Педагогическое руководство приучением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Показ образцов (за обеденным столом, в театре, в гардеробе) как надо действовать.

· Разъяснение - почему нужно делать так, а не иначе. Создание положительного общественного мнения в воспитательной форме. Но, не стоит давать казенно-бюрократических указаний типа «Чисти зубы два раза в день!», а лучше сказать: «Чтобы люди оценили твою неотразимую улыбку - следи за чистотой зубов».

· Контроль и коррекция действий учащегося родителями, учителем и коллективом. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, но неослабным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.

· Оценка действий и поступков.

· Поощрение правильных действий и поступков.

Хорошие результаты дает метод поручений. С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения могут иметь разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в учении, украсить к празднику класс и т.д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным учащимся дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности и т.п. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения. Лучше, чтобы поручение исходило не от воспитателя, а от коллектива, контроль и помощь в выполнении поручения также должны исходить от коллектива. Нужно стараться сочетать постоянные и временные поручения, чтобы упражнять личность в умении подчинять и подчиняться.

Метод воспитывающих ситуаций - метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях.

То есть, искусственно создаются ситуации, когда воспитанники вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а, следовательно, правильно построить воспитательный процесс.

Существуют разные точки зрения на этот метод в психологической и педагогической литературе:

· Нельзя насыщать жизнь школьника сложными жизненными ситуациями. Это приводит к патологии и нервным срывам.

· Нужно вводить сложные ситуации, так как жизнь сама по себе не является легкой. Исходят из учения И.П.Павлова, о том, что не всякая жизненная ситуация может вызвать невроз.

Очень много зависит от индивидуального опыта личности, от тренировки в преодолении трудностей, от воспитания, оттого, насколько ребенок готов к преодолению трудностей, насколько сформирована воля.

Выделяют такие виды ситуаций как проверочная; воспитывающая; контролирующая; закрепляющая; не предусмотренная воспитанием, но помогающая; не предусмотренная воспитанием, мешающая или вредная.

Пример: перед 9-классниками была поставлена задача: чтобы интересно провести летние каникулы, нужно своими руками построить так называемую «водную дачу» (плот с домиком). Описание и рисунок были даны в журнале, стройматериалы выделяла школа. Постановка именно такой задачи была обусловлена возрастными особенностями учащихся - тягой к романтике, 9-классники должны были изучать столярное и слесарное дело, низкой успеваемостью класса.

Ребятам поставили условие: даже при благоприятном завершении строительства поездка невозможна без полной успеваемости класса. Такая задача создала проблемную ситуацию, у школьников ярко проявились их положительные и отрицательные качества, что помогло воспитателю полнее представить себе состояние классного коллектива и каждого из его членов.

Воспитывающая ситуация может создаваться как для целого коллектива, так и для отдельной личности. Но и в том, и в другом случае она дает положительные результаты только тогда, когда в ее основе лежат задачи, решение которых представляет большой интерес для воспитанников. Этот интерес дает возможность воздействия на детей, а, следовательно, для воспитания положительных нравственных качеств.

В приведенном примере заинтересованность школьников помогла преодолеть неуспеваемость, связала образовательный процесс с жизнью, а главное - помогла учащимся понять, что без знаний, к которым они относились поверхностно, невозможно решить ни одной задачи, теоретической или практической. Воспитывающая ситуация сразу же создала относительно устойчивую обратную связь, необходимую для целенаправленного процесса воспитания.

Школьная и окружающая жизнь подсказывает много ситуаций, искусственно создавать их не нужно. Школьная жизнь переполнена такими ситуациями, следует лишь выбрать наиболее целесообразные.

Требования к выбору ситуаций:

o они должны соответствовать внутренней позиции школьника;

o должны соответствовать возрасту школьника;

o быть значимыми для учащихся;

o должны вызывать стремление преодолеть трудности.

