ЛЕКЦИЯ 9. ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План.

· Коллектив, его воспитательные функции, роль в разностороннем развитии личности, основные признаки коллектива.

· Этапы формирования коллектива, динамика развития. Педагогическое руководство коллективом на каждом этапе.

· Методы изучения коллектива.

· Пути формирования коллектива.

 

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus означает «собирательный». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В современной литературе существуют две основные точки зрения относительно понятия «коллектив». Первая точка зрения получила распространение в США и Германии. Под коллективом понимается любая организованная группа людей, объединенная общими целями, задачами, деятельностью, имеющая актив и подчиняющаяся дисциплине.

Другая точка зрения распространена во Франции, Японии и у нас. Коллектив - группа людей, объединенная общими общественно значимыми целями, общими задачами, деятельностью, имеющая актив и подчиняющаяся дисциплине.

Разница в определениях всего одна - общественно значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в автобус, и преступники, создавшие воровскую шайку. Коллектив должен нести положительную функцию, руководствоваться теми же целями, что и большинство общества. А по первому определению и шайка тоже будет являться коллективом.

Признаки коллектива:

v Общественно значимые цели.

v Общие задачи.

v Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

v Наличие актива.

v Подчинение дисциплине, отношения ответственной зависимости (рабочее сплочение и моральное единение).

Воспитательная функция коллектива - разностороннее развитие личности. Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанниками и в других местах (семья, телевидение, общение со сверстниками), но только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. С поступлением в школу ребенок становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.д.) а членом других, и, прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими, так как хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Коллектив дает возможность накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В результате это приводит к формированию таких социально значимых качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности.

Очень значима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. При ее организации в условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает широкие возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности, Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

 В разработке теории коллектива большая часть принадлежит А.С.Макаренко. Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности были направлены на решение двух основных задач коллектива:

v Формирование личности в коллективе.

v Сохранение индивидуальности в коллективе.

Сам А.С.Макаренко писал: «Первую задачу я проверил, вторую не удалось». (1936г.)

Виды коллективов:

q Связанные общественной деятельностью (ветеранов, партийный).

q Связанные общей деятельностью (школьный, студенческий, рабочий).

q Связанные общими увлечениями (спортивный, хоровой).

Взаимодействие коллективов между собой обратно пропорционально их численности. При большой численности самих коллективов связи между ними очень слабы.

Учение А.С.Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.

Чтобы стать коллективом группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С.Макаренко выделил несколько этапов.

 

Этапы формирования коллектива.

Первый этап - становление коллектива. В коллективе есть общие общественно значимые цели, общие задачи и деятельность. Таким обычно бывает вновь созданный коллектив.

На первом этапе руководитель должен выступать в позиции организатора коллектива, от него исходят все требования и проверка их выполнения. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились.

Ошибки первого этапа:

217. торопливость с выбором актива - на этом этапе нужно выбирать или назначать временный актив;

218. создание видимости демократии.

Второй этап развития коллектива: в коллективе есть общие общественно значимые цели, общие задачи, общая деятельность, актив, дисциплина.

Дисциплина бывает двух видов: приказа и принуждения, сознания.

Дисциплина формируется через принуждение и только со временем появляется дисциплина сознательная. На втором этапе сознательной дисциплины у всех членов коллектива еще нет.

В этот период усиливается влияние актива, он сам предъявляет требования к членам коллектива. Происходит стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Руководитель на втором этапе переходит к позиции опосредованного руководства. Следует отказаться от прямых требований и проверки, действовать только через актив.

Ошибки второго этапа:

219. фальшивое опосредованное руководство - когда руководитель создает видимость демократии, но жестко контролирует деятельность, как актива, так и коллектива в целом.

Третий этап – расцвет коллектива. Коллектив имеет все признаки. Возможен дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет к себе более высокие требования, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива этой стадии.

Позиция руководителя - консультант, советчик.

Четвертый этап развития коллектива. Коллектив характеризуется наличием всех признаков. Возможен дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет требование к себе самому, как если бы это было требование коллектива. Все члены коллектива занимаются самовоспитанием. В производственной сфере таких коллективов пока нет. Приближаются к этому уровню коллективы альпинистов.

Проводили исследования в школах г. Кемерово: из 1200 коллективов только 17 находились на третьем этапе, остальные на первом и втором этапах. В вузах коллективов третьего этапа по оценке самих студентов нет.

В социальной психологии имеются различные классификации стилей руководителя. Крупнейший специалист в этой области знаний А.Л.Журавлев различает три основных стиля руководства: директивный (автократический), демократический (консультативный) и либеральный (попустительский).

o Директивный стиль. При строгом применении этого стиля руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в коллективе, старается лично контролировать весь объем отношений в коллективе, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, члены коллектива получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.

o Демократический стиль. Этот тип руководства сочетает в своей работе ориентацию, как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя и коллектива, поддерживает товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Члены коллектива получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива.

o Либеральный стиль. Этот тип руководителя максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости вмешивается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу.

