Кафедра психологии и педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СРЕДНЕРУССКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

Кафедра психологии и педагогики

 

ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Нейропсихологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу»

Выполнил (а) студент (ка) II курса

направления «Психология и педагогика»

заочной формы обучения, группы Пм - 17

Волегова Наталья Викторовна

 

Руководитель: старший преподаватель кафедры психологии и педагогики

Аксенова О.Н.

Обнинск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                              3

ГЛАВА 1. Развитие мозга и высших психических функций в дошкольном возрасте.                                                                                                

1.1. Возрастные закономерности развития ВПФ у дошкольников.     6

1.2. Причины дизонтогенеза развития ВПФ.                                         21

 

ГЛАВА 2. Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

2.1. Проблемы нейропсихологической диагностики дошкольников. Анализ методик.                                                                                              26

2.2. Цели и задачи обследования.                                                             29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                          32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                   35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реализация основной общеобразовательной Программы любого дошкольного учреждения направлена на достижение полноценного проживания ребенком всех этапов детства, осуществление личностно-развивающего подхода с учетом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования. На сегодняшний день педагоги встречают немало детей, для которых процесс освоения программ дошкольного образования вызывает трудности. К неблагоприятным проявлениям относятся негативизм, трудности контакта со сверстниками или взрослыми, отказ от посещения детского сада, многочисленные страхи, тревожность, повышенная возбудимость или тормозимость, дефицит произвольного внимания и памяти, снижение познавательной мотивации. Эти признаки находятся между нормой и патологией развития детей. Причем чаще всего такие дети не имеют клинические диагнозы, но демонстрирующие выраженные признаки дизадаптивного поведения и трудности обучения — своего рода «нижне-нормативный тип развития», составляющий группу риска последующего патологического развития.

В связи с этим является актуальным вопрос оказания ранней педагогической помощи детям «группы риска» в условиях образовательного учреждения, точного и своевременного выявления причины затруднений и создание условий для их максимально полного преодоления. Инструментом, позволяющим это сделать, является нейропсихологический подход.

Вопросам нейропсихологии посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей: А. Р. Лурия, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, Ю.В. Микадзе, Т. П. Хризман, Ж. М. Глозман, Н.Н. Полонской, А.Л. Сиротюк, П. и Г. Деннисон, К.Ханнафорд.

Следует отметить, что сложные проблемы развития ребенка выходят за границы возможностей детского сада и требуют обращения к специалисту-нейропсихологу. Детский сад может оказать раннюю «первую» нейропсихологическую помощь ребенку и его семье, что отражается в деятельности многих педагогов. Нейропсихологическая диагностика, как инструмент исследования вносит большой вклад в диагностическую работу педагога-психолога и дефектолога ДОУ. Она позволяет не только констатировать конкретные трудности ребенка в осуществлении деятельности, но также выявить условия, при которых эта деятельность осуществляется наиболее успешно, определить виды помощи, наметить «стратегию и тактику коррекционных или реабилитационных воздействий.

Объектом исследования в данной работе являются высшие психические функции (ВПФ) детей дошкольного возраста.

Предмет – особенности формирования ВПФ у детей, посещающих ДОУ, выявление связи развития ВПФ с успешностью освоения образовательной программы. На данный момент становится все яснее, что есть высокая вероятность того, насколько хорошо развиты ВПФ у дошкольников, настолько будет успеш будущий ученик в школе. И при правильной и достоверной нейропсихологической диагностики, вовремя начатая коррекция позволит детям с недосформированной ВПФ быть успешными.

Целью настоящей работы является исследование особенностей развития ВПФ у детей, посещающих детский сад и рассмотреть имеющиеся методики нейропсихологической диагностики.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучение особенностей формирования ВПФ в дошкольном возрасте и основных причин дизонтогенеза.

2. Изучение особенностей нейропсихологического обследования дошкольников в практической деятельности.

