Важная форма знаний — принципы (постулаты), аксиомы.
Под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).
Аксиома - исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое при доказательстве других ее положений, которые, в свою очередь, называются теоремами
Постулат - положение (суждение, утверждение), принимаемое в рамках к.-л. науч. теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы
Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий.
Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является теория. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.
Наука включает в себя также методы исследования. Под методом понимают способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Метод — это инструмент для решения главной задачи науки — открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований.
Любая научная теория, объясняя характер тех или иных процессов действительности, всегда связана с определенным частным методом исследования. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего надо начинать исследования, как относиться к фактам, как обобщать, каким путем идти к выводам.
Наука о туризме — комплекс фундаментальных наук. К ним относятся экономика, география, психология, политология, социология, история и право.
Экономика туризма включает в себя собственно экономическую составляющую, исследующую вопросы динамики и конъюнктуры туристского рынка, отраслевую статистику, стандарты оказания услуг, программную и финансовую деятельность, в том числе систему управления (менеджмента) в туристской сфере. Правовое обеспечение туристской деятельности связано с международным, отечественным и зарубежным законодательством. Исторические научные исследования в туризме имеют два больших раздела. Первый — это многовековая всемирная (в том числе отечественная) история путешествий, а также история становления современного массового туризма и туристской отрасли. Второй раздел — это история стран и народов, знание и понимание которой необходимо для правильного составления туристских программ и маршрутов4.
Научный туризм можно отнести к специальным видам туризма, главной особенностью которого является непосредственное участие туристов в научной или исследовательской программе тура. Принятая ЮНЕСКО и Всемирной туристской организацией (ВТО) Хартия научного и культурного туризма, Манильская декларация по мировому туризму дают следующее определение: «Научный и культурный туризм имеет своей целью inter alia— личное познание научных достижений и открытие исторических мест и памятников». ЮНЕСКО на передний план в отношении научного, культурного и природного наследия выдвигает туризм как эффективное средство массовой востребованности, широкой доступности научных, культурных и рекреативных ценностей, как действенный канал и источник сохранения и познания наследия через его использование в интересах нации, мира и развития. Научный туризм, в свою очередь, является источником занятости местного населения, гарантом наполняемости научных исследований, открытий, сохранения утраченного, развитие научных учреждений, специализированных инфраструктур, рычагом самофинансирования, источником внебюджетных инвестиций.
К научному туризму относят и путешествия, позволяющие вояжерам изучить и исследовать природу, ее флору, фауну благодаря помощи и объяснениям ученого персонала. К научному экологическому туризму можно отнести изучение удаленных и новых районов, проведение научных полевых исследований, не требующих высокой квалификации, с совмещением отдыха на природе5.
Начинающим исследователям необходимо иметь общее представление о существующих в нашей стране важнейших научных учреждениях, ведущих центрах науки, их структуре и основных функциях.
Высшим научным учреждением нашей страны, руководящим центром всей отечественной науки является Российская академия наук (РАН). Российская академия наук была учреждена по распоряжению императора Петра I и воссоздана в ноябре 1991 г. как высшее научное учреждение России.
Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.
Российская академия наук — высшее научное учреждение Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Академия включает 11 отделений (по областям науки) и 3 региональных отделения (Дальневосточное, Сибирское и Уральское), 15 региональных научных центров. Академия наук связана со всей системой научных исследований и высшего образования страны.
Помимо фундаментальных исследований Академия уделяет большое внимание и другим видам научной и издательской деятельности. Основой издательско-полиграфического и книгораспространительского комплекса РАН является академическое издательство «Наука».
Научное исследование
Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
Цель научного исследования — определение кон кретного объекта и всестороннее, достоверное изуче ние его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.
Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи
Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой.
Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические.
Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания наблюдением и экспериментом.
Наблюдение — это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.
Эксперимент — это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т. д. В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой.
Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.
Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания.
В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и др. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.
В решении эмпирических и сугубо теоретических задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Этот метод базируется на результатах эмпирических исследований.
u Теоретические исследования - фундаментальные исследования
u Цель — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы
Науки можно разделить на:
- естественные - разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку, природных (естественных – от «естество», природа) явлений.
Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, т.е. исключая произвол человеческой воли.
Понятие о естественных науках введено также для их размежевания с науками гуманитарными и социальными. - технические – комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, либо её саму (т.е. изучает техносферу). Огромный вклад в развитие технических наук сделали великие инженеры древности: Архимед, Леонардо да Винчи. Одними из первых технических наук стали механика, которая долгое время существовала в тени физики, и архитектура. С начала индустриальной революции появилась необходимость академического изучения техники и технологий. Одним из первых образовательных учреждений в области технических наук стала Политехническая школа Гаспара Монже, основанная в 1794. Началась сциентизация инженерного знания. В XIX веке появилась электротехника, а в XX веке – радиотехника, космонавтика, робототехника и так далее.