Следует отметить, что не существует универсального оптимального стиля руководства коллективом, способного обеспечить решение стоящих перед ним задач и нормальный социально-психологический климат. В различных конкретных ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их гармоничное сочетание.

Исследование, поводившееся в школах г. Кемерово, позволило выделить несколько наиболее часто встречающихся типов классных руководителей.

w    Первый тип классного руководителя. Сам является центром класса, все делает, имеет хороший контакт с ребятами и на уроках, и во внеклассной работе. Пользуется, как правило, любовью со стороны ребят. Но без него у ребят ни чего не получается.

w    Второй тип классного руководителя. Во всем доверяет ребятам, хорошо знает особенности детей, осуществляет ненавязчивую помощь. Ребятам нравятся такие классные руководители.

w    Третий тип классного руководителя. Нейтральный тип. Ребятам доверяет в тех случаях, когда его не интересует результат (субботники, дискотека), но контроль учебы, контакт с родителями осуществляет только сам. Ученики их не любят и часто боятся такого классного руководителя.

Проводились эксперименты по назначению в старших классах освобожденных классных руководителей на параллель классов. Но они закончились неудачно.

 

Методы изучения коллектива.

Метод социометрии. Его автором является американский психолог Д.Морено. Метод заключается в том, что ребятам даются два или более полярных вопросов. Например: «С кем из ребят своей группы ты хотел бы быть на практике в одной школе?» и «С кем не хотел бы быть вместе на практике?». Обычно Морено предлагает выбор трех видов деятельности: производственной, общения и отдыха. Анкеты могут быть как анонимными, так и авторскими, но при анонимных ответах будет получено меньше информации. Поэтому желательно проведение авторской анкеты, при условии доверия учащихся к человеку, проводящему анкету.

          Ряд                ранжирования  0 3 место +2 2 место +3 1 место -2 5 место -1 4 место
Потом на основании всех ответов вычерчивается матрица на каждый вопрос. Для каждого учащегося суммируются все положительные и отрицательные выборы, и он получает определенное количество баллов. Выстраивается ряд ранжирования и вычерчивается линейная социограмма. 

И.Ф. Ж М О П В
Женя # +    
Маша + # +    
Оля   + # + +
Петя # +
Вася   + #

Линейная социограмма

 


                             

Анализ социограммы:

В результате исследования выделяются четыре группы.

1-я группа – «звезды», то есть самые авторитетные ребята в группе. Это те, кто получил более 75% положительных голосов.

2-я группа – «принебрегаемые», то есть авторитетные ребята - те, кто получил от 25 до 75% положительных голосов.

3-я группа – «изолированные», те, кто получил от 0 до25% положительных голосов.

4-я группа – «отвергнутые», получившие только отрицательные голоса.

· Если подавляющее большинство членов коллектива попали в 1 и 2 группы, то коллектив крепкий, стабильный, а если в 3 и 4 группы - то коллектива нет;

· Анализ группы звезд:

а) если в группу «звезд» попали официальные лидеры, значит, он являются реальными лидерами класса, их правильно выбрали;

б) если в группу «звезд» попали хорошие ребята, но не участвующие в работе актива, значит, их нужно привлечь к работе в активе класса;

в) если в группу «звезд» попали ребята с отрицательным влиянием, то возможно несколько вариантов работы с коллективом класса:

o развенчать авторитет этих ребят в глазах класса;

o перевоспитание этих ребят;

o если же это не удается, то необходимо вывести этих ребят из коллектива этого класса.

· Анализ группы «изолированных»:

а) если в группу «изолированных» попали ребята, которые недавно в коллективе, то это естественно и нужно только следить за тем, чтобы эти ребята не задержались в этой группе;

б) если в группу «изолированных» попали ребята, которые, учатся давно в этом коллективе - это проблема, которую нужно решать вместе с психологом и родителями.

· Анализ группы «отверженных»:

а) если в группу «отверженных» попали ребята с отрицательным влиянием, это для коллектива хороший показатель и стимул для перевоспитания этих ребят;

б) если в группу «отверженных» попали наши официальные лидеры, - это значит, что лидеры потеряли доверие коллектива или сразу были выбраны неудачно. Тогда нужен открытый разговор или перевыборы.

Кроме линейной социограммы, можно начертить и кольцевую социограмму, но при условии проведения авторской анкеты. Кольцевая социограмма позволяет изучить отношения внутри коллектива, группировки и лидеров внутри каждой группировки.

Недостатки социограммы как метода изучения коллектива:

· Это «фотография» положения в коллективе, т.е. ситуация только на данный момент, нет достоверного прогнозирования, нет возможности ответить, почему сложились такие отношения и как работать дальше.

· Социограмму не рекомендуется использовать в период конфликтных экстремальных ситуаций в коллективе.

Достоинство социограммы: если она проводится ежегодно, то хорошо прослеживается картина прогресса отношений в коллективе.

 

Метод парного сравнения. Этот метод также был разработан Д.Морено. Он позволяет сделать оценку ребенка более объективной за счет большого количества сравнений и оценок одного человека. Отличие от социометрии состоит в том, что изучается весь класс, но только одно его качество.