3. Изучить имеющиеся (отечественные) методики нейропсихологической диагностики.

 В основу моей курсовой работы легли труды основателя отечественного нейропсихолога А.Р. Лурия и его последователей Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, Ж. М. Глозман и др. Методологическая часть моего исследования, была основана на работах Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. в и Семенович А.В. части нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте.

Метод исследования: анализ научной и методической литературы по нейропсихологии детского возраста.

Проведенные мною исследования позволят определить, существуют ли на сегодняшний день методики нейропсихологической диагностики дошкольников, которые могут дать информацию о возможных трудностях в школьном обучении.

 

Стадии развития эмбриона

2-3 недели Стадия эмбриона 3-4 недели Формирование невральной пластинки 4 недели Закрытие невральной трубки 5 недель Образование пяти мозговых пузырей 7 недель Рост полушарий мозга, начало активного деления нейробластов (зародышей нервных клеток) 2 месяца Рост мозговой коры с гладкой поверхностью

Стадии развития плода

2,5 месяца Утолщение мозговой коры 3 месяца Начало формирования мозолистого тела и роста глии 4 месяца Рост долек и борозд в мозжечке 5 месяцев Формирование мозолистого тела, рост первичных борозд и гистологических слоев 6 месяцев Дифференциация слоев коры, миелинизация, образование синаптических связей, формирование межполушарной асимметрии и межполовых различий 7 месяцев Появление шести клеточных слоев, борозд, извилин, асимметрии полушарий 8 – 9 месяцев Быстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии в строении мозга, особенно в области височных долей.

 

После рождения развитие мозга происходит:

- за счет увеличения нейронов,

- за счет формирования связей между ними.

Вес мозга после рождения увеличивается за счет увеличения сети дендритов и глиальных клеток достигая 50% веса мозга взрослого человека к 6 месяцам, 75% - к 2,5 годам и 90% - к 5 годам.

Таким образом, максимальное увеличение веса мозга приходится на первые годы жизни человека (Таблица 1.2) [10].

 

 

Таблица 1.2.

Возраст

Мальчики, гр

Девочки, гр

Рис. 1. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (А.Р. Лурия)

В процессе формирования можно выделить ряд этапов.

Первый этап - от внутриутробного периода до 2-3 лет.

На этом этапе:

- формируются подкорковые образования,

- созревают области мозга, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от рецепторов разных органов чувств, и берут начало моторные проводящие пути. 

Эти области мозга являются основой всех трех функциональных блоков мозга (ФБМ) (см. рис. 1). Но среди них наибольшего уровня зрелости достигают структуры первого блока мозга. Структуры мозга этого блока находятся в стволовых и подкорковых образованиях. На этом этапе закладываются основа будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка. Еще внутриутробно нервно-психическая организация ребенка определяет дальнейший ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов к моменту родов, то возможно родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности самого ребенка - он должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений, адаптироваться к действию сил гравитации. По этим причинам велика вероятность дизонтогенетического развития детей, рожденных при помощи кесарево сечения, недоношенных или переношенных. 

 

Второй этап - от 3 до 7-8 лет.

В этот период активно формируется второй ФБМ (см. рис 1), который принимает, перерабатывает и хранит информацию. Он расположен в наружных отделах коры головного мозга и занимает ее задние отделы, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры. Также, в этот период развиваются межполушарные асимметрии, формируются доминирование полушарий по речи, индивидуальный латеральный профиль - сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха. Нарушение формирования этого уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости.

Для закрепления функций левого полушария необходимо течение онтогенеза правого полушария. Например, фонематический слух является функцией левого полушария, но прежде чем стать звеном звукоразличения, он должен сформироваться и автоматиизроваться в правом полушарии как тональное звукорзличение при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающим миром . Дефицит или несформированность этого звена в онтогенезе фонематического слуха могут привести к задержке речевого развития.

Третий этап - от 7 до 12-15 лет.

