Научная теория. Наука в системе общественных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наука — познание со своими специальными средствами, ме­тодами и критериями. Она не ограничивается нахождением но­вых фактов, а стремится объяснить их с помощью гипотез, зако­нов и теорий или вырабатывает новые теории. Теория — высшая, самая развитая организация научного знания.

В системе научного знания как важной составляющей общей теории науки выделяются конкретные предметы (проблемы) ис­следования:

- научное знание (эмпирическое и теоретическое знание),

- объект научного познания и предмет научного исследования,

- научный факт (содержание, структура),

- научная проблема (сущность),

- научная идея (структура и форма выражения),

- научная теория.

Важнейшим понятием для научной деятельности являет­ся «теория». Накопление знаний в виде отдельных фактов, их многообразие в разрозненном виде не может дать объективного истинного знания. Количество накопленного опыта должно пере­расти в качество и представить единую, логически обоснованную картину реальности (ее части). Тогда наука сможет выполнить одну из своих функций — образовательную. Ее задача — при­общение человека к ценностям культуры (в том числе науки). Передать новый опыт наука может в форме научной теории.

Научная теория — наиболее развитая форма организации на­учного знания, дающая целостное представление о закономерно­стях и существенных связях изучаемой области действительно­сти. Примерами научной теории являются классическая механика И. Ньютона, теория биологической эволюции Ч. Дарвина, электро­магнитная теория Дж. К. Максвелла, и т. п. Наука включает в себя описания фактов и экспериментальных данных, гипотезы и законы, классификационные схемы и т. п., однако только научная теория объединяет весь материал науки в целостное и обозримое знание о мире. Для построения научной теории предварительно должен быть накоплен определенный материал об исследуемых объектах и явлениях, поэтому теории появляются на достаточно зрелой ста­дии развития научной дисциплины. Приступая к изучению некото­рой области явлений, ученые должны сначала описать эти явления, выделить их признаки, классифицировать их по группам. Лишь по­сле этого становится возможным более глубокое исследование по выявлению причинных связей и открытию законов. Высшей фор­мой развития науки считается объяснительная теория, дающая не только описание, но и объяснение изучаемых явлений. К построе­нию именно таких теорий стремится каждая научная дисциплина. Иногда в наличии подобных теорий видят существенный признак зрелости науки: дисциплина может считаться подлинно научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории2.

Научная теория имеет свои критерии. В автобиографии 1949 г. А. Эйнштейн писал о двух критериях выбора научной те­ории. Первый критерий — «внешнего оправдания»: теория долж­на согласовываться с опытом. Второй критерий Эйнштейн указал несколько неопределенным образом. Это «внутреннее совершен­ство» теории, ее «естественность», отсутствие произвола при вы­боре данной теории из числа примерно равноценных теорий3.

Исходя из особенностей предметных областей выделяют математические, биологические, социальные и другие теории, а вслед за ними и отрасли научного знания. Наука с точки зрения своей структуры и в соответствии с объектами научных исследо­ваний делится на группы:

1) естественные науки (о природе): биология, география, ме­дицина, физика, химия и др.;

2) социально-гуманитарные (об обществе и человеке): исто­рия, культурология, педагогика, философия, экономика, юри­спруденция и др.

3) технические (об «искусственном мире»): агрономиягео­физика, информатика и др.

 

Наука — это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непо средственную производительную силу общества в ре зультате специальной деятельности людей.

Науку можно рассматривать в различных измерениях:

1) как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

2) как процесс познания закономерностей объективного мира;

3) как определенный вид общественного разделения труда;

4) как один из важных факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использование.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Правильность научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 559.