После усвоения студентами теоретических знаний, практического знакомства с инструментарием и аппаратурой для остеосинтеза полезно присутствие на операции. При недостатке времени студенты могут посмотреть не всю операцию, а только основной ее фрагмент, непосредственно остеосинтез. Перед операцией преподаватель дает краткую информацию о больном, показывает рентгенограммы оперируемого больного и объясняет показания к данному способу остеосинтеза и к операции.
Целесообразно, чтобы студенты увидели способы обезболивания при операциях на опорно-двигательном аппарате, кроме наркоза, основы которого излагаются на цикле анестезиологии. Это относится в основном к проводниковой и внутрикостной анестезии. Можно более подробно остановиться на освещении этих способов обезболивания: разметка точек введения иглы, вид анестетика, его объемное количество и процент разведения, способ обнаружения нервного ствола, сплетения. Особо необходимо подчеркнуть значение проводниковой и внутрикостной анестезии при массовом поступлении больных (военно-полевая хирургия), когда хирург в своих действиях не стеснен отсутствием анестезиолога.
V . Самостоятельная работа студентов с больными.
Следующий этап занятия - самостоятельная работа студентов с больными. Студенты получают больных для курации (один больной на 2-3 студентов). Преподавателю следует подобрать больных, которым предстоит оперативное вмешательство, и уже прооперированных больных. Студенты самостоятельно собирают анамнез, исследуют больного, изучают его рентгенограммы и пишут показания к операции (предоперационный эпикриз). В показаниях должны быть отражены следующие моменты:
- точный диагноз с указанием вида, характера и локализации перелома;
- почему показана операция;
- какой фиксатор целесообразен;
- вид обезболивания;
- согласие больного на операцию.
По ходу занятия преподаватель следит за работой студентов в микрогруппах, помогает внести ясность в суть вопроса и одновременно проверяет усвоение материала.
VI . Заключение. Итоговый контроль.
В заключение вся группа собирается в учебной комнате, где подводится итог занятия, обсуждаются неясные вопросы, возможные варианты оперативного лечения, осложнения, пути их преодоления, вопросы послеоперационного ведения больного, сроков лечения, прогноз.
Занятия можно закончить программированным контролем - каждый студент решает задачи усвоения из пособия по программированному контролю знаний студентов, созданного на кафедре. В заключение преподаватель дает задание к следующему занятию.
Рекомендуемая литература.
1. Каплан А.В. Закрытые повреждения костей и суставов. - М., 1979.
2. Корнилов Н.В. Травматология и ортопедия: Учебник для студентов, медицинских ВУЗов. - СПб.: "Гиппократ", 2001.
3. Мовшович И.Л. Оперативная ортопедия. - М., 1983.
4. Мусалатов Х.А., Юмашев Г.С. Травматология и ортопедия: Учебник. - Л.: Медицина, 1995.
5. Остеосинтез: Руководство для врачей / Под ред. С.С. Ткаченко. - Л., 1987.
6. Руководство по ортопедии и травматологии / Под ред. М.С. Волкова. - М., 1968. - Т. I, III.
7. Чаклин В.Д. Основы оперативной ортопедии и травматологии. - М., 1964.
8. Юмашев Г.С, Епифанов В.А. Оперативная травматология и реабилитация больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. - М., 1983.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 191.