 В этот период устанавливается межполушарное взаимодействие, созревание мозолистого тела обеспечивает взаимодействие лобных отделов правого и левого полушария на регуляторном уровне - активно формируется третий ФБМ. Происходит закрепление приоритетных лобных отделов левого полушария головного мозга. Этот блок организует активную сознательную психическую деятельность, что позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставит перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать свое поведение. При лобном отклонении формирования нижележащих структур функциональные системы третьего ФБМ будут развиваться в условиях постоянного энергетического обкрадывания.

Для проведения нейропсихологической диагностики психических функций необходимо тщательное изучение симптомов, указывающих на изменения в их протекании. Наличие таких симптомов указывает на какое-то неблагополучие психической функции. [9, c 27]”. Это позволяет определить особенности симптомов, найти их общие свойства, которые обуславливаются работой одного нервного механизма и указать на причину симптома. Эта цепочка взаимосвязанных явлений - работа нервного механизма, его расположение в конкретном участке мозга, психологическое содержание его работы - обозначается как нейропсихологический фактор.

Фактор - это основная единица нейропсихологического анализа. Основным методом исследования (интерпретации) в нейропсихологии детского возраста является синдромный анализ психологических систем в норме и патологии. Нейропсихологические синдромы возникают как следствие нарушения в работе соответствующего фактора, согласно концепции А.Р. Лурия.

Основные нейропсихологические факторы являются опорными составляющими для развития познавательных процессов. К группе основных факторов относятся:

- модально-специфический фактор,

- кинестетический фактор,

- кинетический фактор,

- пространственный фактор,

- произвольной регуляции психической деятельности,

- фактор энергетического обеспечения,

- фактор межполушарного взаимодействия.

Анализ нейропсихологического диагностирования представляет интерес в рамках данной работы, так как позволяет понять причину отклонений и в развитии детей дошкольного возраста и вовремя начать коррекционную работу, до начала школы.

Модально-специфический фактор связан с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от анализаторных систем (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожно-кинестический и др.). Органы чувств и соответствующие зоны мозга, взаимодействуя между собой, активизируют работу друг друга. Например, при знакомстве с цифрами, эффективным приемом может являться подкрепление образа цифры (зрительный анализатор) ее проговариванием (слуховой анализатор) ощупыванием и лепкой из пластилина (тактильно-двигательный анализатор).

Кинетический фактор обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах; тесно связан с тактильным модально-специфическим фактором. За работу этого фактора отственна теменная область головного мозга. Например, при нарушении данного фактора в случае мозговой патологии или при его несформированности, элементы движения выполняются изолированно, двигательный цикл характеризуется прерывистостью, затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов. Это может проявится в обучении письма и рисования.

Кинестетический фактор влияет на развитие представления о своем теле и тесно связан с предыдущим (кинетическим) фактором. Для лучшего развития необходима двигательная активность ребенка в различных сферах, что должно быть объектом обучения и развития.

Пространственный фактор оказывает влияние на восприятие и переработку пространственных представлений и является одной из наиболее сложных форм психического отражения. Пространственный фактор развивается на основе активных движений в реальном многомерном и динамическом мире с опорой на собственное тела и взаимодействие органов чувств. Так как в современном мире у детей наблюдается недостаточная двигательная познавательная активность, реальное пространство заменяется виртуальным пространством телевизора и компьютера, что не дает такого богатства ощущений. Что приводит к нарушениям в развитии психических функций и трудностям в обучении.

Фактор произвольной регуляции психической деятельности часто является слабым звеном в психической деятельности ребенка. Этот фактор связан с работой лобных отделов мозга. Отклонения в работе этих отделов проявляется в повышенной отвлекаемости, отсутствием самоконтроля, в недоведении действий до конечного результата.

Фактор энергетического обеспечения связан с работой глубинных отделов мозга, которые регулируют жизненные потребности, биологические ритмы, системы жизнеобеспечении организма. Неразвитость этого фактора влияет на процессы памяти и внимания.

