Первый принцип: принцип всеобщей связи.
Философское определение связи – в самом широком смысле, понимается универсальная взаимозависимость, взаимообусловленность всех предметов действительности, выражающая единство мира.
Все что существует в мире, составляет отдельные, относительно самостоятельные и обособленные друг от друга отдельные предметы, явления и процессы. Но отдельность, обособленность вещей и процессов относительны. Вещи, явления и процессы находятся в многочисленных и разнообразных связях друг с другом, тем самым образуя единое бытие.
Возникновение нового было бы принципиально невозможным, если бы не было связи между явлениями и их взаимной обусловленности.
В мире, природе, обществе, мышлении мы можем указать на множество циклических связей.
Пример первый: пищевая цепочка; существует связь между климатом, темпераментом человека и формой психической активности; политика – наука – искусство.
Исследователи выделяют различные виды связей:
1. Прямые и косвенные
2. Внешние и внутренние
3. Необходимые и случайные
4. Генетические
5. Связи смены состояний предмета
6. Существенные и несущественные
И другие…
Науку и философию не интересуют все связи в полном объеме. Главным образом науку с философией интересуют существенные и внутренние связи. Наличие таких связей приводит к важному выводу о том, что мир имеет закономерный характер, и изменения, которые происходят в материальном мире, не случайны, а закономерны.
Закон – это повторяющиеся устойчивые внутренние общие существенные и необходимые связи между процессами и явлениями.
Взаимодействие – связь в результате воздействия предметов друг на друга и, которое вызывает их взаимное изменение.
Изменение в философии это движение, поэтому признание принципа всеобщей связи означает одновременно признания изменения движения, изменения, развития.
Второй принцип развития:
Диалектика признает любые формы движения, например: хаотические движения, круговороты, функционирование, но особое внимание и интерес у диалектики вызывает развитие.
Развитие – это необратимое направленное и качественное изменение системы.
Философия природы
Понятие природы в философии и науке. Эволюция представлений о природе в различных философских традициях. Природа – это интуитивно понятное и в то же время трудно определяемое, в силу его многозначности, понятие. В широком смысле слова природа – это все сущее во всем многообразии его проявления. В таком понимании «природа» совпадает по содержанию с такими понятиями как Вселенная, Космос, материя. Именно это значение природы является предметом философского анализа.
Понимание природы в узком смысле может быть рассмотрено в двух аспектах. Первый – природа как совокупность естественных условий существования человека и человечества, в противоположность искусственной среде, созданной уже силами самого человека. В этом случае акцентируется внимание на отличии природы и общества, природы и культуры, иногда говорится об их противоположности.
Второй – природа как совокупность объектов изучения естествознания. Объектами изучения конкретных наук выступают те или иные сферы природы. Природа здесь выступает как объект изучения конкретных наук.
В философии истоки понятия «природа» связывают с древнегреческим термином «фюсис», имеющим целый спектр значений: органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста, процесс рассматриваемый в целом и т.п. Скрупулезный анализ Аристотелем исходного понятия «фюсис» привел его к набору определений «природы» – от понимания ее как «возникновения того, что растет» до «всякой сущности вообще», включая и сущность искусственных вещей.
В Новое время природа обозначается латинским термином natura, который используется в таких смыслах как «мир», «Вселенная» и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природы становится ее статус как объекта естествознания.
Современное понятие природы содержит в том или ином виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки. В зависимости от контекста мы понимаем под природой то все сущее, то естественную или искусственную среду обитания человека, то внутреннюю сущность вещей.
Философское осмысление отношений человека с природной средой имеет довольно давнюю традицию, что и нашло отражение в названии учений о природе. Можно выделить три основные модели отношения человека к природе.
Мифологическая модель. Генезис отношения «человек – природа» соответствует эпохе выделения человека из мира животных. На ранних этапах истории человек не осознавал себя в качестве особого феномена природы, а считал себя лишь одним из многих ее проявлений. В это время человек мог использовать лишь естественные объекты природы, ее дары. В целом этот период можно определить как период господства природы над человеком.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 255.