- точные или формальные – логика, математика и кибернетика. Математику объединяют с логикой в комплекс формальных наук, и не включают в естественные науки, поскольку их методология существенно отличается от методологии естественных наук.
- общественные (социальные) науки – комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками – экономическая теория, социология, археология.
- гуманитарные – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода – журналистика, психология и т.д.
Чем оперирует Н.?:
- научными фактами;
- причинно-следственными связями;
- парой объект-предмет;
- методами познания;
- своим понятийным аппаратом (язык науки).
· Критерии научности теории и метода
· Теория должна обладать предсказательной силой – возможность научного прогноза
· Теория должна быть достоянием общественности – открытость и доступность проверки всех ее положений
· Теория не должна содержать внутренних противоречий – законы логики никто не отменял
· Теория не должна противоречить воспроизводимым фактам – ибо сама теория должна на фактах основываться
· Теория стремится дать объяснение, которое лучше всего вписывается в факты – принцип простоты – "Бритва Оккама" - «Не следует множить сущее без необходимости».
Если какое-либо явление может быть объяснено при помощи двух разных способов, к примеру, первого, привлекающего термины, факты, факторы и т.д., т.е. сущности A, B и C, и второго, привлекающего сущности A, B, C и D, и оба объяснения приводят к одному и тому же результату, наиболее верным нужно считать именно первое объяснение, т.к. привлекаемая вторым объяснением сущность D в предложенном примере является избыточной, и привлекать её нет никакой нужды.
· Метод должен давать воспроизводимые результаты – принцип верификации критерий науки - суждение должно "поддаваться проверке", чтобы быть принятым в качестве "научного".
· Теория должна быть открыта к критике, может быть опровергнута
Результаты научных исследований оценивают тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.
Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности.
Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т.п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления.
В науке ценятся оригинальные, "сумасшедшие" идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением удалить из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом – одно из отличий науки от искусства.
Если бы художник не создал своего творения, то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создал теорию, то она все равно была бы создана, потому что представляет собой необходимый этап развития науки, является интерсубъективной.
Характерные черты современной науки
1. Использование качественно новых методов исследований (компьютерное моделирование, ДЗЗ, космоснимки и т.д.)
2. «Лавинообразный» или экспоненциальный рост научной информации, что приводит к совершенствованию методических и аппаратно-технических средств (возникновение новых наук наподобие Космического Землеведения);
3. Новые отрасли Н., изучающие взаимодействие человека и природы.
4. Междисциплинарность (процессы внутренней и внешней интеграции Н.): концепция Устойчивого развития.
5. Н. как источник экономического, социального и культурного, а теперь и экологического прогресса общества.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.
По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные.
Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.
Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывают новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.
Цель разработки — преобразовать прикладные (или теоретические) исследования в технические приложения. Они не требуют проведения новых научных исследований.
Конечная цель разработок, которые проводятся в опытно-конструкторских бюро (ОКБ), проектных, опытных производствах, — подготовить материал для внедрения.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:
1) формулирование темы;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований.
Каждое научное исследование имеет тему. Темой могут быть различные вопросы науки и техники. Обоснование темы — это важный этап в разработке научного исследования.
Научные исследования классифицируют по различным признакам:
а) по видам связи с общественным производством — научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и т. д., полностью используемых для повышения эффективности производства;
научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;
теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.;
б) по степени важности для народного хозяйства
— работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств;
исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;
в) в зависимости от источников финансирования
— госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;
хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;
г) по длительности разработки: долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;
краткосрочные, выполняемые обычно за один год.
НАУКА В ЭПОХУ НТР
Наука в эпоху НТР представляет очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5,5 млн. человек. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится все более наукоемким, то есть с повышением уровня (доли) затрат на научные исследования в производстве той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% валового внутреннего продукта (ВВП), а в развивающихся — это доли процента.
Техника и технология
В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями — эволюционным и революционным.
Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е гг. стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.
Революционный путь является основным направлением развития техники и технологии в эпоху НТР . Этот путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Одно из выражений этот путь находит в производстве электронной техники. Неслучайно, «вторую волну» НТР, которая началась в 70-х гг., часто именуют «микроэлектронной революцией». Очень большое значение имеет и переход к новейшим технологиям.
Производство
Наряду с традиционными путями совершенствования производства (механизация, химизация, электрификация) интенсивно развиваются новейшие направления производства, в которых можно выделить шесть главных направлений:
1. электронизация, то есть насыщение всех сфер деятельности электронно-вычислительной техникой;
2. комплексная автоматизация или внедрение робототехники и создание гибких производственных систем, заводов-автоматов;
3. перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергосбережении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, использовании новых источников энергии;
4. производство принципиально новых материалов таких, как композиционные, полупроводниковые, керамические материалы, оптическое волокно, бериллий, литий, титан и др.;
5. ускоренное развитие биотехнологии;
6. космизация и возникновение аэрокосмической промышленности, что способствовало появлению новых машин, приборов, сплавов и пр.