Фактор межполушарного взаимодействия  способствует взаимодействию обмена информацией между полушариями, а также правильному развитию познавательных процессов [23].

В трудах А.В. Семенович представлена возрастная динамика (“коэффициенты развития”) наиболее важных психологических факторов. “Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет” [12 c 152]. Так например, при исследовании двигательных функций было выявлено, что различные виды кинестетического праксиса (способности управлять движениями благодаря имеющимся контролем исполнительных органов) полностью доступны детям в 4-5 лет, а кинетического (воспроизведение серии кистевых, пальцевых поз, симметричное и асимметричное постукивание) лишь в 7 лет. При этом проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется к 8 годам.

Тактильные функции достигают своей зрелости к 4-5 годам, в то время как соматогностические - к 6. Различные виды предметного зрительного гнозиса не вызывают затруднений к 4-5 годам, здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6-7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин.

В сфере пространственных представлений раньше всех созревает структурно-топологические и координатные факторы (6-7 лет), в то время как метрические представления (о дальности нахождения предмета) и стратегия оптико-конструктивной деятельности - к 8 и 9 годам соответственно.

К 5 годам объем зрительной и слухоречевой памяти развит на достаточном уровне. А к 6 годам достигает зрелости способность хранения необходимого количества элементов, вне зависимости от ее модальности. Однако избирательности мнестической деятельности (запоминание слов и их повторение через определенное время) достигает оптимального статуса лишь к 7-8 годам.

Так, в ходе зрительного запоминания ребенок, хорошо удерживая нужное количество стандартных фигур, изображает их немного в другом виде (разворачивает, не соблюдает пропорции, не дорисовывает какие-то детали) то есть демонстрирует массу параграфий и реверсий, путая заданный порядок. То же относится к слухоречевой памяти: плоть до 7 лет даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазий (замен эталонов словами близкими по звучанию или значению).

Фонематический слух детей созревает к 7 годам, квазипространственные вербальные синтезы (расположение предметов, относительно чего-либо). А программирование самостоятельного речевого высказывания формируется к 8-9 годам. Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинений и т.п.

 Оптимальное созревание мозга ребенка является необходимой предпосылкой для стабильной работы высших психических функций и соответственно успешной учебе в школе. Современная модель развития мозговых структур выглядит так “формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади вперед)” [17].

Таким образом, различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях развития (онтогенеза), поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. Также, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения. Развитие ВПФ человека обусловлено двумя обстоятельствами: онтогенетическими изменениями в структуре, строении и функциях мозга, и тесно связанными с ними изменениями в развитии ВПФ. В онтогенезе у каждой психической функции и функциональной системы головного мозга есть своя программа развития.

 

 

Цели и задачи обследования

 

Нейропсихологическое обследование детей в дошкольном образовательном учреждении отличается от обследования, которое проводится в условиях центра психолого-медико-педагогической помощи или на индивидуальном приеме у специалиста – нейропсихолога по адресному сформулированному запросу родителей. В детском саду на первый план выступают психопрофилактические задачи, оказание ранней помощи детям, поэтому сам подход к обследованию может быть несколько изменен, при сохранении общих принципов диагностики: нейропсихологическое обследование детей дошкольников должно быть профессиональным, системным, выявляющими возможных причины дефектов.

Целью нейропсихологического обследования в детском саду является определение нейропсихологического статуса ребенка, выявление детей «группы риска», определение направлений и условий оказания точной и своевременной помощи ребенку.

Задачи нейропсихологического обследования в детском саду:

1. Подбор адекватного методического диагностического инструментария.

2. Создание условий для проведения обследования (определение

подходящего места, времени, установление положительного контакта с ребенком).

