человека лучше всего раскрывается, когда он описывает другого человека

Нем. Писатель

Стань необходимым для кого-нибудь! Все свои недостатки мы сами вложили в себя. Нам с ними и работать.

Э.Фелпс

 

Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы.

Демокрит

Всегда смотри на вещи с их светлой стороны, а если таковых нет, натирай темные до тех пор, пока они не заблестят

Китайская мудрость

Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения.

Генри Форд

Тема II : « Я-лидер »

(Занятие № 1)

Переход к теме «Лидер».

- Кому необходимо иметь свою собственную формулу успеха? (Лидеру)

- Какими качествами должен обладать лидер?

¨ общительность

¨ наблюдательность

¨ доброжелательность и т.д. + 25 качеств лидера

- Вы считаете себя лидером? В чем это проявляется?

- Какие из выделенных качеств у вас уже есть, а какие еще не проявились?

Тест «Вы лидер?»

ТЕСТ «Вы лидер?»

    Прочтите вопросы 1-10. Обведите пункты «а», «б» или «в».

Игра «Карабас».

Для проведения игры участников располагают по кругу. Ведущий произносит число, и проведения участники должны не договариваясь, встать со стульев, причем количество человек должно соответствовать названной ведущим цифре. Садятся после того, как ведущий сказал: «Спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания участники вырабатывают в процессе работы, ориентируясь друг на друга.

    Вначале лучше называть числа 5-7 середине – 1-2. Ведущий блокирует попытки участников обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Данная игра внимание и быстроту реакции. Обсуждение игры позволяет участникам группы осознать, что  для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике.

 

Тема II : « Я-лидер »

(Занятие № 2)

Ход игры.

Классу объявляется название игры - «Остров» и зачитывается инструкция:

Представьте, что мы все чудом оказались на заброшенном в океане острове, где-то в южных тропических широтах. У нас остаюсь кое-какое личное имущество: то, что было в карманах, сумках. Когда нас спacyт, неизвестно. Как минимум два месяца мы должны прожить на данном острове.

    Перед нами стоят две основные задачи.

    Первая- выжить.

    Вторая – остаться при этом цивилизованными людьми.

За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи. Итак, мы сидим на берегу и обсуждаем, что нам делать дальше. Я пока буду выполнять роль старшего. Но потом вы сможете выбрать себе другого руководителя. Если мы сумеем договориться об основных путях решения наших задач, а также о распределении обязанностей то сможем выжить и сохранить свое достоинство.

    Далее ведущий изображает на доске общий план острова. Важно отметить, что здесь есть источник пресной воды, а также сказать, что на острове водятся мелкие зверьки и птицы, в прибрежных водах есть рыба, растут какие-то съедобные растения.

    По условию игры на острове нет пещеры, пригодной для проживания. Нет также иных людей, иначе вся игра превратилась в выяснение отношений с ними.

    Далее ребята предлагают, что им необходимо сделать для выживания. Обычно это - постройка жилья, организация питания, руководство группой, охота и рыболовство дежурство, поддержание огня и т.п. Все это ведущий записывает на доске в виде перечня в первой колонке таблицы.

    После того как написан перечень работ, необходимых для выживания, общими усилиями определяется, сколько человек нужно для каждой работы. На доске, напротив каждого направления работ, записывается необходимое количество работников.

    Далее ведущий предлагает поднять р тем, кто хотел бы выполнять те или иные виды работ.

    На доске рядом с требуемым количеством работников записывается количество желающих эту работу выполнять. Это становится предметом для обсуждения.

    После этого ведущий задает дальнейший порядок игры. По каждому виду работ образуется группа, которая садиться за отдельный стол.

    В течение 3-5 минут обсуждается, каким образом выполнить свою работу, исходя из реальных возможностей. Напомним, что по условию игры ребята оказались на острове со всем своим имуществом (в карманах, в сумках и т. п.)

    Представители группы кратко рассказывают всем о том, как они решают, строить жилище, готовить пищу, охотиться... Ребята задают вопросы и потом решают, способна ли данная группа выполнить свою работу.

    Все это ведущий отмечает на доске (напротив каждого вида готовность каждой группы в баллах).

    Далее ведущий может заявить, что его поразила неизвестная тропическая болезнь, и он уже не может руководить группой. Поэтому срочно требуется выбрать новое руководство.

    Также определяется, сколько человек для этого нужно. Участники выдвигают руководство кандидатов. Выбранные руководители занимают место ведущего. Игра продолжается.

    Наконец, за 3-5 минут конца занятия, ведущий организует ее обсуждение.

    Обсуждение игры.

    Ведущий задает участникам вопрос: «Удалось ли нам выжить?». Ребята должны кратко обосновать свои выводы.

