Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспитание, самовоспитание и перевоспитание школьников часто взаимосвязаны друг с другом. В процессе воспитания формируется самооценка, самокритичность, воля, идеалы и пр., то есть создаются необходимые предпосылки для самовоспитания и перевоспитания.

Воспитание оказывает влияние на личность, оказывая тем самым влияние на самовоспитание и перевоспитание. Самовоспитание определяется условиями жизни общества, общественными отношениями и воспитанием.

Успех перевоспитания зависит от того, наращиваются ли положительные качества и свойства. Процесс перевоспитания смыкается с воспитанием. Успех перевоспитания будет зависеть от того, насколько человек сам будет стремиться исправлять свои недостатки. Только сформировав у него желание стать лучше, преодолеть плохое в своей личности, можно добиться эффекта и в воспитании и перевоспитании.

Нельзя смешивать, воспитание и образование.

Образование ставит своей задачей вооружить знаниями об окружающем мире.

Воспитание же, опираясь на полученные знания, формирует отношение к окружающему миру.

Единство достигается тогда, когда в процессе обучения успешно усваиваются знания и формируется отношение к этим знаниям, пробуждается и закрепляется познавательный интерес.

Само по себе единство между воспитанием и обучением не возникает. Хотя наука содержит в себе могучую нравственную силу, но стихийно она не проявляется. В активное состояние ее приводит учитель. Единство обеспечивается ведущей деятельностью учителя. Если бы все это происходило стихийно, то каждый образованный человек был бы и высоко воспитанной личностью.

Нравственная сила науки, единство обучения и воспитания организуется учителем.

Какие же условия обеспечивают единство?

1. Добровольность учения, когда учение становится излюбленной деятельностью ученика, соответственно его потребностям.

2. Если учебная деятельность организуется как коллективная деятельность, когда возникает сопереживание успехов, неудач других учащихся. Легко воспитываются такие качества как заботливое отношение, чуткость, принципиальность, требовательность.

3. Использование творческих, самостоятельных работ. Организуя обучение таким образом, учитель организует радость познания.

4. Организация специальных нравственных упражнений на уроке. Организация правильных поступков через специально созданные педагогические ситуации.

Таким образом, формирование личности осуществляется единым процессом.

Психологи и педагоги отмечают единство не только обучения и воспитания, но и воспитания и обучения. Сам процесс воспитания и обучения тоже должен быть единым. Воспитывая учащихся, нужно формировать внутренний мир, внутренние качества. Необходимо следующее:

а) пробуждать потребность в знаниях,

б) вооружать специальными знаниями (о нравственных качествах, способах их достижения и т.д.),

в) пробуждать мыслительную активность, развивать интеллектуально.

Таким образом, желательно придать внеклассной воспитательной работе интеллектуальный, думающий характер. В содержание работы нужно включать:

а) встречи с учеными,

б) вечера науки и техники,

в) чтение и обсуждение научно-популярных статей,

г) обзоры научных журналов, вечера, диспуты.

 

Принципы воспитания.

Принципы воспитания - исходные положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методам воспитательной работы. Они отражают специфику процесса воспитания. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам:

1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендации; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса.

3. Равнозначность. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1. Целеустремленность - подчинение всей воспитательной работы, большой и малой, общей цели воспитания, определяющей все стороны воспитания.

2. Связь воспитания с трудом, с жизненной практикой.

3. Воспитание в коллективе, создание правильного влияния коллектива на личность, правильных внутри коллективных отношений. Воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива.

4. Активность и самодеятельность учащихся. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская проблему самоуправления, активности и самодеятельности выдвигали на одно из первых мест. А.С.Макаренко ставил их на первое место и в практической деятельности.

5. Уважение к личности и высокая требовательность к ней.

6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

7. Опора на положительное в воспитании.

8. Единство и целостность воспитательного процесса:

а) между обучением и воспитанием,

б) между нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием,

в) между различными сторонами самого нравственного воспитания (между воспитанием коллективизма и патриотизма, честности и мужества, и т.д.),

г) единство требований всех педагогов,

д) единство школы, семьи и общественности.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.