В отечественной нейропсихологии разработан ряд методик нейропсихологического обследования детей. По своей методологической направленности они основываются на принципах системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия и представляют собой те или иные модификации либо всей «Схемы нейропсихологического обследования высших психических функций», либо отдельных заданий. Модификации, как правило, были связаны с необходимостью учета детского возраста.
В работе Ю.В. Микадзе сформулирован ряд требований к методикам, используемым в работе с детьми. В частности:
1. В них должна учитываться возрастная доступность процедуры тестирования. В каждом конкретном случае набор заданий, предъявляемых ребенку, должен соответствовать его «умственному возрасту», а их выполнение в минимальной степени зависеть от интеллектуальных возможностей ребенка;
2. Задания, включаемые в обследование, должны охватывать основные категории ВПФ, но при этом продолжительность обследования должна быть краткой, доступной ребенку;
3. Необходимо наличие возрастных нормативов выполнения заданий. [10, с.233].
Только на основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития (Л. С. Выготский, 1984), т. е. возможности и условия коррекции дефектов при диалоговом режиме проведения нейропсихологического обследования (А. Р. Лурия, 1973), может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка. Все это еще больше повышает требования к ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка [5].
В работах Цветковой Л.С [18] представлена нейропсихологическая диагностика детей, в ней даны практические рекомендации для обследующего относительно порядка предъявления тестов с точки зрения установления положительного контакта с ребенком, богатство и насыщенность количества материала (вербального и невербального) по каждой сфере психической деятельности. Эта особенность позволяет исследующему специалисту выбирать материал по степени его сложности, строить различные варианты плана проведения обследования также относительно четких и понятных формулировок инструкций.
Нейропсихологическое обследование А.Л. Сиротюк [23] позволяет составить нейропсихологическое заключение по схеме, включающей характеристику анамнеза, и данных экспериментально-психологического обследования по восьми параметрам:
- исследование функциональной, сенсорной и моторной ассиметрии,
- исследование двигательной сферы,
- исследование познавательных процессов и восприятия,
- исследование памяти,
- исследование внимания,
- исследование речи,
- исследование интеллекта,
- исследование произвольности,
Это обследование хорошо подходит для диагностики детей школьного возраста, так как содержит, в основном, вербальный, знаковый материал.
А.В. Семенович [13] в качестве диагностических показателей выделяет анализ анамнеза, оценку сенсорных и моторных асимметрий и экспериментально-психологическое обследование по следующим параметрам:
1. Двигательные функции: кинестетический праксис, кинетический (динамический) праксис, пространственный праксис.
2. Тактильные и соматогностические функции.
3. Зрительный гнозис.
4. Пространственные представления: пространственный гнозис, самостоятельный рисунок, копирование.
5. Слуховой гнозис.
6. Память: слухоречевая память, зрительная память.
7. Речевые функции.
8. Письмо, чтение и счет.
9. Интеллектуальные функции.
В методике нейропсихологического обследования, описанной в книге Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте» подробно описаны условия, которые необходимо соблюдать, диагностируя дошкольников (непродолжительность, чередование различных типов заданий, особенности предъявления материала).
Сильной стороной данного диагностического комплекса, определившей выбор его для настоящего обследования, является детальная проработка системы нормативов. Проблема нормативов в детской нейропсихологии очень сложна, так как каждый год жизни ребенка может давать как количественные, так и качественные изменения в психическом функционировании, так как находится в состоянии постоянного развития которое, характеризуется неравномерностью, индивидуальным темпом и гетерохронией. Авторы данной методики отмечают, что «можно говорить лишь об относительных нормативах, т. е. о тех показателях выполнения тестов, которые характеризуют абсолютное большинство (не менее 70%) здоровых детей данной возрастной группы. Те тесты, с которыми справлялись меньшее количество малышей, мы считали неадекватными для нейропсихологического обследования детей данного возраста» [5].
Таким образом, нейропсихологическое обследование дошкольников отличается от обследования взрослых и школьников. Оно должно соответствовать определенным требованиям, вызванным возрастными особенностями испытуемых. Для обследования детей в рамках настоящей работы в наибольшей степени подходит методика Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. В ней отобраны задания, подходящие для конкретного возраста, описаны критерии оценивания для всех возрастных групп и параметры наблюдения за ребенком в ходе выполнения задания. Бальная оценка дает возможность составить развернутое заключение и индивидуальный образовательный маршрут, обобщенный индивидуальный нейропсихологический профиль ребенка, сводную схему результатов обследования детей диагностической подгруппы.