    «Удалось ли островитянам сохранить человеческое лицо в трудных условиях?»

    При ответе ребят на этот вопрос, ведущий может обратить их внимание на такие моменты: оказывалась ли медицинская помощь заболевшим, был ли организован досуг, или участники были озабочены только «выживанием», никак не заботясь о своей душе, возникали ли скандальные ситуации между участниками и т.п.

Перечень работ необходимых для выживания Требуемое количество работников Количество желающих
Постройка жилья и его ремонт    
Организация питания    
Охота-рыбаловство    
Руководство.    
Постройка лодки.    
Массовики - затейники    

 

 

Тема III : «Лидер и его команда»

(Занятие № 1)

Карикатура».

Предлагается нарисовать карикатуру на себя, подписать свое имя или псевдоним.

Игра «Дорожные знаки».

Ребята рисуют 3 вида дорожных знаков и подписывают, какими они являются.

 

В знаках ребята должны нарисовать явления и привычки, известные им. Н.: в разрешающем знаке фрукты соки, «10-ки» в дневнике и т.д., в предупреждающем – «Осторожно - дети!», сладости – причина кариеса, в запрещающем курение, наркотики «2-ки» в дневнике и т.д.

3. Беседа по вопросам:

-Что я могу сделать один?

-Что я могу сделать с родителями?

-Что я могу сделать с друзьями?

    Задание выполняется письменно. Каждый отмечает 2-10 дел, как ответы на вопросы. После идет устное обсуждение.

-О чем было писать (думать) интереснее?

-Что заняло больше времени?

 

Игра «Рисунок».

Группа делится на 2 части:

1- один человек,

2- все остальные.

 Им предлагается одинаковое задание нарисовать 1 рисунок. После выполнения задания проводится беседа по вопросам:

1)Что легче: рисовать одному или делать это всем вместе?

2)Что было интереснее, веселее?

 ! Обращается внимание на то, что коллективный рисунок имеет больше мелких деталей, чаще присутствует композиционная завершенность.

Игры

«Поросячьи бега», «Театр кабуки», «Утка – пальма – тостер – слон».

6. Упражнение «Команда - эmo...»

Ребята должны подумать, что называется командой и записать определение на лист бумаги. После обсуждения предложенных вариантов детям задаются вопросы:

1)Считаете ли вы свой класс командой? Почему?

2)Можно ли считать нашу группу командой и почему?

3)Что нужно сделать, чтобы коллектив стал командой?

Рефлексия.

Ребята рисуют на бумаге чемодан и пишут те моменты занятия, которые им понравились, и которые они возьмут с собой, как полезный опыт работы.


 Тема III : «Лидер и его команда»

(Занятие № 2)


Упражнение «Комплимент».

                                                               Ты должен направить

                                                                     свое внимание на другого

                                                                       человека. Уже одним этим

приятный человек отличается

                                                     от неприятного.

                                                                                              Н Власова

 

Предлагается по цепочке делать друг другу комплименты.

    

 

     Обращаться по именам.

       Благодарить за комплимент.

 

.

 2.Зачumывается рассказ «Наша сила в единстве».

    «Жили-были два человека. Один был слепым, другой - хромым. Как-то

шли они вместе, и подошли к плохому участку дороги. Она была вся в кочках и ухабах. Когда слепой это понял, он остановился.

    «Не мог бы ты помочь перейти через этот трудный участок?» - спросил

он хромого.

    «А как?» спросил хромой. «Ты же знаешь, что я не могу нормально ходить. Я так сильно хромаю, сам едва передвигаюсь. Как же я могу тебе помочь?»

    Затем он на мгновение задумался. «Вот что мы могли бы попробовать сделать» - сказал он. «Если я заберусь тебе на спину, то ты сможешь меня нести, а я буду говорить тебе, куда тебе таким образом использовать твои ноги и мои глаза».

    Они попробовали это сделать и у них всё получилось. Слепой нес на спине хромого через труднопроходимый участок дороги, а хромой говорил слепому, куда тому ступать. Таким образом, они оба прошли через труднопроходимый участок дороги».

Обсуждение вопросов:

1. Были ли ситуации, когда вы нуждались в том, чтобы вам кто-либо помог? 2. Делать какое-либо дело легче одному или группой?

3. «Плюсы» работы в группе? и др

Рефлексия.

Если используется график настроения, то вначале занятия и в конце ребята ставят баллы (1-10) своему настроению. Рисуется график.

 

Тема IV : « Желаемое будущее»

(Занятие № 1)

Кто он?».

Ребята на листе бумаги рисуют свое лицо, но не подписывают. Работы собираются, перемешиваются и вновь раздаются. Предлагается на обороте портрета написать, какая профессия подходит этому человеку, какой у него характер. Рисунки передаются по кругу, чтобы каждый написал. После выполнения задания результаты оглашаются.

