Неклассическая философия XIX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие основания неклассики. Иррационализм. Позитивизм. Материалистическая философия К. Маркса. Нигилизм Ф. Ницше. Традиции классической философии в эпоху неклассики.

Общие основания неклассики . Определить период неклассической философии каким-либо приоритетом невозможно. Её отход в «не» начинается через отрицание идеализации и аб­стракции в том высшем проявлении, которое достигается в философии И. Канта и Г. Гегеля. Универсальная схематичность была преодолена настоящим движением духа – философией жизни. Утверждение всей предшествующей философией понимания бытия и мышления через сущность стало явно ограничивать и саму мысль, и реальность в целом. «Сущность, которая не действует, не существует» (св. Гр. Палама) – через данный тезис, выражающий существо святоотеческой философской традиции, можно обозначить устремления неклассики. Её главные приоритеты – это порыв, движение, творение вплоть до саморазрушения. И, вместе с тем, - это онтологический порыв, переворачи­вающий духовную сущность человека, понимающего и определяющего себя по иному: в экзистенциальной длительности проживания, в интуиции схва­тывания, в смутных желаниях, в социальной свободе.

Однако утверждать однозначный приоритет «жизни» в неклассике XIX века невозможно. Весьма верно это замечает Р. Тарнас, вы­являя «две культуры» неклассической философии – просветительскую и ро­мантическую. «В отличие от духа просветительства, дух романтический вос­принимал мир не как атомистическую машину, а как единый организм, пре­возносил не просвещённость разума, а невыразимость вдохновения, и подни­мал на щит не чёткую предсказуемость статичных абстракций, а неисчерпае­мую тему человеческой жизни»1. Сциентизм или наукообразие с его аподиктическим основанием и методом, с опорой на объективность и рациональность явились стержнем классической эпохи (Дж. Локк, Д. Юм, И. Кант и др.), и как безусловное основание «взрастили» мысль неклассики. Дух ре­формации витал и над романтизмом, и над позитивизмом. Но в первом, поколебав традиции, он посягнул на «пустое» место Бога поставить новый абсо­лют – человека, а во втором, облёк превосходством материальное, эмпири­ческое, вещественное начало. В философии эти тенденции выразили два крупных направления, развивавшиеся на протяжении XIX – нач. ХХ веков: иррационализм и позитивизм. Через них в конечном итоге и станет воз­можно осмыслить все противоречия, все нюансы, нарождающиеся смыслы неклассики.

Иррационализм . Течение иррационализма возникает на рубеже XVIII-XIX веков, отстаи­вая первенство чувства, воображения, интуиции над разумом и восприятием. Интерес к духу был связан не только со светлыми идеальными сторонами единичной человеческой природы, но и со сторонами бессознательными, тёмными, демоническими. Иррационализм полагает своей основой ratio, преодолевая его через попытку обнаружить более глубинные корни, определяющие возможность истинного знания, бытия в целом, человеческой сущности и т.д. Ярким представителем данного явления стал Артур Шопенгауэр (1788-1860). Основные его работы: «Мир как воля и представление» (1819), «О воле в природе» (1836), «Две основные проблемы этики» (1841), «Афоризмы жи­тейской мудрости» (1851) и др. Истина, определяющая существо реального состоит в том, - отмечает Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представ­ление», – что нет ни солнца, ни земли, а есть лишь «глаз, который видит руку, которая осязает землю»2. Окружающий мир существует только в представ­лении, т.е. всегда и только в связи с другим бытием – воспринимающим. Его (мира) наличие структурируется априорными формами сознания – пространством, вре­менем и каузальностью (лат. causa – причина). Выведение объек­тивных законов действительности есть, по Шопенгауэру, сфера деятельности рассудка, сфера феноменов. Однако, доступны постижению и «вещи в себе» (И. Кант), сущностью которых вы­ступает воля. «Воля – субстанция внутренняя, сердцевина любой частной вещи и всего вместе, слепая сила в природе, она явлена и в рассудочном по­ведении человека – огромная разница в проявлениях, но суть остаётся неиз­менной»1. Воля есть та иррациональная стихия, которая правит миром, пред­ставая перед человеком непосредственным путём. Тело есть воля, ставшая ощути­мой и видимой. Посредством тела человек ощущает внутрен­нюю сущность собственного феномена. Суть мира – иррациональная, безграничная воля, суть воли – конфликт, боль и страда­ние. «Человек – единственное животное, способное истязать других ради са­мой цели – заставить страдать»2. Рационализм же и прогресс в истории – есть вы­думка. С точки зрения Шопенгауэра, история – это судьба. Но от господства и давле­ния воли можно избавиться, и путь избавления лежит через искусство и ас­кезу. Гений в эстетическом созерцании усматривает вечные идеи и перечёр­кивает тем самым волю, желания, страх. Суть аскезы – в освобождении от фатального страдания, которое достигается через свободное и полное целомудрие; нищету, смирение и жертвоприношение. Как итог, воля становится нежеланием.

