Принципы и ориентиры формирования предмета научного исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наука всегда имеет объект исследования и предмет исследования!

Исследователь, а в нашем случае это студент, должен хорошо ориентироваться в таких понятиях, как объект, предмет, проблема, тема исследования.

Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.

Объект исследования-это процесс или явление, в рамках которого возникают проблемы (проблема) для изучения. В нашем случае это могут быть:

 производственные отношения в целом или их составляющие - социально-экономические, организационно-экономические и конкретно экономические отношения;

 личностные и общесоциальные отношения;

 системы экономических понятий, категорий, законов.

Предмет – это то, что находится в рамках, в границах объекта.

Предмет исследования - это часть объекта, непосредственно подвергается исследованию и определяет тему исследования. Получается, что предмет исследования является понятием более узким по сравнению с объектом.

Предмет изучения раньше зависел от возможностей восприятия органов чувств человека, сейчас с развитием технологий зависит больше от последних.

Факторы определения предмета:

- теоретический – развитость теорий в науке (с развитием объема знаний, растет глубина представления об объекте – скачки в периоды НТР).

- философская позиция ученого (мировоззрение, система научной картины мира, стиль научного мышления).

Таким образом, объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет научной работы чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.

Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное .

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

Проблема - это объемная научная задача, решение которой имеет большое значение для экономики в целом или отдельной ее отрасли. Она, как правило, охватывает несколько тем.

Тема исследования - это также научная задача, но более узкая по сравнению с проблемой. Она охватывает какую-то определенную область научного исследования и базируется на многочисленных исследовательских вопросах, то есть на более мелких научных задачах.

Выделяется три этапа в выборе проблемы: формулировка проблемы и определение ожидаемого результата; разработка структуры проблемы, то есть выделение темы, подтем и исследовательских вопросов для определения актуальности, ценности проблемы для экономической науки и практики.

От того, насколько правильной будет постановка проблемы, в значительной степени зависит ее решение. При этом крайне важно уметь отличать псевдопроблему от научной проблемы. Сделать это очень сложно, а потому обоснование проблемы осуществляется, как правило, коллегиально, путем обсуждения на заседаниях ученых советов и кафедр с привлечением оппонентов.

При выборе проблемы действуют преимущественно следующим образом:

 отделяют известное от неизвестного;

 локализуют неизвестное во времени и пространстве;

 формулируют проблему и определяют, что необходимо для ее исследования.

Принято различать несколько специфических групп проблем, с которыми приходится иметь дело тому, кто исследует социально-экономические явления. К ним относятся: хорошо структурированные проблемы, проблемы среднего уровня структурированности, мало структурированные проблемы, не структурированы проблемы.

Хорошо структурированные, или как их еще называют, стандартные проблемы, это те, решение которых жестко зависит от каких-либо изменений в причинах, породивших их.

Проблемы среднего уровня структурированности - это такие, при решении которых необходимо учитывать и влияние вероятных факторов, т.е. таких, которые могут повлиять, а могут и не повлиять.

При выборе темы исследователь должен учитывать следующие требования к ней. Во-первых, тема должна быть актуальной, содержать элемент новизны и быть перспективной.

Актуальность темы заключается в ее важности, значимости в настоящее время. Определить актуальность темы теоретического исследования может только опытный ученый соответствующей отрасли или научный коллектив. Это объясняется отсутствием четких критериев для определения уровня актуальности указанных исследований и необходимостью широкой осведомленности с проблемой. Актуальность прикладных научных разработок определять легче, поскольку более актуальной будет и тема, которая обеспечивает больший экономический ефект.

 Иногда молодые исследователи считают, что достаточно по-новому сформулировать тему и она будет актуальной. Такое мнение ошибочно, ведь не все новое является прогрессивным и не все старое - консервативным. Элемент новизны будет признаком актуальности темы научного исследования только в том случае, когда тема нацелена на решение новой задачи, когда она в такой постановке никогда не разрабатывалась и не разрабатывается в настоящее время.

Наличие новизны дает исследователю основания утверждать, что он впервые получил соответствующие результаты, впервые сформулировал и обосновал теоретические положения, впервые разработал рекомендации, внедрение которых в практику дало значительный экономический эффект, впервые ввел в научный оборот те или иные сих пор неизвестные источники, концепции, теории и т.д. . Иными словами, актуальной и новой может быть только перспективная тема, решение которой означает дальнейшее развитие экономической науки.

Чтобы выбрать тему, исследователь должен познакомиться с фундаментальной литературой по теме. Причем такое знакомство осуществляется, как правило, в ретроспективном плане, т.е. от последних по времени источников к более ранним.

 В-третьих, выбирая тему, необходимо учитывать возможность ее выполнения именно в этом высшем учебном заведении или научном учреждении.

В четвертых, при выборе темы научного исследования следует учитывать связь ее с конкретными хозяйственными планами, основными потребностями производства на данном этапе.

Внедрение результатов научных исследований в практику может осуществляться в разных формах.

В случае, когда исследование носит методологический характер, то внедрение результатов может осуществляться в следующих основных формах:

 публикации монографии, учебника, научной статьи, научного доклада;

 выступления на научной конференции;

 использования в учебном процессе;

 использования при разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства;

 использования при подготовке новых нормативных и методических документив.

При выборе темы научного исследования следует помнить о том, что в процессе дальнейшей работы возможны некоторые уточнения ее. Причем потребность в этом исследователь может ощутить уже на этапе составления плана исследования.

Основными факторами, которые могут привести к необходимости уточнения темы являются:

 получения исследователем дополнительной информации о степени разработки данной темы или ее отдельных вопросов;

 появление информации о том, что по такой же или подобной темой уже ведутся исследования в других высших учебных заведениях или учреждениях, а дублирование нецелесообразно;

 изменения организационного порядка (изменился научный руководитель, не закуплено или вышло из строя необходимое оборудование и т.д.).

Принципы выбора темы:

1. Предмет научного исследования должен удовлетворять принципу целостности или связанности – системность!

Выделение предметного ядра и зоны ближайшего окружения.

2. Принцип стабильности или повторимости и отображаемости (воспроизводимости).

3. Принцип наблюдаемости – хоть и субъективный в меру, но важный! Объект может быть исследован только тогда, когда может быть зарегистрирован! (можно ли говорить о таких объектах как информационное поле, аура и т.д.?) Но не стоит откидывать возможности теоретического мышления (пример теория суперструн, черных дыр и т.д.)! Возможно теоретизация вначале, предсказание и описание и на этой основе поиск эмпирический (пример, бозон Хигса).

В естествознании существуют важные общие законы, находящие отображение в научном поиске и выделении предмета исследования: з. взаимосвязи-взаимодействия, закон сохранения преемственности, закон соответствия между действующими силами и возникающими последствиями, закон периодичности, закон необратимости изменения.

Закон взаимосвязи-взаимодействия утверждает: внешние воздействия на систему, которая развивается, являются постоянным процессом, и системы являются открытыми и развивающимися (синергетика!).

Закон сохранения преемственности – каждый этап в истории развития системы невозможен без предыдущего (историчность и эволюционность!).

Закон соответствия между действующими силами и возникающими последствиями – причинно-следственные связи.

Закон периодичности – учет периодичности строения, периодичности явлений и изменений системы.

Закон необратимости изменения – необратимость эволюции.

Предмет исследования формулирует цель исследования.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.