Использование нейропсихологической диагностики педагогами дошкольного образовательного учреждения представляется достаточно перспективным и эффективным вследствие ряда обстоятельств. Во-первых, взрослый, проводящий обследование, как правило, хорошо знаком ребенку, во-вторых, располагает временем и условиями для проведения обследования в экологичном для ребенка ритме, а также может получить многие, необходимые для диагностики сведения в процессе наблюдения за поведением ребенка в свободной деятельности, в режимных моментах (например, определить индивидуальный латеральный профиль, наблюдая во время еды, одевания, игры, занятий физической культурой и т. д.)

Некоторую информацию педагог может получить во время групповых занятий. Сведения ребенка о себе и ближайшем социальном окружении, особенности межполушарной организации, внимании и произвольной регуляции деятельности также можно получить, организуя диагностические занятия с малочисленной подгруппой детей одного возраста. Следует отметить, что подобные результаты наблюдений могут приниматься во внимание только в условиях полной объективности обследования: жесткого стандартизированного протоколирования наблюдений, многократной повторяемости феномена, экспертной оценки нескольких педагогов. Экспертная оценка также может быть очень показательна с точки зрения зоны ближайшего развития. Когда ребенок с одним педагогом справляется с заданием успешно, а с другим нет, это может быть предметом анализа условий, повышающих эффективность деятельности. Для индивидуальной работы, таким образом, остаются:

1. Задания и пробы, не имеющие возможности группового применения: требующие изолированного внимания и длительных высказываний ребенка; задания, требующие пристального внимания и сложной фиксации в протоколе.

2. Полное нейропсихологическое обследование детей, показавших выбивающиеся, ненормативные результаты при групповом обследовании. Эти дети являются потенциальными клиентами последующей коррекционной работы.

При подобном проведении обследования появляется возможность соблюсти требование энергосбережения и компактности методики.

Таким образом, использование нейропсихологической диагностики в детском саду имеет свои отличительные особенности и условия, при которых она сохраняет свою объективность и достоверность. Основная задача диагностики – ранняя профилактика трудностей в обучении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В итоге проведенного исследования “Нейропсихологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу” можно сделать следующие выводы, что необходимым условием благополучного развития личности выпускника дошкольного учреждения и его успешного обучения в школе является соответствующее возрасту развитие ВПФ.

Можно сделать следующие выводы:

1. Изучены особенности формирования ВПФ в дошкольном возрасте и выявлены основные причины дизонтогенеза.

Основа психологического здоровья закладывается в раннем детстве и дошкольном периоде жизни, поэтому важной задачей организации воспитательно-образовательной работы в детском саду представляется отслеживание нормального развития ребенка и выявление симптомов аномального развития. Дети, имеющие особые образовательные потребности, имеют возможность получать помощь в специализированных образовательных учреждениях; дети, не имеющие выраженных нарушений развития, но относящиеся к «группе риска» по затруднениям в обучении, остаются в массовом детском саду. И в том и в другом случае перед детским садом встает проблема точного определения характера трудностей ребенка и определения его индивидуального образовательного маршрута исходя его особого развития ВПФ.

2. Изучены особенности нейропсихологического обследования дошкольников в практической деятельности.

Инструментом, который дает возможность решить данные задачи является нейропсихологическая диагностика, учитывающая основные направления развития ВПФ в различные возрастные периоды и опирающаяся на знание о созревании мозговых структур, лежащих в основе этих функций. Помимо этого, она позволяет определить индивидуальные особенности психической организации ребенка, позволяющие оптимизировать процесс обучения и, в исследовательском плане, дает единую для всех возрастов систему диагностических параметров, что необходимо для отслеживания как индивидуальной, так и групповой динамики.

