ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лосев А.Ф. (1893-1988)

Если мы …возьмемся кратко сформулировать общие формальные особенности русской философии, то можно выделить такие пункты:

1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности (Lebens Dynamik).

2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом.

Поэтому среди русских очень мало философов par excellence[1]: они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков отдельных партий.

3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными.

20 Онтология («учение о сущем», под которым в древности понималось постижение неких «абсолютных сущностей мироздания») традиционно считалась основной составляющей частью метафизики, как умозрительного (спекулятивного) философствования, выходящего за пределы человеческого опыта. Но современная философия рациональна и критична, она опирается на достижения наук и в свою очередь является генератором научных идей. Тем не менее термин «онтология» сохранился.

Онтологические вопросы невозможно рассматривать вне рамок теории познания. Любая онтология гносеологизирована. Всеобъемлющие вопросы вроде «что есть всё сущее», «что есть абсолют» которые были присущи средневековой онтологии в наше время потеряли смысл, так как ответ на них заведомо невозможен. Обо «всём» нельзя что-либо утверждать или отрицать, только и остаётся по Хайдеггеру утверждать «абсолютное Ничто». Но что это значит? Какое свойство (предикат) можно ему приписать?

Нужно сначала онтологический вопрос преобразовать в осмысленный, затем задать внешнюю теоретическую систему, в рамках которой возможен предикативный ответ и таким образом, ответ мы получим не «вообще», а относительно заданной системы предпосылок. И ответ должен к чему-то относиться, да и само его содержание может быть только относительным.

Что же в таком случае остаётся на долю современной онтологии? Остаётся философский категориальный анализ. Содержательным исследованием занимаются конкретные науки, философия не может их подменять, не является натурфилософией и не строит своей собственной особой философской картины мира, так как имеется естественно-научная картина мира,заданная научными текстами, которые и осмысливает философия. Религия же картин мира вообще не строит, что разумно признают и сами церковные иерархи.

 

Но философия анализирует такие категории как движение, развитие, эволюция, пространство и время, система, связь… Они имеют фундаментальное значение для науки и одна из важнейших задач философии - прояснять их смысл. Существует природный мир, куда входят все материальные системы, их свойства и отношения. В том числе человек, общество, искусственная среда, созданная человеком и его духовный мир. В качестве носителей информации люди используют различные искусственно созданные ими знаковые системы. Общество мы воспринимаем как относительно обособившуюся от природы систему, но это не означает, что человеческая популяция со всеми созданными людьми артефактами не является, в конечном счете, частью природных процессов. Человечество вместе со всеми своими чувствами и мыслями, богами и науками является порождением и продолжением природных энергоэволюционных процессов, их социализированной формой. Вот, пожалуй, наиболее общие предпосылки, внешние по отношению к осмысленным онтологическим вопросам.

 

Понятие материи является одним из фундаментальных в философии.

Слово materia (лат.) означает вещество. Но, как известно этимология слова может не только прояснять, но и затуманивать современный смысл слова. Термин «материя» обобщает понятия материального и идеального.

В эпоху атомистических концепций досократиков материя понималась как субстанция, как то, из чего всё состоит. Термин «материя» использовал Платон для обозначения тленного земного субстрата вещей, противостоящего их нетленным идеям, якобы существующим в «надлунном мире». Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой субстанцией, которая в единстве с формой образует конкретные предметы, т.е. он уже не удваивал мир как Платон. Средневековой философии - служанке богословия - сильно мешала мистика неоплатоников, в материи искали возможности множества и индивидуации. В эпоху Просвещения мыслители пришли к выводу, что материя существует не наряду с другими телами, а только в самом многообразии конкретных явлений. Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств. В Новое время, во времена зарождения классической науки материальным считалось то, что обладает массой.

Понятие материи невозможно определить через род и видовое отличие, поскольку материя – это предельно широкая философская категория, обозначающая всё существующее, все, что позволяет проявляться вещам, свойствам или отношениям. Трудности в определении материи объясняются тем, что и субъект и объект познания материальны, мы ведь тоже является реальностью вместе со своим материальным мозгом и всеми его функциями и свойствами, такими как мышление.

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[12]

1. в неорганической природе,

· пространственное перемещение;

· движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

· движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

· изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;

· геологические процессы;

· изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;

· в живой природе,

· обмен веществ,

· саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

· взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

· внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

· надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;

· в обществе,

21 Филосо́фия простра́нства и вре́мени — раздел философии, изучающий вопросы онтологии, эпистемологии и сущности пространства и времени. Основные темы включают, в частности, следующие: существуют ли пространство и время независимо от сознания, существуют ли они независимо друг от друга, в чем причина субъективно наблюдаемой однонаправленности времени, существуют ли моменты времени, отличные от настоящего и вопросы сущности личности во времени.

Наиболее раннее высказывание в философии на тему времени принадлежит древнеегипетскому мыслителю Птаххотепу (ок. 2650—2600 до н. э.). Он писал: «Не умаляй времени следования желаниям, ибо растрачивание времени впустую противно духу.»[1]

В текстах «Вед», наиболее ранних текстах индуизма (ок. XVI века до н. э. и позднее), описывается индуистская космология, в которой вселеннаяпереживает повторяющиеся циклы создания, разрушения и возрождения, каждый цикл длится 4,320,000 лет. Во вступлении к первой книге «Махабхараты» Санджая говорит: «Бытие и небытие, счастье и несчастье — все это имеет свой корень во времени. Время приводит к зрелости существа, время их же уничтожает. Время вновь успокаивает время, сожигающее существа. Именно время изменяет в мире все благоприятные и неблагоприятные чувства и мысли. Время уничтожает все существа и создает их вновь. Время проходит неудержимо одинаково для всех существ.»

В Книге Екклесиаста говорится: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.»

Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.