Возраст | Развитие блоков головного мозга | Развитие психических функций |
От зачатия до 15 месяцев жизни | Стволовые структуры мозга | Основные потребности выживания – питание, укрытие, защита и безопасность. Сенсорное развитие, начинающееся с развития вестибулярного аппарата, продолжается как развитие слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса и, наконец, зрения – мощной сенсорной активизации. Моторное развитие – от рефлексов до активизации центральных мышц, мышц шеи, рук и ног, умение переворачиваться, сидеть, ползать и ходить (идет двигательное освоение пространства). |
15 месяцев – 4,5 года | Лимбическая система – «система взаимоотношений» | Осознание себя по отношению к другим, эмоциям, языку. Развитие эмоциональной сферы; изучение языка и общения; воображение; овладение грубыми моторными навыками; развитие памяти; социальное развитие. |
4,5 – 7 лет | Образное полушарие | Обработка в мозге целостной картины; познание на основе развития образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления. |
7 – 9 лет | Логическое полушарие | Детальная и линейная обработка информации; развитие познания; совершенствование элементов языка; развитие навыков чтения и письма; развитие технических навыков по музыке, рисованию, в спорте, танцах, ручной работе, линейном математическом мышлении. |
8 лет | Лобная доля | Развитие тонкой моторики – совершенствование навыков. Становление внутренней речи – контроль социального поведения. Развитие координации движений глаз – слежения и фокусирования на 2-мерных объектах. |
9 лет | Завершение интенсивного развития мозга | Завершается формирование механизмов произвольного внимания. Все энергетические ресурсы мозга обращаются к передним отделам левого полушария. Развитие операционального обеспечения психической деятельности становится экстенсивным. Нарастает истощение компенсаторных функциональных возможностей. |
9-12 лет | Мозолистое тело и миелинизация | Комплексная обработка информации всем мозгом |
12-16 лет | Гормональный всплеск | Формирование знаний о себе, своем теле, других людях, обществе и появление значимости жизни благодаря развитию общественного сознания. |
16 – 21 год | Обработка информации целостной системой «интеллект – тело»* | Совершенствование навыков мышления, социальное взаимодействие, планирование будущего, анализ новых идей и возможностей. |
21 год и далее | Совершенствование развития лобных долей | Развитие глобального, системного мышления. Становление формального причинного обусловливания высшего уровня; совершенствование эмоций – альтруизма, любви, сочувствия; инсайт; совершенствование тонких моторных навыков. |
*Система “интеллект-тело” (в терминологии К. Ханнафорда) - целостная система обработки информации внешнего мира головным мозгом с участием “телесных” функций: ощущений, эмоций, движений , что является неделимым инструментом любого процесса обучения.
Созревание мозга - процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням. Как отмечал Л.С. Выготский - развитие мозговых структур идет путем напластования новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис.
Дифференциация систем мозговой коры происходит постепенно и приводит к неравномерному созреванию отдельных мозговых структур входящих в три функциональных блока мозга (см. рис. 1).
Рис. 1. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (А.Р. Лурия)
В процессе формирования можно выделить ряд этапов.
Первый этап - от внутриутробного периода до 2-3 лет.
На этом этапе:
- формируются подкорковые образования,
- созревают области мозга, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от рецепторов разных органов чувств, и берут начало моторные проводящие пути.
Эти области мозга являются основой всех трех функциональных блоков мозга (ФБМ) (см. рис. 1). Но среди них наибольшего уровня зрелости достигают структуры первого блока мозга. Структуры мозга этого блока находятся в стволовых и подкорковых образованиях. На этом этапе закладываются основа будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка. Еще внутриутробно нервно-психическая организация ребенка определяет дальнейший ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов к моменту родов, то возможно родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности самого ребенка - он должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений, адаптироваться к действию сил гравитации. По этим причинам велика вероятность дизонтогенетического развития детей, рожденных при помощи кесарево сечения, недоношенных или переношенных.
Второй этап - от 3 до 7-8 лет.
В этот период активно формируется второй ФБМ (см. рис 1), который принимает, перерабатывает и хранит информацию. Он расположен в наружных отделах коры головного мозга и занимает ее задние отделы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры. Также, в этот период развиваются межполушарные асимметрии, формируются доминирование полушарий по речи, индивидуальный латеральный профиль - сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха. Нарушение формирования этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости.
Для закрепления функций левого полушария необходимо течение онтогенеза правого полушария. Например, фонематический слух является функцией левого полушария, но прежде чем стать звеном звукоразличения, он должен сформироваться и автоматиизроваться в правом полушарии как тональное звукорзличение при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающим миром . Дефицит или несформированность этого звена в онтогенезе фонематического слуха могут привести к задержке речевого развития.
Третий этап - от 7 до 12-15 лет.
В этот период устанавливается межполушарное взаимодействие, созревание мозолистого тела обеспечивает взаимодействие лобных отделов правого и левого полушария на регуляторном уровне - активно формируется третий ФБМ. Происходит закрепление приоритетных лобных отделов левого полушария головного мозга. Этот блок организует активную сознательную психическую деятельность, что позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставит перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать свое поведение. При лобном отклонении формирования нижележащих структур функциональные системы третьего ФБМ будут развиваться в условиях постоянного энергетического обкрадывания.
Для проведения нейропсихологической диагностики психических функций необходимо тщательное изучение симптомов, указывающих на изменения в их протекании. Наличие таких симптомов указывает на какое-то неблагополучие психической функции. [9, c 27]”. Это позволяет определить особенности симптомов, найти их общие свойства, которые обуславливаются работой одного нервного механизма и указать на причину симптома. Эта цепочка взаимосвязанных явлений - работа нервного механизма, его расположение в конкретном участке мозга, психологическое содержание его работы - обозначается как нейропсихологический фактор.