Уnpaжнение «Я - взрослый».

Ребятам предлагается помечтать, какими они будут, когда вырастут.

1)Какую профессию изберешь?

2)Где будешь работать?

3)какая семья у тебя будет?

И т.д.

3. Игра – рисунок «Генеалогическое дерево».

Генеалогия - наука, изучающая историю рода, семьи; родословная.

Ребятам предлагают нарисовать дерево своего рода, семьи и дорисовать, каким оно может стать в будущем. Параллельно обсуждаются вопросы, связанные с упражнением №2.

-Большая семья: за и против.

Биография».

Группа делится на микрогруппы по 3-4 человека.

Задание: написать биографию человека от рождения до старости, его качества.

После выполнения задания работы зачитываются.

На заключительном этапе работы обсуждаются.

1) Каким получился герой биографии: счастливый, успешный и т.д.?

2) Какими качествами он может обладать?

3) Какую роль в его жизни должны занимать друзья, семья и работа?

5.Рефлексия «Градусник настроения».

 

Тема IV : « Желаемое будущее»

(Занятие № 2)

Школа пионерского актива «Лидерский круг»

 

 

                                                  

 

 Автор:

Сальникова-Горегляд А.Б.,

педагог-организатор

 

 

Минск, 2017


 


Аннотац ия

    Методическая разработка раскрывает содержание и важность формирования активной лидерской позиции в системе гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, через деятельность детских и молодежных общественных организаций, в частности общественного объединение «Белорусская республиканская пионерская организация». В данном материале представлен практический опыт работы школы пионерского актива «Лидерский круг» в ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска» по созданию условий для получения каждым учащимся определенных знаний и умений лидерского профиля.

 



Содержание

 

Введение. 4

1. Гражданско-патриотическое воспитание. 6

2. Лидерство и школа пионерского актива. 8

3. Программа подготовки лидеров на примере работы школы пионерского актива «Лидерский круг». 11

Заключение. 15

Литература. 17

Приложение 1. 18

 


Введение

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений системы образования в Республике Беларусь. Основной задачей воспитания личности в современных социокультурных условиях является формирование у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, формирование гражданской позиции и патриотизма.

В нашем быстро меняющемся мире важно помочь подрастающему поколению найти пути, способы осмысления личного и общественного бытия. Создать условия, когда ребёнок может осознать своё собственное «Я», свою ценность и уникальность, собственную ответственность за свою жизнь и свои потенциальные возможности. Это возможно реализовать, при помощи выявления и развития лидерских качеств учащихся.

На сегодняшний день воспитание из подрастающего поколения лидера очень актуально. Определенную роль в формировании мировоззрения детей и молодежи играют общественные объединения, которые заинтересованы в раскрытии потенциальных возможностей учащихся, в формировании конкретных ценностных установок и навыков, позволяющих стать лидерами в избранной деятельности. Лидерская позиция может быть эффективно реализована в том случае, если ребенок обладает определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие его лидерских качеств.

 

Сегодня огромную роль в жизни общества играют общественные объединения, членами которых являются учащиеся, у которых наиболее ярко выражена социальная активность, заключающаяся в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого является востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях.

Лидерство основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Однако наличие у личности данного комплекса не говорит о том, что он сформировавшийся лидер. Так для получения настоящего лидера в первую очередь необходимо развивать и поддерживать способности и задатки личности по средствам воспитания и обучения.

Воспитание лидера отчасти можно реализовывать через работу школы пионерского актива «Лидерский круг» целью, которой является воспитание активной жизненной позиции у молодых людей, формирование гражданина-патриота, социально значимой личности.

 


1. Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целый комплекс, который реализуется посредством соответствующей организации учебного процесса, проведения внеклассной и внешкольной работы. Эффективная воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания.

Чтобы все учащиеся могли найти себя, обнаружить и развить свои способности в стенах своей школы, необходимо, чтобы в ней были представлены все виды деятельности, не только учебная, но и спорт, физический труд и ремесла, художественное и техническое творчество, организаторская деятельность и свободное общение. Необходимо, чтобы каждый учащийся знал, что в общественных организациях есть для него место, что его ждут, что он там нужен.

Активизация воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга, чувства сопричастности молодого поколения к жизни своей страны.

Детское общественное движение играет значительную роль в жизни общества как инструмент формирования и социализации личности подрастающего гражданина. В деятельности современных общественных объединений реализуется ряд важнейших функций: развивающей, воспитательной, досуговой и образовательной.