Философия постмодернизма

1. Модернизация и эпоха постмодерна.

2. Базовые принципы постмодернистской философии.

3. Постмодернистские концепции.

Философия постмодернизма – одно из самых новых философских течений, сложилось оно во второй половине ХХ в. Его идеи, взгляды, термины распространены в настоящее время и часто оказываются необходимыми для понимания каких-то разработок в разных сферах современного гуманитарного знания.

Название «постмодернизм» опирается на социально-философскую теорию модернизации, которая трактует развитие человеческого общества в целом следующим образом. Достаточно долго во всех странах существовало и развивалось традиционное общество, т.е. первичная, естественная форма социальной организации, для которой былихарактерны: зависимость общественной жизни от мифологических и религиозных представлений; цикличность всех проявлений индивидуальной и социальной жизни; коллективистский характер общества и невыделенность индивидуального, личностного начала; авторитарный характер власти; направленность производства на удовлетворение насущных потребностей, а не на развитие ради будущего; преобладание людей психического типа пассивной, недеятельной личности. В целом для традиционного общества характерно построение всей жизни в соответствии с существующими, наследуемыми традициями. Например, М. Мид описывает «день на Самоа»: распорядок дня – рыбаки отправляются на промысел, подростки на сбор кореньев, женщины прибираются и чинят сети, потом привозят улов и т.д. – не меняется тысячелетиями.

С 17 века в Европе начинается процесс модернизации. Это формирование общества иного по сравнению с традиционным типа,modernsociety- современного. Для общества эпохи модернахарактернынаправленность на инновации, постоянное изменение всех форм индивидуального бытия и социальной организации. Его отличают светский (нерелигиозный) характер социальной жизни, поступательное, восходящее развитие, выделенная персональность, т.е. развитие и поддержка индивидуального начала; либерально-демократическая система власти, направленность производства на перспективное развитие; преобладание людей активного психологического склада. Т.е. модернизация – это переход к тому типу организации общественной жизни, который мы считаем современным.

Процесс модернизации складывается из двухосновных составляющих. Вматериальном планеэто активное развитие науки, соединение научного и технического прогресса, построение и постоянное переустройство жизни на основе достижений науки и техники. Вдуховном планеэто утверждение и распространениелиберальных ценностей,в основе которых лежит приоритет прав и свобод личности. Согласно идеологии либерализма, человек должен быть прежде всего свободным и самостоятельным, развиваться, добиваться успеха, решать свои проблемы без посторонней помощи. При этом между людьми существует конкуренция во всех сферах, в ней должны побеждать наиболее сильные, предприимчивые, умные, подготовленные, это и есть основной стимул к развитию. Государство должно максимально ограничить вмешательство в частную жизнь граждан, не имея права регламентировать их действия, если только они не угрожают серьезно безопасности других (например, в плане свободы слова, внешнего облика или личной жизни), но при этом не обязано и опекать своих граждан (социальная поддержка, защита неимущих и т.д. либерализмом не особо приветствуются). В экономике либерализм поддерживал свободный рынок, считая его саморегулирующимся механизмом.