Фактор - это основная единица нейропсихологического анализа. Основным методом исследования (интерпретации) в нейропсихологии детского возраста является синдромный анализ психологических систем в норме и патологии. Нейропсихологические синдромы возникают как следствие нарушения в работе соответствующего фактора, согласно концепции А.Р. Лурия.
Основные нейропсихологические факторы являются опорными составляющими для развития познавательных процессов. К группе основных факторов относятся:
- модально-специфический фактор,
- кинестетический фактор,
- кинетический фактор,
- пространственный фактор,
- произвольной регуляции психической деятельности,
- фактор энергетического обеспечения,
- фактор межполушарного взаимодействия.
Анализ нейропсихологического диагностирования представляет интерес в рамках данной работы, так как позволяет понять причину отклонений и в развитии детей дошкольного возраста и вовремя начать коррекционную работу, до начала школы.
Модально-специфический фактор связан с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от анализаторных систем (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожно-кинестический и др.). Органы чувств и соответствующие зоны мозга, взаимодействуя между собой, активизируют работу друг друга. Например, при знакомстве с цифрами, эффективным приемом может являться подкрепление образа цифры (зрительный анализатор) ее проговариванием (слуховой анализатор) ощупыванием и лепкой из пластилина (тактильно-двигательный анализатор).
Кинетический фактор обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах; тесно связан с тактильным модально-специфическим фактором. За работу этого фактора отственна теменная область головного мозга. Например, при нарушении данного фактора в случае мозговой патологии или при его несформированности, элементы движения выполняются изолированно, двигательный цикл характеризуется прерывистостью, затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов. Это может проявится в обучении письма и рисования.
Кинестетический фактор влияет на развитие представления о своем теле и тесно связан с предыдущим (кинетическим) фактором. Для лучшего развития необходима двигательная активность ребенка в различных сферах, что должно быть объектом обучения и развития.
Пространственный фактор оказывает влияние на восприятие и переработку пространственных представлений и является одной из наиболее сложных форм психического отражения. Пространственный фактор развивается на основе активных движений в реальном многомерном и динамическом мире с опорой на собственное тела и взаимодействие органов чувств. Так как в современном мире у детей наблюдается недостаточная двигательная познавательная активность, реальное пространство заменяется виртуальным пространством телевизора и компьютера, что не дает такого богатства ощущений. Что приводит к нарушениям в развитии психических функций и трудностям в обучении.
Фактор произвольной регуляции психической деятельности часто является слабым звеном в психической деятельности ребенка. Этот фактор связан с работой лобных отделов мозга. Отклонения в работе этих отделов проявляется в повышенной отвлекаемости, отсутствием самоконтроля, в недоведении действий до конечного результата.
Фактор энергетического обеспечения связан с работой глубинных отделов мозга, которые регулируют жизненные потребности, биологические ритмы, системы жизнеобеспечении организма. Неразвитость этого фактора влияет на процессы памяти и внимания.
Фактор межполушарного взаимодействия способствует взаимодействию обмена информацией между полушариями, а также правильному развитию познавательных процессов [23].
В трудах А.В. Семенович представлена возрастная динамика (“коэффициенты развития”) наиболее важных психологических факторов. “Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет” [12 c 152]. Так например, при исследовании двигательных функций было выявлено, что различные виды кинестетического праксиса (способности управлять движениями благодаря имеющимся контролем исполнительных органов) полностью доступны детям в 4-5 лет, а кинетического (воспроизведение серии кистевых, пальцевых поз, симметричное и асимметричное постукивание) лишь в 7 лет. При этом проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется к 8 годам.
Тактильные функции достигают своей зрелости к 4-5 годам, в то время как соматогностические - к 6. Различные виды предметного зрительного гнозиса не вызывают затруднений к 4-5 годам, здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6-7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин.
В сфере пространственных представлений раньше всех созревает структурно-топологические и координатные факторы (6-7 лет), в то время как метрические представления (о дальности нахождения предмета) и стратегия оптико-конструктивной деятельности - к 8 и 9 годам соответственно.
К 5 годам объем зрительной и слухоречевой памяти развит на достаточном уровне. А к 6 годам достигает зрелости способность хранения необходимого количества элементов, вне зависимости от ее модальности. Однако избирательности мнестической деятельности (запоминание слов и их повторение через определенное время) достигает оптимального статуса лишь к 7-8 годам.
Так, в ходе зрительного запоминания ребенок, хорошо удерживая нужное количество стандартных фигур, изображает их немного в другом виде (разворачивает, не соблюдает пропорции, не дорисовывает какие-то детали) то есть демонстрирует массу параграфий и реверсий, путая заданный порядок. То же относится к слухоречевой памяти: плоть до 7 лет даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазий (замен эталонов словами близкими по звучанию или значению).
Фонематический слух детей созревает к 7 годам, квазипространственные вербальные синтезы (расположение предметов, относительно чего-либо). А программирование самостоятельного речевого высказывания формируется к 8-9 годам. Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинений и т.п.
Оптимальное созревание мозга ребенка является необходимой предпосылкой для стабильной работы высших психических функций и соответственно успешной учебе в школе. Современная модель развития мозговых структур выглядит так “формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади вперед)” [17].
Таким образом, различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях развития (онтогенеза), поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. Также, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения. Развитие ВПФ человека обусловлено двумя обстоятельствами: онтогенетическими изменениями в структуре, строении и функциях мозга, и тесно связанными с ними изменениями в развитии ВПФ. В онтогенезе у каждой психической функции и функциональной системы головного мозга есть своя программа развития.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 493.