Управление
Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. В период информационного взрыва, который переживает современное человечество, начался переход от обычной (бумажной) к машинной (компьютерной) информации. Выпуск различной информационной техники стал одной из новейших наукоемких отраслей промышленности. В этой ситуации большое значение должно отдаваться кибернетике — науке об управлении и переработке информации.
В период с 1980 по 1997 г. средний годовой прирост объемов наукоемкого промышленного производства в мире составлял, с поправкой на инфляцию, 6,2%, тогда как в прочих обрабатывающих отраслях он был равен 2,7% (Данные учитывают производство 68 стран, на долю которых приходится более 97% мировой экономики). Особенно интенсивно наукоемкие отрасли развивались в 1994-1997 гг. Годовой прирост в эти годы превышал 11%, в четыре раза больше, чем у остальных отраслей обрабатывающей промышленности. В 1980 г. наукоемкая продукция занимала 7,1% объема мирового выпуска этой промышленности, а в 1997 г. доля наукоемкой продукции достигла 11,9%.
Наиболее интенсивно структурная перестройка промышленности в пользу наукоемких отраслей происходила у двух групп стран. Первую составили признанные технологические лидеры – США, Япония и Великобритания, а вторую – две азиатские страны из числа новых индустриализирующихся, как их называют, – Южная Корея и КНР. В таблице №2 показано в каких странах и на сколько изменилась доля наукоемких отраслей в промышленности в 80-90 года. В этих странах почти вдвое больше показатель, чем у Франции или Германии, где доля наукоемких отраслей к концу 90-х годов равнялась примерно 8%. Но и 8% – это достаточно высокий показатель. Таким образом, наукоемкие отрасли вносят весомый вклад в промышленное производство в целом, и вклад этот растет, причем растет опережающими по отношению к прочим отраслям промышленности темпами.
Таблица 2 Доля наукоемких отраслей в промышленности в %
Страна | 1980 | 1997 |
Япония | 8 | 15,7 |
Китай | 7 | 14,8 |
Южная Корея | - | 15,8 |
США | 9-11 | 14,7 |
Великобритания | 9-11 | 12 |
Еще одна особенность наукоемких отраслей хозяйства, причем главным образом относящаяся к малым предприятиям этих отраслей – это их тесная связь с венчурным, т.е. рисковым, капиталом.
Последний финансирует обычно малые молодые перспективные фирмы, нуждающиеся в средствах для организации производства какой-нибудь новинки, но не имеющие в силу тех или иных причин возможности воспользоваться обычными банковскими кредитами. В случае успеха фирмы венчурный капиталист с лихвой возмещает свои вложения и очень часто становится компаньоном или акционером своего клиента.
Как правило, объектом венчурного финансирования становятся наукоемкие предприятия. Это хорошо видно на примере США, где рисковый капитал появился раньше, чем в других странах и развит гораздо шире. В 1980 г. его объем составлял около 4 млрд. долл., а в 1998 г. достиг 84,2 млрд. Число американских компаний венчурного капитала исчисляется сотнями. Больше половины этого вида ресурсов (65%) сосредоточено в трех штатах страны – Калифорнии, Массачусетсе и Нью-Йорке, т.е. в штатах, обладающих наибольшим научно-техническим потенциалом.
А если посмотреть, в какие отрасли вкладывается венчурный капитал, то связь его с наукоемкими фирмами становится очевидной. В 1998 г. из отмеченных выше 84,2 млрд. долл. 34% было вложено в фирмы, разрабатывающие программное обеспечение компьютеров, 17% – в создание телекоммуникационных устройств, 5% – в производство полупроводников и других электронных приборов, 13% – в медицинское оборудование, 3% – в аппаратное обеспечение компьютерной техники и 6% – в биотехнологию. Таким образом, в наукоемкие отрасли ушло 78% общего объема вложений!
Специфика науки
Научная деятельность – специализированная теоретическая работа по вопросам производства, распространения и практического применения новых знаний о материальной действительности.
Деятельность – создание субъектом (т.е. человеком) условий для своего существования и развития. Деятельность: – духовная – познавательная деятельность – научная деятельность – отображение субъектом объективного мира: - материальная.
Творчество – признак человека – научное творчество (отличие от искусства – в искусстве если художник не нарисует, то объекта просто не будет, в науке – будет по любому от другого исследователя – интерсубъективна).
Мотивация научной деятельности, т.е. почему и зачем ?: - Ф. идеалисты – объективные и субъективные (объективные: познание бога через материальный мир, субъективные – социальный конструктивизм для себя).
Научное творчество оперирует следующими явлениями: представление, фантазия, вдохновение, пристрастие, интуиция, подсознание и т.д.
Начитанный эрудит (ходячая библиотека) чаще всего не соответствует творческому человеку – это понятия разные.
Книжники не создают нового! Иметь знания и уметь ими пользоваться – две разные вещи (IQ).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 349.