Теория познания – гносеология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Познание как предмет философского анализа.

2. Чувственное и рациональное познание.

3. Категория истины в философии. Вера и знание.

4. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

5. Структура научного познания, его уровни и формы.

6. Методы научного познания.

1. Познание как предмет философского анализа.

Необходимость ориентации в мире обусловила возникновение и развитие специфической человеческой деятельности – познания. Она заключается в приобретении, накоплении и расширении знаний об окружающей действительности.

Гносеология (гр. Gnosis– знание,logos– учение, слово) или теория познания – один из основных разделов философского знания наряду с онтологией и антропологией.

Основными вопросами гносеологии или теории познания являются следующие:

· Познаваем ли мир?

· Каким образом человек познает мир?

· Какова глубина наших знаний?

· Что есть истина и каковы критерии истинности знаний?

В истории философии к проблеме познания обращаются уже античные мыслители. В Древней Греции высшей формой познания считали созерцание, т.к. полагали, что оно приобщает человека к тому, что вечно, к сущности вещей. Зенон впервые обозначил проблему, заключающуюся в том, что чувственное познание часто противоречит рациональному. Платон утверждал, что познание есть лишь припоминание того, что бессмертная душа изначально знала, но, попав в тело человека, забыла. Тогда задачей познавательной деятельности человека становится лишь припоминание, которое не зависит от внешнего мира, а осуществляется посредством деятельности ума, для чего лучше всего «закрыть глаза и заткнуть уши».

В средние века в гносеологии формируются две основные проблемы:

Проблема универсалий: спор о том, на что должно быть направлено познание – на вещи или на понятия. Реалисты считали, что понятия обладают реальным первичным существованием, поэтому и познание должно быть направлено на понятия, а не на вещи. Номиналисты же, напротив, полагали, что понятия лишь имена вещей и познавать следует предметный мир.

Следующая проблема – теория двух истин: истины разума и истины веры. Познание Бога полагали происходящим посредством веры, а природы – посредством разума.

В Новое время гносеология поднимается на новую ступень. Основным становится вопрос о главном источнике познания. Выделяются эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником нового знания опыт, эксперимент, знание получают посредством индукции и рационализм – признающий таковым разум, деятельность ума, знания выводят посредством дедукции.

Развитие теории познания продолжается немецкими классиками. И. Кант в «Критике чистого разума» преодолевает эмпиризм и рационализм и показывает, что научное познание заключается в их синтезе. В то же время развивается и агностицизм, вещь в себе непознаваема.

Немецкие классики открывают активный характер познания. Г.В.Ф. Гегель обосновывает понимание познания как всемирно-исторического диалектического процесса, в ходе которого изменяется как субъект, так и объект познания. У него познание выступает как самопознание абсолютного духа (мирового разума), таким образом, он сводит сущность познания к рефлексии.

Современная гносеология – это результат долгого пути поиска многих поколений мыслителей. Она исходит из следующих оснований:

Познание – процесс активного целенаправленного отражения объективной реальности в сознании человека.

В основе процесса познания – отражающая деятельность человека.

Компонентами познавательного процесса выступают объект, субъект и практика. Объект – это вещь, предмет, явление или процесс, на которые направлена деятельность человека в познавательной или практической деятельности. Субъект означает носителя деятельности, направленной на объект.

В познании выделяют две ступени: чувственное и рациональное познание.

36 Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей. В тезисной форме представим каждую из них:

o Главные объекты изучения – это познавательные процессы. К ним относятся мышление, речь, восприятие, воображение, внимание и память. Дополнительно к ним когнитивная наука занимается исследованием человеческого и искусственного интеллекта, эмоциональной сферы личности, психологии развития и процесса распознавания образов.

o Важнейшая предпосылка когнитивной психологии состоит в изучении и анализе процессов познания в форме функций вычислительной машины. Представители направления рассматривают познавательные процессы психики человека точно так, как, например, инженер-электронщик изучает компьютер. Вычислительная машина выполняет множество операций, связанных с получением, обработкой, хранением и выдачей данных. Когнитивные функции человека отвечают за аналогичные операции.

o Третья идея вытекает из второй. Она гласит, что психика обрабатывает данные поэтапно. Т.е. любой стимул, полученный из внешнего мира, проходит через цепь порядковых преобразований.

o Психические системы обработки информации имеют свою предельную емкость. Это предположение объясняет направление работы и задачи когнитивных психологов – они стремятся отыскать естественные и наиболее эффективные методы работы с информацией, поступающей в психику из внешнего мира (терапевты-когнитивисты с помощью этого знания корректируют поведение пациентов).

o Вся информация, которая поступает в психику посредством познавательных процессов, кодируется и отражается особым (индивидуальным) образом.

o Для любых исследований необходимо использовать хронометрические средства, позволяющие оценить время ответа на предлагаемые задачи и/или скорость, с которой психика реагирует на сигналы. Когнитивная психология не использует интроспективные технологии (когда человек сам наблюдает за происходящими в психике процессами и при этом не использует инструменты и стандарты), и считает их недостаточно точными.

Эти идеи могут показаться довольно простыми на первый взгляд, однако в действительности они составляют ту базу, на которую опирается целый комплекс сложнейших научных исследований. Это в свою очередь говорит, что когнитивная психология, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, является очень серьезным научным разделом. Изучая процессы познания, происходящие в психике, она может делать определенные выводы, основываясь на полученных эмпирическим путем доказательствах.

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.

Реализуются же все исследования в сфере когнитивной психологи при помощи специальных методов. В первую очередь это методы микродинамического и микроструктурного анализа перцептивных процессов. Микроструктура и микродинамика психической деятельности относятся к предмету когнитивной науки, изучающей особенности психической жизни. Структура здесь является относительно статичным представлением системы организации элементов психических процессов. А микродинамика – это исследование происходящих в психической жизни процессов через обработку поступающей из окружающего мира информации. Благодаря обоим методам действия человека рассматриваются как части единой интрапсихической системы, а не как отдельные явления.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.