Классификация методов воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Какова должна быть классификация методов воспитания? Какой признак нужно положить в ее основу?

Таких признаков, учитывая, что метод воспитания - явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес.

Традиционная классификация содержит четыре метода: убеждения, упражнения, поощрения, наказания.

За основу взят способ воздействия на ученика. Такая система методов является целесообразной, имеет полное право на существование. Этой классификации придерживается Н.К.Гончаров. Близка к этой и классификация И.Г.Огородникова, трактующая характер методов более обобщенно. Они включают в себя методы: убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации И.С.Марьенко названы такие группы методов воспитания: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, методы стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.А.Щукиной). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

В первую группу входят методы: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. В общем, их можно назвать методами убеждения, так как главное их назначение - формирование устойчивых убеждений.

Ко второй группе относятся методы: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации. Главная задача методов этой группы - формирование качеств личности.

В третью группу входят методы: соревнование, поощрение, наказание, субъективно - прагматический метод. Задачей методов этой группы является торможение, либо, наоборот, ускорение определенных действий воспитанников.

Характерной особенностью методов является их тесная взаимосвязь и наличие переходных форм.

Например, упражнение может начинаться с воздействия на детей аргументированного, убедительного слова. Убеждение - упражнение.

Наказание, полученное за неудовлетворительное дежурство и выражающееся в очередном дежурстве, есть также и упражнение в выработке общественного поведения.

Организация специального воспитательного воздействия может явиться наказанием (сам факт наложения и осуждения).

 

Методы формирования сознания.

Первый этап правильно организованного воспитания – понимание воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись, прежде всего, понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.

Раньше методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений.

Убеждение имеет два значения:

1. Он обозначает составную часть мировоззрения, твердые взгляды человека, сложившиеся на основе каких-либо идей.

2. Он употребляется для обозначения метода воспитания.

Итак, под убеждением мы понимаем воздействие воспитателя словом на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении.

Убеждение направлено на формирование нравственного сознания. К.Д.Ушинский говорил, что «убеждение - это главная дорога человеческого воспитания».

К методам формирования сознания относятся:

1. Беседы коллективные и индивидуальные.

2. Лекции, факультативы, семинары.

3. Диспуты, дискуссии.

4. Пример.

Главное средство убеждения - слово. Трудно переоценить роль слова. В.А.Сухомлинский так писал об этом:

«Слово доступное и ясное - раскрывает школьнику знания; слово бодрое - стимулирует ребенка; слово гневное и страстное - рождает в ребенке стыд и раскаяние; слово остроумное и меткое - активизирует детскую мысль; слово сердечное - побуждает ребенка раскрыть душу».

Как много оттенков может включить воспитатель в слово, слово часто определяет результат воспитания.

Чем старше дети, тем большую роль в их жизни играет слово.

Примеры:

190. О силе слова - повесть Носова «Огурцы» - Мать говорит сыну, укравшему огурцы с чужого огорода: «Пусть лучше у меня вообще не будет сына, чем сын – вор».

191. О бессилии - Как часто приходиться слышать от родителей: «Мы все для тебя делаем, а ты?»

В чем сила и бессилие слова воспитателя? В чем психологический механизм воздействия слова?

Слово, прежде всего, должно быть рассчитано на пробуждение эмоций, чувств. И такое слово лучше доходит до сознания учащихся. Слово не должно прямо воздействовать на сознание (ты должен, обязан), так как может быть оказано сопротивление воспитателю.

Необходимо опосредованное воздействие. Слово должно действовать на сознание косвенно, через пробуждение эмоций и чувств.

Должна быть опора на опыт учащихся, на практику жизни. Без такого единства роль слова снижается.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.