Цели и задачи обследования
Нейропсихологическое обследование детей в дошкольном образовательном учреждении отличается от обследования, которое проводится в условиях центра психолого-медико-педагогической помощи или на индивидуальном приеме у специалиста – нейропсихолога по адресному сформулированному запросу родителей. В детском саду на первый план выступают психопрофилактические задачи, оказание ранней помощи детям, поэтому сам подход к обследованию может быть несколько изменен, при сохранении общих принципов диагностики: нейропсихологическое обследование детей дошкольников должно быть профессиональным, системным, выявляющими возможных причины дефектов.
Целью нейропсихологического обследования в детском саду является определение нейропсихологического статуса ребенка, выявление детей «группы риска», определение направлений и условий оказания точной и своевременной помощи ребенку.
Задачи нейропсихологического обследования в детском саду:
1. Подбор адекватного методического диагностического инструментария.
2. Создание условий для проведения обследования (определение
подходящего места, времени, установление положительного контакта с ребенком).
Использование нейропсихологической диагностики педагогами дошкольного образовательного учреждения представляется достаточно перспективным и эффективным вследствие ряда обстоятельств. Во-первых, взрослый, проводящий обследование, как правило, хорошо знаком ребенку, во-вторых, располагает временем и условиями для проведения обследования в экологичном для ребенка ритме, а также может получить многие, необходимые для диагностики сведения в процессе наблюдения за поведением ребенка в свободной деятельности, в режимных моментах (например, определить индивидуальный латеральный профиль, наблюдая во время еды, одевания, игры, занятий физической культурой и т. д.)
Некоторую информацию педагог может получить во время групповых занятий. Сведения ребенка о себе и ближайшем социальном окружении, особенности межполушарной организации, внимании и произвольной регуляции деятельности также можно получить, организуя диагностические занятия с малочисленной подгруппой детей одного возраста. Следует отметить, что подобные результаты наблюдений могут приниматься во внимание только в условиях полной объективности обследования: жесткого стандартизированного протоколирования наблюдений, многократной повторяемости феномена, экспертной оценки нескольких педагогов. Экспертная оценка также может быть очень показательна с точки зрения зоны ближайшего развития. Когда ребенок с одним педагогом справляется с заданием успешно, а с другим нет, это может быть предметом анализа условий, повышающих эффективность деятельности. Для индивидуальной работы, таким образом, остаются:
1. Задания и пробы, не имеющие возможности группового применения: требующие изолированного внимания и длительных высказываний ребенка; задания, требующие пристального внимания и сложной фиксации в протоколе.
2. Полное нейропсихологическое обследование детей, показавших выбивающиеся, ненормативные результаты при групповом обследовании. Эти дети являются потенциальными клиентами последующей коррекционной работы.
При подобном проведении обследования появляется возможность соблюсти требование энергосбережения и компактности методики.
Таким образом, использование нейропсихологической диагностики в детском саду имеет свои отличительные особенности и условия, при которых она сохраняет свою объективность и достоверность. Основная задача диагностики – ранняя профилактика трудностей в обучении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге проведенного исследования “Нейропсихологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу” можно сделать следующие выводы, что необходимым условием благополучного развития личности выпускника дошкольного учреждения и его успешного обучения в школе является соответствующее возрасту развитие ВПФ.
Можно сделать следующие выводы:
1. Изучены особенности формирования ВПФ в дошкольном возрасте и выявлены основные причины дизонтогенеза.
Основа психологического здоровья закладывается в раннем детстве и дошкольном периоде жизни, поэтому важной задачей организации воспитательно-образовательной работы в детском саду представляется отслеживание нормального развития ребенка и выявление симптомов аномального развития. Дети, имеющие особые образовательные потребности, имеют возможность получать помощь в специализированных образовательных учреждениях; дети, не имеющие выраженных нарушений развития, но относящиеся к «группе риска» по затруднениям в обучении, остаются в массовом детском саду. И в том и в другом случае перед детским садом встает проблема точного определения характера трудностей ребенка и определения его индивидуального образовательного маршрута исходя его особого развития ВПФ.
