Первые человекоподобные существа появились 2-3млн лет назад. Современные виды появились значительно позже, примерно 40 т.л. назад. Само же человеческое общество появилось еще позднее.
Причины постепенной трансформации человечества в общество:
1)Запрет инцеста, т.е. запрет брака между близкими родственниками, т.к. инцест вызывал вырождение. Данное мнение более распространено среди восточных ученых.
2)Переход к систематическому занятию трудовой деятельностью (человек не только присваивает, но сам производит, следовательно, привило к появлению социума - социального объединения). Распространенное мнения среди отечественных ученых.
В это период происходит становление сознания, появляется язык, потребность в общении, языка, передаче накопленных знаний из поколения в поколение, совершенствование орудий труда. Это свидетельствует о качественном изменение человека - приближение к современному.
Согласно диалектико-материалиастической теории, понятие и структура общества возникли в результате естественного развития, они не навязаны извне. ГП являются атрибутами человеческого общества, их правовая трактовка невозможна без понятия и структуры общества.
Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой форму жизнедеятельности индивидов, обладающих сознанием, объединенных общностью потребностей и интересов, и находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом.
Человеческое общество состоит из индивидов (каждый человек является индивидом), но это не единственные его члены. Общественные потребности ведут к обособлению еще и отдельных групп индивидов, например семьи, классы, народности, нации, профессиональные группировки и т.д. Эти элементы общества постоянно взаимодействуют, т.е. в обществе образуется определенная структура с определенными закономерностями взаимодействия.
С философской точки зрения, структура – закономерные связи между элементами некой системы.
В качестве крупных элементов человеческого общества, определяющую его структуру, выделяют относительно обособившиеся друг от друга сферычеловеческой деятельности:
1. Экономическая. Охватывает отношения по производству или получению, обмену и распределению материальных благ (вещи, продукты).
2. Социальная. Охватывает отношения по воспроизводству социальных качеств человека (важная роль социализации через общение, без него человек не совершит перехода из биологического существа в социальное).
Общение происходит в рамках различных социальных групп (каждый из нас является членом многих одновременно). Причины возникновения социальных групп могут носить естественный, материальный или духовный характер. Примерами могут служить кровные родственники (семья, род), единая территория также может служить причиной объединения (территория общины-государства, страны), единый язык, традиции, мышление, обычаи (народности, нации).
Функционирование этих объединений, взаимодействие с отдельными индивидами влекут социальную социализацию.
3. Кратологическая. Отношения, связанные с управлением отдельными людьми, их группами и обществом в целом.
Взаимодействие отношений требует определенного согласования, упорядоченности, опирающейся на власть, а если ее нет, то не возможен процесс социализации (наступит хаос и пойдет процесс возвращения к первобытному обществу).
Экономическая философия
Разве можно, рассматривая природу общества в его истории и сути, не вникнуть в такие сферы общественной жизни, как экономика, политическая, духовная сферы жизни общества? Разумеется, что без этого исключена возможность полного и настоящего уяснения того, что же такое общество. Для того чтобы более глубоко вникнуть в природу общественной жизни, мы должны проанализировать эти и другие сферы общества. А начнем мы с анализа сути экономической сферы жизни и развития общества с философской точки зрения. Хотя считается, что К. Маркс гипертрофировал экономический фактор в жизни и истории общества, но он прав в том, что экономика в жизни общества имеет исключительную значимость. На эту идею указывал уже в античной философии Аристотель, потом она развивалась многими другими мыслителями. Таким образом, после проанализированных нами выше проблем вполне логично приступить к рассмотрению проблем экономической философии. Без этого не может быть полноценной социальной философии и философии истории.
О человеческих потребностях. Для понимания сути экономики всей сложности экономических отношений необходимо предварительно уяснить, что лежит в основе этих отношений. Основой их являются человеческие потребности: это стержень всякой человеческой деятельности и прежде всего труда, а отсюда и экономики! Что такое потребность вообще? Это зависимость субъекта от внешних и внутренних условий своего бытия, это жизненный нерв человека, общества и его экономики: завод нуждается в сырье, орудиях, предприниматель нуждается в заказчике, заказчик, скажем, — в строительстве дома. Жизнь общества пронизана сложнейшей тканью потребностей и способами их удовлетворения.
Уже в глубокой древности пришли к пониманию необходимости осмысления хозяйственной жизни. У Аристотеля эта отрасль знания подверглась для той поры очень глубокому сущностному анализу. Он высветил многие стороны хозяйственной жизни. Впоследствии, в Новейшее время, сложилась очень важная отрасль научного знания — политическая экономия. Такое определение этой науки, с прибавкой “политическая”, не случайно. Оно говорит о необходимой и очень тесной связке экономики с политикой: это как бы сестры-близнецы.
Политическая экономия — это наука, которая с определенных позиций показывает хозяйственные отношения и движения товарных и денежных масс в их качественной и количественной определенности и переплетенности. Ее развитие выявляет систему фактов, а в связи с этим и хозяйственные отношения людей, отыскивает в бесконечном множестве единичностей, которые предстают перед ней, определенные принципы и законы, действующие и управляющие хозяйственной жизнью общества. Г. Гегель высоко ценил политическую экономию, говоря, что она “делает честь мысли”.
Философия техники
Развитие человека и развитие техники связаны между собой неразрывно. Если сравнить деятельность животных и деятельность человека, то сразу бросается в глаза принципиальное отличие. Животные лишь приспосабливаются к окружающей среде, почти не изменяя её. Они органично слиты с природой, так как представляют собой её часть. При этом животные, создавая различные сооружения (восковые ячейки у пчёл, птичьи гнёзда, плотины у бобров и т.п.), пользуются только своими естественными органами. Человек же не ограничивается приспосабливанием к природе; напротив, он начинает активно и сознательно преобразовывать её, в известной степени подчинять её себе ради удовлетворения своих потребностей. На первых ступенях эволюции общества эта преобразующе-подчиняющая деятельность людей ещё мало заметна. Но с дальнейшим развитием она становится всё более очевидной и определяющей.
Понятие техники
Техника (от греч. — "мастерство") — это совокупность средств, создаваемых для осуществления производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Она появляется путём опредмечивания в природном материале трудовых функций, опыта и знаний людей. Основное назначение техники — частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Техника является составной частью производительных сил общества, и в определённом смысле служит показателем уровня его развития.
Принято разделять технику на пассивную и активную. Пассивная техника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (железные дороги, мосты, каналы, трубопроводы и т.п.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), подземные коммуникации, одним словом то, что принято сейчас называть инфраструктурой производства. Активная техника — это орудия труда (физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д.
В историческом плане создание активной техники предшествует появлению пассивной техники. Историю техники можно делить на этапы по разным критериям: по использованию разных природных материалов (каменный век, бронзовый, железный и т.д.); по применению различных видов энергии (век пара, век электричества и т.п.); по качественно отличающимся технологиям. Если взять за основу развитие активной техники, то выделяются три ключевых этапа: орудия и механизмы ручного труда — машины — автоматы и автоматические линии.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.