Процесс модернизации, т.е. переход на развитие по линии научно-технического прогресса и на либеральную идеологию начался в Западной Европе. Территории Америки и Австралии осваивали уже носители этих новых жизненных принципов. С точки зрения теории модернизации, границы современного общества определяются не хронологически. Не все существующие на данные момент общества могут быть отнесены к современным, в некоторых из них преобладают черты традиционности. Кроме того, существуют такие понятия, как вторичная, догоняющая, частичная модернизация. Поскольку ориентиры общества модерна были обозначены в Европе, для всех остальных стран они были внешними, модернизация в других странах происходила как бы в ответ на вызовы Запада, в силу чего былавторичной. В связи с этим она оказываетсядогоняющей, т.е. эти страны встают на путь, который для западных стран уже пройден. Вторичная модернизация (которую также называют отраженной) может быть не полной, ачастичной, т.е. затрагивающей и меняющей только некоторые сферы общественной жизни.

Например, в Японии после второй мировой войны произошла полная модернизация, в короткие сроки общество изменилось и в экономическом, и в политическом, и в социальном плане. При этом модернизация Японии была вторичной – установка на преобразование была задана извне, и некоторые первичные преобразования были осуществлены под прямым контролем и при поддержке США. Частичная модернизация произошла в Китае, где была перестроена экономика, но в политической системе осталось много традиционного. Модернизация в России произошла в 20-30-е гг. ХХ века; вторичный характер российской модернизации отражен, в частности, в лозунге первых пятилеток «догнать и перегнать».

Постмодернизм в широком смысле – это мировоззрение и образ жизни стран, завершивших модернизацию.Это новый духовный настрой обществ, уже освоивших и этот исторический опыт. Это мировоззрение впервые было отчетливо выражено где-то в 70-х гг. ХХ в.

Отправной точкой постмодернизма считается исчезновение резкого противопоставления общества модерна и традиционных обществ, формирование толерантности по отношению к традиции. Постмодернизм негативно относится к тому, что называет «экстремизмом Просвещения» в критике традиционных форм социальной жизни, и ищет компромиссы. Его ориентации: создание нового, но признание ценности традиций, их целенаправленное сохранение; светская организация социальной жизни, но высокая оценка значимости религии и мифологии, сохранение социальных условий для их развития; стратегии развития индивидуальности, но поддержка проявлений коллективности, развитие ее форм; демократический характер власти, но необходимость высокого авторитета для политика; эффективное развитие производства, но сознательное ограничение его роста (например, на основе экологического сознания); признание психологического разнообразия социальных типов личности, поддержка различных стратегий жизненного пути (например, дауншифтинг – жизненный выбор, когда человек сознательно отказывается от карьеры, чтобы, например, проводить больше времени с семьей – эта жизненная стратегия распространяется в постмодерне как альтернатива предпринимательской мотивации). Можно сказать, что если эпохе модерна свойственно стремление сформировать «новый» «правильный» порядок во всех сферах от внешнего вида людей до глобальных социальных целей – то эпоху постмодерна отличает стремление защищать наряду с магистральной альтернативные, периферийные стратегии, разнообразные меньшинства, национальные особенности и т.д.Одеваться как принято – идея традиционного общества, мода – идея общества модерна, одеваться, как подходит тебе – идея постмодерна. Старое – понятие положительное в традиционном обществе, отрицательное в модерне и снова обретает положительные коннотации в постмодерне: а может быть, это старинное и потому интересное и ценное?

