Причины дизонтогенеза развития ВПФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормальное созревание мозга ребенка является необходимой предпосылкой для стабильной работы ВПФ и соответственно успешной учебе в школе. ВПФ, как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или изолированных клеточных группах, а охватывают сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществлении сложных психических процессов” и нарушение которых так или иначе влияют успеваемость в школе [7].

Заметное увеличение количества неуспевающих школьников и выпускников дошкольных образовательных учреждений уже не является новшеством. По данным, опубликованным А.Л. Сиротюк [15, c.4] около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, а у 30-50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Нейропсихологические исследования показывают, что более чем у 70% детей дизонтогенез происходит в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза.

Мальчики занимают больший процент дизонтогенеза средней степени тяжести по сравнению с девочками (по исследованиям Л.С. Цветковой). При этом у девочек сходные проблемы проявляются в более тяжелой форме. Иногда, с возрастом, у ребенка маскируется та часть познавательного дефицита, которая связана с недостаточностью межполушарных и подкорково-корковых связей, компенсируется за счет речевого опосредования, оставаясь недосформированой.

В детской нейропсихологии принято анализировать нарушения с точки зрения синдромного анализа, а нейропсихологический синдромы дифференцировать на:

-  “синдромы несформированности” и

- “синдромы дефицитарности”.

Так как подкорковые образования к концу первого года жизни ребенка практически завершают свое структурно-морфологическое развитие, “следовательно, начиная с этого возраста их состояние может обозначаться как “препатологическое”, “субпатологическое”, но никак не “несформированное”. С точки зрения нейропсихологического языка описания “функциональная несформированность” может иметь место только там, где продолжается морфофункциональнный онтогенез той или иной мозговой структуры (например, для височных отделов мозга этот период продолжается до 9, а для лобных - до 12-15 лет)” [17, c. 224].

В настоящее время в детской нейропсихологии выделяются следующие синдромы отклоняющегося развития:

1. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.

2. Функциональная несформированность левой височной области.

3. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга - дисгенетический синдром.

4. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).

5. Функциональная несформированность правого полушария мозга.

6. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.

С точки зрения диагностики и коррекции изучение нейропсихологических синдромов имеет большое значение.

Ж.М. Глозман выделяет следующие причины дизонтогенетического развития ВПФ: дизонтогенез биологической природы и дизонтогенез социальной природы [4, с. 14].

К биологическим причинам относятся: причины связанные с неправильным внутриутробном развитием, родовыми травмами, травмами головы. При органических поражениях мозга в детском возрасте наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной.

К причинам социальной природы относятся:

- педагогическая запущенность.

Например, недостаточное внимание родителей к своевременному речевому или моторному развитию ребенка – отсутствие полноценного взаимодействия с ним и оречевления этого взаимодействия, исключение (иногда сознательное) важных этапов психомоторного развития – ползание, лазанье по мебели, лестницам и т.д. 

- культурная и эмоциональная депривация (сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности), особенно у детей, воспитывающихся в интернатах, домах ребенка. 

- педагогические ошибки (аберрации) в обучении.

Преждевременное обучение ребенка письму, чтению, раннее знакомство со знаками, символами, схемами; чрезмерные спортивные нагрузки, не соответствующие уровню психофизиологического развития ребенка. Крайне важными являются адекватность и своевременность внешних требований, задач, предлагаемых ребенку обществом, с учетом готовности его мозга. Перенасыщенность окружающей среды или опережение в развитии может так же пагубно сказаться на развитии функций мозга. [12].

- нарушения общения в семье.

Излишняя авторитарность и требовательность, либо, напротив, попустительство, отказ от ведущей роли взрослого в воспитании ребенка; эмоциональная холодность, вплоть до отторжения ребенка; гиперопека и гипертревожность родителей. 

В работах других авторов встречается аналогичный перечень причин дизонтогенеза ВПФ. Кроме названных, часто указываются: общее ухудшение социальной и экологической обстановки, алкоголь, наркотики, курение, общий низкий уровень состояния здоровья детей, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающего темпы развития головного мозга ребенка.

Таким различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза, поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. Также, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения.

Таким образом, основным нейропсихологическим методом исследования нарушений деятельности ВПФ является синдромный анализ А.Р. Лурия ( на его основе построены все известные методики детской нейропсихологической диагностики). Существуют различные подходы в определении и систематизации причин дизонтогенеза, они взаимно пересекаются и дополняют друг друга и могут являться основой для организации нейропсихологической помощи дошкольникам.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 301.