Основным нейропсихологическим методом исследования нарушений деятельности ВПФ является синдромный анализ А.Р. Лурия. На его основе построены все известные методики детской нейропсихологической диагностики - Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, Ж. М. Глозман, А.Л. Сиротюк и др. Нейропсихологическое обследование дошкольников должно соответствовать требованиям, возрастной доступности, выраженной как в степени сложности заданий, так и в эмоциональной окрашенности предъявляемого материала; должно охватывать основные категории ВПФ, но при этом продолжительность обследования должна быть краткой, доступной ребенку; позволять проводить исследование с максимально раннего возраста; необходимо наличие четко определенных возрастных нормативов выполнения заданий. На основании анализа литературных данных, наиболее соответствующей данным требованиям является диагностическая методика, предложенная Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. Она адаптирована для дошкольников и включает в себя определение латерального профиля ребенка и балловую оценку по пяти диагностическим показателям: общей характеристики, развития движений и действий, развитие гнозиса, речевых функций, памяти и интеллекта ребенка.Такая диагностика дает возможность составить заключение и индивидуальный образовательный маршрут, обобщенный индивидуальный нейропсихологический профиль ребенка, а также отслеживать динамику развития в течение всего пребывания детей в детском саду.

По результатам нейропсихологической диагностики можно определить сильные и слабые области развития дошкольников и включить в непосредственно образовательную деятельность с ними задания и приемы работы, имеющие целью нивелировать имеющиеся отклонения.

Организация коррекционных и профилактических нейропсихологических мероприятий в дошкольном образовательном учреждении обладает большим потенциалом вследствие продолжительного пребывания ребенка, возможностей вовлечения всех взрослых детского сада в коррекционную работу, а также непрерывного взаимодействия с семьями воспитанников. На основании результатов нейропсихологической диагностики может быть выстроена программа индивидуальной работы с ребенком для логопеда, дефектолога ДОУ, педагога-психолога, воспитателей, инструктора физкультуры, музыкального руководителя, преподавателей изодеятельности и английского языка. Эффективность оказания помощи ребенку «группы риска» определяется мотивированностью, информированностью, методической обеспеченностью и правильной организацией взаимодействия окружающих ребенка взрослых.

В данной курсовой работе были исследованы особенности формирования ВПФ у дошкольников и выявлены связи развития ВПФ с успешностью освоения образовательной программы. Данный вывод позволит вовремя начать нейропсихологическую коррекцию и успешно учиться в школе.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С.Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. — М.: Генезис, 2018. — 222 с. .

2. Баулина М.Е.Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте— М.: Нобель Пресс, 2013. — 80 с.

3. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл, 2019. – 264 с.

4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.

5. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.

6.  Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении–М.: Генезис, 2016. — 336 с. .

7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии Учебное пособие - Серия: Классическая учебная книга Издательство: Академия, 2006 г. - 384 стр.

8. Мельникова М.И., Шарашапина В.В. Проведение нейропсихологической диагностики детей 5 – 7 лет// Справочник педагога- психолога – 2014. - № 1. - С. 22-28

9. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2008 – 288 с.

10.  Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.

11.  Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет. – М.: Изд. В. Секачев, 2017. – 48 с.

12.  Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2018. — 319 с.

13.  Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ACADEMA, 2002. – 159 с.

14.  Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2018. — 474 с.

15.  Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 288 с.

16.  Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. / Пер. с англ. Масгутовой С.М., М., 1999 г. – 238 с.

17.  Харченко Е., Клименко М. Правополушарные нарушения мозга// Дошкольная педагогика – 2010 - №6.

18.  Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. – М., Педагогическое общество России, 2002 – 96 с.

19.  Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.

20.  Хомская Е.Д. Нейропсихология 4-е издание. - М.:Питер, 2008 - 496 с.

 

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СРЕДНЕРУССКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

Кафедра психологии и педагогики

 

ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Нейропсихологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу»

Выполнил (а) студент (ка) II курса

направления «Психология и педагогика»

заочной формы обучения, группы Пм - 17

Волегова Наталья Викторовна

 

Руководитель: старший преподаватель кафедры психологии и педагогики

Аксенова О.Н.