Постмодернизм – не только новое философское течение, это широкое культурное явление. В частности, развит постмодернизм в литературе и искусстве. Там его отличают два принципа: 1) признание невозможности какого-то единого стиля, принципиальное разнообразие используемых выразительных средств, сосуществование разнообразных течений, которые признаются равноправными; 2) признание огромного массива достижений культуры уже созданным и «игра» с этой культурой – аллюзии, реминисценции, пародии, цитаты и т.д. Например, «Ромео+Джульетта», произведение, в котором старая история перенесена в современное общество, и интересно соединение старых событий и нового антуража.

15 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – направление западной интеллектуальной культуры 20 в., широко применяющее методы логического и лингвистического анализа языка для решения философских проблем. Аналитическая философия имеет классические предпосылки в британском эмпиризме, с одной стороны, и в континентальном рационализме – с другой. Ее предшественниками считают Гоббса, Локка, Беркли, Юма, Д.С.Милля, а также Аристотеля, представителей средневековой схоластики, Декарта, Лейбница, Канта и др. Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания – как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, логической, концептуальной форме. Поле исследований аналитической философии (логика, эпистемология) постепенно расширялось, охватывая все многообразие форм человеческого опыта (этику, эстетику, право и др.).

Исходные проблемы и понятия аналитической философии были сформулированы в статье немецкого логика и философа Г.Фреге «О смысле и значении» (1892). Но реальное осуществление идея (метод и концепция) аналитической философии получила в Англии (Кембридж). Ее основоположниками стали Дж.Э.Мур и Б.Рассел. Процедуры языкового уточнения и прояснения философских понятий, суждений, проблем они назвали «логическим анализом». Этот термин, вначале относившийся к методу исследований, позднее определил название всего философского направления. Главные представители аналитической философии – Г.Фреге, Дж. Э.Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р.Карнап, Г.Райл, Дж.Уиздом, П.Стросон и др.

Философов «аналитической» волны объединяет не столько тематика или тип философских концепций, сколько общие задачи: исследование языка с целью выявления структуры мысли, достижения «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкого разграничения значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз и др.

Внутри аналитической философии различают два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки и придерживаются линии сциентизма. Сторонники второго направления считают такую ориентацию искусственной и ограничивающей философский кругозор, поскольку философия укоренена в реальном разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка и многообразном вненаучном опыте людей.

В период, когда формировались проблемы и понятия аналитической философии, в философии Англии главенствовала одна из форм неогегельянства – школа абсолютного идеализма,отодвинувшая на второй план философию «здравого смысла» и позитивизма. В британском неогегельянстве резко противопоставлялись «реальность» и «кажимость», материя считалась иллюзией, пространство и время – ирреальными. Это противоречило весьма важному для мироориентации людей чувству реальности. Другой характерной чертой абсолютного идеализма былхолизмусиленный акцент на «целостность» абсолюта, безусловное главенство целого над отдельными, конечными явлениями. В социально-политическом плане такой подход предполагал поглощение индивида государством, а в теории познания – всевластие синтеза над анализом. Это ослабляло основу аналитического мышления – метод логического расчленения действительности тем или иным способом (атомизм, элементаризм).

16 Коммуникативная философия - одно из направлений, также обращается к этике ответственности (представителями являются немецкий философ К. Апель, немецкий философ и социолог Ю. Хабермас, немецкий философ Гьосле, украинский ученый Ярмоленко), который уместно присоединить к "этике выживания".

 

Коммуникативная философия стремится применить теорию коммуникации во всех сферах человеческой деятельности (политике, экономике, праве) и влиять на них, доказывает необходимость обоснования моральных норм и определяет принципы права человека и справедливости как необходимые факторы в социальном и нравственном развитии человека, формированию ее ценностных ориентаций. Предусматривает равноправное участие всех людей в решении и обосновании социально-правовых и моральных норм и находит свое отражение в принципе универсализации, согласно которому Ю. Хабермас формирует принцип значимости норм: "Каждая значимая норма должна соответствовать условиям, последствия и побочные последствия, которые предположительно проистекать из ее всеобщего применения, при удовлетворении интересов каждого индивида, могут быть без принуждения приняты всеми участниками ". Итак, коммуникация выступает как этическая категория, ведь его участники являются равноценными субъектами в достижении взаимопонимания во всех видах человеческой деятельности.