В Польше очень хорошо разработана методика создания ситуаций. Польские педагоги, подбирая ситуации для старшеклассников, руководствуются положением: задания должны быть настолько трудными, чтобы их хотелось выполнять и настолько легкими, чтобы их могли выполнить.

Главный принцип при создании воспитательных ситуаций - «не навреди».

 

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Стимулом в Древней Греции называли палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах, одни из которых он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами. Прямое и непосредственное назначение стимулов - ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

С древних времен известны такие методы стимулирования, как поощрение и наказание.

Поощрение - выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны:

212. одобрение,

213. похвала,

214. благодарность,

215. предоставление почетных прав,

216. награждение грамотами, подарками и т.д.

Одобрение - простейший вид поощрения. Его воспитатель может выражать жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями.

Благодарности, награждения - поощрения более высокого уровня - вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие длительные стимулы, так как они не только венчают продолжительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня.

Метод поощрения требует тщательной дозировки и осторожности. Неумелое или избыточное поощрение может приносить вред воспитанию. Нужно учитывать психологическую сторону поощрения, его последствия.

- Поощряя, нужно стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

- Не должно быть противопоставления одного учащегося другим членам коллектива. Поэтому поощрять нужно не только тех, кто достиг высоких личных результатов, но и тех, кто добросовестно трудился на общее благо, проявлял высокие нравственные качества - трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим.

- Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, месту в коллективе и не быть слишком частым. Поощряя, нужно учитывать мнение коллектива.

Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности.

Наказание - метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Наказание – один из самых старейших методов воспитания. На самых древних дошедших до нас папирусах встречаются рисунки на темы педагогической практики тех лет: мальчик в характерной позе и учитель с розгами над ним. Привлекала в этом методе простота и внешняя кажущаяся результативность. Однако со времен тоже очень давних ведется борьба за отмену физических наказаний и наказаний, оскорбляющих честь и достоинство воспитанника. На каких-то этапах эта борьба перехлестывала через край и превращалась в борьбу с наказанием как методом. Так, в первые годы советской власти в школах наказания были отменены вообще. Это обедняло педагогическую палитру и естественно вызывало критику со стороны той части педагогической общественности, которая не поддалась эйфории «свободного» воспитания.

Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания, А.С.Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только закончена, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Выделяется несколько видов наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения.

В современной школе практикуются следующие разные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и т.д.

Для того чтобы наказание было эффективным, должны выполняться следующие условия:

- Наказание должно быть обоснованным: наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым, после наказания о нем не вспоминают и с учеником сохраняются нормальные отношения.

- Наказание должно быть индивидуальным, коллективные наказания не рекомендуются, так как при этом создаются условия для сплочения воспитанников на нездоровой почве.

- Наказание не должно носить оскорбительного характера и унижать честь и достоинство воспитанника.

- Наказание не должно носить физического характера.

- Нельзя наказывать трудом, пищей.

- Коллектив должен быть на стороне воспитателя. Если решение педагога отвергается коллективом, то наказание произведет не полезное, а вредное действие. Лучший эффект достигается, когда сам коллектив наказывает.

- Наказание ребенка за его действия, а не за оплошность родителей. (Двойка за то, что родители не сделали чего-то.)

- За один проступок наказывают один раз и больше к этому не возвращаются.

- Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан

- Нельзя наказывать за неумышленные поступки.

- Наказание - сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому не торопитесь наказывать, пока нет полной ясности в ситуации, достаточных оснований. Лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного.

Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и первенству на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Соревнование стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности и коллективизма.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Соревнование будет более действенным, если будет разумно наполняться ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.

В переживании таких ситуаций особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Поэтому необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой группы могли бы справиться без особых затруднений. И лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Ситуации успеха можно создавать, используя дифференцированный подход к определению содержания деятельности.

Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой, особенно в младших и средних классах. Игровые формы возбуждают эмоции воспитанников, что делает соревнование привлекательным.

Эффективность соревнования сильно повышается, когда его цели и задачи, условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 262.