Обнинск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                              3

ГЛАВА 1. Развитие мозга и высших психических функций в дошкольном возрасте.                                                                                                

1.1. Возрастные закономерности развития ВПФ у дошкольников.     6

1.2. Причины дизонтогенеза развития ВПФ.                                         21

 

ГЛАВА 2. Нейропсихологическое обследование детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

2.1. Проблемы нейропсихологической диагностики дошкольников. Анализ методик.                                                                                              26

2.2. Цели и задачи обследования.                                                             29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                          32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                   35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реализация основной общеобразовательной Программы любого дошкольного учреждения направлена на достижение полноценного проживания ребенком всех этапов детства, осуществление личностно-развивающего подхода с учетом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования. На сегодняшний день педагоги встречают немало детей, для которых процесс освоения программ дошкольного образования вызывает трудности. К неблагоприятным проявлениям относятся негативизм, трудности контакта со сверстниками или взрослыми, отказ от посещения детского сада, многочисленные страхи, тревожность, повышенная возбудимость или тормозимость, дефицит произвольного внимания и памяти, снижение познавательной мотивации. Эти признаки находятся между нормой и патологией развития детей. Причем чаще всего такие дети не имеют клинические диагнозы, но демонстрирующие выраженные признаки дизадаптивного поведения и трудности обучения — своего рода «нижне-нормативный тип развития», составляющий группу риска последующего патологического развития.

В связи с этим является актуальным вопрос оказания ранней педагогической помощи детям «группы риска» в условиях образовательного учреждения, точного и своевременного выявления причины затруднений и создание условий для их максимально полного преодоления. Инструментом, позволяющим это сделать, является нейропсихологический подход.

Вопросам нейропсихологии посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей: А. Р. Лурия, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, Ю.В. Микадзе, Т. П. Хризман, Ж. М. Глозман, Н.Н. Полонской, А.Л. Сиротюк, П. и Г. Деннисон, К.Ханнафорд.

Следует отметить, что сложные проблемы развития ребенка выходят за границы возможностей детского сада и требуют обращения к специалисту-нейропсихологу. Детский сад может оказать раннюю «первую» нейропсихологическую помощь ребенку и его семье, что отражается в деятельности многих педагогов. Нейропсихологическая диагностика, как инструмент исследования вносит большой вклад в диагностическую работу педагога-психолога и дефектолога ДОУ. Она позволяет не только констатировать конкретные трудности ребенка в осуществлении деятельности, но также выявить условия, при которых эта деятельность осуществляется наиболее успешно, определить виды помощи, наметить «стратегию и тактику коррекционных или реабилитационных воздействий.

Объектом исследования в данной работе являются высшие психические функции (ВПФ) детей дошкольного возраста.

Предмет – особенности формирования ВПФ у детей, посещающих ДОУ, выявление связи развития ВПФ с успешностью освоения образовательной программы. На данный момент становится все яснее, что есть высокая вероятность того, насколько хорошо развиты ВПФ у дошкольников, настолько будет успеш будущий ученик в школе. И при правильной и достоверной нейропсихологической диагностики, вовремя начатая коррекция позволит детям с недосформированной ВПФ быть успешными.

Целью настоящей работы является исследование особенностей развития ВПФ у детей, посещающих детский сад и рассмотреть имеющиеся методики нейропсихологической диагностики.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучение особенностей формирования ВПФ в дошкольном возрасте и основных причин дизонтогенеза.

2. Изучение особенностей нейропсихологического обследования дошкольников в практической деятельности.

3. Изучить имеющиеся (отечественные) методики нейропсихологической диагностики.

 В основу моей курсовой работы легли труды основателя отечественного нейропсихолога А.Р. Лурия и его последователей Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, Ж. М. Глозман и др. Методологическая часть моего исследования, была основана на работах Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. в и Семенович А.В. части нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте.

Метод исследования: анализ научной и методической литературы по нейропсихологии детского возраста.

Проведенные мною исследования позволят определить, существуют ли на сегодняшний день методики нейропсихологической диагностики дошкольников, которые могут дать информацию о возможных трудностях в школьном обучении.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.