Структура научной работы. Взаимосвязь отдельных элементов научной работы между собой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.

Землеведческие и социо-экономические исследования осуществляются в иной последовательности. Например, исследование природных комплексов разделяется на следующие этапы:

- подготовительный – анализ литературы, имеющихся сведений и теоретических обобщений;

- рекогносцировка и уточнение сведений об объекте, корректировка методов (и возможно предмета);

- сбор эмпирического материала и его обработка;

- анализ результатов и подготовка итоговых документов.

В социально-экономическом исследовании выделяются пять стадий:

1) подготовка программы;

2) социологическое наблюдение (сбор эмпирической информации);

3) обработка и обобщение полученных данных;

4) научный анализ и объяснение данных;

5) изложение итогов.

Рассмотрим общие обязательные этапы.

Подготовительный этап включает:

- выбор темы;

- обоснование необходимости проведения исследования по ней;

- определение гипотез, целей и задач исследования;

- разработку плана или программы научного исследования;

- подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки, т.е. ее Актуальность. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты, т.е. проводится анализ литературы. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека опубликованной информации. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде полевых дневников, анкет, вопросников, бланков, программ наблюдения и др. Для проверки их годности и корректировки могут проводиться рекогносцировочные исследования.

Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической и природоведческой информации и фондовых материалов; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает:

- определение композиции (построения, внутренней структуры) работы;

- уточнение заглавия,

- названий глав и параграфов;

- подготовку черновой рукописи и её редактирование;

- оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность туристических организаций и в учебный процесс.

 

План работы. Процедурный раздел рабочей программы включает:

1) принципиальный план исследования;

2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического материала.

Конкретное научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Планы бывают поисковые, аналитические (описательные) и экспериментальные.

Поисковый план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана – уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало.

Описательный план используется тогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.

Экспериментальный план включает проведение эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана – определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.

В процедурной части программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. 

При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть: 

(1) эффективным, т.е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности исследования; 

(2) экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя; 

(3) простым, т.е. доступным исследователю соответствующей квалификации; 

(4) безопасным для здоровья и жизни людей; 

(5) допустимым с точки зрения морали и норм права; 

(6) научным, т.е. имеющим прочную научную основу.

Студенты вузов не разрабатывают рабочие программы научных исследований, но они обязаны составлять планы подготовки учебных работ.

План магистерской, дипломной или курсовой работы должен содержать введение, основную часть, разбитую на разделы и подразделы (вопросы), и заключение.

План может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждый раздел разбивается на подразделы. Иногда составляют комбинированный план, где одни разделы разбиваются на подразделы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации.

При составлении плана следует стремиться, чтобы: 

(1) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; 

(2) вопросы темы располагались в логической последовательности; 

(3) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования (соответствие поставленным задачам исследования!);

(4) тема была исследована всесторонне (должен быть дан ответ на вопрос вынесенный в цель работы).

План не является окончательным и в процессе исследования может меняться, поскольку могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи.

Чтобы упорядочить основные этапы научно-исследовательской работы в соответствии с планом (программой) исследования, календарными сроками, составляется рабочий план (план-график) выполнения работ.

 

Выбор Темы исследования.

Выбор темы исследования зависит от научной проблемы и глубины развития предметной области дисциплины!

Научная проблема – это совокупность сложных теоретических и (или) практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной. К примеру, проблема борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции является не только межотраслевой, но и глобальной, поскольку затрагивает интересы мирового сообщества.

Научная тема – это сложный, требующий решения вопрос, вынесенный в цель работы. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.

Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников. Примеры таких тем – история туризма, этика в науке, глобальные климатические процессы и курортология.

Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа производственной и лабораторно-исследовательской практики. Например, такими темами являются: туристские ресурсы заданной территории, логистика туристических потоков и перевозок конкретной территории, ведение отельного бизнеса.

Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования. 

Тема научно-исследовательской работы, в свою очередь, может охватывать некоторый круг вопросов.

Под научным вопросом понимается мелкая задача, относящаяся к определенной теме.

Например, тема разработки биотехнологии криоконсервации биологических объектов может распадаться на следующие вопросы: биотехнология криоконсервации зерновых; технология криоконсервации спермиев в животноводстве; биотехнология криоконсервации стволовых клеток и т. д.

Считается, что правильный выбор темы работы наполовину обеспечивает успешное ее выполнение.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.