Проведение: классный руководитель составляет ряд ранжирования всех учащихся по какому-либо качеству, например, трудолюбию. Потом выбираются 7-10 экспертов - это могут быть учителя, которые работают в этом классе, авторитетные ученики, кто-либо из администрации, кто хорошо знает класс. Каждому эксперту дается матрица, которую он заполняет. Сравниваются пары (отсюда название метода). Кто трудолюбивее - Женя или Маша? Женя; - Женя или Оля? Женя; - Женя или Вася? Одинаково. Потом суммируют баллы каждого учащегося по отдельной матрице, по общей сумме оценок всех экспертов составляется ряд ранжирования, который сравнивается с тем рядом ранжирования, который составлен классным руководителем. Совпадают обычно первые и последние ранги, а вот середина иногда бывает откровением для классного руководителя. Это происходит потому, что классный руководитель склонен оценивать ребят, прежде всего с точки зрения их отношения и их успехов по его предмету, и эта оценка не всегда бывает объективной.

И.Ф. Ж М О П
                Ряд ранжирования  8           1 место  4           3 место                 0           5 место  2           4 место  6           2 место
В

Женя # 2 2 2 2
Маша 0 # 2 2 0
Оля 0 0 # 0 0
Петя 0 0 2 # 0
Вася 0 2 2 2 #

Эта методика дает возможность открыть в человеке, на котором некоторые учителя «поставили крест», достоинства.

 

Пути формирования коллектива.

В литературе выделяются три основных пути формирования коллектива. Первый путь: выдвижение перспективных линий. Определил его А.С.Макаренко. Перспектива – это практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников. В практике воспитательной работы А.С.Макаренко различал три вида перспектив.

Виды перспектив :

w     Близкая, т.е. результат не удален по времени, не требует усилий и создает радость всем членам коллектива. Такой перспективой может быть совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра – соревнование и т.д.

w     Средняя, т.е. результат значительно удален по времени, требует больших усилий, но обязательно приносит удовлетворение всем членам коллектива. Примером такой перспективы может быть подготовка к проведению школьного праздника, спортивного соревнования и т.д.

w     Далекая, т.е. результат очень удален по времени, требует значительных усилий, наиболее социально значим, и может не принести удовлетворения отдельным членам коллектива. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии.

А.С.Макаренко считал, что перспектива должна быть перед коллективом обязательно, система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена значительно ускоряется в этих условиях, а воспитательный процесс протекает естественно. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы.

Для коллектива первого этапа можно ставить только близкую перспективу, для коллектива второго этапа - близкую и среднюю, для коллектива третьего этапа - все три вида перспектив. Средняя перспектива в зависимости от уровня развития коллектива должна дифференцироваться по времени и сложности. Далекую перспективу нужно разбивать на серию близких и средних перспектив.

Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие прогрессивного движения коллектива. Важно помнить, что перспективы в школе должны носить не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер.

Второй путь: создание традиций. Традиции (от лат. traditio – передача) – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают выработать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

«Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций…не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал…- это школы, которые накопили традиции». Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский. 

В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы. Малые, будничные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций. Желательно, чтобы традиции были отличными от других коллективов, а для этого создаваться они должны совместными усилиями детей и взрослых. В одной из школ, например, зародился обычай отмечать окончание учебы в начальных классах посадкой деревьев на пришкольном участке. В другой школе по традиции деревья сажают вместе одинадцатиклассники и первоклассники, причем последние ухаживают за ними до окончания школы. Но инициатива в основном должна идти от педагога. В детском и юношеском коллективе традиции создаются взрослыми и передаются взрослыми. Создать традиции трудно, но сохранить их еще сложнее. Например, раньше во многих школах были музеи, т.е. готовая традиция, но сейчас они почти везде исчезли, так как этим заинтересовать ребят очень сложно.

3 путь - создание общей деятельности. В ученическом коллективе должны быть три вида деятельности: трудовая, учебная и деятельность общения.

Когда будут организованы все три вида деятельности в равной степени, тогда и будет коллектив. Но это также трудно, как и создание традиций.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Лекция 1. Предмет и задачи педагогики................................................................ 3

Лекция 2: Развитие и воспитание личности......................................................... 39

Лекция 3: Сущность процесса обучения.............................................................. 82

Лекция 4. Принципы обучения............................................................................ 99

Лекция 5: Методы обучения............................................................................... 117

Лекция 6. Урок - основная форма организации учебной работы.................... 143

Лекция 7. Сущность процесса воспитания........................................................ 162

Лекция 8: Общие методы воспитания................................................................ 187

Лекция 9: Воспитание коллектива и личности................................................... 221

 

 

                         Редактор

Подписано в печать 20.06.2001. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Печ.л.   .Уч.-изд.л.   .

Тираж 500экз. Заказ N 

Кемеровский государственный университет. 650043, Кемерово, ул. Красная, 6.

Издательство «Кузбассвузиздат».

650043, Кемерово, ул. Ермака, 7.Тел.23-34-48

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 309.