Промышленная революция и стремительное развитие технологий и науки в 19 веке дали мощный толчок для формирования научной фантастики – нового жанра художественной литературы, который развивается и по сей день. Научная фантастика стала площадкой не только для демонстрации технологического развития, но также для испытания словообразовательных возможностей языка. Ведь научная фантастика за счет спекуляций и фантастических допущений открывает широкие возможности для изучения словообразовательных особенностей окказионализмов и позволяет обнаруживать новые законы языковой системы. Как писали известные советские писатели-фантасты братья Стругацкие: «Фантастика есть отрасль литературы, подчиняющаяся всем общелитературным законам и требованиям, рассматривающая общие литературные проблемы…, но характеризующаяся специфическим литературным приемом – введением элемента необычайного».( http://jurnal.org/articles/2012/fill5.html- определени)
Писатели-фантасты создают миры, хоть и отличные от реального, но постоянно переплетающиеся с действительностью. Тем не менее мир, создаваемый такими авторами руководствуется другими понятиями и даже другим языком. Следовательно, авторские новообразования в таких работах выполняют функцию описания реалий мира, созданного автором. Однако, писатели создают мир на основании действительности, они отталкиваются от наших понятий и нашего языка, привнося термины, явления и нравы воображаемого бытия.(перевод в совр фантастике)
Авторские новообразования возникают исходя из определенных факторов и причин (исходя из множества факторов). Во-первых, авторы прибегают к новообразованиям, когда узуальные слова не способны точно выразить мысль, задуманную художником слова. при условии что Как уже было сказано ранее, одним из главных факторов является ситуативность, так как в большинстве случаев ситуации, предлагаемые автором в научной фантастике нетривиальны, и требуют как выполнения номинативной функции, так и поддержания соответствующего экспрессивно стилистического выражения. Но стоит отметить, что в данном жанре номинативная функция играет решающую роль, так как потребность в создании новых названий возникает в научной фантастике намного чаще, поскольку многие авторы не только прибегают к прогнозированию технологического развития, но также описывают научные открытия, взаимодействия с внеземными цивилизациями, возможное будущее и даже альтернативные миры. Например, такие писатели, как Станислав Лем, Аркадий и Борис Стругацкие, Айзек Азимов ввели множество понятий, которые в свое время не существовали вне их работ и выполняли лишь номинативную функцию, но впоследствии вошли в литературный язык.( Окказиональное слово как стилеобразующа)
К примеру, чешский писатель Карел Чапек в 1920 году опубликовал свою пьесу «Р.У.Р.» – Россумские Универсальные Роботы, где главный герой – ученый Россум изобрел искусственных людей, которые должны были во всем помогать человеку. Чапек сначала хотел их назвать «лаборами» от латинского labor — «работа», но автор хотел чтобы новый термин отражал основную сущность таких искусственных людей – способность без устали выполнять рутинные действия. Его брат Йозеф посоветовал ему изменить «лабор» на «робот», поскольку последнее происходит от чешского robota — «работа», «тяжёлый труд». В итоге мы получили новую лексическую единицу, которая в кратчайшее время вошла в литературный язык и стала одним из самых распространенных бывших окказионализмов во многих языках. ( http://www.aif.ru/dontknows/eternal/kto_pridumal_slovo_robot)
Стоит отметить, что окказионализмы, которые выполняют экспрессивно-стилистическую функцию, также не редкость. Одним из самых известных таких авторских новообразований является слово “сталкер”, придуманное братьями Стругацкими. Оно, как и многие окказионализмы имеет длинную и очень примечательную историю. В своих самых первых записях о романе “Пикник на обочине” Стругацкие упоминали другое слово – старатель, но по мере написания работы заменили его на “траппер”, от английского trap – ловушка. Но так как и Борису, и Аркадию этот вариант не нравился изначально, они отказались от него, найдя прекрасно подходящую, по их мнению, альтернативу – сталкер. Борис Стругацкий в своих записях пояснял: “Происходит оно от английского”. Изучая этимологию, прекрасно видно, что Стругацким было необходимо найти слово, которое бы в полной мере выражало нелегкий, опасный и незаконный труд людей, которым приходиться рисковать своими жизнями, исследуя так называемую “зону” в поисках артефактов.(записи Б.Стругацкого) (Окказиональное слово как стилеобразующая черта произведений научной фантастики)
В приведенных выше примерах, явно проглядывается контраст при образовании и функционирование окказионализмов «робот» и «сталкер». В первом случае, выполняется номинативная функция, поскольку автору было необходимо слово, для обозначения искусственных людей. Важно заметить, что в то время не было какого-либо эквивалента для обозначения подобного объекта. Во втором же случае, Стругацкие имели альтернативы в лице трапперов и старателей, но по их мнению эти варианты не выражали необходимую экспрессивно-стилистическую окраску.
Следует отметить, что несмотря на то, что такое явление как окказионализм появилось задолго до первых научно-фантастических работ. Именно этот жанр нашел окказионализмам наиболее широкое применение. Вследствие чего, на свет появилось множество понятий и терминов, которые используются как научной работе, так и в повседневной жизни.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 258.