2. Изучены особенности нейропсихологического обследования дошкольников в практической деятельности.
Инструментом, который дает возможность решить данные задачи является нейропсихологическая диагностика, учитывающая основные направления развития ВПФ в различные возрастные периоды и опирающаяся на знание о созревании мозговых структур, лежащих в основе этих функций. Помимо этого, она позволяет определить индивидуальные особенности психической организации ребенка, позволяющие оптимизировать процесс обучения и, в исследовательском плане, дает единую для всех возрастов систему диагностических параметров, что необходимо для отслеживания как индивидуальной, так и групповой динамики.
Основным нейропсихологическим методом исследования нарушений деятельности ВПФ является синдромный анализ А.Р. Лурия. На его основе построены все известные методики детской нейропсихологической диагностики - Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, Ж. М. Глозман, А.Л. Сиротюк и др. Нейропсихологическое обследование дошкольников должно соответствовать требованиям, возрастной доступности, выраженной как в степени сложности заданий, так и в эмоциональной окрашенности предъявляемого материала; должно охватывать основные категории ВПФ, но при этом продолжительность обследования должна быть краткой, доступной ребенку; позволять проводить исследование с максимально раннего возраста; необходимо наличие четко определенных возрастных нормативов выполнения заданий. На основании анализа литературных данных, наиболее соответствующей данным требованиям является диагностическая методика, предложенная Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. Она адаптирована для дошкольников и включает в себя определение латерального профиля ребенка и балловую оценку по пяти диагностическим показателям: общей характеристики, развития движений и действий, развитие гнозиса, речевых функций, памяти и интеллекта ребенка.Такая диагностика дает возможность составить заключение и индивидуальный образовательный маршрут, обобщенный индивидуальный нейропсихологический профиль ребенка, а также отслеживать динамику развития в течение всего пребывания детей в детском саду.
По результатам нейропсихологической диагностики можно определить сильные и слабые области развития дошкольников и включить в непосредственно образовательную деятельность с ними задания и приемы работы, имеющие целью нивелировать имеющиеся отклонения.
Организация коррекционных и профилактических нейропсихологических мероприятий в дошкольном образовательном учреждении обладает большим потенциалом вследствие продолжительного пребывания ребенка, возможностей вовлечения всех взрослых детского сада в коррекционную работу, а также непрерывного взаимодействия с семьями воспитанников. На основании результатов нейропсихологической диагностики может быть выстроена программа индивидуальной работы с ребенком для логопеда, дефектолога ДОУ, педагога-психолога, воспитателей, инструктора физкультуры, музыкального руководителя, преподавателей изодеятельности и английского языка. Эффективность оказания помощи ребенку «группы риска» определяется мотивированностью, информированностью, методической обеспеченностью и правильной организацией взаимодействия окружающих ребенка взрослых.
В данной курсовой работе были исследованы особенности формирования ВПФ у дошкольников и выявлены связи развития ВПФ с успешностью освоения образовательной программы. Данный вывод позволит вовремя начать нейропсихологическую коррекцию и успешно учиться в школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С.Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. — М.: Генезис, 2018. — 222 с. .
2. Баулина М.Е.Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте— М.: Нобель Пресс, 2013. — 80 с.
3. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл, 2019. – 264 с.
4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
5. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.
6. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении–М.: Генезис, 2016. — 336 с. .
7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии Учебное пособие - Серия: Классическая учебная книга Издательство: Академия, 2006 г. - 384 стр.
8. Мельникова М.И., Шарашапина В.В. Проведение нейропсихологической диагностики детей 5 – 7 лет// Справочник педагога- психолога – 2014. - № 1. - С. 22-28
9. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2008 – 288 с.
10. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
11. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет. – М.: Изд. В. Секачев, 2017. – 48 с.
12. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2018. — 319 с.
13. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ACADEMA, 2002. – 159 с.
14. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2018. — 474 с.
15. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 288 с.
16. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. / Пер. с англ. Масгутовой С.М., М., 1999 г. – 238 с.
17. Харченко Е., Клименко М. Правополушарные нарушения мозга// Дошкольная педагогика – 2010 - №6.
18. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. – М., Педагогическое общество России, 2002 – 96 с.
19. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
20. Хомская Е.Д. Нейропсихология 4-е издание. - М.:Питер, 2008 - 496 с.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 549.