 

17 Синергетика – изучение сложных систем.

В научных исследованиях термин синергетика впервые был использован в XIX веке английским физиологом Шеррингтоном при анализе управления мышечными системами со стороны спинного мозга.

Второе научное «рождение» и последующий триумф термин синергетика получил в 70-х годах XX века, после того, как немецкий физик Герман Хакен стал называть синергетикой новую научную дисциплину. При этом Г. Хакен охарактеризовал синергетику следующим образом: «Я назвал новую дисциплину «синергетикой». В ней исследуется совместное действие многих подсистем, в результате которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование».

Позднее, на Берлинском симпозиуме по синергетике 1984 г., Г. Хакен, в популярной форме, сказал о синергетике следующее: «Синергетику можно рассматривать как форум, на котором ученые разных дисциплин встретились друг с другом для того, чтобы обменяться своими идеями, как справиться с большими системами».

По классификации РФФИ синергетика, в настоящее время, относится к разряду философских наук.

Синергетика – это научная дисциплина, которая рассматривает закономерности процессов системной интеграции и самоорганизации в различных системах. В отличие от системного подхода, где основное внимание акцентируется на связях частей в целом, синергетика исследует причины свойств системы. В системном подходе анализ ведется, как правило, на качественном уровне. Синергетика изучает количественные отношения и параметры.

Синергетика занимается исследованием систем, состоящих из большого (очень большого, огромного) числа частей, компонент или подсистем, другими словами, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой.

Синергетика — далеко не единственное научное направление, которое занимается изучением сложных систем. Вместе с тем, используемые в синергетике понятия делают синергетический подход уникальным, причем не только в концептуальном, но и в операциональном плане. В отличие от других научных направлений, обычно возникавших на стыке двух наук, когда одна наука давала новому направлению предмет, а другая — метод исследования, синергетика опирается на сходство математических моделей, игнорируя различную природу описываемых ими систем.

18 Видную роль в развитии белорусской философской и общественной мысли сыграло творчество В.Дунина-Марцинкевича. Он полагал, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания. Важную роль в этом должна играть литература на белорусском языке, которая была бы понятна как помещику, так и крестьянину.

Кастусь Калиновский - революционер-демократ, руководитель восстания 1863-1864 гг. на Беларуси. В 1862-1863 гг. издавал нелегальную газету «Мужицкая правда». Калиновский выступал выразителем идей и стремлений трудового народа. Считал, что крепостное право является вопиющей несправедливостью, мечтал об освобождении крестьян и раздаче им земли. Кастусь Калиновский был страстным приверженцем социального равенства. В целом, специфика философских взглядов белорусских революционных демократов заключалась во взаимосвязи с проблемой национального возрождения. Затем, уже в начале ХХ века, насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич, известная под псевдонимом Тетка, Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас и др.

Образование Белорусской ССР и её развитие явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и формировании самосознания белорусского народа.

20-30 годы прошлого столетия характеризуются интересом к анализу отношений философии и собственно наук, разработками проблем категориального аппарата и методов белорусской науки. Белорусские философы активно участвовали в дискуссии против формализма и механицизма. 30 –годы – период активизации движения так называемых националистов, которые выступили против социалистической идеи и рассматривали белорусскую нацию как особенную, что вело к самоизоляции. Но эти идеи не получили распространения. Основная задача философской науки в это время постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма. В 50-80 гг. в белорусской философской мысли разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии научного познания и др. Значительное место в философии этого периода занимают вопросы истории философии, в том числе и философской мысли Беларуси. В последние десятилетия ХХ века-начала ХХI века значительный вклад в развитие философской мысли внесли белорусские философы: К.П.Буслов, В.И.Степанов, И.Н. Лущицкий, Д.И.Широканов, Е.М. Бабосов, В.С.Стёпин и др.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 478.