Главная цель - это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой, талантливой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

    Практический опыт свидетельствует, что учебное заведение способно оказать действенное влияние на формирование гражданственности и патриотизма, социальной зрелости учащегося только при условии, если она функционирует как целостная учебно-воспитательная система. Целостная и последовательная воспитательная работа призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащихся, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества. Пути гражданско-патриотического воспитания могут быть разнообразными, но главное, чтобы учащиеся поняли, как важно и ответственно быть гражданином своей страны.

  

 

 


2. Лидерство и школа пионерского актива

Лидерство — это процесс организации работы в группе, где лидером выступает человек, к которому прислушиваются, доверяют. Лидер может быть как назначенным (формальный лидер), так и выбранным группой (неформальный лидер). Последний не имеет никаких полномочий, он равноправный участник группы, к мнению которого по той или иной причине прислушивается коллектив.

Выделяют следующие виды лидерства:

¨ Авторитарный. Человек, наделенный властью, сам принимает все решения, отдает приказы;

¨ Демократический. Человек, наделённый властью работает, в контакте с группой. Коллектив принимает участие в обсуждении задач и принятии решений;

¨ Попустительский. Лидер есть, но его не видно. Группа работает самостоятельно. Сама обсуждает и принимает решения. Лидер практически не оказывает влияния на работу группы.

С лидерством мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни. Староста в школе, капитан футбольной команды, начальник на работе. Вопрос о том, какой лидер или стиль лидерства будет наиболее эффективен, остается открытым. Нужно учитывать огромное количество факторов, таких как размер группы, степень доверия в группе и к руководителю, общение в группе, поставленные задачи, сроки выполнения, характер руководителя и прочее. В каждой определенной ситуации нужен определенный лидер.

 

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. Лидером можно назвать человека, который отстаивает интересы людей в той же возрастной категории. Система ценностей учащегося значительно отличается от важных аспектов жизни более зрелых людей. Они стремятся отдыхать, веселиться и получать заряд позитивной энергии, поэтому для роли лидера отлично подойдет человек, обладающий харизмой, смелостью и уверенностью в собственных силах. Такой человек наиболее способен представить и защитить интересы своей группы. Как правило, это яркая личность, которая умеет притягивать людей, находить общий язык с большинством представителей своего и более старшего поколения. Обычно такие люди обладают большей информацией, нежели их сверстники, чувством ответственности и способны решить важные вопросы, не боятся брать на себя ответственность.

Важную роль в воспитании лидера играет школа и пионерская дружина. Формирование качеств присущих лидеру происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеклассной деятельности. Именно поэтому наибольшее внимание уделяется обучение пионерского актива. Вожатые стремятся развить у ребят пытливость ума, фантазию, желанию познать окружающий мир, научить умению общаться, работать в группе, достигать поставленные цели, стремятся обучить приёмам организаторской деятельности.

Всё многообразие организационных форм занятий детского актива можно разделить на:

¨ Коллективные: большие сборы, встречи за «круглым столом», фестивали.

¨ Групповые: практикумы, ролевые, деловые, учебные игры, творческие лаборатории, работа секций, тренинги, обмен опытом.

¨ Индивидуальные: консультации, наставничество, подготовка рефератов, работа с материалами выставок и информационных уголков «В помощь активу», подготовка к конкурсам.

Цели и задачи школы актива:

Развитие инициативы и самостоятельности пионерского актива;

Формирование у активистов лидерских качеств, развитие организаторских способностей. Формирование практических умений и навыков, игровой культуры.

Анализ уровня дееспособности самоуправления в пионерской дружине

Выявление интересного опыта деятельности органов пионерского самоуправления;

Поиск новых форм подготовки и обучения лидеров пионерской дружине;

Права и обязанности участников школы актива:

¨ Высказывать и отстаивать свою точку зрения;

¨ Вносить предложения по совершенствованию и содержанию форм занятий в школе пионерского актива;

¨ Активно участвовать в работе школы;

¨ Выполнять задания и поручения руководителей;

¨ Заботиться об имидже и статусе школы пионерского актива укреплять ее авторитет.

Основная задача школы пионерского актива стимулировать и развивать лидерские качества пионерского актива, содействовать становлению творческого потенциала растущей личности, вовлечь пионеров в конкретную социально значимую и общественную полезную деятельность.


3. Программа подготовки лидеров на примере работы школы пионерского актива «Лидерский круг».

В пионерской дружине им. С.И. Грицевца, Средней школы № 22            г. Минска, накоплен определенный положительный опыт работы школы пионерского актива «Лидерский круг».





Содержание программы

Программа представляет собой сочетание разнообразных учебных методик, элементов психологического тренинга, игр, тестов, практических занятий, семинаров, дискуссий в группах, КТД, реализации проектов.

Периодичность, характер и структура занятий: Учебный процесс в школе пионерского актива длится с сентября по май и носит очно-заочный характер. Занятия проходят два раза в месяц. Каждое занятие завершается рефлексией.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 631.